Должностные обязанности старшего воспитателя. Должностная инструкция старшего воспитателя доу

Анна Шорина
Основные направления деятельности старшего воспитателя ДОУ

Любая управленческая деятельность , к которой относится и деятельность старшего воспитателя дошкольного учреждения, строится на основе определенных закономерностей, выработанных наукой управления. Управлять дошкольным учреждением – это значит целенаправленно воздействовать на педагогический коллектив (а через него на воспитательно – образовательный процесс) для достижения максимальных результатов в воспитании , развитии, обучении детей дошкольного возраста.

Процесс управления носит циклический характер, причем это относится к любому уровню управления : касается ли это управления дошкольным учреждением в целом, или только его педагогическим коллективом, или управления воспитательно –образовательным процессом в группе дошкольников. Цикл управления состоит из основных управленческих функций : определение цели; планирование; организация; контроль. Последняя – заключительная стадия и в то же время исходный пункт нового цикла.

Основной компонент управленческой деятельности – определение цели . Работая над формулировкой цели, надо помнить следующее : цели могут быть внутренними, т. е. поставленными человеком или коллективом дошкольного учреждения самостоятельно, либо внешними, если они задаются извне, обществом.

В качестве общих задач методической работы можно представить следующие : управление образовательным процессом (ведущая, организация повышения квалификации педагогов, организация работы с родителями.

Сегодня основная работа старшего воспитателя – это работа с педагогическими кадрами. То есть на качество, результаты деятельности всего детского сада он влияет опосредованно, через воспитателя . Старший воспитатель должен уметь работать с детьми и учить этому педагогов. Он должен уметь показать тот или иной прием, на практике объяснить методику, при необходимости активно включаться в педагогический процесс, а для этого не менее 2/3 времени надо бывать в группах, наблюдать, оценивать, корректировать работу педагогов. Например , если организуется экскурсия за пределы детского сада, он обязательно идет вместе с детьми и воспитателем и берет часть организационной работы на себя.

Совместно с другими специалистами он проводит диагностику знаний и умений детей, а, следовательно, работает, общается с дошкольниками и оказывает помощь воспитателям . Это очень сложная задача, и поэтому от старшего воспитателя требуется , прежде всего, умение работать с людьми.

Среди современных педагогов много специалистов с высшим и средним специальным образованием. Умение работать с людьми – основной показатель в деятельности старшего воспитателя . Очень важно создать коллектив единомышленников, имеющих единое педагогическое кредо, позиции, традиции, или, как сейчас модно говорить, создать свою команду. Только в этом случае старший воспитатель сможет достичь тех целей, которые он ставит.

Руководитель дошкольного учреждения и старший воспитатель должны работать слаженно, предъявлять единые требования к членам педагогического коллектива. Это еще один немаловажный момент. Умение наладить контакт с педагогами и руководителем, выработать свой стиль общения с коллективом с учетом особенностей психологического климата в ДОУ помогут старшему воспитателю в работе .

Главным методом в его арсенале должны быть убеждение и доказательства. Даже если воспитатель делает что-то неправильно, методист должен убедить и доказать, почему этот метод работы с детьми неэффективен, и подсказать, как сделать лучше. При этом важно уметь прислушиваться к тому, что говорит педагог. Умение слушать и слышать собеседника всегда ценится подчиненными. Работать с людьми – это обязательное умение владеть собой в критических ситуациях, предвидеть и предотвращать возможные конфликты в коллективе, понимать и оценивать возможности каждого сотрудника.

Также в наше время важным качеством является умение оценивать и говорить о результатах своего труда. Старший воспитатель должен обучать педагогов самоанализу педагогической деятельности .

Старший воспитатель должен учитывать интересы и пожелания коллектива. Педагогам больше нравится, когда их не консультируют как учеников, а когда с ними советуются. Поэтому такие интерактивные формы методической работы, как творческие группы, брифинги, дискуссии, круглые столы и мозговая атака, дают наибольший результат. Например , старший воспитатель говорит о том , что есть проблема, которую он один разрешить не может, и предлагает подумать всем вместе, поискать пути ее решения. Но при постановке любой задачи необходимо доводить ее до логического конца. Если старший воспитатель провел активную форму, он обязан подвести итог и выдать продукт в виде рекомендаций, алгоритма действий для воспитателей . При этом важно, что этот продукт будет восприниматься как совместно созданный, коллективный.

Старший воспитатель должен не только активизировать педагогов, но и знать, для чего он это делает. Например , получить результат при меньших затратах, как можно меньше отрывать педагогов от работы.

В рамках методической работы должно быть четко налажено самообразование всех педагогов ДОУ. Самостоятельно добытые воспитателями знания являются хорошим фундаментом для организации активных форм с ними. Самообразование одно из направлений деятельности старшего воспитателя . Прежде чем требовать с воспитателей , старший воспитатель должен определить , над какой темой он будет работать в этом году сам. Когда составляется план самообразования педагогов детского сада на год, первыми в списке должны быть заведующий, старший воспитатель , и только потом – все воспитатели . Это и есть система непрерывного самообразования.

