Фельетоны - это что? Краткая история и особенности жанра. Значение слова фельетон в литературной энциклопедии

Фельетоны - это произведения, которые объединяют в себе художественную литературу, журналистику и сатиру. Из небольших они переросли в отдельный жанр. Как это произошло? Какие черты характеризуют фельетоны? Об этом мы и поговорим.

Возникновение понятия

Понятие «фельетон» зародилось во Франции в XIX веке и относилось к журналистике. С французского языка оно переводится как «лист», ведь именно с листа и началась история этого термина. В 1800 году газета под названием «Журналь де Деба» (Journal des débats) стала дополнять стандартные выпуски небольшими вкладышами, которые впоследствии назвали фельетонами.

Главной темой газеты была политика. Она открылась в начале Французской революции и публиковала государственные отчеты, решения, распоряжения, заявления депутатов и другие новости в этом русле. Добавочные вкладыши, наоборот, были чисты от политики. Они писались живым стилем и носили неофициальный оттенок.

Газетные фельетоны - это был способ развлечь публику, а заодно и привлечь её внимание к изданию. На вкладышах размещались объявления, загадки, стихи, рецензии на книги и театральные постановки, шарады, головоломки и ребусы.

Развитие жанра

Несмотря на то что термин «фельетон» возник после Французской революции, считается, что сам жанр зародился на век раньше. Его основателями являются и Вольтер - авторы сатирических произведений, критикующих религию и политику.

Фельетоны во французских газетах быстро перешли к подобному тону. Появившись в качестве шарад и рецензий, они быстро развились в отдельный литературно-публицистический жанр, близкий по духу Вольтеру и Дидро.

Сперва в газетных вкладышах начали появляться отрывки литературных произведений, например «Трёх мушкетёров» А. Дюма. Отсюда берет свое начало новый жанр - роман-фельетон. Он относился к беллетристике и ориентировался на массового читателя, не имея особой эстетичности и художественности.

Одновременно с этим европейские поэты и публицисты способствуют становлению политического фельетона. Он характеризуется яркой иронией и даже сатирой на тему политики и социальных проблем. Жанр укрепился благодаря Виктору Рошфору-Люсе, Генриху Гейне, Георгу Верте, Людвигу Бёрне и т. д.

Фельетон - что это? Особенности жанра

Сейчас он относится к малым произведениям и может быть представлен новеллой, очерком, стихом или рассказом. Фельетон - это жанр на границе между литературой и публицистикой. С художественным произведением его объединяет форма изложения и приемы, в то время как острота содержания отсылает к журналистике.

Для такого произведения характерна конкретика в образах и фактах, критика, ироничность. В качестве основной темы выступают злободневные проблемы общества и политика. Фельетоны - это произведения, которые обличают человеческие пороки, такие как мелочность, алчность или, например, глупость.

Фельетон иногда связывают с комическим жанром. Однако он не ставит задачи вызвать смех. Главной его целью является показать конкретное явление через высмеивание, подшучивание над ним и, быть может, заставить читателя задуматься.

Фельетоны в России

Со временем и в России появились фельетоны - это были произведения низкого уровня. В самом начале они воспринимались с негативом, сравнивались с желтой прессой и некачественными дешёвыми изданиями. К 20-м годам XIX века отношение к ним стало меняться. Так, появились фельетоны Барона Брамбеуса с критическими высказываниями о бездарной и пошлой литературе.

Острыми заметками отличились Александр Пушкин, Добролюбов, Бестужев, Салтыков-Щедрин, Панаев, Некрасов. Жанр постепенно приобретал популярность. Фельетоны размещались в журнале «Крокодил», «Искра», «Будильник». Особую идейность и остроту они приобрели во время революции.

В начале XX века с этим жанром работали Дорошевич, Яблоновский. Борис Егоров и Семен Нариньяни даже выпустили отдельные книжные издания. В «Новом сатириконе» Маяковский опубликовал свои фельетоны-гимны («Гимн взятке», «Гимн ученому и др.).

