Французский самолет рафаэль. Dassault Rafale ─ грозный «Шквал» из прошлого века в современном небе

ДАННЫЕ НА 2016 г. (стандартное пополнение)
Комплекс "Уран", ракета Х-35 / 3М24 / "изделие 78" - SS-N-25 SWITCHBLADE
Комплекс "Уран", ракета Х-35 / 3М24 / "изделие 78" - AS-20 KAYAK / AS-X-20 Harpoonski

Противокорабельная крылатая ракета. Предварительная проработка проекта малогабаритной ПКР велась ОКБ "Звезда" начиная с 1977 г. Решение о создании ракеты для корабельного ракетного комплекса "Уран" принято Постановлением ЦК КПСС от 16 марта 1983 г. после изучения опыта применения ПКР "Экзосет" в ходе англо-аргентинского конфликта (май 1982 г.). Разработка выполнялась ОКБ "Звезда" (бывшее ОКБ-455, ныне входит в КТРВ), генеральный конструктор - В.Н.Бугайский (позже - В.Г.Галушко). Главный конструктор комплекса - Георгий Иванович Хохлов. Главный конструктор направления (на 2015 г.) - Николай Анатольевич Васильев (). Первый вариант эскизного проекта ракеты рассмотрен в 1983 г. и из-за несоответствия требованиям по характиристикам радиолокационной ГСН отправлен на доработку (). По данным источников еще одно Постановление о разработке комплекса принято Совмином СССР 16 апреля 1984 г. ().

Испытания . Первый пуск с полигонной наземной пусковой установки планировалось провести 4 ноября 1985 г., но из-за сбоя автоматики (выдавалась неверная информация об открытии крышек ТПК) пуск не состоялся. Первый успешный пуск проведен (со второй попытки в этот день) 5 ноября 1985 г. на полигоне 31-го испытательного центра Министерства обороны СССР (Феодосия, Крым). По программе пуска предполагалось, что ракета пролетит 40 км. Ракета успешно вышла из ТПК, пролетела около 50 метров и упала в море (). Данный пуск считается первым пуском в программе летно-конструкторских испытаний ПКР Х-35.

Первый публичный показ ракеты состоялся на выставке "Мосаэрошоу-1992".

Ракета Х-35 предназначена для поражения ракетных, торпедных, артиллерийских катеров, надводных кораблей водоизмещением до 5000 тонн и морских транспортов.


Ракета Х-35Э без стартового двигателя на одном из военно-морских салонов в Санкт-Петербурге, 2000-е годы (http://army.lv/).


Пусковое оборудование :
- наземная полигонная пусковая установка - обеспечивался наклонный пуск из ТПК.

Корабельная пусковая установка 3С-24 с наклонным размещением пакета из 4 ТПК.


Модуль пусковой установки 3С-24 комплекса "Уран" на одном из кораблей (http://forums.airbase.ru).


Пусковые установки 3С-24 комплекса "Уран" на СКР "Сметливый" Черноморского флота ВМФ России, 24.10.2008 г. (фото - А.Бричевский, http://forums.airbase.ru).


- авиационная АПУ-58 / ПУ-58 разработки МКБ "Вымпел" ().
Длина АПУ - 3810 мм
Ширина АПУ - 130 мм
Высота АПУ - 220 мм
Масса АПУ - 185 кг

Ракета Х-35 / 3М24 :
Конструкция - Ракеты выполнена по нормальной аэродинамической схеме с двигателем расположенным в хвостовой части ракеты с подфюзеляжным воздухозаборником. Крылья выполнялись складными - с раскрывом после выхода из ТПК на морском варианте ракетного комплекса. Для авиационного применения крыло выполнялось цельным для облегчения конструкции. Для снижения веса конструкции корпус выполнен сварным из алюминиевых сплавов и не имеет эксплуатационных разъемов.


Проекции ракет Х-35 и Х-35Э морского и, вероятно, вертолетного вариантов компоновки (http://www.airwar.ru/).