В настоящее время старший воспитатель должен быть широко информирован о всех инновациях в системе дошкольного и школьного образования. Хочется подчеркнуть важность аналитической функции старшего воспитателя , который выступает в роли аналитика и эксперта всего того, что печатается, издается. Сейчас большое количество литературы, которая зачастую не отвечает требованиям классической педагогики, психологии. А закупает методическую литературу в основном старший воспитатель . Он должен еще в магазине, пролистав, просмотрев бегло пособие, понять, подойдет ли оно для работы. При этом важно не только оценивать литературу, но и уметь выбирать ее, исходя из вида и целей своего дошкольного учреждения, уровня профессионального мастерства воспитателей .

Из исследований К. Ю. Белой старший воспитатель участвует в :

Подборе кандидатов на должности воспитателей , их помощников, специалистов;

Создании благоприятного морально-психологического климата в коллективе, системы морального и материального поощрения сотрудников;

Формулировке социального заказа своему ДОУ, выработке философии, определении цели ДОУ;

Стратегическом планировании, разработке и внедрении программ развития и планов работы ДОУ;

Создании имиджа ДОУ среди населения;

Выборе (разработке) образовательных программ для детей;

Организации образовательной, воспитательной работы с детьми ;

Организации экспериментальной, исследовательской работы в ДОУ;

Развитии, эффективном использовании интеллектуального потенциала ДОУ;

Развитии сотрудничества с другими ДОУ, школами, детскими центрами, музеями и т. п.

Кроме этого, старший воспитатель планирует учебно- воспитательную , методическую работу с учетом профессиональных навыков, опыта воспитателей и с целью создания оптимальной модели учебно-воспитательного процесса в ДОУ , предусматривая :

Предложения в план работы ДОУ;

Повышение квалификации воспитателей ;

Помощь воспитателям в самообразовании ;

Аттестацию воспитателей ;

Составление сетки занятий по возрастным группам;

Методическую помощь воспитателям (в первую очередь начинающим) в подготовке и проведении занятий;

Обмен опытом работы сотрудников ДОУ;

Ознакомление воспитателей с достижениями педагогической теории и практики;

Развитие преемственности ДОУ и школы;

Совершенствование работы с родителями;

Комплектование групп учебными пособиями, играми, игрушками;

Постоянный анализ состояния учебно-методической и воспитательной работы и принятие на его основе конкретных мер повышения эффективности методической работы.

Организует учебно-воспитательную , методическую работу :

Готовит и регулярно проводит заседания педагогического совета;

Проводит для воспитателей открытые занятия , семинары, индивидуальные и групповые консультации, выставки, конкурсы;

Организует работу творческих групп;

Своевременно приобретает оборудование, необходимое для учебно-воспитательной , методической работы;

Ведет картотеку издаваемой учебно-педагогической и методической литературы;

Комплектует, пропагандирует среди воспитателей библиотеку учебно-методической и детской литературы, пособий и т. п. ;

Организует работу воспитателей по изготовлению пособий, дидактических материалов;

Проводит совместные мероприятия со школой;

Готовит для родителей стенды, папки-передвижки об опыте семейного воспитания ;

Своевременно оформляет педагогическую документацию;

Формирует и обобщает лучший опыт работы педагогов по разным проблемам и направлениям .

Осуществляет контроль за работой воспитателей :

Систематически проверяет планы учебно-воспитательной работы ;

По графику посещает занятия в группах;

Следит за выполнением годового плана работы, решений, принятых на заседаниях педсовета.

Старший воспитатель организует взаимодействие в работе воспитателя , психолога, логопеда, музыкального руководителя, других специалистов. Регулярно проводит диагностику развития детей, их знаний, умений, навыков.

Изучает планы воспитателей по самообразованию . Осуществляет взаимосвязь в работе ДОУ, семьи, школы.

Профессиональная компетентность старшего воспитателя складывается из нескольких компонентов, в том числе :

Наличия методологической культуры, концептуального мышления, умения моделировать педагогический процесс и прогнозировать результаты собственной деятельности ;

Наличия высокого уровня общей коммуникативной культуры, опыта организации общения с воспитателями , осуществляемой в режиме диалога;

Готовности к совместному овладению социального опыта со всеми участниками педагогического процесса;

Стремления к формированию и развитию личных креативных качеств, которые дают возможность генерации уникальных педагогических идей;

Освоения культуры получения, отбора, воспроизведения , обработки информации в условиях лавинообразного нарастания информационных потоков;

Наличия опыта системного изучения и исследования педагогической деятельности воспитателей и собственной профессионально-педагогической деятельности .

По мнению Л. В. Поздняк и Н. Н. Лященко старший воспитатель должен :

При планировании, прогнозировать развитие процессов воспитания , обучения и развития дошкольников, педагогического коллектива, разрабатывать комплексно-целевую программу развития дошкольного учреждения, планировать деятельность коллектива на длительный срок, методическую работу на год, месяц, собственную деятельность на дли-тельный срок и в течение дня; способствовать взаимодействию воспитателей в ходе выполнения годового и месячных планов, отдельных заданий; создавать условия для повышения квалификации педагогов, воспитательно -образовательной работы с детьми, совершенствовать организационно-воспитательные воздействия на отдельных воспитателей и коллектив в целом ; повышать собственный уровень квалификации, оттачивать свои действия и поступки в конкретных ситуациях.

