Гибкий бюджет организации составляется. Гибкие и статические бюджеты: понятие, порядок формирования, отличия

По завершении планового периода необходимо составить отчет о деятельности предприятия, в котором будут сравниваться прогнозируемые и фактические показатели. В зависимости от целей сравнения и анализа показателей деятельности предприятия бюджеты делятся на статические (жесткие) и гибкие (переменные).

Статический (фиксированный) бюджет - бюджет, рассчитанный на конкретный уровень деловой активности предприятия, т.е. в статическом бюджете доходы и расходы планируются исходя только из одного уровня продаж и производства. Все бюджеты, входящие в генеральный бюджет, являются статическими, так как доходы и затраты предприятия прогнозируются в составных частях генерального бюджета, исходя из определенного запланированного уровня реализации.

При сравнении статического бюджета с фактически достигнутыми результатами не учитывается реальный уровень деятельности организации, т.е. все фактические результаты сравниваются с прогнозируемыми вне зависимости от достигнутого объема реализации. Этот уровень анализа отклонений от плана считается нулевым. В основе нулевого уровня анализа лежит сравнение статического бюджета с фактическими результатами. Статический бюджет не предоставляет возможность детального анализа деятельности предприятия.

Главный бюджет, включающий все периодические бюджеты (год, квартал, месяц) обычно разрабатывается для фиксированного прогнозируемого или нормативного уровня выпуска. Для выполнения задач контроля, прежде чем анализировать отклонения от бюджетных данных, сами бюджетные данные следует привести к сопоставимому виду, т.е. скорректировать на соответствующий фактический выпуск. Этим целям служит гибкий бюджет (переменный), который обеспечивает прогнозные данные для разных уровней выпуска в диапазоне релевантности (допустимых пределов уровней деятельности). Гибкий бюджет четко обозначает связь между статичным бюджетом и фактическими результатами.

Гибкий (переменный) бюджет - бюджет, который составляется не для конкретного уровня деловой активности, а для определенного его диапазона, т.е. им предусматривается несколько альтернативных вариантов объема реализации. Для каждого возможного уровня реализации здесь определена соответствующая сумма затрат.

Таким образом, гибкий бюджет учитывает изменение затрат в зависимости от изменения уровня реализации, он представляет собой динамическую базу для сравнения достигнутых результатов с запланированными показателями.

С помощью гибкого бюджета четко обозначается связь между статичным бюджетом и фактическими результатами. В основе составления гибкого бюджета лежит разделение затрат на переменные и постоянные. Если в статическом бюджете затраты планируются, то в гибком они рассчитываются

Для переменных затрат определяют норму в расчете на единицу продукции, т.е. рассчитывают размер удельных переменных затрат. На основе этих норм в гибком бюджете определяют общую сумму переменных затрат в зависимости от уровня реализации.

В свою очередь, постоянные затраты не зависят от объемом производства и реализации, и их сумма остается неизменной как для статического, так и для гибкого бюджетов.

Для составления гибкого бюджета используют формулу гибкого бюджета:

Гибкий бюджет = (З ПЕР.ЕД. хК) + З ПОСТ. бюджет ,

где З ПЕР.ЕД. - переменные затраты на единицу продукции;

З ПЕР. = З ПЕР . по видам затрат / объем производства по вариантам, где З ПЕР . - совокупные переменные затраты по элементам затрат;

К - количество произведенных единиц продукции;

З ПОСТ. бюджет - постоянные бюджетные затраты.

Формула гибкого бюджета - это уравнение, которое корректно определяет общие бюджетные затраты для любого уровня производственной деятельности. Используя эту формулу можно получить бюджет для любого уровня выпуска. Гибкий бюджет можно использовать как в предплановом, так и в послеплановом периоде. При планировании он помогает выбрать оптимальный объем продаж и производства, при анализе - оценить фактические результаты.

Составление отчета о выполнении бюджета, скорректированного на фактический выпуск, состоит в следующем. Исходный статичный бюджет и фактические данные без корректировки на фактический выпуск представлены в табл.13. По данному отчету фактические затраты превысили плановые на 14 300 д. е. или 7,2%. Превышение по затратам значительно. Однако фактический выпуск - 19 100 шт. был больше, чем запланированный - 17 500 шт.

Таблица 13- Отчет о выполнении бюджета за год, д.е.

Данные отчета (табл. 13) не являются показательными для оценки выполнения бюджета затрат. В табл. 14 представлен дополнительно расчет ставок переменных затрат по элементам затрат.