Устройство ракеты Х-35. Цифрами на схеме обозначены: 1 - головка самонаведения АГРС-35, 2 - проникающая боевая часть, 3 - инерциальная система управления; 4 - топливный бак, 5 - маршевый ТРДД, 6 - аэродинамические рули, 7 - стартовый РДТТ, 8 - стабилизаторы стартового РДТТ, 9 - рулевые машинки, 10 - механизм подачи топлива, 11 - воздухозаборник ().

Система управления и наведение : бортовая система управления - инерциальная с использованием ЭВМ, радиовысотомера и автопилота - одна из первых цифровых СУ в СССР. Отработка цифровой СУ велась на стендах ГосНИИАС (). Головка самонаведения - активная радиолокационная АРГС-35 разработки ОАО НПП "Радар-ММС". Головной обтекатель выполнен из стектотекстолита ЭДТ-10кв ().
Длина - 700 мм
Диаметр - 420 мм
Масса АРГС - 47.5 кг
Зона обзора АРГС:
- по азимуту - сектор 90 град.
- по углу места - от -20 град до +10 град
Дальность захвата цели - 20 км


Корабельная аппаратура системы управления (КАСУ) ракетного комплекса разработана ОКБ "ТемпАвиа", главный конструктор - А.Г.Чумаков (). Ввод полетного задания, подготовка к пуску и осуществление пуска автоматизированы.

Пуск Х-35 может осуществляться в направлении расчетного места атакуемого корабля, профиль полета программируется и включает в себя доворот на цель, поисковый режим (маневр "змейка" для обнаружения и захвата корабля РГСН), снижение для уменьшения радиолокационной и визуальной заметности, подскок и атаку с пикирования, особенно эффективную для поражения маневрирующей цели ().

Ракета Х-35У - инерциальная система управления с блоком спутниковой навигации и активно-пассивной РГСН.
Дальность захвата цели - 50 км

По данным на середину 1990-х годов разрабатывался вариант ракеты с тепловизионной ГСН ().

Двигательная установка :
- стартовый РДТТ - применяется на всех вариантах ракеты кроме авиационного для пуска с самолетов. На вертолетном варианта РДТТ уменьшен суммарный импульс двигателя.

Маршевый - ТРДД, запуск двигателя после старта производится с помощью пиростартера.

ТТХ ракеты :

Х-35 / Х-35Э () Х-35У / Х-35УЭ ()
Длина - корабельный вариант 4400 мм 4400 мм
Длина - самолетный вариант 3850 мм 3850 мм
Размах крыла 1150 мм 1330 мм
Диаметр корпуса 420 мм 420 мм
Масса стартовая корабельного варианта 600 кг 670 кг
Масса стартовая вертолетного варианта 610 кг 650 кг
Масса стартовая самолетного варианта 520 кг 550 кг
Масса БЧ 145 кг () 145 кг
Дальность пуска 5-130 км 7 - 260 км (280 км по данным КТРВ, 2015 г.)
Скорость максимальная 0.8 М
240-270 м/с ()
0.8-0.85 М
Высота полета на марше 10-15 м 10-15 м
Высота полета на конечном этапе 4 м 4 м
Условия пуска самолетного варианта высота полета носителя - 0,2-10 км
скорость полета носителя - 0,35-0,9 М
Условия пуска вертолетного варианта высота полета носителя - 0,1-3,5 км
скорость полета носителя - 0-0,25 М
Максимальный угол послестартового разворота ракеты по азимуту сектор 260 град.
Время подготовки к пуску из холодного состояния 60 с
Метеоусловия пуска - осадки - до 4 мм/с
- волнение моря - до 5-6 баллов
- температура воздуха - от -50 до +50 град.С
корабельный вариант - волнение моря до 6 баллов
Скорость выхода из ТПК - 25 м/с ()

Боевое оснащение : осколочно-фугасная БЧ в проникающем кожухе ().