При организации : осуществлять деятельность педагогов в соответствии с годовым и месячным планами, обмен опытом и информацией, эффективное воздействие коллектива на отдельных воспитателей , методическую помощь в составлении планов и подготовке к работе с детьми, повышение квалификации воспитателей , собственную деятельность в соответствии с планом; распределять работу между педагогами в соответствии со сложившейся ситуацией; инструктировать в ходе выполнения работы; обучать наиболее эффективным методам и приемам работы с детьми; поддерживать на высоком уровне трудовую активность в коллективе; своевременно и правильно оформлять необходимую документацию, методические материалы, выставки для педагогов и родителей; поддерживать четкий порядок в работе педагогов, доводить начатые дела до конца.

При контроле : разрабатывать схему наблюдения за воспитательно -образовательной работой с детьми, диагностические материал).; вопросы для осуществления тематического и фронтального контроля в разных возрастных группах; наблюдать за деятельностью воспитателя в процессе работы с детьми, за деятельностью и взаимоотношениями детей; фиксировать результаты наблюдений; анализировать результаты воспитательно -образовательной работы, детского творчества, планы и документацию воспитателей ; делать выводы и заключения о состоянии воспитательно -образовательной работы с детьми; осуществлять диагностику профессиональной компетентности педагог, развития детей; разрабатывать мероприятия по устранению выявленных недостатков в работе педагогов; обсуждать результаты контроля с воспитателями , использовать эти результаты при подготовке решений педсовета, планировании работы коллектива.

При координации : изучать педагогическое мастерство воспитателей , социально-психологические особенности членов коллектива, процесс выполнения решений; корректировать деятельность воспитателей на основе анализа их работы , свою организаторскую деятельность ; анализировать целенаправленность и эффективность воздействия на воспитателей ; регулировать ход воспитательно -образовательного процесса в дошкольном учреждении, действия членов коллектива; ориентироваться в сложившейся ситуации; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при выполнении работы.

При общении : владеть собой в критических ситуациях; предвидеть конфликты и предотвращать их; изучать взаимоотношения воспитателей при выполнении работы; правильно воспринимать критику и учитывать ее в своей деятельности ; понимать и оценивать возможности воспитателей и других сотрудников; ориентироваться во взаимоотношениях людей; строить свои взаимоотношения с коллективом на основе взаимного доверия и сотрудничества; устанавливать правильные отношения с заведующей и работниками управления образованием; выбирать и использовать наиболее действенные меры организационного и воспитательного воздействия по отношению к отдельным воспитателям ; учитывать особенности психологического климата и коллективе.

Таким образом, не смотря на разные мнения авторов о деятельности старшего воспитателя дошкольного образовательного учреждения, на нем лежит очень большой труд. Старший воспитатель ДОУ должен быть психологически сильной и подготовленной личностью не только управлять коллективом и оказывать ему помощь в трудностях.

Список литературы

1. Белая К. Ю. Методическая работа в ДОУ : Анализ, планирование, формирование и методы. – М.: ТЦ. Сфера. 2005. – 96с. (Серия .)

2. Волобуева Л. М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами . – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 96с. (Серия «Библиотека руководителя ДОУ» .)

3. Старший воспитатель детского сада : Пособие для работников дошкольных учреждений / А. И. Васильева, Л. А. Бахтурина, И. И. Кобитина. – 3-е издание, дораб. – М.: Просвещение, 1990. – 143с.

Осуществление педагогического процесса, обеспечивающего качество дошкольного образования, напрямую связано с повышением профессиональной компетенции педагогов детского сада. Организатором этого направления работы является старший воспитатель или заместитель заведующего по воспитательно-образовательной работе. Сегодня структура деятельности такого специалиста имеет научное обоснование, выделены функциональные обязанности, создана профессиограмма. Немало научных исследований посвящено уточнению содержания и характера деятельности старшего воспитателя, определению знаний и умений, необходимых для успешного руководства воспитательно-образовательной работой и организацией методической помощи воспитателям, установлению требований к профессиональной подготовке, выявлению его роли в развитии инновационных процессов дошкольного образовательного учреждения (далее — ДОУ).

Должность старшего воспитателя формировалась постепенно, начиная с 60-х годов ХХ в. Это было связано с необходимостью обеспечить непрерывность воспитания в яслях и детском саду в свете реализации Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21.05.59 № 558 «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста». В нем предлагалось в целях осуществления единой системы воспитания детей дошкольного возраста, отвечающей задачам последующего воспитания в школе, объединить с учетом местных условий и возможностей два типа детских учреждений — ясли и детский сад в единое дошкольное учреждение. С этого периода дети раннего и дошкольного возраста могли воспитываться в одном учреждении, относящемся к сфере просвещения. Учитывая тот факт, что в группах раннего возраста тогда работали медицинские сестры, для усиления педагогической работы.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 08.08.60 года № 1197 в типовых штатах яслей-садов утверждена должность «педагог» для обслуживания детей ясельного возраста и руководства их воспитанием в яслях. При наличии в яслях- саду четырех и более таких групп полагалась 1 штатная единица, а для трех групп раннего возраста — 0,5 ставки педагога.

