Гончарное искусство. Мастера гончарного дела

Это процесс в котором участвуют умелые руки мастера и глина, действо, в ритмичных движениях которого рождается внутренняя связь между ними. До недавнего времени самим распространенным гончарным кругом был ножной круг, состоящий из вертикальной оси из железа, в верхней части которой укреплен небольшой диск, на котором происходит лепка, а нижний - маховик, который приводит в движение верхний круг. Сам же маховик приводится в движение ногой гончара. В последнее время всё чаще используется электрический станок: скорость вращения круга регулируется при помощи педали. Диск всегда вращается против часовой стрелки.

Приготовление кома. Перед началом работы на гончарном круге желательно приготовить несколько комов глины, которые следует накрыть влажной тряпкой, чтобы гляняное тесто не высохло.

После того как от цельного блока отделили количество глины, необходимое для изделия, глина разделяется на две части, которые снова соединяются решительным и сильным шлепком. Это повторяется несколько раз за тем глине придается форма шара.

Основные этапы. Главный принцип, положенный в основу работы на гончарном круге, заключается в сопротивлении с помощью одних только рук центробежной силе, которая при вращении выталкивает глиняный предмет за пределы круга.

Центровка. Глиняная заготовка помещается в центр круга. Чтобы её приготовить отделите небольшое количество глины, с которым вам будет удобно работать на гончарном круге, сильным движением бросьте заготовку на круг, и прижмите её нижнюю часть к кругу. Руки, слегка касаясь диска, охватывают ком глины. Надавливайте на глину, немного смещая её в разные стороны. Руки и запястья должны быть напряженными. Подталкивайте глину вверх, ладонями оказывая давления в нижней части кома, за тем перемещайте её опять вниз. Таким образом происходит проминка глины.

Углубление внутри заготовки. Большим пальцем левой руки нажимайте на центральную часть глины. Затем большой палец правой руки должен достать до дна, оставив слой для основания, в то время как левая рука поддерживает и направляет всю массу. Установив какой ширины будет изделие, приступайте к стенкам: большой палец с внутренней стороны, остальные пальцы - с внешней.

Формовка цилиндра. Цилиндр формируется после центровки и проминки глиняной массы. Теперь проделайте углубление и поднимите стенки.

Вытягивание стенок. Одной рукой примите положение «клещами»: указательный и средний пальцы располагаются с внутренней стороны, а остальные пальцы - с внешней. Второй рукой поддерживайте и направляйте изделие. Помните, что стенки должны быть одинаковой толщины. При этом косточка указательного пальца правой руки должна скользить по внешней стенке, а косточки пальцев левой руки, сжатые в кулак, должны изнутри прижимать их к стенке. Повторите эту операцию несколько раз.

Циклевание. Циклей разровняйте и разгладьте внешние стенки сосуда. После этого гончарной струной отделите изделие от гончарного круга. Снимать сосуд следует только сухими руками. Держите его осторожно, равномерно распределяя вес, так как изделие сохраняет пластичность и, следовательно, легко деформируется.

При работе руки всегда должны быть смочены водой, чтобы они легко скользили по поверхности изделия. Желательно иметь миску с водой, чтобы время от времени смачивать руки.

Расширение верхней части. После центровки и проделывания углубления в центре заготовки, настало время расширять кверху стенки сосуда, поддерживая при этом одинаковую толщину стенок. Самая распространенная ошибка на этом этапе работы- слишком тонкие и непрочные стенки, которые не могут сохранять форму.

Работа по расширению верхней части изделия особенно важна при изготовлении тарелок и блюд, небольших, средних и крупных размеров.

Формовка тулова. С тех пор, как появился гончарный круг, человек научился изготавливать круглые сосуды. Выполните заготовку, повторяя те же этапы, что и при изготовлении цилиндра: центровка, проделывание углубления и расширение, затем вытягивание вверх стенок. При придании сосуду шарообразной формы, руки занимают положение «молота».

Расширение стенки. Подушечками пальцев руки, которая находится внутри сосуда, надавливайте на стенку цилиндра смещая её от центра, в то время, как второй рукой придерживайте работу и давите с внешней стороны. Для сужения сосуда - с силой давите с внешней стороны к центру. Помогайте себе циклей.

Сужение. Выполняйте сужение до тех пор, пока отверстие не достигнет намеченного размера. Если сужающаяся часть сосуда должна иметь долинное и узкое горлышко, то надо равномерно нажимать руками, смещая глину как по направлению к центру, так и вверх.