Вспомогательное и арсенальное оборудование :
Комплект наземного оборудования (КНО) 3Ф-24М / 3Ф-24МЭ - в 2010 г. оформлен паспорт на экспортный вариант ракетного комплекса "Уран-Э" с подобным КНО (ист. - Годовой отчет).

Модификации :
- Комплекс "Уран", ракета Х-35 / 3М24 / "изделие 78" - SS-N-25 SWITCHBLADE - корабельный ракетный комплекс с противокорабельной ракетой.

Комплекс "Уран", ракета Х-35 / 3М24 / "изделие 78" - AS-20 KAYAK - авиационный вариант ракетного комплекса. При пуске с самолетов ракета не оснащается стартовым РДТТ.

Комплекс 3К60 "Бал", ракета Х-35 / 3М24 / "изделие 78" - SSC-6 SENNIGHT - ракетный комплекс береговой обороны (см. отдельную статью).

Ракета Х-35У / Х-35УЭ - модернизированный "усовершенствованный" вариант ракеты, в 2010 г. оформляется паспорт экспортного облика ракеты Х-35УЭ (ист. - Годовой отчет). В 2015 г. сообщается, что авиационная версия ракеты успешно прошла летные испытания (ист. - Вестник КТРВ. №8 / 2015 г. ). В 2015 г. начаты работы по адаптации ракеты к применению в корабельном комплексе "Уран" и в береговом "Бал" (ист. - Вестник КТРВ. №7 / 2015 г. ).


Испытания ракеты Х-35У с носителя МиГ-29КУБ (вестник КТРВ. №8 / 2015 г.).


- ИЦ-35 - ракета-имитатор цели на базе Х-35 (ист. - Годовой отчет).

Комплекс Club-K - контейнерный вариант комплекса - разработан концерном "Моринформсистема-Агат" и позиционируется как наземный или корабельный вариант комплекса. Пусковая платформа и весь комплекса оборудования размещаются внутри стандартного морского контейнера.

Носители :
Корабельный вариант:

Вертолетный вариант:
- Ка-27 / Ка-29 / Ка-31 - могут быть носителями варианта ракеты.

Самолетный вариант:
- МиГ-29К / МиГ-29СМТ
- Су-30МК / Су-35
- Су-25ТМ
- Су-24М
- Ту-142М - до 8 ракет под крылом.

Стоимость :
- 2010 г. - стоимость ракеты 15 млн. руб.

Статус : СССР / Россия

Экспорт :
Алжир:

Азербайджан:
- 2010 г. - прорабатывалось заключение контракта на поставку корабельного комплекса "Уран-Э" (ист. - Годовой отчет).
- 2010 г. - КТРВ заключила контракт на поставку корабельных ракетных комплексов "Уран-Э" на сумму 75 млн USD ().
- 2013 г. 16 октября - сообщается. что с 2014 г. КТРВ начнет поставку заказанных корабельных ракетных комплексов "Уран-Э" по контракту на сумму 75 млн USD, который был подписан в 2010 г. ().

Вьетнам:
- 2010 г. - поставлены изделия 3М-24Э на сумму 23,4 млн USD (ист. - Годовой отчет).

Индия:
- 2010 г. - поставлены изделия 3М-24Э на сумму 3,6 млн USD. В течение года прорабатывалось переоборудование ракет 3М-34Э в ракету-имитатор цели ИЦ-35 (ист. - Годовой отчет).

КНДР:
- 2015 г. - появилось видеозапись пуска ракеты аналогичной по виду ракете Х-35 с ракетного катера ВМС КНДР.


ТПК с противокорабельными ракетами на катере КНДР, 2015-2016 г.г. ().


Ракета, аналогичная ракете Х-35, в полете после пуска с ракетного катера КНДР, 2015-2016 г.г. ().


Ливия:
- 2010 г. - прорабатывалось заключение контракта на поставку корабельного комплекса "Уран-Э" (ист. - Годовой отчет).

Туркменистан:
- 2008 г. 07 мая - с ФГУП «Рособоронэкспорт» за № Р/879512140608 подписан контракт на поставку ракет Х-35Э и их модификаций (ист. - Годовой отчет).