В связи с проведенной унификацией заработной платы в 1965 г. должность «педагог» в яслях-садах переименована в должность «воспитатель-методист». В этот период воспитатель-методист являлся помощником заведующей, при необходимости заменял ее. Должностные функции воспитателя-методиста имели достаточно расплывчатый характер. Основное время в его деятельности было направлено на оказание медицинским сестрам и воспитателям методической помощи в организации игр и занятий, составлении плана работы с детьми, продумыванием вместе с врачом режима дня, организации обмена опытом, причем, внимание сосредоточено на ясельных группах. В его обязанности входило также составление плана методической работы в ДОУ на год, разработка месячных планов.

Воспитатель-методист также принимал участие в подготовке и проведении педагогических совещаний, помогал в организации работы воспитателей с родителями.

В последующие годы, в связи с быстрым ростом численности крупных дошкольных учреждений, рассчитанных на 10-12 групп, должность воспитателя- методиста вводится независимо от их типа (детский сад или ясли-сад) и количества ясельных групп на основе индивидуальных штатов. Типовые штаты дошкольных учреждений, утвержденные приказом Минпросвещения СССР от 31.12.71 № 103 «Об утверждении типовых штатов дошкольных учреждений» в наименованиях должностей работников дошкольных учреждений предусматривали должность воспитателя-методиста. Данный документ, введенный в действие на территории РСФСР письмом Минпросвещения РСФСР «Об утверждении типовых штатов дошкольных учреждений» от 03.02.72 № 59-М,* определял, что эта должность устанавливается в штатах яслей-садов (на 6 групп — 0,5 единицы, а начиная с 8 групп — одна единица) и детских садов (соответственно на 8 и 10 групп).

Постановлением Госкомитета Совета Министров СССР по труду и социальным вопросам от 07.01.77 № 3 утверждены «Квалификационные характеристики должностей руководящих и педагогических работников детских дошкольных и внешкольных учреждений». В общих положениях устанавливалось соответствие должностных наименований с Общесоюзным классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденных Госстандартом СССР и Единой номенклатурой должностей служащих, утвержденной Государственным комитетом Совета Министров СССР по труду и социальным вопросам.

В должностных обязанностях отмечалось, что воспитатель-методист осуществляет методическое руководство учебно-воспитательной деятельностью коллектива детского сада (яслей-сада), обеспечивает и контролирует выполнение программы воспитания и правильную постановку воспитания и обучения детей во всех возрастных группах. Направляет и контролирует работу, а также оказывает методическую помощь воспитателям и медицинским сестрам, непосредственно работающим с детьми. Было отмечено, что в его обязанности входит организация работы методического кабинета, обобщение инструктивно-методического материала по воспитанию и обучению детей. Воспитатель-методист изучает, обобщает и распространяет передовой педагогический опыт, организует обмен опытом работы, проводит консультации для воспитателей с целью оказания им практической помощи. Важный аспект деятельности воспитателя-методиста — подготовка педсовета. Он выносит на обсуждение педагогических советов актуальные вопросы воспитания детей, обеспечивает подготовку материалов и активное участие воспитателей в их работе, следит за выполнением принятых решений. Организует работу по пропаганде педагогических знаний среди родителей и обеспечению преемственности в работе воспитателей разных возрастных групп детского сада и школы.

В разделе «Должен знать» подчеркивалась необходимость знания нормативной базы дошкольного воспитания, руководящих документов, дошкольной педагогики и психологии, «Программы воспитания…», содержания и методов учебно-воспитательной работы, форм и методов ее контроля, правил охраны жизни и здоровья детей.

Квалификационными требованиями были высшее или среднее специальное образование и стаж педагогической работы не менее 3 лет. Для воспитателя-методиста яслей-сада, кроме того, окончание курсов по воспитанию детей раннего возраста.

Таким образом, значимость этой должности повысилась, деятельность воспитателя-методиста теперь распространялась на всех педагогов дошкольного учреждения.

В таком виде эта должность просуществовала до 1 сентября 1984 г. В связи с разрешением поощрять качественную работу воспитателей и присваивать им по результатам аттестации звание «Воспитатель-методист», совпавшего по названию с наименованием должности, приказом Минпроса СССР «О введении в типовые штаты учреждений просвещения должности старшего воспитателя» от 25.06.1984 г. N 71 в типовые штаты детских садов и яслей-садов была введена должность «старший воспитатель». На основании данного приказа должность воспитатель-методист была заменена старшим воспитателем и в яслях, находившихся в ведении Министерства здравоохранения, письмом (внимание редакции! у письма не было названия!) Минздрава СССР от 23.11.84 № 02-14/57- 14. Должности старших воспитателей устанавливались в детских яслях при наличии: 80-139 детей — 0,5 должности; 140 и более детей — 1,0 должность, что было закреплено в «Штатных нормативах медицинского и педагогического персонала и работников кухни детских яслей», утвержденных приказом Минздрава СССР от 12.06.84 г. N 666 «О дальнейшем улучшении общественного дошкольного воспитания и подготовке детей к обучению в школе» (с изм. и доп. от 14 сентября 1984 г., 2 декабря 1999 г.)