Таблица 14 - Подготовка гибкого (переменного) бюджета, д.е.

Бюджетные затраты, скорректированные на фактический выпуск, представлены в табл. 15.

Таблица 15 - Отчет о выполнении бюджета за год, д.е.

Новый отчет показывает, что фактические затраты превысили бюджетные в течение года на 540 д. е., т.е. менее чем на 0,3%. По данным гибкого бюджета видно, что фактическое исполнение бюджета практически соответствует контрольным показателям. Гибкий бюджет позволяет более точно измерить и проанализировать выполнение плана.

Одной из наиболее значительных функций эффективно реализуемой системы бюджетирования на предприятии является прежде всего функция анализа отклонений фактических показателей от плановых, в процессе которого выявляются величины отклонений и причины их возникновения. Выявленные отклонения между бюджетными показателями и фактическими служат в первую очередь базой для оценки деятельности каждого центра ответственности по итогам бюджетного периода и принятия регулирующих решений.

Поскольку бюджетные данные включают затраты, рассчитанные для прогнозируемого объема реализации, а фактически произведенные затраты относятся к фактическому объему, то их сравнение некорректно. Было бы неразумно критиковать управляющего центром ответственности за то, что у него фактические затраты превысили плановые, если такие затраты явились результатом превышения фактического показателя объема деятельности над заложенным в бюджете. И наоборот, если уровень деятельности ниже, то ожидается и сокращение переменной части затрат. Особенно актуально это для промышленных предприятий, большая часть затрат которых является именно переменными (условно-переменными).

Для корректного сравнения плановые и фактические показатели должны относиться к одному объему реализации, поэтому, прежде чем принимать решения о распределении ответственности между выделенными центрами ответственности за отклонения, следует скорректировать бюджетные данные, пересчитав их для фактического объема реализации (выручки от реализации).

Этой цели служит так называемый гибкий бюджет, который обеспечивает возможность расчета размера статей затрат для разных уровней выручки в диапазоне возможных значений (под диапазоном возможных значений подразумевается совокупность уровней выручки, с которыми организация предполагает работать в данном временном периоде) и определения отклонений бюджетных данных от фактических, вызванных изменением объема выручки по сравнению с первоначально прогнозируемым.

Другими словами, гибкий бюджет обеспечивает заинтересованных лиц прогнозными данными, скорректированными на изменения в уровне выпуска. Проигрывая и анализируя различные варианты, можно выбрать оптимальный объем продаж или производства.

Основой для гибкого бюджета является основной бюджет предприятия (бюджет доходов и расходов), который является статичным бюджетом. Гибкое бюджетирование делает различие между постоянными и переменными затратами, позволяя тем самым пересчитывать ожидаемые переменные (условно-переменные) затраты в соответствии с фактическим уровнем выручки. Статичный бюджет не предполагает такой корректировки.

Общую формулу гибкого бюджета, определяющую общие бюджетные затраты для любого уровня производственной деятельности, можно представить в следующем виде:

З пер х О прод + З пост,

З пер - переменные затраты на единицу продукции;
О прод - объем продаж;
З пост - бюджетные постоянные затраты.

Переменными затратами предприятия являются затраты, сумма которых находится в линейной зависимости от размера выручки в пределах диапазона возможных значений. Постоянными затратами являются затраты, которые не зависят от объема выручки в пределах диапазона возможных значений. Ответственные службы предприятия определяют какие из затрат относятся к постоянным или переменным. В российском бухгалтерском учете нет подобной классификации затрат. Поэтому имеет смысл воспользоваться для начала делением затрат на прямые и косвенные, поскольку прямые затраты в абсолютном большинстве случаев являются по своей сути переменными, а косвенные - постоянными.

Величина статьи переменных затрат в гибком бюджете вычисляется как:

СТ гб = СТ сб + К зв х (ВР ф - ВР п),

СТ гб - величина статьи переменных затрат в гибком бюджете;
СТ сб - величина статьи переменных затрат в статичном бюджете;
К зв - коэффициент зависимости затрат от выручки;
ВР ф - фактический объем выручки;
ВР п - плановый объем выручки.

Коэффициент зависимости затрат от выручки может определяться методом статистического анализа (практически это самый простой метод), за основу которого целесообразно принять метод наименьших квадратов. Расчет Кзв осуществляется по следующей формуле:

n - количество месяцев, за которые рассматриваются статистические данные. Целесообразнее, когда их количество превышает 6;
ВР - величина выручки за рассматриваемые периоды;
ЗТ - величина рассчитываемых переменных затрат за рассматриваемые периоды.