Носик. Одной рукой придерживая надавливайте на стенку, а указательным пальцем второй руки поддерживайте изделие. Чтобы оно не смещалось с оси. Тем же пальцем нажимайте книзу, чтобы сформировать изгиб носика. Разгладьте стенки циклей и губкой. Если хотите расширить горлышко, вылепите носик для вытекания жидкости. Большой и указательный пальцы левой руки расположите над верхним краями оказывайте давление по направлению к центру. Одновременно указательным пальцем правой руки смещайте стенки к внешнему краю и вниз. Это движение будет определять форму сосуда.

Ручка. Приготовьте и хорошо промойте длинную и округлую полоску глины. Разгладьте её сверху вниз смоченными водой руками. Когда нижняя часть достигнет нужной длины и толщины отделите кусок глины.

Чтобы прикрепить ручку сделайте надрез на поверхности кувшина при помощи зубчатого резца. Приложите ручку к верхней части кувшина и прижмите её к краю кувшина. Тоже самое проделайте с нижней частью кувшина, разгладив место соединения таким образом, чтобы поверхность оставалась ровной.

Обтачивание. Когда изделие снимается с гончарного круга, его стенки еще недостаточно очищены. Слегка подсушите сосуд, чтобы он приобрел прочность и не деформировался при дальнейшей обработке. Снова поставьте сосуд на гончарный круг. Теперь скорость его вращения должна быть умеренной. Вам понадобятся стеки с железным концом. Особое внимание нужно уделять нижней части изделия - дну.

На днях получил письмо, оно мне показалось весьма интересным, как бесценный опыт для новичков в гончарном деле. И, с согласия автора, я его публикую.

Если у вас появятся вопросы, предложения – пишите, ваш практический опыт очень полезен новичкам!

С этой проблемой я столкнулась сразу же, как села за гончарный круг и чуть было не потеряла интерес к гончарному ремеслу. Виноваты у меня были все: начиная от глины (не того цвета, размера и консистенции) и заканчивая гончарным кругом (не так крутится планшайба). В итоге оказалось, что причина всему – мои кривые ручки и незнание основ правильной центровки глины. После долгих и усердных практических занятий, я вывела следующие основные моменты, которые нужно обязательно учитывать и никак не пренебрегать ими при центровке глины:

1. Глина должна быть не твердой и не очень мягкой . Если она будет твердой – то будет тяжело прикрепить глину к планшайбе (она плохо с ней сцепляется в суховатом виде) и отцентровать ее, а если очень мягкой (липнет к рукам островками) – то глина будет сваливаться с планшайбы и не держать форму. Глина максимально мягкая (но не липнущая к рукам) – основа для успешной работы на гончарном круге!

2. Глину нужно очень и очень тщательно отбить и промять перед центровкой, особенно если она не вакууммированная. Я делала очень просто: брала комочек глины по размеру ладони и сильно ударяла его об пол (предварительно положив на пол кусок слегка влажной ткани). Можно отбивать глину на обычной дощечке, это как вам будет удобнее и сподручнее. Затем разрезала комок глины пополам струной с ручками и смотрела нет ли там дырочек, т.е. воздушных пузырей. Если их не было а глина была однородной, значит глина промята хорошо. В противном случае, процесс нужно повторить.

3. Только после тщательной отбивки глины ее можно прилепить к планшайбе и заняться собственно центровкой . А вот тут начинается самое интересное, то, что тяжело описать словами, и лучше один раз увидеть вживую. Но могу сказать однозначно, на что надо обратить внимание, а именно:

4. Посадка за гончарным кругом (напольным, круг ПРОФИ-МАХ) . Очень важно выбрать правильную посадку.
- Высота стула или табурета, на котором вы будете сидеть, должна быть примерно на одной высоте с плоскостью планшайбы или чуть выше ее.
- Ваши локти должны плотно прижиматься к туловищу и опираться на бедра (колени)! Если локти не будут иметь опору, то руки будут ходить ходуном за глиной и вы никогда не отцентруете даже малюсенький комок глины! Запомните, это очень важно. Это главная болезнь новичков. Они пытаются удержать комок глины на планшайбе своими руками с помощью силы мышц, а это неверный подход. Правильно – это выбрать удачное положение и точку опоры и тогда сил потребуется совсем немного.

5. На забывайте смачивать руки водой, иначе кусок глины будет прилипать к ним и может сорваться с планшайбы . Руки должны скользить по глине. Но и не стоит и очень сильно смачивать руки и глину водой, - тогда глина быстро размягчится, и вылепить изделие из нее будет невозможно, оно не будет сохранять форму.

6. Очень важно довести до автоматизма каждое действие . Нельзя браться за сложные вещи пока вы не освоили простые. Например, будет неразумно начинать вытягивать стенки сосуда, если вы до сих пор не научились быстро и качественно центровать глину, формовать донышко. А на эту, на первый взгляд, простую операцию порой уходит пара месяцев. Да, да, именно на осваивание центровки я потратила два месяца, занимаясь практически каждый день по 2..3 часа.