Источники :
Буслова Т. Х-35Э: трудное начало. // Вестник корпорации "Тактическое ракетное вооружение". №11 / 2015 г.
Годовой отчет ОАО "КТРВ" за 2010 г. 2011 г.
Старых Г. "Уран-Э": рождение конструкторского замысла. // Независимое военное обозрение. 20.01.2012 г.
Х-35. 2016 г. ()

Противокорабельная ракета (ПКР) Х-35Э предназначена для поражения ракетных, торпедных, артиллерийских катеров, надводных кораблей водоизмещением до 5000 тонн и морских транспортов. ПКР Х-35Э могут оснащаться:

  • корабельные ракетные комплексы типа "Уран-Э";
  • мобильные береговые ракетные комплексы типа "Бал-Э";
  • боевые авиационные комплексы тактической и морской авиации, поисково-патрульные самолёты и вертолёты.

Ракета Х-35Э может применяться в простых и сложных метеоусловиях, днём и ночью, в условиях огневого и радиоэлектронного противодействия противника. Низкий уровень заметности ракеты обеспечивается её небольшими габаритами, предельной маловысотной траекторией полёта, а также специальным алгоритмом наведения, обеспечивающим максимальную скрытность использования ракетой активной радиолокационной головки самонаведения. Целеуказание может поступать как от бортовых средств носителя, так и от внешних источников.

Модификации

  • Х-35 (3М24) — ПКР для береговых комплексов и надводных кораблей
  • Х-35У - унифицированная ПКР для ВМФ России, дальность пуска 260 км.
  • Х-35УЭ - экспортная версия Х-35У - унифицированная. В 2009 году была представлена значительно переработанная модификация ракеты Х-35, получившая обозначение Х-35УЭ. Был использован новый, вдвое меньший по размерам турбовентиляторный двигатель, изменена конструкция воздушного канала, что позволило увеличить запас топлива. Эти меры привели к увеличению максимальной дальности стрельбы ракеты в два раза - до 260 км. В ракете была применена новая комбинированная система наведения, включающая кроме применявшихся ранее инерциальной и активной радиолокационной систем самонаведения так же спутниковую навигацию. Модернизированная активно-пассивная радиолокационная головка самонаведения «Грань-К» позволяет захватывать цели на дальности 50 км, против 20 км у базового варианта. Статус (по состоянию на 17 августа 2011 года): проходит испытания
  • Х-35В - ПКР для вертолётов
  • Х-35ЭВ - экспортный вариант ПКР адаптированной под условия эксплуатации во Вьетнаме, для корабельного ракетного комплекса «Уран-ЭВ», работы по которому ведутся корпорацией «КТРВ» в интересах ВС Вьетнама
  • Х-35Э (3М24Э) - экспортный вариант Х-35
  • 3М-24ЭМБ - учебные варианты ракет поставлявшиеся во Вьетнам

Технические характеристики

Видео

Унификация вооружения и военной техники является одной из главных тенденций последнего времени. Использование общих компонентов позволяет упростить производство новых систем, а также сократить расходы на их эксплуатацию. Прекрасным примером подобного подхода к созданию нового вооружения является российская противокорабельная ракета Х-35. В различных модификациях это изделие может использоваться кораблями, самолетами, вертолетами и даже береговыми ракетными комплексами. Подобные особенности использования значительно повышают боевой потенциал ракеты Х-35.

Изначально противокорабельная ракета (ПКР) Х-35 предназначалась для вооружения ракетных катеров и кораблей среднего водоизмещения. Использовать ее предлагалось в составе ракетного комплекса «Уран». Разработка подобного была начата в соответствии с постановлением Совмина от 16 апреля 1984 года. Главным конструктором проекта был назначен Г.И. Хохлов. Основные работы по проекту были возложены на ОКБ «Звезда». К настоящему времени эта организация вошла в состав корпорации «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ).