Такова общая методика составления гибкого бюджета, используемая на ряде предприятий.

Следующий этап - анализ отклонений между статьями статичного и гибкого бюджетов. Если фактическая величина переменных затрат по статье отклонилась от статичного бюджета, но не превышает планового показателя по гибкому бюджету, данное отклонение можно считать нормальным. Превышение затрат от плановых показателей по гибкому бюджету на заранее определенную сумму (по статье затрат либо по ЦФО в целом) рассматривается детально с целью определения факторов возникновения данного отклонения. Вообще, благоприятным считается отклонение, оказывающее положительное воздействие на операционную прибыль, то есть увеличивающее ее, и наоборот.

Стоит отметить, что инструмент гибкого бюджетирования целесообразно применять также и в рамках вариационного анализа, до окончательного утверждения бюджета.

В заключение составим последовательность действий процесса формирования гибкого бюджета:

  1. Формирование статичного бюджета (бюджета доходов и расходов предприятия).
  2. Определение формата гибкого бюджета, включающего статичный бюджет.
  3. Распределение и утверждение затрат предприятия на постоянные и переменные.
  4. Расчет коэффициента зависимости статей переменных затрат от выручки.
  5. Заполнение гибкого бюджета и анализ отклонений.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ВВЕДЕНИЕ

В условиях динамических изменений окружающей экономической, технологической, социальной и политической среды, затруднение производственных и коммерческих связей предприятию, которое не планирует своей деятельности, выжить на рынке практически невозможно.

Для разработки эффективных планов финансово-хозяйственной деятельности предприятия необходима достоверная информация, которую формируют в системе управленческого учета.

Выделяют долгосрочное, текущее и оперативное планирование деятельности предприятия, в процессе которых разрабатываются различные виды бюджетов.

Бюджет - это план будущих действий и мероприятий предприятия, выраженный в денежных или натуральных измерителях, который отражает доходы и затраты, поступления и выбытия как предприятия в целом, так и его структурных подразделений на определенный период времени, а также сумму капитала, которую необходимо задействовать предприятию для достижения плановых заданий.

Разработка бюджета является актуальной проблемой, которая дает возможность учитывать особенности отечественных предприятий в планировании финансово-хозяйственной деятельности и контролировать экономический результат деятельности предприятия в непосредственной связи с принципами и методами бухгалтерского учета.

Жесткие и гибкие бюджеты

Бюджетирование, как комплексная система мероприятий, охватывает основные стороны деятельности предприятия - производство, сбыт, финансы - и координирует их. Причем принимая управленческие решения, на всех уровнях менеджмента акцент делается на финансовую сторону, что и позволяет достичь таких целей, как оптимизация затрат, максимизация прибыли, сбалансированность привлеченных финансовых ресурсов с направлениями их использования как в объемах, так и во времени, а следовательно, оказывает содействие в целом - улучшению финансового состояния предприятия.

Бюджетирование как метод управления за свой цикл выполняет функции планирования деятельности предприятия в целом и по его подразделениям; суммирование всех коллективных предложений; разработки проектов бюджетов; расчета вариантов плана; внесение коррективов; окончательного утверждения планов, проектирования коммуникационных обратных связей и учета меняющихся условий.

Преимущества бюджетирования проявляются в принудительном краткосрочном и долгосрочном планирования ресурсов предприятия, поведение конкурентов и особенно текущего и проектируемого рыночного спроса продукции. По этим стратегическим аспектам разрабатываются планы и формируются бюджеты всех уровней и разной периодичности.

Под бюджетом понимают финансовое, количественно определенное выражение маркетинговых и производственных планов, необходимых для достижения целей, поставленных на предстоящий период. Основной бюджет предприятия охватывает производство, реализацию, распределение и финансирование.

Бюджет консолидирует учетные данные по выбранному направлению или объекту бизнеса. Бюджет планируется исходя из норм, принятых в этом направлении или объекте, с учетом их предыдущего функционирования.

Бюджет имеет иерархическую структуру из статей, где самая вложенная статья имеет один или несколько числовых показателей.

Бюджет является инструментом управления на основе анализа причин отклонения значений фактических показателей от плановых.

В процессе реализации бюджетного планирования в организации осуществляется определение целей, задач и принципов формирования бюджета, выбор методов бюджетного планирования, выбор видов, структуры бюджета.

В процессе бюджетирования может разрабатываться жесткий или гибкий бюджет.