Фельетон

Фельетон

ФЕЛЬЕТОН - малая художественно-публицистическая форма, характерная для периодической печати (газеты, журнала) и отличающаяся злободневностью тематики, сатирической заостренностью или юмором.
История термина. Слово Ф. - французское (feuilleton - листок, листочек); в словарях XVIII ст. его еще не было. Термин Ф. возник в начале XIX в. В 1800 во Франции издатель газеты «Journal des Debats» стал выпускать добавочные листы к газете, а затем в 1803 изменил формат своей газеты - удлинил его книзу, и вот эта добавочная часть, отделенная от газеты «линией отреза» (белым пропуском), стала называться Ф. В дальнейшем термин Ф. получил двоякое значение: 1) литературный материал «подвала» газеты, 2) литературное произведение малой формы публицистически-злободневного характера, помещенное или в Ф. газеты, или в дополнительных частях журнала (обозрение, смесь). Именно в последнем значении этот термин закрепляется и получает очень широкое распространение во Франции, затем в Германии и в России.
Ф. в Западной Европе. Истоки жанра Ф. уходят в XVIII в. Его родоначальниками нужно считать Вольтера, Дидро и их политического врага Фрерона.
В эпоху первой французской революции Ф. приобрел остро политический характер, принимая преимущественно форму памфлета. Дюмулен в газете «Revolutions de France et de Brabants», Марат в «L’ami du peuple», Гебер в «Pere Duschene» в своих Ф. зло высмеивали монархию, короля, церковь, призывали народ к революционному действию. Аббат Жоффруа, реакционер, продолжил традиции Фрерона (в частности его вражду к Вольтеру) в Ф. «Journal des Debats». При Наполеоне и в эпоху Реставрации Ф., как и вся вообще печать, влачил жалкое существование: Ф. «Journal des Debats» и др. ставили своей целью развлекать поверхностным остроумием.
В связи с подъемом общественного самосознания перед революцией 30-го года замечается с конца 20-х годов оживление в литературе вообще и, в частности, оживление Ф., уже более разнообразно оформляющегося. В «Journal des Debats» появился талантливый буржуазный фельетонист Жюль Жанен, ставший особенно известным как автор театральных рецензий. Наряду с Ф. - театральной рецензией развивается Ф. - музыкальная рецензия. Появился целый ряд других талантливых фельетонистов (Шарль Нодье, Денуайе, Жирарден и др.). В 30-40-х гг. широко культивируется бытовой фельетон в виде путевых записок. Но при известном разнообразии в жанровом оформлении франц. буржуазно-дворянский Ф. со стороны содержания имел поверхностный, «развлекательный» характер.
Ф. мелкобуржуазной демократии, наоборот, отличались идейно-политической насыщенностью, сатирической заостренностью. Феликс Пиа, например, выступая против политической беспринципности фельетониста Жюля Жанена, пишет острый Ф. - памфлет «Mari Josef Chenier et le prince des critique».
В 50-60-х гг., в связи с ростом общественного движения во Франции, Ф. насыщен политической сатирой (Рошфор). Во время Парижской коммуны с революционными Ф. выступал Жюль Валлес в газете «Le cri du peuple» и Вильом в газете «Pere Duschene». После 80-90-х гг. Ф. во Франции мельчает: уголовная хроника, мелкие факты городской жизни - вот содержание Ф. этого времени.
В Германии Ф. получил свое развитие в 30-50-х гг. в лице Берне (Парижские письма) и Гейне (Письма из Парижа). Берне и Гейне были родоначальниками политического Ф. в Германии; их Ф. полны огня, призыва к борьбе против феодализма и мещанской косности. Среди представителей «Молодой Германии» в качестве фельетониста выделяется Гуцков («Письма дурака к дуре»). В эпоху империализма в Германии выделился своими сенсационными фельетонами Максимилиан Гарден - типичный представитель мелкобуржуазного индивидуализма.
Ф. в России. Термин Ф. в русской литературе впервые упоминается в «Вестнике Европы» в 1820: «Ф., - говорит «Вестник Европы», - это еще, очевидно, не укрепившееся в нашем быту понятие означает отдельную часть газеты, где помещаются замечания на новые книги, на играемые в театрах пьесы, на самую игру актеров».
Истоки русского Ф. нужно искать в XVIII в. Развитие сатирической журналистики вызвало к жизни новую литературную форму - Ф. В Ф. сатирических журналов XVIII в. выявляются уже две линии, к-рые указаны Горьким для развития литературы вообще. Это - «линия критического реализма и линия чисто мещанской литературы». Ф. «Трутня», «Живописца» зачинают первую линию, Ф. «Всякой всячины», «Ни то, ни сио» - вторую линию Ф. В Ф. «Трутня», «Живописца» вскрывалось конкретное зло общества того времени, давалась резкая критика «на лицо», велась борьба за культуру в России против консерватизма господствующих групп. Публицистическая заостренность, актуальность, смелое привлечение разнообразного материала (бытовы сцены, судебные постановления и др.) - вот те характерные для писем и обозрений новиковских журналов черты, к-рые позволяют считать их Ф.
Фельетонисты «Всякой всячины», «Ни то, ни сио» выдвигали лозунг «не целить на особ», давать критику «в улыбательном духе», мешать поучения с увеселениями и «угрюмость строгих правил умягчать какими-нибудь приятностями или закрывать прелестными цветами». От Ф. «Трутня», «Живописца» идет традиция к Ф. крестьянской революционной демократии, к Ф. «Современника», «Искры», от Ф. «Всякой всячины», «Поденщины», «Ни то, ни сио» - к охранительным Ф. булгаринской «Северной пчелы» или «Библиотеки для чтения» и др.
В 30-х гг. в качестве фельетониста «Библиотеки для чтения» выступил Сенковский. Особенной известностью пользовался его Ф. «Большой выход сатаны». Сенковский дал огромное количество Ф., написанных живо, хлестко, но неглубоких по содержанию. Это - или нападки на своих литературных врагов, или мелкая критика современных нравов. Беседа-диалог, письма, в особенности фантастические сны - форма фельетона Сенковского. Фельетоны Сенковского нередко заканчиваются нравоучениями охранительного характера: «первая обязанность словесности в обществе, - говорит Сенковский, - успокаивать умы», «не помогать политическим бредням» («Брамбеус и юная словесность»).
Общественный подъем, развитие литературы «натуральной школы» вызывают в 40-х гг. в истории русского Ф. значительное оживление: кроме «Северной пчелы» и «Библиотеки для чтения», фельетоны появляются в «Литературной газете», «С.-Петербургских ведомостях», «Русском инвалиде» и др. С Ф. выступают Строев, Губер, Греч, Панаев, Дружинин.
В рядах фельетонистов в 40-х гг. мы видим таких писателей, как Григорович, Плещеев, Сологуб, Тургенев, Гончаров, Достоевский. Широкое распространение в 40-х гг. получил Ф. - «физиологический очерк» (см.). Публицистические статьи, письма, очерки Герцена подчас получают характер Ф., замечательного как социально-политической остротой своего революционного содержания, так и блестящим использованием средств художественного порядка. В 50-60-х гг. выдвинулся на первый план Ф. революционной крестьянской демократии. Острое и актуальное содержание, правдивый показ действительности, беспощадная критика эксплоататорского строя, призыв к борьбе - основные черты Ф. революционных разночинцев, наравне с богатством жанровых форм и художественной яркостью образного воплощения.
Ф. пишут Некрасов, Добролюбов, Салтыков-Щедрин, Глеб Успенский. Литературно-критические статьи Чернышевского «Об искренности в критике» и «Русский человек на rendez-vous » шли в журналах как фельетоны.
Значительная часть Ф. в «Свистке» и «Искре» принадлежала Добролюбову, Курочкину, Минаеву. Целый ряд очерков Салтыкова-Щедрина и Глеба Успенского являлись фельетонами («Письма к тетеньке» Салтыкова-Щедрина и др.). Самое композиционное построение Ф. революционеров-демократов является отличным от буржуазно-дворянского Ф. Буржуазно-дворянский Ф. целиком строился вокруг какого-либо явления быта или литературы, причем выводы его не шли дальше этого явления. Совсем другое фельетоны Чернышевского, Добролюбова; в их Ф. берется какое-нибудь частное явление как исходный пункт для построения Ф., а затем, как вывод, дается широкое обобщение, имеющее огромное общественно-политическое значение (бичуется царская администрация, суд и т. д., а не отдельные плохие администраторы). Сатира «Свистка» и «Искры» охватывала огромный круг явлений, поэтому к жизни были широко призваны новые Ф. в драматической и, особенно, стихотворной форме (см. напр. Ф. «Наука и свистопляска, или как аукнется, так и откликнется - рассказ в стихах и прозе, со свистом и пляскою», «Юное дарование, обещающее поглотить всю современную поэзию» Конрада Лилиеншвагера, т. е. Добролюбова, «Москвичи на лекции философии», «Женщина перед лицом русского прогресса», стихотворные Ф. Минаева и др.).
Стихотворный Ф. был доведен до совершенства Некрасовым («Газетная», «Балет», «Кому холодно, кому жарко», «Современники», «Вступительное слово Свистка к читателю» и др.). Глеб Успенский дал прекрасные образцы Ф.-очерков, в к-рых он откликался на самые острые вопросы современности. Революционеры-демократы ценили Ф. как очень удобный способ для проведения своих идей, считая, что он мог бы «оказать немалое пособие серьезной литературе» (Добролюбов). Салтыков-Щедрин зло высмеивал мещанский Ф., Ф.-болтовню, но, когда его упрекнули в том, что его очерки носят фельетонный характер, он ответил: «Водевиль может быть умнее боборыкинской драмы» (письмо Пыпину от 1 ноября 1883).
В 60-70-х гг. продолжал существовать и мещанский Ф. Этот Ф. носил прежний традиционный характер веселой болтовни (напр. фельетоны Масальского в «Сыне отечества», «Весельчака» и др.).
Период реакции 80-х гг. - период упадка социально-сатирического Ф. Жестокие преследования цензуры не давали возможности передовым органам пользоваться таким оружием, как Ф. С трудом удавалось Успенскому помещать свои Ф.-очерки. В 80-е гг. Ф. широко использовался беспринципными юмористическими журналами мещанского типа («Осколки»). Типичным представителем мещанского Ф. являлся Лейкин.
В 90-900-е гг. рост пролетариата, пролетарского движения, организация пролетарских журналов и газет, выступление в печати Ленина, выступление Горького, революция 1905, реакция после революции 1905, новая волна рабочего движения - все эти огромные общественные сдвиги и события сказались в журналах, газетах, литературе. На страницах журналов и газет шли упорные бои. Фельетонам в этих боях принадлежит большое место.
Реакционные газеты и журналы развивали бешеную кампанию против революции, против рабочего движения. В «Новом времени» выступила целая «плеяда» фельетонистов (Суворин, А. Столыпин, Меньшиков, Розанов и др.). Донос, клевета на все честное, революционное, кровавые наветы, призыв к погромам во имя православия и самодержавия - вот гнусное содержание реакционных Ф. Беззастенчивая, доходящая до цинизма подтасовка фактов, мистика, ханжество и лицемерие - особенности «стиля» Ф. нововременских «Иудушек Головлевых».
Ф. либеральных фельетонистов 900-х гг. отличались мелочностью содержания, малой социальной значимостью и в то же время изощренностью, узорчатостью, часто вычурностью формы (Дорошевич, Амфитеатров, Л. Андреев и др.).
Новые страницы в истории дооктябрьского Ф. открывают фельетоны Горького. Первые его Ф. под названием «Между прочим» были напечатаны под псевдонимом Иегудиил Хламида («Самарская газета» за 1895). В своих фельетонах Горький, несмотря на жестокую цензуру, умел остро ставить вопросы о разгуле административного произвола, умел заступиться за попранные права трудящихся.
В 1906 Горький написал серию блестящих фельетонов-памфлетов: «В Америке» («Город Желтого Дьявола» и др.), «Мои интервью» («Прекрасная Франция», «Русский царь» и др.). В этих фельетонах Горький обличал полновластное господство капитала в «демократической» Америке, республиканскую Францию, снабжающую русского царя деньгами для подавления революции, наконец самого русского самодержца, тупого, кровавого царя, державшегося на троне при помощи штыков. Как в других своих произведениях, так и в Ф. Горький указал путь развития советской художественной и публицистической литературы - путь социалистического реализма. В качестве фельетонистов в дореволюционных большевистских изданиях выступали В. В. Воровский, М. С. Ольминский, направлявший против меньшевиков острые сатирические Ф.
После Великой Октябрьской социалистической революции начался бурный расцвет пролетарской публицистики вообще и пролетарского фельетона в частности. Развитие социалистического строительства, культурная революция, изживание пережитков капитализма в сознании людей советской эпохи, создание нового быта, перестройка отношения человека к природе, к труду, борьба с остатками буржуазии, разгром троцкистских, бухаринских и иных шпионов и диверсантов - все это дает широкий круг тем для советского фельетона.
Советский Ф. не только критикует отрицательные явления жизни, но и утверждает новую, социалистическую действительность, великие завоевания сталинской эпохи.
Непревзойденными шедеврами советского Ф. являются пламенные фельетоны Горького, посвященные обличению международного империализма и его наймитов, врагов народа в нашей стране, а также фельетоны Горького, откликавшиеся на рост культуры в СССР, ставившие вопросы из области лит-ой жизни и указывавшие направление развития советской литературы. Ф. социалистического реализма имеет четкий идейно-композиционный стержень, ему чужда отрывочность, фрагментарность мелкобуржуазного Ф. 900-х гг. Советский фельетонист говорит просто, ясно, твердо; советский Ф. не стремится к внешней вычурности.
Советский Ф. крайне многообразен по форме. Политически заостренные, пропитанные партийностью, с четкой сюжетной линией, опирающиеся на определенные конкретные факты, советские фельетоны дают примеры гармонического сочетания в Ф. публицистического и художественного элементов. В. В. Маяковский дал блестящие образцы политически насыщенного, подчас остро-сатирического стихотворного Ф.
Победа социализма, невиданные в мире успехи социалистического строительства в области индустриализации, сельского хозяйства, культуры настоятельно требуют развития фельетона-бытовой сцены, фельетона-научной статьи, фельетона-научной гипотезы, в к-рых в доступной и «легкой», понятной миллионам трудящихся форме сообщались бы знания не только о действительности прошлого и настоящего, но и о действительности будущего.Библиография:
Азадовский М., Затерянные фельетоны Тургенева, Иркутск, 1927 (оттиск из «Сборника трудов Иркутск. гос. ун-та», вып. XII); Журбина Е., Фельетон в газете 40-х годов, акц. изд. о-ва «Огонек», М., 1930 (в серии: Б-ка «Огонек», № 527); Заславский Д., Истоки и пути фельетона, изд. «Огонек», М., 1931 (в серии: «Б-ка журналиста», кн. 2), Горький в Самаре. Рассказы, фельетоны, воспоминания, «Сов. писатель», 1938; Nettement A. F., Etudes critiques sur le feuilleton-roman, Paris, 1845; Atkinson Nora, Eugene Sue et le roman-feuilleton, P., 1929 (Chapitre premier, I, Esquisse de l’histoire du roman-feuilleton en France); Eckstein E., Beitrage zur Geschichte des Feuilletons, 2 Bde, 2 Auflage, Leipzig, 1876; Kellen T., Aus der Geschichte des Feuilletons, Essen, 1909; Meunier E., Die Entwicklung des Feuilletons in der Grossen Presse, Heidelberg, 1914.