Целью проекта Х-35 (ракета 3М24) было создание перспективной ПКР для вооружения катеров и кораблей малого и среднего водоизмещения. Ракета должна была использоваться для поражения кораблей и судов противника водоизмещением до 5 тыс. тонн. Также техническим заданием требовалось обеспечить возможность одиночного запуска и стрельбы залпом. Новая ПКР должна была применяться в любое время суток, в любых метеоусловиях, а также при использовании противником средств РЭБ и ПВО.

Ракета Х-35 была построена по нормальной аэродинамической схеме с Х-образными крылом и хвостовым оперением. Внешняя поверхность корпуса ракеты образована несколькими цилиндрами разного диаметра. Средняя и хвостовая части корпуса выполнены асимметричными: в нижней части предусматривается специальная гондола, в передней части которой находится воздухозаборник маршевого двигателя. Также в состав базовой версии ракеты Х-35 входил твердотопливный стартовый ускоритель. Последний имел цилиндрический корпус и оснащался раскладываемым при старте оперением.

ПКР Х-35 имеет общую длину 3,85 м. При установленном ускорителе длина ракеты увеличивается до 4,4 м. Максимальный диаметр корпуса составляет 0,42 м. Разложенные крылья имеют размах 1,33 м. Стартовый вес ракеты в базовой корабельной конфигурации (с ускорителем) составлял 600 кг.

Изделие 3М24 имело компоновку, свойственную некоторым ракетам подобного класса. В головной части корпуса разместили аппаратуру головки самонаведения. За ней размещалась боевая часть. В средней части корпуса предусматривался изогнутый канал воздухозаборника, вокруг которого был «обернут» топливный бак. В хвосте корпуса расположили турбореактивный двигатель. Свободные объемы корпуса и нижняя гондола вмещали различную аппаратуру. Стартовый ускоритель имел крайне простую конструкцию. Внутри цилиндрического корпуса помещался только твердотопливный ракетный двигатель.

При разработке ракеты Х-35 учитывалась необходимость надежного захвата и поражения цели вне зависимости от помеховой обстановки, что сказалось на архитектуре систем наведения. Новая ПКР получила комбинированную систему наведения. На маршевом участке полета ракета должна была использовать инерциальную навигационную систему и радиовысотомер. При выходе в район цели предлагалось включать активную радиолокационную ГСН, которая отвечала за поиск и поражение цели.

В проекте Х-35 использовалась активная радиолокационная головка самонаведения АРГС-35, разработанная в НПП «Радар ММС». Эта система позволяла производить обнаружение и сопровождение цели. Кроме того, при помощи изделия АРГС-35 производилось непосредственное наведение ракеты на обнаруженную цель. Антенна активной радиолокационной ГСН располагалась в головной части ракеты под радиопрозрачным обтекателем. Обеспечивался обзор горизонтального сектора шириной 90° (по 45° вправо и влево от продольной оси), вертикальный обзор: от -10° до +20°. Первая модификация головки АРГС-35 имела дальность обнаружения целей до 20 км.


Схема ракеты Х-35. Рисунок Rbase.new-factoria.ru

Позади головки самонаведения в корпусе ракеты Х-35 устанавливалась проникающая боевая часть весом 145 кг. За счет осколочно-фугасно-зажигательного действия использованная боевая часть должна была обеспечивать надежное поражение кораблей и судов водоизмещением менее 5 тыс. т. Боевая часть получила прочный корпус со сравнительно толстыми стенками, что позволяло пробить борт вражеского корабля и произвести подрыв внутри, тем самым нанеся максимально возможные повреждения.

В хвостовой части корпуса ПКР Х-35 расположен турбореактивный двухконтурный двигатель ТРДД-50АТ с тягой 450 кгс. Такой двигатель запускается при помощи пиропатрона и использует авиационный керосин. Использованная силовая установка позволяет ракете развивать скорость до 280 м/с и лететь на дальность от 7 до 130 км. В составе комплекса «Уран» ракета 3М24 комплектуется твердотопливным ускорителем, при помощи которого покидает транспортно-пусковой контейнер. В таком случае запуск маршевого двигателя производится после сброса ускорителя.

