Договоры перевозки транспортом общего пользования. Перевозка транспортом общего пользования

Путь к материальному богатству лежит через грамотное приумножение денег. Но где эти деньги взять, если многие из нас тратят ровно столько, сколько и зарабатывают? Варианта здесь всего два: зарабатывать больше, тратить меньше. Первый вариант выглядит более привлекательно, но в большинстве случаев есть одно очень большое “НО”!

Каждый, кто дочитает эту статью до конца, может стать богаче на 6 миллионов рублей!

В эпоху потребления мы вступили буквально 15-20 лет назад. В наших умах ещё нет культуры потребления и сбережения, поэтому все заработанное мы тут же тратим. Я знаю пример, когда человек зарабатывал сначала 30 тысяч и в конце месяца у него оставался ноль. Потом этот человек становился все успешнее и успешнее в плана зарабатывания денег. Аналогичным темпом росли его навыки потребления. В итоге при ежемесячных доходах свыше миллиона рублей в конце месяца оставался тот же ноль. Вам знакома такая ситуация? Узнаете себя?

Мы, как пещерные люди, тут же набрасываемся на поедание убитого медведя. Не хотим заглядывать в завтрашний день. Живем здесь и сейчас, что безусловно соответствует нашим инстинктам. Финансовая модель мира отличается от нашей инстинктивной модели: нужно более грамотно подходить к деньгам здесь и сейчас, чтобы потом получить ещё больше денег.

Сокращение расходов в моей финансовой модели состоит из трех этапов:

  1. Постановка долгосрочных целей. У нас должна быть мотивация к накоплению и приумножению денег. Для этого нам нужно прописать все финансовые цели на долгосрочную перспективу. Лучше всего это делать в рамках разработки личного финансового плана, где также будут даны инструменты конкретно для приумножения денег, а также будет дана целостная картина финансовой жизни человека.
  2. Контроль расходов. Если мы хотим что-то сократить или уменьшить, то прежде всего нам надо это начать измерять и затем контролировать. Да, это очень скучный и нудный процесс, но нам нужно начать записывать свои расходы. У меня у самого не получилось сделать это с первого раза. Сначала я пробовал делать это в экселе. Конечно, эксель – очень гибкий инструмент, и его можно настроить конкретно под свои цели и задачи. В то же самое время эксель для этого действия является очень неудобным инструментом с практической точки зрения: нужно включить компьютер, вспомнить все траты за день, занести их. Это только кажется, что это легко. В жизни получается примерно так: “ай, да ладно. Не охота уже включать компьютер. Занесу-ка свои траты на выходных”; в выходные садишься за таблицу семейного бюджета и уже не можешь вспомнить, куда уходили деньги в начале недели. В итоге начальным энтузиазм пропадает в первые 2-3 месяца. Сейчас у меня этот процесс доведен практически до инстинктивной реакции – сделал трату – зафиксируй. Я использую программу “Дребеденьги” , которая позволяет вносить траты, как на компьютере, так и на телефоне. Процентов 90 своих затрат я фиксирую в мобильном телефоне прямо у кассы, пока продавец отбивает товар. Это очень удобно, по сути я затрачиваю 0 минут и 0 секунд на текущий контроль расходов: ведь я бы точно так же стоял и ждал пробития чека продавцом.
  3. Оптимизация расходов. Через 2-3 месяца контроля расходов нужно сесть и проанализировать свои траты. На данном этапе важно понять различие между оптимизацией расходов и экономией. Под экономией у нас чаще всего понимают совсем другое понятие: скатиться на более низкий уровень жизни. Мне больше нравится термин “оптимизация расходов”. При оптимизации расходов фактически мы получаем то же самое, но за более низкую цену. Мы не понижаем наш уровень жизни. Именно оптимизация расходов в итоге ведет к реальному сокращению расходов, поэтому рассмотрим ключевой этап более подробно.