Литературная энциклопедия. - В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939 .

Фельето́н

(фр. feuille – листок), жанр публицистической литературы, сатирическая и критическая статья на актуальную тему. Возникновение фельетона датируют 28 января 1800 г. – в этот день в парижскую газету «Journal des debats» впервые был вложен дополнительный листок, где печатались неофициальные материалы: объявления, театральные и музыкальные рецензии, сведения о моде. Фельетон в России формировался в статьях В. Г. Белинского , Н. А. Добролюбова , Н. А. Некрасова , М. Е. Салтыкова-Щедрина . В изданиях второй половины 19 в. («Искра», «Гудок», «Будильник») особенно популярны были фельетоны Д. Д. Минаева , Н. С. Курочкина, В. П. Буренина и др. В начале 20 в. ведущими фельетонистами были А. В. Амфитеатров и В. М. Дорошевич . В рус. литературе советского времени фельетоны писали М. А. Булгаков и М. М. Зощенко , И. Ильф и Е. Петров и др.

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .

Фельетон

ФЕЛЬЕТОН . Фельетон мыслится ныне, как особый жанр газетной статьи. Как показывает самый термин, взятый с французского, фельетон появился впервые во Франции, явившись производным образованием от feuille (лист - газета); фельетон - «листочек» был действительно в момент своего появления - в первые годы французской революции - солидным листком в газете, специально посвященном вопросам театра, литературы, искусства. Но уже в первые годы своего существования фельетон перешел на страницы самой газеты, заняв классическое место внизу газетной страницы и отделенный от прочего газетного материала толстой чертой. Рождение фельетона в этом смысле связано с деятельностью аббата Жоффруа, который в течение ряда лет, начиная со времени директории, помещал в Journal de Débats несколько раз в неделю свой фельетон. По форме - это был фельетон о событиях в театре, - по существу же Жоффруа, явившись первым фельетонистом, был в то же время классическим фельетонистом, пользуясь вопросами театра, как отправным пунктом для трактовки самых разнообразных проблем, и трактуя их в форме блестящей, парадоксальной, удобочитаемой; эта трактовка была лишена в то же время сколько-нибудь длительного значения.

В дальнейшем своем развитии фельетон во Франции дифференцировался. В 30-х годах 19-го столетия появился созданный Александром Дюма-отцом знаменитый беллетристический фельетон; ежедневно печатаемый небольшими частями роман, действие которого построено на захватывающей интриге. Роман-фельетон быстро приобрел громадную популярность и сохранился во французской прессе вплоть до сегодняшнего дня; в связи с этим была создана во Франции мощная отрасль беллетристики - газетный роман. Сохранился до нынешних дней во французской прессе также литературно-критический и театральный фельетон: периодические, чаще всего еженедельные обзоры литературных и театральных событий. Ярким образчиком литературного фельетона были статьи Сент-Бева в „Journal de Débats“, печатавшиеся регулярно по понедельникам в течение ряда лет. Наиболее видным театральным фельетонистом Франции был Сарсэ.

Фельетоны Сен-Бева и Сарсэ, выдержавшие значительное количество отдельных изданий, являются классическим образчиком типично-фельетонного искусства, не превзойденного во французской газетной литературе и по сию пору.

На ряду с ними стоит и наиболее талантливый представитель политического фельетона - или фельетона-памфлета Анри Рошфор.

Помимо литературного, театрального и политического фельетона во французской прессе существует ныне жанр фельетона в тесном смысле слова - то, что в русской газетной литературе определяется термином «маленький фельетон», а во Франции именуется causerie. Это обычно маленькие статейки - не более ста строк, печатающиеся не отделом, внизу второй страницы, а на первой странице, часто особым шрифтом, и объединяемые в большинстве случаев одним заглавием.

Эти статейки трактуют в ясной, непритязательной, но остроумной форме все проблемы дня: быт, политику, искусство, даже науку. Жанр этот во французской прессе достиг максимального блеска в фельетонах Clemon Voutel („Matin“).

Развитие фельетона в Англии шло иными путями. В английской прессе не было места ни литературному, ни театральному, ни политическому фельетону - он находил место лишь на страницах соответственных еженедельников. Самый термин фельетон отсутствует в Англии, заменяемый термином essay. Но зато искусство essay, развившееся вне влияний газетных условий работы, достигло в Англии совершенства. В литературной иерархии Англии термин эссеист - стоит, пожалуй, на первом месте, essay предпочитается роману. Наиболее видными ессеистами Англии являются в настоящий момент: Бернар Шоу, Честертон, Беллок, Зангвилль, Арнольд Беннет, Льюис Хинд, Артур Мильн.