Жесткий бюджет - это бюджет, который составлен таким образом, что он не меняется в зависимости от достигнутого объема производства или объема продаж.

Жесткий бюджет разрабатывается для одного объема продаж и соответственно производства. Основной недостаток жесткого бюджета в том, что при отклонении фактических объемов от планируемых показателей он не позволяет контролировать затраты. Жесткие бюджеты используют для подразделений, уровень затрат которых не зависит от объема выпуска продукции.

Жесткий бюджет, составляется для одного фиксированного (планового) уровня производства и поэтому не учитывает различий между постоянными и переменными затратами. Поэтому такой бюджет малопригоден для анализа отклонений по затратам в том случае, если фактический уровень производства существенно отличается от планового.

Также жестким бюджетом называется финансовый план, который подготовлен до начала бюджетного периода. Термин "жесткий" означает, что:

Бюджет составлен на основе оценок объема производства и объема продаж, однако он не предусматривает никаких планов на случай, если фактические объемы производства и продаж будут отличаться от предусмотренных в бюджете.

Когда будут получены фактические объемы производства и продаж за контрольный период (месяц, четыре недели или квартал), то жесткий бюджет не будет скорректирован до нового уровня деловой активности.

Главное предназначение жесткого бюджета раскрывается на этапе планирования, когда нужно определить общие цели и задачи данной организации.

Жесткий бюджет статичен, он рассчитан на конкретный уровень деятельности. Все бюджеты, входящие в общий - жесткие. Доходы и расходы планируются исходя из одного уровня реализации. При сравнении жесткого бюджета с фактическими данными не учитывается реально достигнутый уровень деятельности, то есть все фактические результаты сравниваются с прогнозированными вне зависимости от достигнутого объема реализации. Поэтому на основе жесткого бюджета возможен лишь так называемый нулевой уровень анализа отклонений. Для более детального и глубокого анализа необходимо использовать гибкий бюджет.

Бюджет, который учитывает возможные варианты изменения объема деятельности в границах релевантного диапазона, называют гибким, или динамичным бюджетом. Итак, гибкий бюджет - это бюджет, составленный на основе бюджетных затрат и доходов для фактического объема деятельности или для нескольких релевантных уровней предвиденной деятельности. Такой бюджет необходим, в первую очередь, для анализа тех расходов, которые включают постоянную и переменную составляющие (производственные накладные, расходы на сбыт, административные).

Гибкий бюджет - бюджет, в котором выделены постоянные затраты и ставка переменных затрат, в связи с чем он автоматически подстраивается под изменяющийся объем производства.

Гибкий бюджет - бюджет, который составляется не для конкретного уровня деловой активности, а для определенного его диапазона, то есть предусматривается несколько альтернативных вариантов объема реализации. Для каждого возможного уровня реализации определена соответствующая сумма расходов. Гибкий бюджет учитывает изменение расходов в зависимости от изменения уровня реализации, она представляет собой динамическую базу для сравнения достигнутых результатов с запланированными показателями.

В основу гибкого бюджетирования положен принцип реагирования отдельных показателей бюджета на изменение объемов деятельности. В связи с этим в гибком бюджете перерасчету подлежат те статьи, которые характеризуют доходы и переменные затраты предприятия. Основу гибкого бюджета составляют элементы анализа «затраты - выручка - прибыль» и, в первую очередь - деление издержек на постоянные и переменные. Гибкое бюджетирование позволяет автоматически подстраивать бюджет в соответствии с объемом производства в пределах релевантного интервала и контролировать затраты.

При составлении гибкого бюджета в основе лежит деление расходов на постоянные и переменные. Если в статичном бюджете расходы планируются, то в гибком бюджете они рассчитываются. В идеальном случае гибкий бюджет составляется после анализа влияния объема реализации на каждый вид расходов. Для переменных расходов определяют нормы, рассчитывая их на единицу продукции, то есть определяют удельные переменные расходы. На основе этих норм в гибком бюджете определяют общую сумму переменных расходов в зависимости от уровня реализации. Постоянные расходы не зависят от объемов производства и реализации, их сумма остается неизменной как для статичного, так и для гибкого бюджетов.

Гибкий бюджет отражает изменения уровня деятельности. В течение финансового периода статьи постоянных затрат, таких как арендная плата или страхование, не будут изменяться в зависимости от спадов и подъемов деятельности. Другие затраты могут изменяться пропорционально уровню деятельности. При гибком бюджете изменение затрат по каждой статье определяется пересмотром первоначально запланированного (ранее жесткого) бюджета в свете фактически достигнутого уровня деятельности. Для контроля затрат это дает поддающееся интерпретации сравнение между фактическими затратами и затратами по бюджету, которые теперь основываются на одном и том же уровне деятельности.