При оптимизации важно выделить главные факторы для вашей покупки. Именно эти факторы мы не должны ухудшить, чтобы не перейти в режим экономии. Не важные для нас особенности товары мы можем ухудшить, так как их изменение не вызовет понижения нашего уровня жизни: мы просто не заметим этих факторов, так как они для нас не важны.

Пример: нам нужно купить кроссовки для тенниса. В главные факторы мы записываем: теннисная специфика, качество, 41 размер. Допустим мы выбираем между тремя моделями 41 размера: теннисная обувь прошлой коллекции от Wilson за 3790 рублей, беговые кроссовки за 2400 рублей, новинка от Wilson за 4990 рублей. Если мы выберем самый дешевый вариант, то мы ухудшим наш фактор “теннисная специфика”. Этот вариант нам не подходит. Остается два одинаковых для нас варианта по главным факторам. Разумнее было бы выбрать теннисную обувь за 3790 рублей, сократив личные расходы на 1200 рублей. Если бы в наших главных факторах было ещё нечто вроде “следование моде, всегда только новинки”, то нам бы никак не удалось оптимизировать эту статью расходов и следовало бы купить самую дорогую обувь из предложенных.

После выделения главных факторов по каждой покупке нам нужно задать вопросы для понимания вариантов сокращения расходов. Эти вопросы следует применить к каждой трате, которая была зафиксирована:

  • Точно ли мне это надо? Можно ли от этого отказаться? Насколько эта трата для меня приоритетна сейчас?
  • Могу ли я приобрести это в другом месте по более низкой цене?
  • Могу ли я найти товар заменитель?
  • Можно ли здесь применить скидку?
  • Можно ли получить желаемое, устранив посредника?
  • Если покупать это оптом, то это будет дешевле? Целесообразна ли оптовая покупка?
  • Можно ли сократить расходы, применив технологические решения?
  • Если покупать это в другое время, то это будет стоить столько же?
  • Может стоить пересмотреть эту привычку и что-то поменять?
  • Может ли государство вернуть часть моих затрат?
  • Могу ли я использовать законные хитрости для сокращения обязательных расходов?
  • Мог ли я избежать этой траты, если бы что-то предусмотрел заранее?

Процесс оптимизации личных расходов – это не быстрое дело. Грамотная оптимизация расходов занимает минимум 5 часов. Готовы ли вы потратить эти часы, чтобы ежемесячно освободить существенную сумму денег и направить ее на приоритетные цели? По моему опыту средняя семья может грамотно сократить свои расходы на 7 000 рублей в месяц. Кажется, что это небольшие деньги. А теперь давайте посчитаем, сколько семья “заработает” за 30 лет? При инвестировании этих средств через 30 лет у семьи сложится капитал почти в 6 миллионов рублей (в текущих ценах, при реальной ставке доходности 5%). Очень важно понять, что я здесь даю реальную величину капитала, а не номинальную. Номинально у семьи будут десятки миллионов, но там будут сидеть “инфляционные деньги”. Также важно понять, что 5-% доходность – это именно реальная доходность. При инфляции в 10% семья должна инвестировать под ставку чуть больше 15%, а если быть точным, то под ставку 15,5%.

Долгожданные 25 примеров оптимизации расходов с конкретными числами из моего опыта и опыта моих клиентов:

  1. Покупка нужного телевизора не в ближайшем магазине техники, а через интернет-магазин. Сокращение расходов на 8 000 рублей один раз в 10 лет.
  2. Покупка билетов на самолет через интернет, анализируя агрегатор цен на билеты. Сокращение расходов на 700 рублей один раз в три месяца.
  3. Бронирование гостиницы по акции и заранее через booking.com Сокращение расходов на 9 000 рублей один раз в год.
  4. Использование сервиса попутчиков BlaBlaCar. Сокращение расходов на 800 рублей в месяц один раз в месяц.
  5. Применение дисконтных карт в магазинах. Сокращения расходов на 450 рублей в месяц.
  6. Сами спросили о наличии скидок. Сокращение расходов на 500 рублей в месяц.
  7. Покупка шипованной резины вне сезон. Сокращение расходов на 1 200 рублей один раз в 5 лет.
  8. Использование купонных сайтов в некоторых случаях. Сокращение расходов на 800 рублей один раз в три месяца.
  9. Отключение ненужных услуг телефонии. Сокращение расходов на 120 рублей в месяц.
  10. Покупка детских вещей в рамках коллективной покупки. Сокращение расходов на 2 000 рублей один раз в год.
  11. Возврат НДФЛ при оплате образования. Сокращение расходов на 15 600 рублей один раз в год.
  12. Регистрация автомобиля на родителей из деревни, пониженный тариф при страховании автомобиля. Сокращение расходов на 3 700 рублей один раз в год.
  13. Совершение платежа не в офисе банка, а через личный кабинет на сайте. Сокращение расходов на 360 рублей один раз в год.
  14. Покупка качественной одежды из коллекции прошлого года. Сокращение расходов на 3 700 рублей один раз в три месяца.
  15. Подключение к бонусной программе банка. Сокращение расходов на 330 рублей в месяц.
  16. Заправка полного бака в выходные дни по акции “В выходные дешевле”. Сокращение расходов на 360 рублей в месяц.
  17. Поход в магазин со списком. Сокращение расходов на продукты на 3 500 рублей в месяц.
  18. Игра на теннисном корте в утренние часы, в более дешевое время. Сокращение расходов на 2 000 рублей в месяц.
  19. Покупка зарубежных книг через amazon. Сокращение расходов на 1 000 рублей один раз в три месяца.
  20. Сменили салон красоты, получили качественные услуги мастера по более выгодной для нас цене. Сокращение расходов на 1 000 рублей в месяц.
  21. Плановый осмотр зубов вместо экстренного хирургического вмешательства. Сокращение расходов (оценочное) на 4 000 рублей раз в год.
  22. Аренда бензопилы на выходные вместо ее покупки. Сокращение расходов на 3 000 рублей один раз.
  23. Покупка светодиодных ламп вместо обычных. Сокращение расходов на электроэнергию на ближайшие годы примерно на 200 рублей в месяц.
  24. Покупка контактных линз не по привычке в оптике, а через интернет-магазин. Сокращение расходов на линзы на 500 рублей в месяц.
  25. Консолидация трех мелких кредитов в один большой. Сокращение ежемесячного платежа по кредиту на 700 рублей.

В некоторых примерах мы “экономим копейки”, но итоговая оптимизация выливается всегда в круглую сумму. Эта сумма позволяет направить освободившиеся средства на накопление и достижение долгосрочных целей. Именно наша мотивация, горячее желание достижение долгожданной цели будет питать наше искусство оптимизации расходов.

Вот, что, по мнению специалистов, мы можем сделать прямо сейчас, чтобы начать экономить.

Делайте покупки осознанно

Покупка продуктов – самая подходящая часть бюджета для того, чтобы урезать расходы. Ведь большая часть дохода большинства семей тратится именно на еду.

Покупайте оптом. Старайтесь делать большие закупки в магазинах оптовой торговли типа METRO и SELGROS. Позаботьтесь о том, чтобы стать клиентом этих центров, если вы еще этого не сделали – сейчас для этого может быть достаточно только паспорта. Помните также о совместных покупках, которые распространены во многих материнских сообществах.

Будьте предусмотрительны. Если вы видите действительно хорошую скидку на какой-то продукт длительного хранения, имеет смысл закупиться им впрок.