Что же касается газетного фельетона, то он появился лишь в последние годы и носит низкопробный характер. Он составляется обыкновенно несколькими лицами и состоит из ходячих анекдотов, шуток на тему дня и т. д.

Фельетон-роман получил в Англии, как и во Франции, очень большое развитие.

Фельетон в Германии и Австрии почти неотделим от серьезных статей: легкий юмор не является отличительной чертой германской прессы. Фельетонистами во франко-английском понимании этого термина являются ныне в Германии М. Гарден и в Австрии Карл Краус. Маленького фельетона германская пресса совершенно не знает.

В связи с цензурным гнетом русский фельетон начал по настоящему развиваться лишь в начале 20 века, и особенно после революции 1905 года. Фельетон 19-го века - этот жанр был введен, как таковой Булгариным, - носит характер обывательски-бытовой и является поэтому в сравнении с «публицистикой» (специфически русский термин) - жанром низкопробным. Белинский, Писарев, Добролюбов и другие менее видные литераторы шли, в связи с цензурными условиями, не в газету, а в журнал, и именовались публицистами, хотя многие из их статей носили типично фельетонный характер. Интересно отметить, что понятие фельетон звучало для интеллигентного русского читателя настолько уничижительно, что даже вопросы литературы, искусства, театра трактовались в тяжелых журнальных статьях, а не в легких газетных фельетонах.

«Реабилитировал» понятие фельетон Алексей Суворин (Незнакомец), явившийся первым русским фельетонистом. Большого искусства достиг синтетический фельетонизм (касавшийся всех вопросов дня) в фельетонах Вл. Дорошевича (введшего в фельетон короткую строку и уменье пользоваться абзацом), А. Амфитеатрова, М. Меньшикова. Затем, к моменту революции 1905 года фельетон начинает быстро дифференцироваться. В области театрального фельетона незаменимые образцы дают Р. Кугель (Homo Novus) и П. Ярцев; максимальной яркости достигают литературные фельетоны Вл. Жаботинского, К. Чуковского, П. Пильского; как талантливые политические фельетонисты выступают Ал. Яблоновский, Тан, и наконец особую популярность получает «маленький фельетон» - изумительный образчик «эзоповского языка», острая политическая сатира, замаскированная нарочито-юмористической формой. Весьма успешно подвизались в этом жанре Вл. Азов, Л. Галич, О. Л. д"Ор, Д. Заславский, Д. Левин, А. Аверченко, Тэффи. Мастерами маленького фельетона в стихах являлись Саша Черный, В. Князев, Лоло.

От маленького фельетона ответвился юмористический фельетон в тесном смысле слова, представленный в петербургской газетной литературе Евг. Венским, А. Буховым, Ис. Гуревичем, А. Д"Актилем. В провинции в области маленького фельетона работали Н. Иванов, Гарольд (Киев), Ю. Волин (Харьков), Лоэнгрин (Ростов) и др.

Специальной газетой-фельетоном (специфически русское явление) явились выходившие по понедельникам «Свободные Мысли» И. М. Василевского (не-Буквы), где дебютировали почти все русские фельетонисты. Газета эта сыграла большую роль в развитии техники фельетонизма. Во время войны 1914-17 г.г. она возродилась под названием «Журнала-Журналов» и являлась одно время центром петербургских газетных «пораженческих» кругов.

Еще не время писать о фельетоне российской революции, - его развитие еще впереди, хотя уже и сейчас фельетон революции может гордиться именами Демьяна Бедного и Вл. Маяковского. В области фельетона в прозе сейчас работают Грамен (Н. Иванов), М. Кольцов, О. Л. д"Ор, Л. Рейснер и др.

Мих. Левидов. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. - М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель , 1925


Синонимы :

Смотреть что такое "Фельетон" в других словарях:

    Фельетон - ФЕЛЬЕТОН. Фельетон мыслится ныне, как особый жанр газетной статьи. Как показывает самый термин, взятый с французского, фельетон появился впервые во Франции, явившись производным образованием от feuille (лист газета); фельетон «листочек» был… … Словарь литературных терминов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Найти

Значение слова фельетон

фельетон в словаре кроссвордиста

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

фельетон

франц. листок, отдел россказней в газете. Фельетонист, газетный сотрудник, пишущий отдел этот.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

фельетон

фельетона, м. (фр. feuilleton, букв. листок). статья на политическую, общественную или научную тему, легко и живо написанная, помещаемая в особом, для этого предназначенном отделе газеты. Литературный фельетон (критическая или беллетристическая статья в газете). Маленький фельетон (злободневная сатирическая статья небольших размеров).

только ед. Самый этот отдел газеты (спец.).

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

фельетон

А, м. Газетная или журнальная статья на злободневную тему, использующая юмористические и сатирические приемы изложения.

прил. фельетонный, -ая,-ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

фельетон

    Жанр художественно-публицистической литературы, использующий юмористические и сатирические приемы изложения (обычно в виде газетной или журнальной статьи).

    устар. Раздел газеты, в котором помещались статьи такого жанра.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

фельетон

ФЕЛЬЕТОН (франц. feuilleton, от feuille - листок) художественно-публицистический газетно-журнальный жанр, основная особенность которого - острокритическое отношение к описываемому явлению, лицу. Фельетоны печатались впервые во Франции на отдельных листках (отсюда название). В современных фельетонах - элементы сатиры и юмора. Ср. Памфлет.

Фельетон

(франц. feuilleton, от feuille √ лист, листок), жанр художественно-публицистической литературы; ему присуще критическое, нередко комическое, в том числе сатирическое, начало. Общие приметы √ актуальность и подвижность предмета сообщения или рассуждения, видимая «бесплановость», лёгкость, непринуждённость композиции, пародийное использование художественных и внехудожественных жанров и стилей. Своеобразие Ф. связано преимущественно с тем, что он относится к «смешанному» художественно-публицистическому жанру по методам обработки фактов и по отношению к факту, по целям. Контуры жанра, его содержание и функции исторически изменчивы.

Рождение Ф. относят к 28 января 1800, когда в парижскую газету «Журналь де деба» («Journal des Debats») был впервые вложен дополнительный листок (feuilleton), в котором стали печататься объявления, театральные и музыкальные рецензии, сообщения о модах, шарады, словом, не политические, не официальные материалы. Точнее, это было рождение рубрики, а не жанра. С увеличением формата газеты Ф. стали называть её «подвал». Под рубрикой Ф. печатались даже романы («Парижские тайны» Э. Сю, «Три мушкетёра» А. Дюма), давшие начало «роману-фельетону», ориентированному на вкусы массового читателя. Материалы под рубрикой Ф. нарушали официальную серьёзность, шаблонность и абстрактность казённого стиля, хотя нередко тяготели к развлекательной нравоописательности.

Истоки Ф., пронизанного социальными и политическими мотивами, относятся к журналистике Великой французской революции (памфлеты, статьи К. Демулена, Лустало, Ж. П. Марата). Развитие жанра политического Ф. на Западе в 19 в. связано с именами Л. Берне, Г. Гейне, В. А. Рошфора, Г. Веерта, Ф. Фрейлиграта.

В России само звание фельетониста долго имело уничижительный оттенок, воспринималось как синоним нечистоплотного газетного подёнщика. Рубрика Ф. «русифицировалась» в 20-е гг. 19 в. в газете «Северная пчела» Ф. В. Булгарина, Ф. которого свойственны охранительные и полицейские тенденции, педантичная нравоучительность. Фельетоны Барона Брамбеуса (О. И. Сенковского) в журнале «Библиотека для чтения» высмеивали бездарность и пошлость в литературе; вместе с тем нередко им были присущи художественный консерватизм и беспринципность.

Лучшие образцы фельетонной литературы 1-й половины 19 в. представлены сатирически заострёнными литературно-критическими статьями А. А. Бестужева и блестящими, безупречного вкуса и слога статьями А. С. Пушкина (под псевдонимом Феофилакт Косичкин).