Таким образом, бюджетирование является одним из основных инструментов планирования и контроля на предприятии, который используется для разработки плановых показателей с целью поиска наиболее оптимального варианта действия в будущем, контроля и оценки фактического выполнения плановых показателей. Более того, бюджетирование открывает новые перспективы относительно применения новейших методик управления отдельными структурными звеньями и предприятием в целом.

В Ы ВОДЫ

бюджет жесткий гибкий расход

Важную роль в принятии обоснованных управленческих решений играют бюджеты, разрабатываемые организацией (финансовые документы, раскрывающие прогнозные финансовые потоки, охватывающие весь комплекс деятельности). Качество подготовки бюджетов во многом предопределяет как темпы развития предприятия в целом, так и возможности по выработке оптимальных направлений хозяйственной деятельности, корректировки и оценки результатов хозяйствования.

Одними из форм бюджетов, разрабатываемых на предприятиях, является жесткий и гибкий бюджет. Жесткий бюджет разрабатывается для одного объема продаж и соответственно производства. Основной недостаток жесткого бюджета в том, что при отклонении фактических объемов от планируемых показателей он не позволяет контролировать затраты. Гибкий бюджет подстраивается с целью изменения всех издержек на единицу продукции. Он позволяет оценить соотношения затрат и прибыли с учетом разных объемов продаж. Гибкий бюджет отражает изменения уровня деятельности. В основу гибкого бюджетирования положен принцип реагирования отдельных показателей бюджета на изменение объемов деятельности.

Таким образом, составление бюджета является одним из основных инструментов планирования и контроля на предприятии.

ЛИ ТЕРА ТУР А

1. Корецкий М.Х., Даций Н.В., Пельтек Л.В. Управленческий учет: Учебное пособие. - К.: Центр учебной литературы, 2007 - 296 с.

2. Бердар М.М. Бюджетирование в системе управления финансовыми ресурсами предприятия// Внешняя торговля: право и экономика. - 2010. - №5. - С.82-88.

3. Онищенко С. Бюджетирование в системе финансового управления предприятием// Бухгалтерский учет и аудит. - 2009. - №6. - С.42-51.

4. Карпова Т.П. Управленческий учет: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2000. - 350 с.

5. С.Ф. Голов Управленческий учет. Учебник. - 4-е изд. - К.: Либра, 2008. - 704 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Доходы государственного бюджета. Расходы государственного бюджета. Бюджетный дефицит. Анализ состояния федерального бюджета РФ в текущем году. Федеральный бюджет 2005г. Принцип полноты учета бюджетных доходов и расходов бюджетов.

    курсовая работа , добавлен 08.02.2005

    Бюджет государства – центральное звено финансовой системы страны, финансовый план, сопоставляющий ожидаемые доходы и расходы. История возникновения бюджета. Понятие и роль государственного бюджета: бюджетная политика, расходы, доходы и виды бюджета.

    реферат , добавлен 15.03.2008

    Понятие, сущность и виды бюджета, его задачи и функции. Особенности бюджетного процесса в промышленности. Технология составления сводного бюджета промышленного предприятия. Система контроля за формированием и использованием сводного бюджета организации.

    курсовая работа , добавлен 01.04.2013

    Государственный бюджет, его структура и социально-экономическая сущность. Доходы и расходы государственного бюджета, его состояние. Государственный бюджет Российской Федерации - главный финансовый документ страны. Государственное регулирование бюджета.

    курсовая работа , добавлен 19.04.2015

    Нормативная база регулирования, порядок составления, утверждения и предоставления отчетности об исполнении бюджета. Отчетность налоговых органов об исполнении бюджета. Анализ исполнения бюджета по налогам и сборам на 2011 г. на примере г. Ставрополя.

    курсовая работа , добавлен 16.08.2012

    Сущность понятия "государственный бюджет". История возникновения бюджета. Понятие и роль государственного бюджета. Доходы и расходы бюджета. Бюджетное устройство Российской Федерации. Принципы бюджетной системы РФ. Условия сбалансированности бюджета.

    курсовая работа , добавлен 18.12.2009

    Сущность и функции бюджета. Бюджетная классификация Российской Федерации. Этапы формирования бюджета страны. Центр исследования бюджетных отношений и его функции. Структура, расходы и доходы государственного бюджета России согласно информации Минфина.