ПКР Х-35 получила систему управления, обеспечивающую наибольшую эффективность боевого применения. Для этого на маршевом участке полета, до выхода в район цели, ракета должна лететь на высоте не более 10-15 м над гребнями волн. После начала поиска цели и во время наведения на нее высота полета сокращается до 4 м. Малая высота полета в сочетании с малой ЭПР самой ракеты значительно снижает вероятность своевременного обнаружения ракеты, а также затрудняет ее сопровождение и атаку при помощи имеющихся средств ПВО.

Также эксплуатация ракет семейства Х-35 в определенной мере облегчается за счет автоматизации подготовки к пуску. Контроль состояния изделия и ввод полетного задания производятся в автоматическом режиме. На все процедуры подготовки к пуску уходит не более 1 минуты.

Ракеты семейства Х-35, предназначенные для использования кораблями и береговыми ракетными комплексами, поставляются предприятием-изготовителем в цилиндрических транспортно-пусковых контейнерах. Ракеты авиационного базирования так же поставляются в контейнерах, но перевозятся и запускаются со штатных устройств самолетов или вертолетов.

За несколько месяцев работы сотрудники ОКБ «Звезда» подготовили эскизный вариант проекта Х-35. В ходе рассмотрения предложенной документации были выявлены определенные проблемы. В частности, разработанная активная радиолокационная ГСН не в полной мере соответствовала техническому заданию. На выполнение всех доработок и совершенствование проекта ушло несколько лет. Первый запуск опытной ракеты с наземной пусковой установки удалось выполнить только 5 ноября 1985 года. В дальнейшем были изготовлены еще несколько ракет-прототипов, которые испытывались в течение 1986 года. Все эти запуски окончились неудачей.

Первый штатный запуск с нормальной работой всех систем состоялся 29 января 1987 года. После этого отработка бортовых систем продолжилась. До 1992 года ОКБ «Звезда» и смежные предприятия провели 13 испытательных пусков. По некоторым данным, использовавшиеся в этих испытаниях ракеты оснащались весовым имитатором радиолокационной ГСН ввиду отсутствия полноценного образца такой аппаратуры. Разработка головки самонаведения завершилась только в начале девяностых годов.

Из-за распада Советского Союза и массы экономических проблем разработка проекта Х-35 почти остановилась. В течение нескольких следующих лет организация-разработчик была вынуждена вести все необходимые работы за свой счет. Среди прочего это привело к резкому сокращению испытательных пусков: в 1992-97 годах удалось собрать и проверить только четыре опытные ракеты.

Резкое сокращение расходов на оборону привело к невозможности продолжения работ и закупке готовых ракет. По этой причине первый контракт на поставку комплексов «Уран» с ракетами Х-35 был заключен с зарубежным заказчиком. В начале девяностых о существовании нового проекта узнали военные Индии. После ряда переговоров в 1994 году представители индийских военно-морских сил заказали ракетные комплексы российской разработки в экспортной конфигурации «Уран-Э».

В состав ракетного комплекса «Уран-Э» корабельного базирования входит ракета Х-35 с ТПК, пусковая установка 3С-24Э, а также система управления и комплекс аппаратуры для проверки боеприпасов. Аппаратура комплекса может устанавливаться на различные катера и корабли, имеющие подходящие характеристики. Пусковая установка комплекса «Уран-Э» представляет собой металлическую раму с креплениями для транспортно-пусковых контейнеров. В конструкции пусковой установки предусмотрены амортизаторы, снижающие нагрузку на ракеты при погрузке и при волнении моря. Пусковая установка построена таким образом, что ракеты стартуют под углом 35° к горизонту.


Пусковая установка 2С-24Э. Фото Rbase.new-factoria.ru

Корабельная автоматизированная система управления, отвечающая за проверку ракет, ввод полетного задания и выполнение других операций, изготавливается в виде двух контейнеров. Подобная архитектура систем управления позволяет монтировать их на любых подходящих кораблях и катерах. Контейнеры занимают площадь 15 кв.м и 5 кв.м.