Составляйте список покупок. И возьмите за правило не отступать от намеченного списка. Это единственный работающий способ не покупать лишнего в условиях экономии. Если перед вами есть четкий план покупок, когда вы входите в магазин, вам не придется бродить между полками, меланхолично накидывая в тележку все, приглянувшееся на полках. Существуют неплохие программы по составлению списков покупок для смартфонов и планшетов. Некоторые из них позволяют помимо продуктов вводить цены на них, тем самым помогая подсчитать предполагаемые траты.

Смотрите вниз. Производители платят продавцам за то, чтобы их товары размещались в супермаркете на полках на уровне глаз. Так что, просто наклоняясь у магазинной стойки, вы можете сэкономить значительную сумму. Будьте внимательны – на самом верху обычно размещаются самые дорогие, премиальные товары этого сегмента. Причем, далеко не всегда это означает лучшее качество. Зачастую, более высокую цену мы платим только за бренд.

Проверяйте чеки, не отходя от кассы. Не секрет, что в крупных супермаркетах могут возникать нештатные ситуации. Например, цена товара по штрих-коду на кассе оказывается выше той, которая была указана на ценнике. Бывают еще более неприятные случаи, когда кассир «случайно» пробивает вам в чек больше товара, чем вы на самом деле взяли. Когда в чеке несколько десятков наименований, этого можно просто не заметить. Поэтому возьмите за правило сверять чек с содержимым своей тележки прямо рядом с кассой. Так будет проще потребовать возврата за переплату.

Что делать, если вам пробили в чек лишний товар, а вы заметили это только дома?

Не отчаивайтесь и не медлите. Найдите на чеке телефон сервисного обслуживания клиентов. Позвоните по указанному телефону и опишите свою ситуацию. Ни в коем случае не выкидывайте чек – это ваше главное доказательство. На нем же указан и номер кассы, где вам пробили лишний товар. По вашей жалобе магазин будет обязан провести служебное расследование. В настоящее время практически во всех супермаркетах у касс ведется видеозапись. После изучения этих видеозаписей вам, скорее всего, вернут ваши деньги. Правда, на это может уйти до 14 дней.

Уточните политику лояльности. Попросите у службы поддержки клиентов прочитать правила магазина. Таким образом вы сможете выяснить, удваивает ли продавец скидку при использовании его карт лояльности или при предъявлении карт конкурентов. Некоторые продавцы не всегда торопятся сообщить эту информацию клиентам. Не стесняйтесь уточнять на кассе, какие скидочные карты действуют в магазине. Кроме того, свои выгодные бонусные программы существуют у банков, поощряющих расплачиваться в магазинах пластиковыми картами. Например, программа «Спасибо» от Сбербанка, «Cash back за покупки» от Райффайзенбанка, и т.д. Узнать об этом можно у менеджеров своего банка.

Посещайте сайты и аккаунты магазинов в социальных сетях. Если вы «лайкаете» или отмечаете «Мне нравится» в соцсетях посты на страницах ваших любимых магазинов или брендов, они могут предоставлять вам купон или делать другие предложения со скидками. Скидки также можно получить за подписку на новости магазинов. Но главное – не сделать погоню за скидками самоцелью. В режиме экономии покупать следует только то, что вам действительно нужно. Особенно это касается вещей.

Следите за предложениями по купонам. Решив отправиться всей семьей на обед в кафе, изучите предложения на сайтах, предлагающих спецпредложения по купонам. Удобно пользоваться сайтами-агрегаторами, например, kupongid.ru, klub-skidok.ru. Обратите внимание – иногда на этих сайтах можно найти скидку не только на посещение ресторанов, но и на продукты, например, рыбу, икру или чай.

Живите в гармонии с окружающей средой

Многие из тех шагов, которые вы можете предпринять, чтобы вести экологически разумный образ жизни, также помогут вам тратить меньше средств на квартплату.

Уменьшите температуру. Установите переключатель на батареях и водонагревателе на меньшую температуру. Весной это сделать психологически проще, чем зимой. Так вы сократите расходы, а семья даже не заметит разницу.