    презентация , добавлен 11.06.2011

    Доходы государственного бюджета. Расходы государственного бюджета. Бюджетный дефицит. Причина бюджетного дефицита. Анализ динамики доходов и расходов федерального бюджета РФ. Понятие бюджета. Принципы бюджетной системы. Характер бюджетного сальдо.

    курсовая работа , добавлен 12.07.2008

    Сущность государственного бюджета. Доходы и расходы бюджета. Внебюджетные и целевые бюджетные фонды. Регулирование дефицита бюджета. Основы организации бюджетного процесса. Бюджет Российской Федерации и США. Проблемы бюджета РФ.

    курсовая работа , добавлен 16.11.2004

    Государственный бюджет, как главное звено в финансовой системе государства. Сущность бюджетных отношений. Налоговые и неналоговые, внутренние и внешние доходы бюджета. Текущие и капитальные расходы (инвестиционные нужды, а также прирост запасов) бюджета.

Цели компании должны быть выражены в конкретных показателях для всех уровней организации, ответственность за выполнение этих задач должна быть возложена на конкретных менеджеров. Этот процесс известен как программно-целевое управление. Неотъемлемым элементом программноцелевого управления являются гибкие бюджеты. Гибкие бюджеты используются как инструмент помощи и контроля затрат, связанных с ведением деятельности и осуществлением задач организации .

Гибкие бюджеты составляются исходя из предположения о наличии связи между выручкой (объемом продаж) и конкретными статьями затрат. Таким образом, целью составления гибких бюджетов является соблюдение соответствия между доходами и расходами организации, исходя из реальных обстоятельств, т.е. недопущение увеличения расходов при невыполнении плана по выручке (объему продаж). При этом необходимо отметить, что базой для формирования гибких бюджетов является наличие прогнозных (статичных) бюджетов. Кроме того, для функционирования системы гибких бюджетов необходимо соблюдение двух условий:

1. Наличие формализованной организационной структуры, т.е. субъекта управления.

2. Наличие инструментов (механизмов) управления - регламентов процедур контроля и методических подходов к формированию гибких бюджетов.

Для бизнеса со сложной организационной структурой необходимо учитывать и тот факт, что в связи с тем, что документы, подтверждающие расходы, рождаются в границах юридических лиц, регламенты процедур контроля должны формироваться для каждого конкретного юридического лица.

Процедуру формированию гибких бюджетов можно представить в виде следующих этапов:

1-й этап. Определение ключевых показателей, по которым будут осуществляться процедуры контроля. Это объясняется тем, что на сегодняшний день на предприятиях практически невозможно осуществлять контроль по всем показателям, что, в свою очередь, вызвано отсутствием качественной информационной технологии, а именно, неподготовленностью программных продуктов и отсутствием культуры контроля среди менеджеров и т.д. При этом необходимо определить, в соответствии с каким критерием будет осуществляться выбор ключевых показателей. В качестве таких критериев можно выделить:

1. Удельный вес статьи расходов в общей сумме расходов. Используя данный критерий необходимо определить уровень существенности (можно предложить осуществлять выбор по наиболее весомым расходам, составляющим в сумме 80% всех расходов организации).

2. Экспертное мнение ведущих менеджеров о наиболее существенных статьях расходов. Однако необходимо учитывать, что некоторые расходы, в понимании ведущих менеджеров, могут быть существенными, наряду с этим их величина может быть незначительной. На практике имеет смысл сочетание обоих критериев .

2-й этап. Следующим шагом в формировании гибких бюджетов является разделение ключевых расходов на две группы (по признаку - отношения к объему реализации): переменные и постоянные. При проведения классификации расходов предварительно необходимо осуществить выбор базы для определения поведения расходов. При выборе базы необходимо исходить из организационной структуры бизнеса и схемы товародвижения для каждого юридического лица.

Необходимо отметить, что при наличии в структуре бизнеса организаций, не вступающих в контакт с внешней средой (в части товарных операций), может возникнуть проблема, которая не позволит провести точную классификацию расходов данных юридических лиц, т.к. их выручка (объемы реализации) не отражает реального товародвижения. Решением данной проблемы может быть использование в качестве базы распределения выручки от реализации (объемов реализации) тех юридических лиц, которые находятся на границах с внешней средой (с учетом схем движения товаров).

При классификации расходов на две группы можно использовать два подхода:

1) исходя из экономической сущности показателей;

2) используя методы математической статистики (трендовый анализ).