В утвержденном министром просвещения СССР и министром здравоохранения СССР по согласованию с ВЦСПС от 29 января 1985 г. № 16 «Положении о детском дошкольном учреждении» , определявшем деятельность на всех дошкольных учреждений, независимо от ведомственной подчиненности, в разделе основные права и обязанности работников уточнены требования к старшему воспитателю в части полученного профессионального образования. Он назначался из числа лиц, имеющих высшее педагогическое (факультет дошкольной педагогики) образование или лучших воспитателей, имеющих среднее педагогическое (дошкольное отделение) образование и стаж педагогической работы не менее 3 лет. Требования специальной подготовки к руководству работой групп раннего возраста были сняты, в связи с введением соответствующего содержания в дисциплины вузов и педучилищ.

По сравнению с квалификационными характеристиками в этом документе уточнено содержание деятельности старшего воспитателя. Отмечено, что он несет ответственность за правильную организацию учебно-воспитательной работы; осуществляет подбор педагогических пособий и игрушек в соответствии с возрастом детей.

В соответствии с приказом Госкомитета СССР по народному образованию «О совершенствовании организации заработной платы и введении новых ставок и должностных окладов работников учреждений и организаций народного образования» от 04.06.90 № 375 вновь была восстановлена должность воспитателя-методиста, которая сохранялась до введения в учреждениях бюджетной сферы Единой тарифной сетки.

При согласовании с Минтруда России тарифно-квалификационных характеристик на педагогических работников, от которых зависели уровни оплаты их труда (разряды), не было получено согласия на утверждение тарифно­квалификационной характеристики по должности воспитатель-методист. Учитывая это, Министерство образования России опубликовало сборник «Ответы на вопросы, возникающие при введении дифференцированной оплаты труда работников образования на основе единой тарифной сетки» от 19.05.93 г. № 91-М (в других официальных документах на него ссылаются как на письмо) и рекомендовало оплачивать этих работников, как старших воспитателей на основе тарифно-квалификационной характеристики по должности воспитатель или же вводить должность заместителя заведующего дошкольным учреждением.

В условиях развития вариативности дошкольного образования появилась необходимость уточнить перечень обязанностей старшего воспитателя и требований к его подготовке. В «Рекомендациях по аттестации руководящих и педагогических работников дошкольных образовательных учреждений» (письмо (с тем же названием) Минобразования РФ от 23.08.93 № 148-М)* для заместителя руководителя по учебно-воспитательной работе (старшего воспитателя) в должностные обязанности внесены положения, отражающие тенденции реформируемой системы дошкольного образования.

Старший воспитатель:

  • проводит анализ современных тенденций развития дошкольного образования, образовательных программ;
  • предлагает на рассмотрение Совета педагогов перспективные

направления развития педагогической деятельности в ДОУ;

  • оказывает квалифицированную помощь педагогам в разработке инновационных педагогических технологий;
  • координирует взаимодействие между представителями педагогической науки и практики.

Особо выделена деятельность, связанная с консультированием родителей по вопросам воспитания, обучения и развития их детей; организации просветительской работы для них. Старший воспитатель создает условия для формирования у родителей потребностей в компетентных образовательных услугах для своих детей; совместно с руководителем ДОУ, формирует в нем сообщество воспитывающих взрослых (родителей, педагогов, психолога, помощника воспитателя и др.) с целью обеспечения эмоционального благополучия ребенка и педагогического коллектива.

Уточнены требования к знаниям старшего воспитателя. Он должен знать:

  • Международную конвенцию о правах ребенка, основы законодательства и нормативные документы по вопросам дошкольного образования;
  • основной курс педагогики и психологии (дошкольной);
  • основы педиатрии, санитарии, гигиены;
  • концепцию дошкольного воспитания;
  • дошкольные образовательные программы и методики воспитания и обучения детей дошкольного возраста;
  • ориентироваться в методах диагностики и коррекции развития ребенка;
  • знать основы социальной психологии и теории управления, формы и методы работы с семьей.

Постановлением Минтруда России от 17.08.95 N 46 «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации» * (с изменениями от 22 ноября 1995 г.) были введены в действие «Тарифно­квалификационные характеристики (требования) по должностям руководителей образовательных учреждений, специалистов (педагогических работников) и работников из числа учебно-вспомогательного персонала этих учреждений» В перечень специалистов включена должность воспитатель (включая старшего), а в перечень руководителей — заместитель руководителя (заведующего).

Обязанности старшего воспитателя выделены наряду с обязанностями воспитателя. Определено, что при выполнении обязанностей старшего воспитателя он руководит работой воспитателей. Организует и проводит реабилитационно-коррекционную и культурно-массовую работу с детьми в тесном контакте с советом образовательного учреждения. Планирует воспитательную работу, обеспечивает и контролирует ее выполнение. Оказывает методическую помощь воспитателям, способствует обобщению передового педагогического опыта, повышению квалификации воспитателей, развитию их творческих инициатив. Привлекает к участию в работе с коллективом детей представителей общественных организаций, шефов, работников учреждений дополнительного образования. Принимает участие в разработке и составлении общего плана учебно-воспитательной работы.

Из текста видно, что должностные обязанности носят обобщенный характер и относятся к разным типам образовательных учреждений и достаточно слабо учитывают специфику деятельности ДОУ. Квалификационные требования к этой должности определяют наличие высшего образования и более быстрое прохождение соответствующих разрядов ЕТС, что обеспечивает повышенную оплату труда.