Поменяйте ваши лампы. Компактные люминесцентные лампы используют на 80 процентов меньше энергии и работают по крайней мере в шесть раз дольше, чем стандартные лампы накаливания. Выбирайте энергосберегающие лампочки.

Предотвращайте расходование энергии впустую. Дом напичкан разнообразными приборами? Даже в выключенном состоянии бытовая техника способна потреблять много энергии. Приобретите энергосберегающий сетевой фильтр – это устройство минимизирует потребление энергии в режиме ожидания. Вынимайте из розеток зарядные устройства, если в данный момент они не используются. Не держите технику в режиме «сна» или «ожидания». Доказано, что в этих режимах приборы продолжают потреблять электроэнергию.

Вовремя меняйте технику. Многие современные товары помогают сократить выбросы парниковых газов и расходы на электроэнергию. Вы здорово можете сэкономить, если замените старый холодильник на новый, с низким энергопотреблением.

Установите аэраторы воды. Эти устройства, которые увеличивают насыщение воды кислородом и ограничивают проток воды, не ослабляя напора, стоят от 100 рублей. А сэкономить они способны от 40 до 80% воды. Вы можете выбрать регулируемый или нерегулируемый аэратор. Кроме того существуют смесители, которые создают полезный напор воды при небольшом ее расходовании. Если в ваших ближайших планах была замена кранов в доме – обратите внимание на такие смесители, они позволят вам серьезно сэкономить на расходах на воду.

Переключитесь на многоразовые ткани. В магазинах сейчас достаточный выбор тканей, которые очищают любые поверхности. Так вы сохраните жизнь деревьям и обойдетесь меньшим количеством бумажных полотенец. Более того, на пятки бумажным полотенцам уже активно наступают многоразовые тканевые «чудо-тряпки» – они продаются в таких же больших рулонах, однако, в отличие от бумажных полотенец, могут использоваться многократно, как любая кухонная тряпочка. Расходуется такая чудо-тряпка в рулоне в разы медленнее, чем упаковка рулонных бумажных полотенец.

Пользуйтесь самодельными чистящими средствами. Это дешевле и здоровее для ваших детей, если вы используете при уборке нетоксичные продукты, такие, как пищевая сода, крахмал, уксус и лимон.

Сохраняйте свои деньги

Ваши с трудом заработанные деньги должны работать. Финансовые консультанты советуют следующее.

Пользуйтесь налоговыми вычетами. Помните об этом при покупке жилья, обучении детей, взносах на обязательное пенсионное страхование. К примеру, если ваш ребенок посещает платные курсы иностранных языков, вы имеете право на налоговые вычеты, но для этого необходимо получить определенные документы в бухгалтерии языковых курсов. Исчерпывающую информацию можно узнать на сайте Федеральной налоговой службы - nalog.ru.

Следите за своими счетами. Проверяйте, чтобы по счетам, где лежат ваши деньги, начислялись проценты. А в случае, если вы готовы инвестировать на 5 лет и более, ознакомьтесь с другими финансовыми инструментами: акциями, облигациями и драгметаллами. В акциях и облигациях неподготовленному, начинающему инвестору лучше ориентироваться на индексные ПИФы. Если речь идет о драгметаллах – можно приобрести физический металл (если есть, где хранить) или обезличенные металлические счета в крупных банках.

Рефинансируйте кредиты. Сейчас многие банки готовы предложить более привлекательные ставки по вашим кредитам, проконсультируйтесь на сайтах банков в рубрике «вопрос-ответ». А еще лучше вовсе отказаться от использования кредитных денег, поскольку это дорогое удовольствие.

Проверьте свои страховые планы. Обратите на это внимание, даже если вы страхуете только здоровье и только в случае дальних поездок. Возможно, что другие страховые компании предлагают более привлекательные условия. Вместе с тем не забывайте пополнять свою личную финансовую «подушку безопасности».