И у первого, и у второго подхода есть свои плюсы и минусы. Основными недостатками первого подхода можно назвать:

Алгоритмы расчета плановых значений могут существенным образом искажать поведение затрат;

Фактор «сезона» может оказывать существенное влияние на поведение затрат.

Существенным недостатком второго подхода является наличие определенной доли условности расчетов. С целью снижения рисков, связанных с некорректностью в определении поведения расходов, необходимо сочетание обоих подходов при условии сохранения приоритета экономической сущности расходов над формой. При этом необходимо помнить о том, что существует третья группа расходов -- смешанные. В рамках второго этапа построения гибких бюджетов необходимо выделение в смешанных расходах переменной и постоянной составляющих. Это возможно с использованием методов математического анализа (минимаксный метод, метод регрессии).

3-й этап. Установление и согласование нормативных значений переменных расходов на единицу натуральной реализованной продукции. В рамках гибких бюджетов считается, что постоянные расходы являются затратами периода и поэтому не корректируются при изменении объемов, а переменные расходы, являясь элементом калькулирования, подвергаются корректировке при изменении объемов. По результатам второго этапа построения гибких бюджетов можно сформировать систему нормативных значений переменных расходов, по которым в последующем будет осуществляться корректировка.

4-й этап. Формирование системы гибких бюджетов. С использованием программного продукта Excel или другого, специально созданного программного продукта формируется система гибких бюджетов и осуществляется динамическое планирование.

Аналитический подход, положенный в основу рассматриваемой методики, в определенном смысле универсален и может быть использован для объекта управления, определенного в любых заданных границах: для отдельного бизнес-процесса, конкретного предприятия или группы связанных организаций. Однако в зависимости от того, для какого уровня управления создается модель, экономическое содержание элементов модели и, соответственно, интерпретация показателей, рассчитываемых с ее использованием, существенно различаются.

Общую формулу гибкого бюджета, определяющую общие бюджетные затраты для любого уровня производственной деятельности, можно представить в следующем виде :

З пер * О прод + З пост, (1.1)

З пер -- переменные затраты на единицу продукции;

О прод -- объем продаж;

З пост -- бюджетные постоянные затраты.

Переменными затратами предприятия являются затраты, сумма которых находится в линейной зависимости от размера выручки в пределах диапазона возможных значений. Постоянными затратами являются затраты, которые не зависят от объема выручки в пределах диапазона возможных значений. Ответственные службы предприятия определяют какие из затрат относятся к постоянным или переменным. В российском бухгалтерском учете нет подобной классификации затрат. Поэтому имеет смысл воспользоваться для начала делением затрат на прямые и косвенные, поскольку прямые затраты в абсолютном большинстве случаев являются по своей сути переменными, а косвенные -- постоянными.

Величина статьи переменных затрат в гибком бюджете вычисляется как:

СТ гб = СТ сб + К зв х (ВР ф - ВР п), (1.2)

СТ гб -- величина статьи переменных затрат в гибком бюджете;

СТ сб -- величина статьи переменных затрат в статичном бюджете;

К зв -- коэффициент зависимости затрат от выручки;

ВР ф -- фактический объем выручки;

ВР п -- плановый объем выручки.

Коэффициент зависимости затрат от выручки может определяться методом статистического анализа (практически это самый простой метод), за основу которого целесообразно принять метод наименьших квадратов. Расчет Кзв осуществляется по следующей формуле :

n -- количество месяцев, за которые рассматриваются статистические данные. Целесообразнее, когда их количество превышает 6;

ВР -- величина выручки за рассматриваемые периоды;

ЗТ -- величина рассчитываемых переменных затрат за рассматриваемые периоды.

Такова общая методика составления гибкого бюджета, используемая на ряде предприятий.

Следующий этап -- анализ отклонений между статьями статичного и гибкого бюджетов. Если фактическая величина переменных затрат по статье отклонилась от статичного бюджета, но не превышает планового показателя по гибкому бюджету, данное отклонение можно считать нормальным.

Превышение затрат от плановых показателей по гибкому бюджету на заранее определенную сумму (по статье затрат либо по ЦФО в целом) рассматривается детально с целью определения факторов возникновения данного отклонения. Вообще, благоприятным считается отклонение, оказывающее положительное воздействие на операционную прибыль, то есть увеличивающее ее, и наоборот.

Стоит отметить, что инструмент гибкого бюджетирования целесообразно применять также и в рамках вариационного анализа, до окончательного утверждения бюджета.

В заключение составим последовательность действий процесса формирования гибкого бюджета:

1. Формирование статичного бюджета (бюджета доходов и расходов предприятия).