Этим правилом я долго пренебрегала, мне очень хотелось быстрее получить результат. А в итоге, каждый раз приходилось возвращаться к азам, т.е. к центровке глины и начинать все сначала. Сейчас я понимаю, что все надо делать поэтапно, не спешить и только тогда будет отличный результат! Чего и Вам всем желаю.

7. Если у вас есть денежки, чтобы пройти обучение у мастера – очень рекомендую. Я сама брала несколько уроков и очень этому рада. НО важно помнить одно: не мастер должен крутить ВАШИМИ руками изделие, а вы сами СВОИМИ руками это делаете под его руководством, и его пристальным вниманием. Иначе получиться, что не вы сами сделали изделие, а мастер, но вашими руками, используя их в качестве стека! Не забывайте об этом и не удивляйтесь, почему при мастере у вас все получалось, а без него - нет.

Советую поступить следующим образом (как сделала я): мастер показывает вам упражнение, вы это упражнение несколько раз повторяете под его присмотром, с учетом всех замечаний. Затем идете домой и отрабатываете эту операцию до автоматизма уже на своем круге (если он есть, конечно). Затем опять встречаетесь с мастером, показываете ему свои успехи и переходите к следующим упражнениям и так до тех пор, пока не освоите все азы гончарного ремесла. Это идеальный вариант обучения, ведь вы сэкономите свои деньги, не просиживая часами вместе с мастером, и наработаете самостоятельное мастерство. Но для этого обязательно нужно иметь свой гончарный круг, если вы, конечно, хотите добиться высоких результатов и планируете приобрести мастерство в этом нелегком, но заманчивом ремесле.

Сейчас начинаю тянуть стенки, учусь формировать узкие горлышки сосудов. Что из этого будет получаться – отпишу вам дополнительно!

как отбить глину

как отцентровать глину

как сделать цилиндр

Всего доброго,
Ольга.»

Ростовская Яна Евгеньевна – воспитатель МБДОУ «ДС № 9 «Олененок» , ст. Староминская, Краснодарский край

Введение

Одно из важных направлений в работе нашего дошкольного учреждения является трудовое воспитание. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования цель трудового воспитания детей дошкольного возраста - формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. Для успешной реализации трудового воспитания у детей дошкольного возраста, первостепенное значение имеет создание необходимых условий. Поэтому, в МБДОУ «Детский сад» № 9 «Олененок» станицы Староминской открылась гончарная мастерская. Для функционирования мастерской были установлены детские гончарные круги, приобретена глина, фартуки и нарукавники.

Студия «Гончарная мастерская»

Творческая мастерская - это одна из новых форм совместной и самостоятельной деятельности детей. Совместная деятельность вне занятий с детьми старшего возраста организована 1 раз в неделю по 20 – 25 минут. Работа проводится с небольшими группами с учетом уровня развития и познавательных интересов детей.

Работа в мастерской построена так, чтобы в конце работы дети видели результат своего труда. Данный прием развивает познавательные способности и повышает самооценку ребенка, так как законченность работы приносит чувство удовлетворения и радости.

Цель: создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей при создании работ из глины.

Задачи:

  • Обучить практическим навыкам лепке из глины, техническим приемам, умению создавать собственные композиции в традициях художественного промысла
  • Приучать детей аккуратно обращаться с рабочими принадлежностями, оборудованием, с готовыми и не законченными работами
  • Развивать: самостоятельную творческую деятельность детей, инициативу, фантазию, творческое воображение
  • Воспитывать: умение работать самостоятельно, усидчивость и трудолюбие.

Работа в «Гончарной мастерской» проводилась в два этапа:

1 этап – подготовительный.

  1. Ознакомление с работами ведущих авторов по данной проблеме исследования и выявление необходимости в расширении поля деятельности в данном направлении.
  2. Выявление актуальности изучения данной проблемы, учитывая ее практическую значимость для всестороннего развития ребенка.
  3. Постановка цели и основных задач – помочь ребенку познать свойства реальных предметов и объектов окружающего мира, доступными его пониманию способами и средствами.
  4. Разработка методики работы на гончарном круге.
  5. Разработка учебно – тематического плана работы с детьми по данному направлению.
  6. этап – основной.

Основным этапом данного опыта является работа в творческой гончарной мастерской.

Основой мастерской является «ручной труд» ребенка. Работая руками, дети, изучают свойства материалов, инструменты с которыми они работают, создают продукты деятельности, которые используются как в развивающей предметно пространственной среде группы и детского сада, так и как подарки младшим детям и родным. Всё это позволяет им проявлять инициативу и выражать свою индивидуальность.