Индийский заказ позволил завершить необходимые работы и развернуть серийное производство новых ПКР. Первые компоненты комплекса «Уран-Э» были переданы заказчику в 1996 году. 15 декабря того же года завершились работы по интеграции ракет в комплекс вооружения эсминца INS Delhi (D61). В дальнейшем аналогичную аппаратуру получили еще несколько индийских кораблей.

В начале двухтысячных годов ситуация с финансированием вооруженных сил России начала меняться к лучшему. Появление соответствующей возможности позволило вспомнить о существующих разработках. В 2003 году прошли испытания комплекса «Уран», по результатам которых он был рекомендован к принятию на вооружение. Аппаратура этого ракетного комплекса может устанавливаться на катера и корабли нескольких типов.

В начале двухтысячных годов продолжилась и была завершена разработка берегового ракетного комплекса «Бал», в составе которого предлагалось использовать ПКР Х-35. Береговой комплекс предназначается для слежения за территориальными водами и защитой военно-морских баз или иных объектов. В составе комплекса «Бал» имеется набор различных средств, обеспечивающих своевременное обнаружение и уничтожение кораблей противника.

Береговой комплекс «Бал» состоит из нескольких основных компонентов, выполненных в виде самоходных машин на базе шасси МАЗ-7930. За слежение и поиск целей отвечает самоходный командный пункт управления и связи (СКПУС). В состав батареи комплекса может входить до двух таких машин. Также в каждую батарею входит до четырех самоходных пусковых установок (СПУ). Каждая такая боевая машина имеет крепления для восьми ТПК с ракетами. Обслуживание СПУ выполняется транспортно-перегрузочными машинами. Кроме того, батареи оснащаются собственными машинами связи.


СПУ комплекса "Бал"

Использование самоходной техники позволяет быстро перебросить все средства комплекса «Бал» в заданный район и начать там боевую работу со слежением за указанной акваторией. Допускается возможность развертывания комплекса на удалении до 10 км от береговой черты. Типовая батарея может произвести запуск до 32 ракет. Общий боекомплект при этом составляет 64 ракеты.

В середине двухтысячных годов завершилась работа над авиационной версией ракеты Х-35. Для применения в качестве вооружения вертолетов была предложена ПКР Х-35В. Основные ее отличия заключаются в ином стартовом ускорителе. Его характеристики соответствуют предполагаемому способу запуска с летательного аппарата, имеющему относительно малую скорость полета. Для самолетов была предложена ракета без стартового ускорителя. Такая ПКР должна была разгоняться до скорости включения маршевого двигателя за счет самолета-носителя.

В 2011 году был представлен оригинальный проект пусковой установки для ракет Х-35, замаскированный под стандартный 20-футовый контейнер. При этом внутри контейнера удалось разместить как четыре ТПК с ракетами, так и набор необходимой аппаратуры управления. Перспективы подобного проекта до конца не ясны. Информация о возможных контрактах на поставку такого оружия не поступала.

Дальнейшим развитием ракеты Х-35 стало изделие Х-35У. За счет внедрения некоторых новых узлов и агрегатов удалось удвоить максимальную дальность полета. Х-35У может поражать цели на дальностях до 260 км от точки пуска. Такие характеристики обеспечиваются новым двигателем и иной конструкцией канала воздухозаборника, благодаря которой удалось увеличить запас топлива.

В 2009 году была представлена модернизированная версия ракеты Х-35У под названием Х-35УЭ, предназначенная для поставок зарубежным заказчикам. После всех доработок стартовый вес ракеты достиг 670 кг. Габариты остались на прежнем уровне. Двигатель и топливный бак, взятые у Х-35У, обеспечивают новой ПКР дальность полета до 260 км. По некоторым данным, возможен пуск на дальность до 300 км. Важнейшим нововведением проекта стало обновление систем наведения. Инерциальная навигационная система была дополнена спутниковой, а активную радиолокационную АРГС-35 заменили активно-пассивной радиолокационной ГСН типа «Грань-К». Дальность обнаружения цели увеличена до 50 км.