2. Определение формата гибкого бюджета, включающего статичный бюджет.

3. Распределение и утверждение затрат предприятия на постоянные и переменные.

4. Расчет коэффициента зависимости статей переменных затрат от выручки.

5. Заполнение гибкого бюджета и анализ отклонений.

В целом проведенный анализ показал, что одной из наиболее значительных функций эффективно реализуемой системы бюджетирования на предприятии является прежде всего функция анализа отклонений фактических показателей от плановых, в процессе которого выявляются величины отклонений и причины их возникновения. Выявленные отклонения между бюджетными показателями и фактическими служат в первую очередь базой для оценки деятельности каждого центра ответственности по итогам бюджетного периода и принятия регулирующих решений.

Поскольку бюджетные данные включают затраты, рассчитанные для прогнозируемого объема реализации, а фактически произведенные затраты относятся к фактическому объему, то их сравнение некорректно. Особенно актуально это для крупных производственных компаний, большая часть затрат которых является именно переменными (условно-переменными).

Для корректного сравнения плановые и фактические показатели должны относиться к одному объему реализации, поэтому, прежде чем принимать решения о распределении ответственности между выделенными центрами ответственности за отклонения, следует скорректировать бюджетные данные, пересчитав их для фактического объема реализации (выручки от реализации).

Этой цели служит так называемый гибкий бюджет, который обеспечивает возможность расчета размера статей затрат для разных уровней выручки в диапазоне возможных значений (под диапазоном возможных значений подразумевается совокупность уровней выручки, с которыми организация предполагает работать в данном временном периоде) и определения отклонений бюджетных данных от фактических, вызванных изменением объема выручки по сравнению с первоначально прогнозируемым.

Основой для гибкого бюджета является основной бюджет предприятия (бюджет доходов и расходов), который является статичным бюджетом. Гибкое бюджетирование делает различие между постоянными и переменными затратами, позволяя тем самым пересчитывать ожидаемые переменные (условно-переменные) затраты в соответствии с фактическим уровнем выручки. Статичный бюджет не предполагает такой корректировки.

По завершении планового периода необходимо составить отчет о деятельности предприятия, в котором будут сравниваться прогнозируемые и фактические показатели. В зависимости от целей сравнения и анализа показателей деятельности предприятия бюджеты делятся на статические (жесткие) и гибкие.

Статический (фиксированный) бюджет - бюджет, рассчитанный на конкретный уровень деловой активности предприятия, т.е. в статическом бюджете доходы и расходы планируются исходя только из одного уровня реализации. Все бюджеты, входящие в генеральный бюджет, являются статическими, так как доходы и затраты предприятия прогнозируются в составных частях генерального бюджета, исходя из определенного запланированного уровня реализации.

При сравнении статического бюджета с фактически достигнутыми результатами не учитывается реальный уровень деятельности организации, т.е. все фактические результаты сравниваются с прогнозируемыми вне зависимости от достигнутого объема реализации. Этот уровень анализа отклонений от плана считается нулевым. В основе нулевого уровня анализа лежит сравнение статического бюджета с фактическими результатами. Статический бюджет не предоставляет возможность детального анализа деятельности предприятия. В этих целях используется гибкий бюджет.

Гибкий (переменный) бюджет - бюджет, который составляется не для конкретного уровня деловой активности, а для определенного его диапазона, т.е. им предусматривается несколько альтернативных вариантов объема реализации. Для каждого возможного уровня реализации здесь определена соответствующая сумма затрат. Таким образом, гибкий бюджет учитывает изменение затрат в зависимости от изменения уровня реализации, он представляет собой динамическую базу для сравнения достигнутых результатов с запланированными показателями.

С помощью гибкого бюджета четко обозначается связь между статичным бюджетом и фактическими результатами. В основе составления гибкого бюджета лежит разделение затрат на переменные и постоянные. Если в статическом бюджете затраты планируются, то в гибком они рассчитываются

Для переменных затрат определяют норму в расчете на единицу продукции, т.е. рассчитывают размер удельных переменных затрат. На основе этих норм в гибком бюджете определяют общую сумму переменных затрат в зависимости от уровня реализации.

В свою очередь, постоянные затраты не зависят от объемом производства и реализации, и их сумма остается неизменной как для статического, так и для гибкого бюджетов.

Формула гибкого бюджета - это уравнение, которое корректно определяет общие бюджетные затраты для любого уровня производственной деятельности. Используя эту формулу можно получить бюджет для любого уровня выпуска.