Воспитатель ведет определенную, заранее выбранную работу, которая происходит во время свободной деятельности. Настроение, создаваемое за рабочими столами, наполняет всю комнату. В мастерской дети подходят к воспитателю, наблюдают и включаются в работу. А кто – то из детей быстро возвращается к своим самостоятельным играм. Здесь все работают сплоченно и коллективно. В ходе такой работы развиваются способность к концентрации, дисциплина, спокойствие, привычка доводить начатое дело до конца. Дети наблюдают все эти качества в работе воспитателя, и они передаются им естественным образом.

Дети поэтапно овладевают разными техниками «мастерства» . Работа ведется от «простого к сложному» . От знакомства с правилами при работе с гончарным кругом - к технике работы на гончарном круге. А также в мастерской работа проходит в два этапа: подражательный - дети видят, учатся, повторяют за взрослым, и на основе подражания усваивают алгоритм деятельности и творческий этап – дети применяют полученные знания и умения на практике.

Здесь детям не даются определенные задания или даются в такой форме, чтобы дети проявляли свою инициативу. Здесь воспитатель своими руками лепит на глазах детей сначала форму шара, из которого потом «возникают» различные фигурки. Дети воспринимают формы предметов и существ (животных, героев сказок и т.д.) сначала целостно, затем фантазируют, лепят и стараются воспроизвести данную форму в материале. Некоторая незавершенность фигуры также дает импульс для воображения и способствует его развитию. Также в студии дети осваивают правила и приемы работы на гончарном круге, например, лепка кувшина, тарелки, чашки, Работа на гончарном круге дает возможность ребенку поэкспериментировать, творчески продумать своё задуманное изделие. Изготовленные детьми игрушки и поделки раскрашиваем гуашью (например, с элементами народно – прикладного искусства) , и используем, как атрибуты для сюжетно – ролевых игр.

Методика работы на гончарном круге.

  • Сначала нам нужно размять глину. Разминаем ее хорошо, для того, чтобы глина стала мягче и, легко было с ней работать. Если кусочек глины небольшой, то мы его разминаем в руках, как пластилин. Если кусочек глины будет большой, то его замешиваем как тесто.
  • Затем круговыми движениями рук сформировали шар. Кладем глиняный шар на основу гончарного круга и хорошо его руками закрепляем. Это делается для того, чтобы глина во время работы на гончарном круге не двигалась.
  • Включаем гончарный круг. Для работы в гончарной мастерской установлены детские гончарные круги. На гончарном круге есть две скорости – большая и маленькая. На большой скорости мы будем работать, когда освоим работу на маленькой скорости. Если рычаг включения слегка приподнимем вверх и повернем налево, то скорость будет маленькая. И, соответственно, если – вправо, то скорость будет большой.
  • При помощи рук и воды вытягиваем глиняный шар вверх, делая конус или столбик. Делается это для того, чтобы глина пропиталась водой и стала мягче и эластичней. Для этого обхватываем пальцами наш комочек у основания, немного сжимаем его, поднимаем вверх и сужаем. Получается конус – морковка. На этом этапе происходит центровка глины. Поэтому старайтесь держать руки ровно по отношению к оси круга, так чтобы не пальцы ходили за глиной, а наоборот - глина шла вслед за ними. Медленно проведите палец снизу вверх, если палец нигде не подпрыгивает, то можно приступать к следующему этапу.
  • Опускаем столбик вниз, делая толстый пенек. Нажимаем ладошкой на конус и постепенно нажимаем вниз. Если изделие наклоняется, то при помощи рук выравниваем.
  • В центре пенька указательным пальцем намечаем отверстие. (Его можно сделать при включенном гончарном круге, но детям трудно наметить отверстие при включенном гончарном круге) . Поэтому мы выключаем гончарный круг, намечаем отверстие и продолжаем работу.
  • Углубляем отверстие практически до основания - получается конусообразная воронка. У нас получился полый цилиндр - стаканчик с толстыми стенками.
  • На следующем этапе происходит лепка задуманного изделия (например, чашка, кувшин, горшочек, стаканчик) .
  • Система педагогического процесса по обучению работе на гончарном круге предполагает развитие у дошкольников творческого отношения к труду, воспитания активности, нравственных качеств личности, оптимизацию познавательной деятельности и строится на гибком подходе к планированию и организации этого процесса, учитывает разные возможности детей, их предпочтения и интересы. Для того чтобы и педагог, и ребёнок наглядно увидели все компоненты деятельности как систему, мы использовали модель - обозначение этой системы в виде пяти пальцев руки.