В середине 19 в. этапным явлением в развитии жанра стали Ф. писателей натуральной школы, В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова, Н. А. Некрасова, И. И. Панаева, М. Е. Салтыкова-Щедрина (воспринявших опыт сатирических журналов конце 18 в. Н. И. Новикова и И. А. Крылова); питаясь фактами из литературы и периодики, они вели к глубоким социально-политическими обобщениям, в то же время разоблачая конкретных виновников злоупотреблений и преступлений. Политический Ф. стал одним из ведущих жанров в демократических изданиях 2-й половины 19 в. («Искра», «Гудок», «Будильник»), где печатались Д. Д. Минаев, Н. С. Курочкин, Г. И. Успенский и др. На развитие стиля рус. Ф. повлияло творчество Салтыкова-Щедрина и А. И. Герцена (заметки, памфлеты в «Колоколе»). В традициях революционно-демократической журналистики вёл политические Ф. в 1895√96 на страницах «Самарской газеты» М. Горький (под псевдонимом Иегудиил Хламида). Политической остротой и идейной чёткостью отмечены Ф. критиков-марксистов В. В. Воровского и М. С. Ольминского (1900√10-е гг.).

Видные фельетонисты конца 19 √ начала 20 вв. √ А. А. Яблоновский, А. Р. Кугель, А. В. Амфитеатров и особенно В. М. Дорошевич, придававший Ф., близкому к юмористическому рассказу, актуальное публицистическое звучание. Существенно для развития рус. Ф. творчество сотрудников «Сатирикона» и «Нового сатирикона» √ А. Т. Аверченко, Н. А. Тэффи, Саши Чёрного. В «Новом сатириконе» были напечатаны фельетонные стихи В. В. Маяковского («Гимн судье», «Гимн взятке» и др.), который вместе с Д. Бедным сыграл важную роль в становлении советского Ф.

Сов. Ф. 20 √ начала 30-х гг. развивал лучшие традиции передовой рус. фельетонной литературы (Ю. К. Олеша, М. А. Булгаков, М. М. Зощенко, В. П. Катаев, И. Ильф и Е. Петров, А. Зорич, О. Вишня, Я. Судрабкалн). В 30-е гг. выделялись проблемно-публицистические фельетоны М. Е. Кольцова. В 40√50-е гг. обрели широкую известность имена фельетонистов Г. Е. Рыклина, Л. С. Ленча, Д. И. Заславского, С. Д. Нариньяни, С. И. Олейника. В 60√70-е гг. выделяются фельетоны Н. И. Ильиной, Л. И. Лиходеева, И. М. Шатуновского; появляются романы-фельетоны.

Своеобразной разновидностью является (начиная с 20-х гг.) сов. обличительно-тенденциозный Ф. на международные политические темы (Маяковский, Заславский, Я. Галан).

══Став достоянием дореволюционной большевистской прессы (газета «Правда»), Ф. остаётся живым и актуальным жанром советской печати.

Лит.: Фельетон. Сб. статей, Л., 1927; Фельетоны сороковых годов, М. √ Л., 1930; Заславский Д., Истоки и пути фельетона. fM.], 1931; его же, фельетон, в сборнике: Газетные жанры, М., 1955; Русский фельетон, М., 1958; Советский фельетон, М., 1959; Кольцов М. Е., Писатель в газете, М., 1961; Журбина Е. И., Теория и практика художественно-публицистических жанров, М., 1969.

И. А. Дедков.

Википедия

Фельетон

Фельето́н (, от feuille - «лист», «листок») - короткая сатирическая заметка, очерк, статья.

Примеры употребления слова фельетон в литературе.

Он как-то в Москве в одном крупном издательстве, где готовилась к печати его книжка, сборник лучших рассказов и фельетонов , поведал этот анекдотец главному редактору издательства, когда тот потребовал от Шуры переработки почти всей рукописи.

Журналист закончил свой фельетон как раз там, где Твердохлеб только начинал свои выводы по делу Вербового, но кто же знал об этих выводах?

Сазонов, любивший еще в России студентом окружать себя двором разных посредственностей, слушавших и слушавшихся его, был и здесь окружен всякими скудными умом и телом лаццарони литературной Киайи, поденщиками журнальной барщины, ветошниками фельетонов , вроде тощего Жюльвекура, полуповрежденного Тардифа-де-Мело, неизвестного, но великого поэта Буэ, в его хоре были и ограниченнейшие поляки из товянщизны и тупоумнейшие немцы из атеизма.

После этого маловразумительного эпиграфа следовал фельетон , состоявший из четырех стихотворных строчек: Нет места в кооперативном мире Головотяпским сим делам.

Они сказали, что может получиться интересный фельетон о завоевательницах Москвы.

Фельетоны и памфлеты Ларни широко печатаются в ряде европейских стран.

Но мне кажется, что печатные органы не жалеют места для произведений Ларни не только потому, что его фельетоны остроумны.

В западном мире есть немало людей, умеющих писать фельетоны , Но при прочих равных условиях произведения Ларни привлекают своей четкой и бескомпромиссной политической позицией.

Но вот что удивительно: проходят годы, уходит за кулисы истории повод, послуживший толчком к выступлению Ларни, а фельетон его продолжает жить и действовать в изменившихся обстоятельствах.

Данный сборник фельетонов и памфлетов, составляющий лишь малую толику из написанного Мартти Ларни за последнее десятилетие, лишний раз подтверждает эту истину.

Появления второго фельетона Панаева Достоевский, по всей видимости, не заметит.

Тургеневу, а с другой, - с памятью о фельетоне Панаева, вспомнившего о мнимой славе Достоевского.

До сих пор этот старый фельетон Ильфа и Петрова обжигает огнем гражданского гнева, с каким писатели заступились за достоинство советского гражданина и обрушились на лакейское рвение театральной администрации.

Если министр его одобрит, что будет почти наверняка, то мне не останется ничего, кроме редких фельетонов , за которые издатели платят теперь полцены, если платят вообще.

Он, оказывается, в многотиражке был мастером на все руки: писал рассказы, стихи, фельетоны , исторические очерки, давал советы бойцам, был правщиком и.

Фельетон (франц. feuilleton, от feuille – лист, листок)

жанр художественно-публицистической литературы; ему присуще критическое, нередко комическое, в том числе сатирическое, начало. Общие приметы – актуальность и подвижность предмета сообщения или рассуждения, видимая «бесплановость», лёгкость, непринуждённость композиции, пародийное использование художественных и внехудожественных жанров и стилей. Своеобразие Ф. связано преимущественно с тем, что он относится к «смешанному» художественно-публицистическому жанру по методам обработки фактов и по отношению к факту, по целям. Контуры жанра, его содержание и функции исторически изменчивы.

Рождение Ф. относят к 28 января 1800, когда в парижскую газету «Журналь де деба» («Journal des Debats») был впервые вложен дополнительный листок (feuilleton), в котором стали печататься объявления, театральные и музыкальные рецензии, сообщения о модах, шарады, словом, не политические, не официальные материалы. Точнее, это было рождение рубрики, а не жанра. С увеличением формата газеты Ф. стали называть её «подвал». Под рубрикой Ф. печатались даже романы («Парижские тайны» Э. Сю, «Три мушкетёра» А. Дюма), давшие начало «роману-фельетону», ориентированному на вкусы массового читателя. Материалы под рубрикой Ф. нарушали официальную серьёзность, шаблонность и абстрактность казённого стиля, хотя нередко тяготели к развлекательной нравоописательности.

Истоки Ф., пронизанного социальными и политическими мотивами, относятся к журналистике Великой французской революции (памфлеты, статьи К. Демулена, Лустало, Ж. П. Марата). Развитие жанра политического Ф. на Западе в 19 в. связано с именами Л. Берне (См. Бёрне), Г. Гейне , В. А. Рошфор а, Г. Веерт а, Ф. Фрейлиграт а.

В России само звание фельетониста долго имело уничижительный оттенок, воспринималось как синоним нечистоплотного газетного подёнщика. Рубрика Ф. «русифицировалась» в 20-е гг. 19 в. в газете «Северная пчела» Ф. В. Булгарин а, Ф. которого свойственны охранительные и полицейские тенденции, педантичная нравоучительность. Фельетоны Барона Брамбеуса (О. И. Сенковского (См. Сенковский)) в журнале «Библиотека для чтения» высмеивали бездарность и пошлость в литературе; вместе с тем нередко им были присущи художественный консерватизм и беспринципность.