Активная радиолокационная ГСН ракеты Х-35Э. Фото Ru.wikipedia.org

На данный момент основными эксплуатантами ракет Х-35 и ракетных комплексов семейства «Уран» являются Россия, Индия и Вьетнам. К настоящему времени собрано несколько сотен ракет, переданных ВВС и ВМФ России, а также ВМС Индии и Вьетнама. Зарубежные заказчики пока не проявляют интереса к авиационным ракетам, однако активно используют ракетные комплексы корабельного базирования.

В некоторых зарубежных источниках упоминается, что ракеты Х-35 российской разработки были скопированы конструкторами Северной Кореи. Копии Х-35 северокорейского производства предположительно эксплуатируются в КНДР и некоторых зарубежных государствах.

Как и другие противокорабельные ракеты, оружие семейства Х-35 имеет преимущества и недостатки. Основным преимуществом считается комбинированная траектория полета с маловысотным участком на подлете к цели. Такая особенность ракет Х-35 затрудняет их обнаружение и уничтожение на безопасном расстоянии от корабля-цели. Также следует отметить достойное соотношение веса ракеты и боевой части. Использованные радиолокационные ГСН способны работать в условиях постановки помех, что повышает вероятность поражения цели. 145-кг осколочно-фугасно-зажигательная боевая часть предназначена для поражения кораблей водоизмещением до 5 тыс. т. Таким образом, ракеты Х-35 могут поражать широкий спектр боевых кораблей и вспомогательных судов.

Отдельного упоминание достойна гибкость применения ракет Х-35. Они могут использоваться в качестве ударного вооружения кораблей, самолетов, вертолетов и специализированных береговых комплексов. Таким образом, военные получают возможность использовать комплекс, наиболее полно отвечающий требованиям тактической обстановки.

Главный недостаток ПКР Х-35 и комплексов с их использованием заключается в узкой тактической нише. Ракеты этого семейства могут применяться только для поражения надводных целей. Специфическая траектория полета и характеристики радиолокационной ГСН не позволяют использовать такое оружие для атаки наземных объектов. В контексте корабельных ракетных комплексов это приводит к необходимости использования отдельных систем для поражения наземных целей. В определенных ситуациях минусом может быть дозвуковая скорость ракеты, способная повысить вероятность ее перехвата.

Ракеты первых версий имели дальность полета до 130 км, что накладывало некоторые ограничения на их использование. Существовал риск приблизиться к цели на расстояние ответного удара с соответствующими рисками. Особенно ярко эта особенность могла проявляться при запуске ракет с летательных аппаратов, вынужденных приближаться к цели и рисковать попасть под удар средств противовоздушной обороны.

Необходимо отметить, что советский/российский проект ПКР Х-35 в определенной мере похож на некоторые зарубежные разработки аналогичного назначения. Незадолго до начала работ по Х-35 и комплексу «Уран» во Франции была создана ракета Exocet, а в США появилось изделие AGM/RGM/UGM-84 Harpoon. Х-35, «Экзосет» и «Гарпун» являются дозвуковыми ракетами сравнительно малых габаритов, а также оснащены комбинированными системами наведения.

Зарубежные аналоги Х-35 неоднократно использовались в различных вооруженных конфликтах и показали свои возможности. На счету ракет Exocet и Harpoon имеются несколько крупных побед в нескольких боях. ПКР Х-35 и ее модификации пока не использовались в реальных вооруженных конфликтах. Тем не менее, сравнение характеристик различных ракет и опыт использования зарубежных аналогов позволяют предполагать, что ракеты Х-35 являются весьма эффективным оружием и могут считаться одними из лучших образцов своего класса в мире.

По материалам сайтов:
http://rbase.new-factoria.ru/
http://army.lv/
http://bastion-karpenko.narod.ru/
http://ktrv.ru/
http://arms-expo.ru/