Метод «пяти пальцев» , предложенный Л. Зайвертом, является простой и доступной техникой, в которой за каждым пальцем руки закреплен один из контролируемых параметров качества достижения цели. «Система пяти пальцев» - технология, которая раскладывает детскую деятельность на этапы. Для того, чтобы лучше запомнить детям эту схему технология представлена в форме ладони. «Пятипальцевый» метод формирует у детей самостоятельность, развивает инициативу, творческую деятельность.

Тематическое планирование работы

в гончарной мастерской

  1. Вводные беседы с детьми о глине, работе гончара.
  2. Чтение сказок, художественной литературы.
  3. Ознакомление детей с искусством: рассматривание иллюстраций с изображениями изделий из глины, керамических статуэток и фигурок.
  4. Просмотр слайд – шоу «Чудеса из глины» .
  5. Просмотр видео материалов о работе гончара.
  6. Изображение предметного мира. Создание простых форм.
  7. Предметная лепка.
  8. Сюжетная лепка.
  9. Инструктаж по технике безопасности при работе на гончарном круге.
  10. Декоративная лепка.
  11. Выставка детских работ.

Используемая литература:

  1. Алексашина Н.Н. Волшебная глина.
  2. Федотова Г.Я. Послушная глина.
  3. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев.
  4. Лыкова И.А. Лепим, Фантазируем, играем.

"Керамика очень похожа на жизнь - вам всегда интересно, чем дело обернется.
Это может быть не так, как вы себе представляли, но это все равно будет красиво…"

Эти слова на прошлой неделе произнес директор одной из американских школ в маленьком городке Карфаген на церемонии запуска новой печи для обжига гончарных изделий. Ее установили на средства гранта регионального фонда общественного образования. Теперь карфагенские школьники смогут полноценно попробовать себя в одном из древнейших занятий человечества - создании настоящей керамики.

В томских школах печи для керамики пока не ставят, но обучиться этому ремеслу, при желании, все-таки можно - время от времени в городе проходят различные мастер-классы , преподают его основы и в художественных школах. Ну а для тех, кто пока не готов вживую познакомиться с процессом создания гончарного изделия, - рассказ о нем от томского керамиста Андрея Салтана.

ГЛИНЯНОЕ ТЕСТО

Первый этап в деле изготовления любого керамического изделия — добыча сырья, в данном случае — глины.

Глину я беру местную, томскую; это так называемая красная глина. Активно сотрудничаю с Политехническим университетом — там знают все карьеры, где ее можно добыть, - рассказывает Андрей Салтан.

Фактически глина, только что добытая из карьера — это просто, «куча грязи», а потому перед началом работы ее необходимо как следует подготовить.

Традиционных вариантов переработки материала не так много. К примеру, в древности глину замачивали водой, тщательно перебирали, выбирая мусор. Уже очищенную глину погружали в бочку с водой, где она отстаивалась какое-то время. В ходе такой процедуры часть грязи всплывала на поверхность, часть — оседала на дно, а посередине оставался пласт, который можно было использовать для работы. В бочке, в тех местах, где и находилась нужная масса, проделывали отверстие, глину собирали и высушивали на солнце, чтобы избавиться от лишней влаги. Подсохший материал переминали, после чего он становился окончательно годным для работы.

Мы тоже сначала пользовались таким способом: месили глину руками, ногами, но это очень тяжело, - рассказывает Андрей. - Со временем приобрели оборудование, которое готовит глину — в итоге она получается в виде вот таких «колбас»:

ГОНЧАРНЫЙ КРУГ

Перед началом работы с глиной необходимо как следует намочить руки, да и во время работы вода всегда должна быть под рукой. Главное — не переусердствовать. Если изделия из глины получатся слишком влажными, то легко могут дать трещину при сушке. Поэтому в процессе работы мастера держат под рукой губку, которой удобно собирать лишнюю влагу.

Также перед началом работы с глиной необходимо «пообщаться»: почувствовать ее, поработать руками. Если есть желание придать изделию особую форму, достаточно посильнее нажать на глину с обеих сторон, и она легко поддастся.

По словам Андрея Салтана, идея будущего сосуда зачастую рождается во время работы, в импровизации. Но если есть задумка - что в конечном итоге должно получиться - то тогда эскиз следует продумать заранее.

Изготовление незамысловатого гончарного изделия за 5 минут - вполне реальное дело, - говорит мастер. - Когда делаешь несколько одинаковых форм подряд, руки привыкают и работают намного быстрее. Например, если я делал партию стаканчиков, то на первый уходит минут 15, а последний я делаю уже за 5 минут.