Тратьте меньше на ваш мобильный

Конечно, вся ваша семья от детей до бабушек и дедушек уже пользуется услугами одного оператора мобильной связи, не так ли? А на что еще обратить внимание?

Сравнивайте альтернативы. По некоторым данным, почти половина абонентов пользуется неэффективным для себя тарифным планом. Возьмите за правило хотя бы раз в полгода просматривать сайты мобильных операторов в поисках новых предложений. Ищите специальные семейные тарифные планы.

Обратите внимание на новые тарифы не только вашего мобильного оператора, но и конкурентов.

Избегайте покупать слишком много. Выбирая тариф, ориентируйтесь на меньшее количество функций и услуг, как бы вас ни соблазняли. Почти наверняка дополнительные функции вам не понадобятся.

Следите за техникой. Если дети получают ваш старый смартфон после покупки вами нового девайса для себя, то сэкономить можно и на звонках между смартфонами, пользуясь бесплатными приложения типа Viber, WhatsApp и Skype. Впрочем, если ребенок потеряет дорогостоящий телефон, то не стоит покупать ему такой же новый, лучше возьмите бюджетную модель.

Американский журнал Parents задал вопрос своим читателям: Какую сферу семейного бюджета в случае необходимости вы сокращаете в первую очередь?

39 % - еда вне дома (кафе, рестораны, фаст-фуд)

27% - вещи для взрослых (одежда, аксессуары и т.п.)

19% - отпуск

12% - развлечения

2% - вещи для детей (одежда, игрушки, продукты и т.п.)

6. Договор перевозки транспортом общего пользования

Перевозка пассажиров, груза и багажа, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов или выданного этой организацией разрешения (лицензии) вытекает, она обязана осуществлять перевозки по обращению любого гражданина или юридического лица. Перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, публикуется в установленном порядке. Однако единые правила для такой публикации не установлены и публикации в настоящее время не осуществляются, за исключением железнодорожного транспорта, издающего тарифные руководства.

Договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором. Правила оказания услуг по публичному договору установлены ст. 426 ГК. По публичному договору перевозчик должен обслуживать любого пассажира или клиента, который обратился к нему за соответствующей услугой. Правила обслуживания по публичному договору перевозки и тарифы устанавливаются едиными для всех получателей услуг. Таким образом, публичный договор представляет собой оферту со стороны перевозчика.

Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами, если не установлено иное.

Необходимо различать термины «перевозка транспортом общего пользования» и «перевозка общественным транспортом». Сущность первого понятия была рассмотрена выше. Общественный транспорт – категория, широко использовавшаяся в недавнем прошлом, ныне в документах правового характера используется органиченно для указания на льготы пассажирам в оплате проезда (городской общественный транспорт).

7. Договор фрахтования (чартер)

ГК РФ в ст.787 также установлены общие правила договора фрахтования (чартера). По этому договору одна сторона – фрахтовщик, обязуется предоставить другой стороне – фрахтователю, за плату всю вместимость или ее часть одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки пассажиров, грузов, багажа. Порядок заключения договора фрахтования, а также форма указанного договора устанавливаются транспортными уставами и кодексами (ст. 787 ГК). Договоры фрахтования наибольшее распространение получили в морском и речном транспорте, а также при воздушных перевозках. Конкретные формы чартера применительно к соответствующему виду транспорта регламентированы КТМ, ВК и УВВТ.

Договор фрахтования (чартер) является двусторонним, возмездным, консенсуальным договором. Он отличается как от договора перевозки груза, так и от договора перевозки пассажира особенностями предмета вытекающего из него обязательства. При чартере перевозчик (фрахтователь) не принимает от отправителя определенное число мест груза к перевозке и не обязуется предоставить определенное количество мест в транспортном средстве согласно приобретенному последним провозному билету. Предмет обязательства перевозчика (фрахтовщика) при чартере составляют действия по предоставлению всей или части вместимости транспортного средства на один или несколько рейсов. Особенности предмета обязательства фрахтовщика предопределяют и специфику его содержания (права и обязанности сторон).