Должностные обязанности заместителя руководителя (заведующего) в части руководства учебно-воспитательной работой значительно расширены. Он организует текущее и перспективное планирование деятельности педагогического коллектива. Координирует работу воспитателей и других педагогических работников по выполнению программ, а также разработку необходимой учебно-методической документации. Руководит постановлению отказано в государственной регистрации (информация опубликована в региональном выпуске «Финансовой газеты», октябрь 2003 г., N 40, а также в приложении к газете «Учет. Налоги. Право» — «Официальные документы» от 1 октября 2003 г. N 36, в газете АКДИ «Экономика и жизнь» октябрь 2003 г., N 41, в Бюллетене Министерства Юстиции Российской Федерации, 2003 г., N 10). Об обжаловании настоящего постановления см. Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 14 ноября 2002 г. N КАС 02­598


профессиональным обучением и планирует эту работу. Осуществляет контроль за качеством образовательного и воспитательного процессов и объективностью оценки результатов образовательной подготовки воспитанников. Координирует взаимодействие между представителями педагогической науки и практики. Организует просветительскую работу для родителей. Оказывает помощь педагогическим работникам в освоении и разработке инновационных программ и технологий. Организует учебно-воспитательную, методическую работу. Осуществляет контроль за учебной нагрузкой воспитанников. Составляет расписание занятий и других видов деятельности. Обеспечивает своевременное составление установленной отчетной документации. Участвует в подборе и расстановке педагогических кадров, организует повышение их квалификации и профессионального мастерства. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса. Принимает участие в подготовке и проведении аттестации педагогических и других работников учреждения. Принимает меры по оснащению помещений современным оборудованием, наглядными пособиями и техническим средствами обучения, пополнению библиотеки и методического кабинета учебно-методической и художественной литературой, журналами и газетами.

Более четко определены требования по разделу «Должен знать», в которых сделан акцент на знания теории и методов управления образовательными системами; основ экономики, права, социологии; административного, трудового и хозяйственного законодательства; правил и норм охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты. В квалификационных требованиях содержится положение о наличии высшего профессионального образования и стажа работы не менее 5 лет на педагогических или руководящих должностях.

Учредители дошкольных образовательных учреждений имеют возможность утвердить в штатном расписании ту или иную должность, на практике встречается наличие двух этих должностей в штате ДОУ инновационного типа или работающих в статусе экспериментальной площадки.

При определении содержания деятельности старшего воспитателя или заместителя заведующего, разработке должностной инструкции, являющейся локальным нормативным актом, можно опираться на описание профессиограммы.

Профессиограмма — это описание особенностей определенной профессии, раскрывающее содержание профессионального труда, требований, которые она предъявляет к человеку.

Впервые профессиограмма воспитателя-методиста, а впоследствии старшего воспитателя, была разработана Л.В. Поздняк. Проведенное ею в 80-е годы диссертационное исследование, имело целью определение педагогических условий, обеспечивавших совершенствование подготовки студентов к этому виду деятельности, а результатом — определение структуры и содержания функций воспитателя-методиста дошкольного учреждения, требований к его подготовке. Созданная двухуровневая функциональная модель организаторской деятельности воспитателя-методиста позволила разработать профессиограмму, которая содержала характеристику наиболее существенных черт личности воспитателя-методиста, а также знания, умения необходимые для осуществления организаторской деятельности. Данная профессиограмма использовалась Министерством просвещения СССР при пересмотре «Квалификационной характеристики преподавателя дошкольной педагогики и психологии, методиста по дошкольному воспитанию по специальности № 2110 «педагогика и психология (дошкольная)».

В последнее десятилетие ХХ в. Л.В. Поздняк продолжила эту работу. В течение 20 лет, будучи деканом факультета дошкольной педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета, она возглавляла Учебно-методическую комиссию по педагогике, психологии и методике дошкольного образования Учебно-методического объединения по педагогическим специальностям. Благодаря своей твердой обоснованной позиции, сумела отстоять необходимость выделения педагогической специальности высшего профессионального образования «Педагогика и методика дошкольного образования», направленной на получение квалификации организатора- методиста дошкольного образования. Уточнение профессиограммы старшего воспитателя ДОУ позволило усилить содержание профессиональной подготовки специалистов блоком дисциплин управленческого цикла, направленных на усвоение знаний и умений руководства педагогическим процессом и воспитателями на научной основе.

Профессиограмма старшего воспитателя содержит описание основных функций его деятельности*, в соответствии с которыми он обеспечивает и контролирует выполнение программы воспитания и обучения детей, добивается ее реализации; направляет и контролирует работу педагогов; оказывает методическую помощь педагогам. Важным направлением является методическое обеспечение педагогического процесса, которое включает разноплановую деятельность, направленную на повышение квалификации педагогов, организацию методического кабинета, опытно-экспериментальную работу, пропаганду педагогических знаний среди родителей, осуществление преемственности в работе воспитателей и учителей начальной школы. Каждое направление содержит комплекс действий, обеспечивающих всесторонность реализации разных аспектов деятельности. Профессиональные умения старшего воспитания ДОУ характеризуются как профессионально-организаторские при выполнении функций планирования, организации, контроля, координации, общения. Особо выделяются социальные функции, реализующиеся через различные формы (организация совещаний, выставок, участие в выборной общественной работе и многие другие).