Когда форма готова, можно дать волю фантазии и декорировать горшок или кувшин как хочется. На еще не засохшей глине можно порисовать: для этого используются самые разные деревянные палочки, которыми как на бумаге можно выводить узоры — цветы, животных, орнаменты. Хотя, по словам бывалых мастеров, бывает, что форма настолько интересна, что никакой декор и не требуется.

Однажды ко мне пришли из Чайного клуба. Сказали, что у них намечается фестиваль и нужен приз — чайник. Но не обычный, а настоящий сибирский - в шапке-ушанке. Мне эта затея очень понравилась, и я с удовольствием его сделал, - говорит Андрей Салтан.

Срезка сосуда

СУШКА И УКРЕПЛЕНИЕ

Следующий немаловажный этап в работе над глиняной посудой - укрепление и сушка.

При сушке любое керамическое изделие становится гораздо меньше в размерах - хорошая гончарная форма дает усадку не менее 10%. Чтобы сосуд был крепким, его обжигают в специальной печи, при температуре около 1 250 градусов. Хотя некоторые новички обходятся и вовсе без обжига - сушат горшки на солнце.

После печи посуда приобретает совершенно другой цвет.

До печи глина может иметь совершенно потрясающие цвета: и зеленый, и голубой, и черный. А после обжига становится белой, желтой или красно-коричневой, - поясняет Андрей Салтан. - Обожженное изделие из томской глины имеет красно-коричневый цвет.

Но обжиг — это еще не все. Изделие из глины не должно пропускать влагу, а потому нуждается в специальной обработке. Технологии существуют разные, одна из них — обработка глазурью, в результате которой горшочки и кувшины приобретают стекловидное покрытие.

Правда, сейчас от наиболее распространенных видов глазурования начинают отказываться из-за присутствия в составе поливы (смеси кварца, полевого шпата, оксидов металлов и некоторых других компонентов) свинца. Его наличие может негативно сказываться как на мастерах, производящих работы по глазурованию, так и на тех, кто потом будет использовать посуду.

Сейчас все стремятся к более естественному, природному, экологичному — отмечает мастер. - Поэтому для обработки я использую молочение. Этот способ намного древнее глазури, к тому же не нанесет никакого вреда здоровью.

Молочение — обработка молочным жиром — было очень распространено в древности. Уже обожженный сосуд помещали в молоко, давая стенкам возможность как следует пропитаться. После этого сосуд высушивали и снова ставили в печь для обжига. При этом температура в печи достигала 350 градусов, чтобы молоко начало «гореть»: в процессе горения оно закрывает поры, через которые может вытечь вода.

После такого обжига горшок сильно темнеет, поэтому его необходимо отчистить. Когда-то это делали с помощью песка или рогожи, сейчас же, как правило, используют простую наждачную бумагу. Уже после чистки сосуд обрабатывается горячим воском - на этом этапе работу можно считать завершенной.

СПРАВКА ОБЗОРА:

Керамист Андрей Салтан. Изготовлением гончарных изделий занимается три года. Начинал с моделей из глины, продолжил работой с гончарным кругом.

В настоящее время создает собственную студию, сотрудничает с Томскими краеведческим и историческим музеями, салонами красоты. Считает, что в гончарном искусстве случайных людей нет - слишком уж грязный и трудоемкий процесс работы.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Чтобы попробовать себя в гончарном деле необходимо обзавестись гончарным кругом, печью для обжига, глиной и инструментами для декора изделий.

Гончарный круг. Собрать простой гончарный круг можно при желании самостоятельно , но можно сделать и на заказ . Или приобрести в специализированном интернет-магазине гончарный круг с электроприводом. Стоимость такого круга колеблется в пределах от 23 до 60 тыс. рублей.

Печь для обжига. Самая простая печь для обжига обойдется в 50-60 тысяч рублей. Но в целом их стоимость может достигать 200 тыс. рублей и более.

Набор инструментов . Леска или тонкая проволока, что бы по окончании лепки срезать гончарное изделие с круга. Губка, чтобы убирать лишнюю влагу с изделия (можно привязать к небольшой палочке, чтобы можно было "попасть" внутрь горшка). Инструменты каждый выбирает для себя сам, стандартного набора тут нет: различные палочки, лопатки, резаки, чтобы создавать узоры еще на влажной глине, кисти - если захочется в дальнейшем расписать свой горшочек.

Материалы. Традиционную красную глину можно приобрести непосредственно в Томске, в мастерской Андрея Салтана (30 рублей за кг). Также красную глину и глину других цветов (черную, белую, зеленую, голубую) также можно заказать в интернет-магазинах. К примеру, 2,5 кг зеленой глины пластичностью до 1100 градусов обойдется примерно в 300 рублей. Такой же объем более пластичной черной глины (свыше 1100 градусов) будет стоить порядка 200 рублей. А акриловые краски продаются в любом художественном магазине: набор из 6 цветов стоит, как правило, около 200 рублей.