Лучшие образцы фельетонной литературы 1-й половины 19 в. представлены сатирически заострёнными литературно-критическими статьями А. А. Бестужева и блестящими, безупречного вкуса и слога статьями А. С. Пушкина (под псевдонимом Феофилакт Косичкин).

В середине 19 в. этапным явлением в развитии жанра стали Ф. писателей натуральной школы (См. Натуральная школа), В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова, Н. А. Некрасова, И. И. Панаева, М. Е. Салтыкова-Щедрина (воспринявших опыт сатирических журналов конце 18 в. Н. И. Новикова и И. А. Крылова); питаясь фактами из литературы и периодики, они вели к глубоким социально-политическими обобщениям, в то же время разоблачая конкретных виновников злоупотреблений и преступлений. Политический Ф. стал одним из ведущих жанров в демократических изданиях 2-й половины 19 в. («Искра», «Гудок», «Будильник»), где печатались Д. Д. Минаев, Н. С. Курочкин, Г. И. Успенский и др. На развитие стиля рус. Ф. повлияло творчество Салтыкова-Щедрина и А. И. Герцена (заметки, памфлеты в «Колоколе»). В традициях революционно-демократической журналистики вёл политические Ф. в 1895–96 на страницах «Самарской газеты» М. Горький (под псевдонимом Иегудиил Хламида). Политической остротой и идейной чёткостью отмечены Ф. критиков-марксистов В. В. Воровского и М. С. Ольминского (1900–10-е гг.).

Видные фельетонисты конца 19 – начала 20 вв. – А. А. Яблоновский, А. Р. Кугель, А. В. Амфитеатров и особенно В. М. Дорошевич, придававший Ф., близкому к юмористическому рассказу, актуальное публицистическое звучание. Существенно для развития рус. Ф. творчество сотрудников «Сатирикон а» и «Нового сатирикона» – А. Т. Аверченко, Н. А. Тэффи, Саши Чёрного. В «Новом сатириконе» были напечатаны фельетонные стихи В. В. Маяковского («Гимн судье», «Гимн взятке» и др.), который вместе с Д. Бедным сыграл важную роль в становлении советского Ф.

Сов. Ф. 20 – начала 30-х гг. развивал лучшие традиции передовой рус. фельетонной литературы (Ю. К. Олеша, М. А. Булгаков, М. М. Зощенко, В. П. Катаев, И. Ильф и Е. Петров, А. Зорич, О. Вишня, Я. Судрабкалн). В 30-е гг. выделялись проблемно-публицистические фельетоны М. Е. Кольцова. В 40–50-е гг. обрели широкую известность имена фельетонистов Г. Е. Рыклина, Л. С. Ленча, Д. И. Заславского, С. Д. Нариньяни, С. И. Олейника. В 60–70-е гг. выделяются фельетоны Н. И. Ильиной, Л. И. Лиходеева, И. М. Шатуновского; появляются романы-фельетоны.

Своеобразной разновидностью является (начиная с 20-х гг.) сов. обличительно-тенденциозный Ф. на международные политические темы (Маяковский, Заславский, Я. Галан).

Став достоянием дореволюционной большевистской прессы (газета «Правда»), Ф. остаётся живым и актуальным жанром советской печати.

Лит.: Фельетон. Сб. статей, Л., 1927; Фельетоны сороковых годов, М. – Л., 1930; Заславский Д., Истоки и пути фельетона. fM.], 1931; его же, фельетон, в сборнике: Газетные жанры, М., 1955; Русский фельетон, М., 1958; Советский фельетон, М., 1959; Кольцов М. Е., Писатель в газете, М., 1961; Журбина Е. И., Теория и практика художественно-публицистических жанров, М., 1969.

И. А. Дедков.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Фельетон" в других словарях:

    Малая художественно публицистическая форма, характерная для периодической печати (газеты, журнала) и отличающаяся злободневностью тематики, сатирической заостренностью или юмором. История термина. Слово Ф. французское (feuilleton листок,… … Литературная энциклопедия

    Фельетон - ФЕЛЬЕТОН. Фельетон мыслится ныне, как особый жанр газетной статьи. Как показывает самый термин, взятый с французского, фельетон появился впервые во Франции, явившись производным образованием от feuille (лист газета); фельетон «листочек» был… … Словарь литературных терминов

    фельетон - а, м. feuilleton m. 1. устар. Отдел газеты (первоначально листок приложение, а затем нижняя часть газетной страницы под поперечной чертой), в которой помещались статьи на бытовые темы об искусстве, литературе, а также художественные произведенияИсторический словарь галлицизмов русского языка

    - (фр., от feuille лист). Литературная статья, беллетристического или популярно научного содержания, помещаемая большею частью внизу газетного листа. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ФЕЛЬЕТОН в газете… … Словарь иностранных слов русского языка

    ФЕЛЬЕТОН, фельетона, муж. (франц. feuilleton, букв. листок). Статья на политическую, общественную или научную тему, легко и живо написанная, помещаемая в особом, для этого предназначенном отделе газеты. Литературный фельетон (критическая или… … Толковый словарь Ушакова

    См … Словарь синонимов

    - (франц. feuilleton от feuille листок), художественно публицистический газетно журнальный жанр, основная особенность которого острокритическое отношение к описываемому явлению, лицу. Фельетоны печатались впервые во Франции на отдельных листках… … Большой Энциклопедический словарь

    ФЕЛЬЕТОН, а, муж. Газетная или журнальная статья на злободневную тему, использующая юмористические и сатирические приёмы изложения. | прил. фельетонный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Франц. листок, отдел россказней в газете. Фельетонист, газетный сотрудник, пишущий отдел этот. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

    - (фр. feuille – листок) – художественно публицистический, газетно журнальный жанр, основная особенность которого – остро критическое отношение к описываемому явлению, лицу. Содержит элементы сатиры и юмора. Большой толковый словарь по… … Энциклопедия культурологии

    - (фр. feuilleton, от feuille «лист», «листок») сатирический жанр художественно публицистической литературы, высмеивающий порочные явления в общественной жизни. Термин фельетон возник в начале XIX векa. В 1800 во Франции издатель… … Википедия

Книги

  • Z о D чий против. Продолжение следует..: роман-фельетон , Валентайн, Рэйчел. Бизнес и власть в Загорске утопают в коррупции, архитекторы в невежестве, город в безликости. Архитектурный вуз города превратился в отстойник лодырей и бездарей. Вал квадратных метров и…

Значение слова ФЕЛЬЕТОН в Литературной энциклопедии

ФЕЛЬЕТОН

малая художественно-публицистическая форма, характерная для периодической печати (газеты, журнала) и отличающаяся злободневностью тематики, сатирической заостренностью или юмором. История термина. Слово Ф. — французское (feuilleton — листок, листочек); в словарях XVIII ст. его еще не было. Термин Ф. возник в начале XIX в. В 1800 во Франции издатель газеты «Journal des D?bats» стал выпускать добавочные листы к газете, а затем