В исследованиях последнего десятилетия, выполненных под руководством Л.В. Поздняк, представлены материалы, позволяющие внедрить в практику ДОУ эффективные способы планирования (Р.К.Тропина), информационного обеспечения (С.В. Савинова), построить методическую работу на диагностической основе (А.Н. Морозова), реализовать исследовательский подход в деятельности руководителя (Е.В. Давыткина), организовать научно­методическую деятельность в ДОУ (О.В. Никифорова), провести гуманитарную экспертизу (И.В. Тимофеева) и т.д.

Специалистами проведены исследования разнообразных проблем, связанных с деятельностью старшего воспитателя, таких как: формирование управленческой и эстетической культуры руководителя ДОУ (М.В. Бурмакина, Т.М. Максимова), развитие управленческого мышления (Л.В. Беляева), управление конфликтами в коллективе (И.В. Сафронова), управленческого мониторинга (Е.И. Терзиогло), совершенствование организации как функции управления (И.А. Селиверстова), методическое руководство исследованием развития ребенка (И.Л. Паршукова), осуществление аналитической деятельности (М.А. Ковардакова, С.Ф. Багатдинова и др.), формирование проектировочной деятельности (И.В. Фадеева), создание системы управления ДОУ по результатам (К.Ю. Белая), управление качеством образовательного процесса (Л.И. Фалюшина), в том числе в учреждениях инновационного типа (Л.Г. Богословец), управление инновационными процессами (В.Н. Казакова, Е.И. Кузьмичева), использование информации в образовательном процессе (Е.С. Комарова, Т.С. Остренко), повышение профессиональной квалификации педагогов (Л.А. Пенькова), педагогической компетентности при общении с родителями воспитанников (Т.В. Кротова) и др.

Многие из этих и других исследований посвящены одновременно проблемам подготовки студентов, овладению ими соответствующими знаниями и умениями в течение обучения в вузе, формированию необходимых профессиональных качеств будущих руководителей.

Безусловно, сегодня можно говорить о необходимости уточнения отдельных положений профессиограммы старшего воспитателя, но концептуальная основа выдержала проверку временем. Современная наука управления ДОУ располагает достаточно обоснованными данными, позволяющими содержательно, эффективно и интересно построить работу старшего воспитателя с педагогическими кадрами, родителями воспитанников, добиться высокого качества воспитательно-образовательной работы с дошкольниками.

Педагог для обслуживания детей ясельного возраста

Воспитатель-методист и его должностные функции

Расширение должностных обязанностей воспитателя-методиста

Введение должности «старший воспитатель» и определение его обязанностей

Уточнение обязанностей старшего воспитателя Профессиограмма старшего воспитателя

Справочник по дошкольному воспитанию: Основные законодат. и инструкт. док./Под ред. А.И. Шустов — М., «просвещение», 1980 — С.416-425.

С:\изегз\ЛюдмилаМихайловна\0оситеп1з\Научная работа\СТАТЬИ\Для сайта 2 ГД\Волобуева Л. Старший воспитательное

Организация работы сельского детского сада: Условия организации дошк. воспитания в сел. местности/ Л.В. Поздняк, А.К. Бондаренко, Л.В. Дружинина и др. Под ред. Р.А. Курбатовой. — М.: Просвещение, 1988.

— С. 181-190. Документ утратил силу в связи с утверждением Типового положения о ДОУ (1995).

Л.М. Волобуева, Московский педагогический государственный университет, профессор, кандидат педагогических наук.

Вы получили педагогическое образование по специальности воспитатель и собираетесь пойти работать в детский сад. Обязанности воспитателя детского сада в общих чертах знаете, но вам не все понятно. Что же скрывается за стенами дошкольного учреждения? Можете быть, прочтение этой статьи поможет вам найти ответы на некоторые вопросы.

Иду работать в детский сад. Обязанности воспитателя детского сада от А до Я

В первую очередь воспитатель - это человек, который постоянно находится рядом с детьми: в группе, на прогулке, во время обеда и сна. Каждую минуту и секунду он должен неукоснительно следить за их благополучием и безопасностью. Но на этом не ограничиваются его обязанности. Кроме этого, воспитатель проводит развивающие занятия с детьми, читает и рассказывает им сказки, следит за порядком и дисциплиной в группе, ведет различную групповую документацию, принимает активное участие в организации и проведении утренников.

Рабочий день воспитателя

В чем заключаются основные обязанности воспитателя детского сада? Чтобы стало более понятно, рассмотрим рабочий день, начиная с утра и заканчивая вечером. Каждый день в дошкольном учреждении проходит в соответствии с режимом дня, которого придерживается детский сад. Обязанности воспитателя детского сада напрямую зависят от него.

Утро у воспитателя начинается с приема детей. В это время педагог должен пообщаться с каждым из родителей, проверить, все ли в порядке с ребенком. Когда все дети в сборе, воспитатель проводит с ними зарядку и ведет завтракать. После завтрака с детьми проводится непосредственная образовательная деятельность и прогулка. В промежутках между этими занятиями может проводиться второй завтрак, но это все зависит от особенностей работы детского сада. После прогулки дети обедают и ложатся спать. Во время тихого часа воспитатель может заниматься самой разнообразной деятельностью: заполнять документацию, оформлять различные стенды, уголки, готовиться к утренникам, мыть игрушки, знакомиться с новинками методической литературы.