Текст: Анна Жидкая, Анна Афанасьева

Пожалуй, гончарное ремесло зародилось если не вместе с освоением людьми огня, то сразу после. Недаром во многих мифах и легендах народов мира образ Творца неразрывно связан с актом творения из глины. Так, в христианстве из глины был сотворен первый человек - Адам. В индуизме одной из ипостасей Брахмы является гончар. Бог плодородия древних египтян Хнум тоже создал человека с помощью гончарного круга. Мифы африканского племени догонов представляли верховное божество Амма гончаром, который создал все сущее из глины. Немало народов имели свои касты гончаров, которые помимо ремесленных функций могли исполнять обязанности жрецов и служителей культа. Так, например, каста ханибэ в Древней Японии, члены которой изготавливали священные глиняные скульптуры - ханива. Всегда работа гончара представлялась как нечто божественное, за исключением того, что мастер, в отличие от бога, не мог дать душу своим творениям.

Виды гончарных кругов

Естественно, центральное место в работе гончаров занимают гончарные круги, вокруг которых будто вокруг центра Вселенной вращается все гончарное ремесло. С их помощью бесформенные куски податливой глины в умелых руках превращаются в изящные сосуды самых разнообразных, порой причудливых, форм.

Гончарный круг представляет собой гладкий диск, имеющий консольное крепление на вращающейся оси и приводящийся в движение мускульной силой либо электрическим или реже механическим двигателем. В давние времена они были с ручным приводом, потом ножным и, в конце концов, электрическим. Следует заметить, что ножной и электрический гончарные круги более удобны в использовании. Это объясняется тем, что обе руки мастера остаются свободными. Несмотря на то что электрический круг является более современным и прогрессивным, гончарный круг с ножным приводом не сдает позиции, поскольку, по мнению некоторых мастеров, только на таком круге можно плавно и в широких пределах регулировать скорость вращения заготовки и лучше чувствовать материал.

Дополнительные инструменты

Если вы всерьез или даже просто на любительском уровне решили освоить гончарное ремесло, то кроме известного уже круга, понадобятся некоторые другие инструменты, которые многократно облегчают работу и позволяют выполнять разнообразные манипуляции с материалом. Основными инструментами как скульптора, так и гончара являются стеки - деревянные, металлические или пластиковые лопатки всевозможных форм и размеров. Также не обойтись без металлической струны с двумя удобными ручками на концах, с помощью которой готовое изделие после формовки срезается с круга.

Оборудование мастерской

Чтобы было понятно, работа на гончарном круге - занятие достаточно грязное, и в городской квартире вы, скорее всего, не найдете себе места, разве что если не выделите под мастерскую целую комнату. Но позволить себе подобное могут далеко не все. Кроме того, при работе гончарные круги работают не бесшумно, а это может вызвать недовольство соседей. Зато в частном секторе города, на даче или в селе найдется масса мест для реализации ваших замыслов по освоению гончарского ремесла. В теплое время можно заниматься этим прямо под открытым небом, но все-таки желателен навес над головой для защиты от палящего солнца или дождей. Само обустройство мастерской не представляет каких-либо значительных сложностей. Достаточно поставить стол для инструментов и других вспомогательных вещей, один или несколько стеллажей для готовой продукции, и обеспечить освещение рабочего пространства.

Если вы только начинаете свой путь на поприще работы с глиной, то не нужно задаваться целью приобрести профессиональный гончарный круг. Чтобы освоить азы и почувствовать материал достаточно и любительского. Тем более что его конструкция совершенно проста и легка в повторении для тех, кто умеет пользоваться слесарными инструментами.

Как сделать гончарный круг

Сейчас нет недостатка в специальных магазинах, где и начинающим и состоявшимся гончарам предлагается весь спектр товаров для их ремесла: гончарные круги, всевозможные «сорта» глин, вспомогательных инструментов и даже печей, где обжигают готовые изделия. Но ценник в таких магазинах обычно очень высок. И если вы хотите сэкономить, то можно изготовить гончарный круг своими руками.

Для этого нужно сделать из деревянного бруса или металлического профиля станину. В ее нижней и верхней части устанавливаются подшипники, в которых будет вращаться вал с закрепленным на нем кругом. Непосредственно круг желательно изготовить из материала невосприимчивого к влаге: пластик, стеклотекстолит, алюминий, латунь или бронза толщиной не менее 10 мм. Лучше всего, если круг диаметром 250-300 мм выточит на станке токарь. Круг крепится на валу с помощью фланца или любым другим удобным способом.