690 в 1803 изменил формат своей газеты — удлинил его книзу, и вот эта добавочная часть, отделенная от газеты «линией отреза» (белым пропуском), стала называться Ф. В дальнейшем термин Ф. получил двоякое значение: 1) лит-ый материал «подвала» газеты, 2) литературное произведение малой формы публицистически-злободневного характера, помещенное или в Ф. газеты, или в дополнительных частях журнала (обозрение, смесь). Именно в последнем значении этот термин закрепляется и получает очень широкое распространение во Франции, затем в Германии и в России. Ф. в Западной Европе. Истоки жанра Ф. уходят в XVIII в. Его родоначальниками нужно считать Вольтера, Дидро и их политического врага Фрерона. В эпоху первой французской революции Ф. приобрел остро политический характер, принимая преимущественно форму памфлета. Дюмулен в газете «R?volutions de France et de Brabants», Марат в «L’ami du peuple», Гебер в «P?re Duschene» в своих Ф. зло высмеивали монархию, короля, церковь, призывали народ к революционному действию. Аббат Жоффруа, реакционер, продолжил традиции Фрерона (в частности его вражду к Вольтеру) в Ф. «Journal des D?bats». При Наполеоне и в эпоху Реставрации Ф., как и вся вообще печать, влачил жалкое существование: Ф. «Journal des D?bats» и др. ставили своей целью развлекать поверхностным остроумием. В связи с подъемом общественного самосознания перед революцией 30-го года замечается с конца 20-х годов оживление в лит-ре вообще и, в частности, оживление Ф., уже более разнообразно оформляющегося. В «Journal des D?bats» появился талантливый буржуазный фельетонист Жюль Жанен, ставший особенно известным как автор театральных рецензий. Наряду с Ф. — театральной рецензией развивается Ф. — музыкальная рецензия. Появился целый ряд других талантливых фельетонистов (Шарль Нодье, Денуайе, Жирарден и др.). В 30—40-х гг. широко культивируется бытовой фельетон в виде путевых записок. Но при известном разнообразии в жанровом оформлении франц. буржуазно-дворянский Ф. со стороны содержания имел поверхностный, «развлекательный» характер. Ф. мелкобуржуазной демократии, наоборот, отличались идейно-политической насыщенностью, сатирической заостренностью. Феликс Пиа, например, выступая против политической беспринципности фельетониста Жюля Жанена, пишет острый Ф. — памфлет «Mari Josef Chenier et le prince des critique». В 50—60-х гг., в связи с ростом общественного движения во Франции, Ф. насыщен политической сатирой (Рошфор). Во время Парижской коммуны с революционными Ф. выступал Жюль Валлес в газете «Le cri du peuple» и Вильом в газете «P?re Duschene». После 80—90-х гг. Ф. во Франции мельчает: уголовная хроника, мелкие факты городской жизни — вот содержание Ф. этого времени. В Германии Ф. получил свое развитие в 30—50-х гг. в лице Берне (Парижские письма) и Гейне (Письма из Парижа). Берне и Гейне были родоначальниками политического Ф. в

691 Германии; их Ф. полны огня, призыва к борьбе против феодализма и мещанской косности. Среди представителей «Молодой Германии» в качестве фельетониста выделяется Гуцков («Письма дурака к дуре»). В эпоху империализма в Германии выделился своими сенсационными фельетонами Максимилиан Гарден — типичный представитель мелкобуржуазного индивидуализма. Ф. в России. Термин Ф. в русской литературе впервые упоминается в «Вестнике Европы» в 1820: «Ф., — говорит «Вестник Европы», — это еще, очевидно, не укрепившееся в нашем быту понятие означает отдельную часть газеты, где помещаются замечания на новые книги, на играемые в театрах пьесы, на самую игру актеров». Истоки русского Ф. нужно искать в XVIII в. Развитие сатирической журналистики вызвало к жизни новую литературную форму — Ф. В Ф. сатирических журналов XVIII в. выявляются уже две линии, к-рые указаны Горьким для развития лит-ры вообще. Это — «линия критического реализма и линия чисто мещанской литературы». Ф. «Трутня», «Живописца» зачинают первую линию, Ф. «Всякой всячины», «Ни то, ни сио» — вторую линию Ф. В Ф. «Трутня», «Живописца» вскрывалось конкретное зло общества того времени, давалась резкая критика «на лицо», велась борьба за культуру в России против консерватизма господствующих групп. Публицистическая заостренность, актуальность, смелое привлечение разнообразного материала (бытовы сцены, судебные постановления и др.) — вот те характерные для писем и обозрений новиковских журналов черты, к-рые позволяют считать их Ф. Фельетонисты «Всякой всячины», «Ни то, ни сио» выдвигали лозунг «не целить на особ», давать критику «в улыбательном духе», мешать поучения с увеселениями и «угрюмость строгих правил умягчать какими-нибудь приятностями или закрывать прелестными цветами». От Ф. «Трутня», «Живописца» идет традиция к Ф. крестьянской революционной демократии, к Ф. «Современника», «Искры», от Ф. «Всякой всячины», «Поденщины», «Ни то, ни сио» — к охранительным Ф. булгаринской «Северной пчелы» или «Библиотеки для чтения» и др. В 30-х гг. в качестве фельетониста «Библиотеки для чтения» выступил Сенковский. Особенной известностью пользовался его Ф. «Большой выход сатаны». Сенковский дал огромное количество Ф., написанных живо, хлестко, но неглубоких по содержанию. Это — или нападки на своих лит-ых врагов, или мелкая критика современных нравов. Беседа-диалог, письма, в особенности фантастические сны — форма фельетона Сенковского. Фельетоны Сенковского нередко заканчиваются нравоучениями охранительного характера: «первая обязанность словесности в обществе, — говорит Сенковский, — успокаивать умы», «не помогать политическим бредням» («Брамбеус и юная словесность»). Общественный подъем, развитие лит-ры «натуральной школы» вызывают в 40-х гг. в истории русского Ф. значительное оживление:

692 кроме «Северной пчелы» и «Библиотеки для чтения», фельетоны появляются в «Литературной газете», «С.-Петербургских ведомостях», «Русском инвалиде» и др. С Ф. выступают Строев, Губер, Греч, Панаев, Дружинин. В рядах фельетонистов в 40-х гг. мы видим таких писателей, как Григорович, Плещеев, Сологуб, Тургенев, Гончаров, Достоевский. Широкое распространение в 40-х гг. получил Ф. — «физиологический очерк» (см.). Публицистические статьи, письма, очерки Герцена подчас получают характер Ф., замечательного как социально-политической остротой своего революционного содержания, так и блестящим использованием средств художественного порядка. В 50—60-х гг. выдвинулся на первый план Ф. революционной крестьянской демократии. Острое и актуальное содержание, правдивый показ действительности, беспощадная критика эксплоататорского строя, призыв к борьбе — основные черты Ф. революционных разночинцев, наравне с богатством жанровых форм и художественной яркостью образного воплощения. Ф. пишут Некрасов, Добролюбов, Салтыков-Щедрин, Глеб Успенский. Литературно-критические статьи Чернышевского «Об искренности в критике» и «Русский человек на „rendez-vous“» шли в журналах как фельетоны. Значительная часть Ф. в «Свистке» и «Искре» принадлежала Добролюбову, Курочкину, Минаеву. Целый ряд очерков Салтыкова-Щедрина и Глеба Успенского являлись фельетонами («Письма к тетеньке» Салтыкова-Щедрина и др.). Самое композиционное построение Ф. революционеров-демократов является отличным от буржуазно-дворянского Ф. Буржуазно-дворянский Ф. целиком строился вокруг какого-либо явления быта или лит-ры, причем выводы его не шли дальше этого явления. Совсем другое фельетоны Чернышевского, Добролюбова; в их Ф. берется какое-нибудь частное явление как исходный пункт для построения Ф., а затем, как вывод, дается широкое обобщение, имеющее огромное общественно-политическое значение (бичуется царская администрация, суд и т. д., а не отдельные плохие администраторы). Сатира «Свистка» и «Искры» охватывала огромный круг явлений, поэтому к жизни были широко призваны новые Ф. в драматической и, особенно, стихотворной форме (см. напр. Ф. «Наука и свистопляска, или как аукнется, так и откликнется — рассказ в стихах и прозе, со свистом и пляскою», «Юное дарование, обещающее поглотить всю современную поэзию» Конрада Лилиеншвагера, т. е. Добролюбова, «Москвичи на лекции философии», «Женщина перед лицом русского прогресса», стихотворные Ф. Минаева и др.). Стихотворный Ф. был доведен до совершенства Некрасовым («Газетная», «Балет», «Кому холодно, кому жарко», «Современники», «Вступительное слово „Свистка“ к читателю» и др.). Глеб Успенский дал прекрасные образцы Ф.-очерков, в к-рых он откликался на самые острые вопросы современности. Революционеры-демократы ценили Ф. как очень удобный способ для проведения своих идей, считая, что он мог бы «оказать немалое пособие