После сна следует полдник, прогулка и ужин, после чего детей забирают родители.

Обязанности воспитателя

При приеме на работу каждый работник, принимаемый на эту должность, должен изучить должностные обязанности воспитателя детского сада под роспись. В этом документе прописано, что педагог должен быть компетентен в проведении мероприятий, способствующих укреплению здоровья детей и их физическому развитию, всевозможных видов организованной и самостоятельной деятельности и общения дошкольников. Дети должны получить все знания согласно основной программе дошкольного учреждения.

Должностные обязанности воспитателя детского сада подразумевают тщательный присмотр за детьми в помещении и на прогулочных площадках детского сада, взаимодействие с родителями. Также воспитатель планирует и организует игровую и самостоятельную деятельность и досуг детей, участие в конкурсах как внутрисадовского уровня, так и более высокого, после чего проводит выставки детских работ.

Педагог должен владеть современными инновационными технологиями и методиками и применять их на практике. Наряду с этим педагог следит за порядком и чистотой своего рабочего места, в группе и на вверенном ему участке. Проводит дезинфекцию игрушек в соответствии с нормами СанПиНа. Координирует работу младшего воспитателя. Ведет каждодневный учет посещаемости детей и фиксирует это в специальной тетради. Воспитатель находится в прямом подчинении у заведующего, выполняет требования старшего воспитателя и медсестры.

Старший воспитатель в обязательном порядке должен иметь высшее педагогическое образование и стаж работы в области дошкольного образования не менее пяти лет.

К основным обязанностям старшего воспитателя относится руководство деятельностью всех педагогов, работающих с детьми. Он занимается организацией и проведением педагогических советов, родительских собраний и всех остальных мероприятий, запланированных в детском саду. Два раза в год совместно с воспитателями проводит мониторинг для выявления уровня освоения программы каждым ребенком.

Старший воспитатель принимает участие в подборе кандидатов на должность воспитателя, узких специалистов, младшего воспитателя. Содействует в создании хорошего психологического климата в коллективе сотрудников детского сада.

В обязанности старшего воспитателя входит ведение всей методической документации: годовой план, анализ работы за год, циклограмма, различные мониторинги и многое другое. Он должен следить за уровнем образования педагогических работников, своевременным повышением их квалификации, помогать в подготовке к прохождению аттестации. Также активизировать воспитателей к участию в различных мероприятиях и конкурсах на районном и федеральном уровне.

Старший воспитатель находится в непосредственном подчинении у заведующего детским садом.

Роль младшего воспитателя

В обязанности младшего воспитателя детского сада входит поддерживание чистоты в группе. Он должен утром и вечером проводить уборку всех вверенных ему помещений, после тихого часа - делать влажную уборку в спальне. При наличии в группе ковров чистить их влажной щеткой и пылесосом. Один раз в месяц обязательно проведение генеральной уборки с применением дезинфицирующих средств, два раза в год моются окна.

Каждодневной обязанностью младшего воспитателя является санитарная обработка посуды, детских столов, за которыми они питаются, горшков (если они есть). Один раз в неделю либо при возникновении в этом необходимости меняет постельное белье. Гигиеническая обработка санузлов должна проводиться два раза в день. Следит за чистотой полотенец, постоянным наличием в группе кипяченой воды для питья. Помогает одевать и раздевать детей при проведении прогулки.

Наряду со всем вышеперечисленным младший воспитатель обязан помогать в организации работы с детьми, в проведении образовательной деятельности, организуемой воспитателем. Также в его обязанности входит организация работы по привитию детям основных навыков самообслуживания, приобщение к общественно-полезному труду в старших и подготовительных группах. Младший воспитатель организует кормление дошкольников, работает над освоением ими правил хорошего поведения во время приема пищи, культурно-гигиенических навыков. В вопросах своей компетенции взаимодействует с родителями дошкольников. Во время отсутствия воспитателя по уважительной причине и во время «тихого часа» присматривает за детьми.

Младший воспитатель находится в прямом подчинении у заведующего, выполняет требования воспитателя, медсестры, заведующего хозяйством.

Помощник воспитателя детского сада

Если сравнить должностные обязанности помощника воспитателя детского сада и младшего воспитателя, то мы увидим, что они практически совпадают. Их отличие лишь в том, что обязанностью младшего воспитателя является участие в проведении образовательной деятельности, которую организует воспитатель, а для помощника воспитателя данная функция в обязанности не входит.

Выбор за вами

Так стоит ли вам идти работать в детский сад? Обязанности воспитателя детского сада очень обширны и не каждому под силу. В этой статье мы постарались раскрыть все подробности работы в детском саду, начиная со старшего воспитателя и заканчивая помощником. Теперь выбор за вами - на какую должность вы можете претендовать. Все зависит от вашего образования, квалификации и желания работать.

P. S. Коротко о главном

А самое главное - это любовь к детям. Основное требование, которое не прописано ни в одной инструкции: любить детей и бережно к ним относиться.