Круг с ножным приводом

Если круг предполагается сделать с ножным приводом, то на нижнюю часть вала нужно установить массивный маховик, который можно сбить из толстых досок и придать ему форму колеса, или же воспользоваться любым подходящим массивным диском из металла, например, 30-килограммовым блином от штанги.

Круг с электрическим приводом

Если же планируется делать электрический круг, то в качестве привода хорошо подойдет двигатель для швейной машинки. Его преимущество заключается в том, что на этом двигателе можно самостоятельно регулировать частоту оборотов вала. Делается это с помощью специальной педали. Такой двигатель вместе с педалью можно приобрести в специализированном магазине (это будет не дешево) или на "блошином" рынке/барахолке (получится гораздо дешевле, чем брать новый).

В случае использования электропривода можно отойти от изготовления специальной станины, и использовать любой старый стол или даже массивный табурет. Кроме этого, понадобится неглубокая (до 10 см) и широкая пластиковая емкость диаметром 40-45 см. Она закрепляется на станине так, чтобы и внутри нее свободно вращался круг. Это нужно для того, чтобы капли воды с глиной не летели во все стороны, а оставались внутри емкости. В крайнем случае можно сделать ограждение из сухих дощечек и потом несколько раз пропитать олифой для придания древесине водоотталкивающих свойств.

Теперь вы знаете, как сделать гончарный круг своими руками. И при большом желании вполне возможно сделать это самостоятельно.

Гончарный круг для детей

Многие продвинутые школы раннего развития ребенка практикуют занятия по лепке из пластилина, соленого теста, полимерной или обычной глины и т. д. Эти занятия развивают у детей творческие способности, воображение, образное мышление, чувство прекрасного. Кроме того, во время лепки у детей осуществляется развитие мелкой моторики, они расслабляются и избавляются от всевозможных фобий. После ручной лепки детский гончарный круг станет следующим этапом в освоении ребенком работы с пластичными материалами. Такие занятия обычно очень нравятся подростающему поколению.

Гончарный круг для детей точно так же можно изготовить самостоятельно или же купить готовый, благо, производители предлагают массу вариантов на любой вкус и кошелек.

Немного о глине

Существует масса различных видов глин, которые отличаются по происхождению, содержанию примесей, составу. Согласно технической классификации они делятся на сланцевые, огнеупорные, каолины. Также глины имеют свою так называемую жирность. Чем «жирнее» глина, тем она пластичнее и чем «тоще», тем она рассыпчатее. Тощие глины хуже лепятся, а изделия из них трескаются во время обжига. Жирные глины в этом случае ведут себя гораздо лучше. Причем чем более тонкое изделие должно быть изготовлено, тем жирнее она должна быть. А еще глины отличаются своим цветом, который зависит от содержания в них оксидов металлов. Когда в глине содержится не больше 1% примесей, то изготовленное из нее изделие будет белым, а если больше, то после обжига оно покраснеет независимо от первоначального цвета глины.

Начинающему гончару гораздо проще начинать работу с подготовленной глиной, которую легко купить. Когда руки «набьются» на правильной глине, то тогда не составит большого труда отыскать в других местах ту глину, которая тоже подойдет для работы.

Работа на гончарном круге

Любая, даже готовая магазинная глина перед использованием должна быть «перебита». Нужно скатать из глины «колбасу», разорвать пополам путем скручивания. Потом с силой бросить на доску или стол, снова сложить, раскатать и разорвать. Такие манипуляции нужно повторить хотя бы раз 20. Также можно не рвать глину, а резать проволочной струной с ручками. Это нужно для того чтобы убрать из глины воздух и сделать ее однородной. В противном случае оставшиеся пузырьки воздуха будут мешать работе, а если полость останется в стенке готового изделия, то при обжиге оно лопнет в этом месте за счет теплового расширения воздуха внутри полости.

Следующим этапом подготовки глины является спиралевидное замешивание. Кусок глины кладут на стол, и надавливая на нее, ладонями отталкиваете от себя и при этом пытаетесь провернуть глину по направлению к себе (так хозяйки вручную вымешивают крутое тесто). При правильных действиях будет слышно, как из глины с характерным хлопаньем будут выходить воздушные пузырьки. После 30-40 повторений глину можно считать готовой к использованию.

Теперь от куска нужно отрезать необходимое количество, поместить в центр круга и немного придавить. Если глина оказалась не в самом центре, то ее нужно поправить и после этого запустить круг. В случае неровного размещения глины относительно центра, она может слететь с круга. Положение рук при работе с кругом: локти прижаты к телу, согнуть кисти, сблизить запястья и так держать на куске глины. Руки не должны быть напряжены, их движения плавные и мягкие.