693 серьезной литературе» (Добролюбов). Салтыков-Щедрин зло высмеивал мещанский Ф., Ф.-болтовню, но, когда его упрекнули в том, что его очерки носят фельетонный характер, он ответил: «Водевиль может быть умнее боборыкинской драмы» (письмо Пыпину от 1 ноября 1883). В 60—70-х гг. продолжал существовать и мещанский Ф. Этот Ф. носил прежний традиционный характер веселой болтовни (напр. фельетоны Масальского в «Сыне отечества», «Весельчака» и др.). Период реакции 80-х гг. — период упадка социально-сатирического Ф. Жестокие преследования цензуры не давали возможности передовым органам пользоваться таким оружием, как Ф. С трудом удавалось Успенскому помещать свои Ф.-очерки. В 80-е гг. Ф. широко использовался беспринципными юмористическими журналами мещанского типа («Осколки»). Типичным представителем мещанского Ф. являлся Лейкин. В 90—900-е гг. рост пролетариата, пролетарского движения, организация пролетарских журналов и газет, выступление в печати Ленина, выступление Горького, революция 1905, реакция после революции 1905, новая волна рабочего движения — все эти огромные общественные сдвиги и события сказались в журналах, газетах, литературе. На страницах журналов и газет шли упорные бои. Фельетонам в этих боях принадлежит большое место. Реакционные газеты и журналы развивали бешеную кампанию против революции, против рабочего движения. В «Новом времени» выступила целая «плеяда» фельетонистов (Суворин, А. Столыпин, Меньшиков, Розанов и др.). Донос, клевета на все честное, революционное, кровавые наветы, призыв к погромам во имя православия и самодержавия — вот гнусное содержание реакционных Ф. Беззастенчивая, доходящая до цинизма подтасовка фактов, мистика, ханжество и лицемерие — особенности «стиля» Ф. нововременских «Иудушек Головлевых». Ф. либеральных фельетонистов 900-х гг. отличались мелочностью содержания, малой социальной значимостью и в то же время изощренностью, узорчатостью, часто вычурностью формы (Дорошевич, Амфитеатров, Л. Андреев и др.). Новые страницы в истории дооктябрьского Ф. открывают фельетоны Горького. Первые его Ф. под названием «Между прочим» были напечатаны под псевдонимом Иегудиил Хламида («Самарская газета» за 1895). В своих фельетонах Горький, несмотря на жестокую цензуру, умел остро ставить вопросы о разгуле административного произвола, умел заступиться за попранные права трудящихся. В 1906 Горький написал серию блестящих фельетонов-памфлетов: «В Америке» («Город Желтого Дьявола» и др.), «Мои интервью» («Прекрасная Франция», «Русский царь» и др.). В этих фельетонах Горький обличал полновластное господство капитала в «демократической» Америке, республиканскую Францию, снабжающую русского царя деньгами для подавления революции, наконец

694 самого русского самодержца, тупого, кровавого царя, державшегося на троне при помощи штыков. Как в других своих произведениях, так и в Ф. Горький указал путь развития советской художественной и публицистической лит-ры — путь социалистического реализма. В качестве фельетонистов в дореволюционных большевистских изданиях выступали В. В. Воровский, М. С. Ольминский, направлявший против меньшевиков острые сатирические Ф. После Великой Октябрьской социалистической революции начался бурный расцвет пролетарской публицистики вообще и пролетарского фельетона в частности. Развитие социалистического строительства, культурная революция, изживание пережитков капитализма в сознании людей советской эпохи, создание нового быта, перестройка отношения человека к природе, к труду, борьба с остатками буржуазии, разгром троцкистских, бухаринских и иных шпионов и диверсантов — все это дает широкий круг тем для советского фельетона. Советский Ф. не только критикует отрицательные явления жизни, но и утверждает новую, социалистическую действительность, великие завоевания сталинской эпохи. Непревзойденными шедеврами советского Ф. являются пламенные фельетоны Горького, посвященные обличению международного империализма и его наймитов, врагов народа в нашей стране, а также фельетоны Горького, откликавшиеся на рост культуры в СССР, ставившие вопросы из области лит-ой жизни и указывавшие направление развития советской литературы. Ф. социалистического реализма имеет четкий идейно-композиционный стержень, ему чужда отрывочность, фрагментарность мелкобуржуазного Ф. 900-х гг. Советский фельетонист говорит просто, ясно, твердо; советский Ф. не стремится к внешней вычурности. Советский Ф. крайне многообразен по форме. Политически заостренные, пропитанные партийностью, с четкой сюжетной линией, опирающиеся на определенные конкретные факты, советские фельетоны дают примеры гармонического сочетания в Ф. публицистического и художественного элементов. В. В. Маяковский дал блестящие образцы политически насыщенного, подчас остро-сатирического стихотворного Ф. Победа социализма, невиданные в мире успехи социалистического строительства в области индустриализации, сельского хозяйства, культуры настоятельно требуют развития фельетона-бытовой сцены, фельетона-научной статьи, фельетона-научной гипотезы, в к-рых в доступной и «легкой», понятной миллионам трудящихся форме сообщались бы знания не только о действительности прошлого и настоящего, но и о действительности будущего. Библиография: Азадовский М., Затерянные фельетоны Тургенева, Иркутск, 1927 (оттиск из «Сборника трудов Иркутск. гос. ун-та», вып. XII); Журбина Е., Фельетон в газете 40-х годов, акц. изд. о-ва «Огонек», М., 1930 (в серии: Б-ка «Огонек», № 527); Заславский Д., Истоки и пути фельетона, изд. «Огонек», М., 1931 (в серии: «Б-ка журналиста», кн. 2),

695 Горький в Самаре. Рассказы, фельетоны, воспоминания, «Сов. писатель», 1938; Nettement A. F., Etudes critiques sur le feuilleton-roman, Paris, 1845; Atkinson Nora, Eug?ne Sue et le roman-feuilleton, P., 1929 ; Eckstein E., Beitr?ge zur Geschichte des Feuilletons, 2 Bde, 2 Auflage, Leipzig, 1876; Kellen T., Aus der Geschichte des Feuilletons, Essen, 1909; Meunier E., Die Entwicklung des Feuilletons in der Grossen Presse, Heidelberg, 1914. А. Кокорев и Р. К.

Литературная энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ФЕЛЬЕТОН в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ФЕЛЬЕТОН в Словаре литературоведческих терминов:
    - (от франц. feuilleton публицистика), так и художественной литературы (см. изобразительные средства). Образцами фельетонного жанра в России стали …
  • ФЕЛЬЕТОН в Большом энциклопедическом словаре:
    (франц. feuilleton от feuille - листок), художественно-публицистический газетно-журнальный жанр, основная особенность которого - острокритическое отношение к описываемому явлению, лицу. Фельетоны …
  • ФЕЛЬЕТОН в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (франц. feuilleton, от feuille v лист, листок), жанр художественно-публицистической литературы; ему присуще критическое, нередко комическое, в том числе сатирическое, начало. …
  • ФЕЛЬЕТОН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (франц. feuilleton — листок). Первоначально вслед за Бертеном (см.), создавшим это нововведение в своем "Journal des D?bats", так называли листок, …
  • ФЕЛЬЕТОН
    [французское feuilleton буквально - листок] первоначально газетная статья общественно-политического, критического, литературного характера, написанная живо и …
  • ФЕЛЬЕТОН в Энциклопедическом словарике:
    а, м. Жанр художественно-публицистической литературы: газетная или журнальная статья на злободнев-ную тему, использующая юмористические и сатирические приемы изложения. Фельетонщик (устар. …
  • ФЕЛЬЕТОН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ФЕЛЬЕТ́ОН (франц. feuilleton, от feuille - листок), худ.-публицистич. газетно-журнальный жанр, осн. особенность к-рого - острокритич. отношение к описываемому явлению, лицу. …
  • ФЕЛЬЕТОН в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (франц. feuilleton ? листок). ? Первоначально вслед за Бертеном (см.), создавшим это нововведение в своем "Journal des D e bats", …