8. Хранение

В транспортной отрасли при перевозках пассажиров, груза и багажа используется большое число терминальных сооружений (вокзалы, грузовые терминалы, склады, грузовые дворы), обеспечивающие временное хранение различных грузов и багажа. Общие правила хранения грузов установлены гл. 47 ГК «Хранение». Хранение осуществляется на основании договора хранения (ст. 886 ГК) или договора складского хранения (ст. 907 ГК). Договор складского хранения предусматривает хранение на товарном складе, под которым понимается организация, осуществляющая хранение товаров и оказывающая связанные с хранением услуги в качестве предпринимательской деятельности. На транспорте к таковым относятся терминалы, прочие транспортные организации, имеющие в своем составе склады. Договор хранения может быть как самостоятельным, так и входить составной частью в договор перевозки. Подробное регламентирование хранения грузов, багажа и грузобагажа содержится в ТУЖД. Положения по хранению грузов и багажа также приведены в других транспортных уставах и кодексах.

Статья 923 ГК предусматривает, что находящиеся в ведении транспортных организаций общего пользования камеры хранения обязаны принимать на хранение вещи пассажиров и других граждан независимо от наличия у них проездных документов. Договор хранения вещей в камерах хранения транспортных организаций признается публичным договором. В подтверждение принятия вещи на хранение в камеру хранения (за исключением автоматических камер) поклажедателю выдается квитанция или номерной жетон. В случае утраты квитанции или жетона сданная в камеру хранения вещь выдается по представлении доказательств принадлежности этой вещи поклажедателю. Срок, в течение которого камера хранения обязана хранить вещи, определяется правилами, установленными в соответствии с требованиями ГК, если соглашением сторон не установлен более длительный срок. Вещи, не востребованные в указанные сроки, камера хранения обязана хранить еще в течение 30 дней. По истечении этого срока невостребованные вещи могут быть переданы в порядке, предусмотренном ГК. Убытки поклажедателя вследствие утраты, недостачи или повреждения вещей, сданных в камеру хранения, в пределах суммы их оценки поклажедателем при сдаче на хранение, подлежат возмещению хранителем в течение 24 часов с момента предъявления требования об их возмещении.

Хранение верхней одежды головных уборов и иных подобных вещей, оставляемых без сдачи их на хранение гражданами в местах, отведенных для этих целей в организациях и средствах транспорта, предполагается безвозмездным, если вознаграждение за хранение не оговорено или иным очевидным способом не обусловлено при сдаче вещи на хранение (ст. 924 ГК).

9. Эксплуатация источников повышенной опасности

Транспортная деятельность сопряжена с эксплуатацией источников повышенной опасности, каковыми являются транспортные средства, погрузочно-разгрузочные механизмы, высоковольтные устройства энергообеспечения электрического транспорта и др. Понятие источника повышенной опасности и ответственность за возможные вредные последствия в связи с его эксплуатацией установлены в ГК. Вред, который источник повышенной опасности причинил людям, имуществу, природным объектам должен быть возмещен владельцем этого источника даже в том случае, когда отсутствует виновность владельца.

Статьей 1079 ГК установлено, что юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично по основаниям, предусмотренным п.п. 2 и 3 ст. 1083 ГК. Обязанность по возмещению вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.). Владелец источника повышенной опасности не отвечает за вред, причиненный этим источником, если докажет, что источник выбыл из его обладания в результате противоправных действий других лиц. Владельцы источников повышенной опасности солидарно несут ответственность за вред, причиненный в результате взаимодействия этих источников (столкновение транспортных средств и т.п.) третьим лицам.

10. Ответственность участников перевозок

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную ГК, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон. В ТУЖД, ВК, КТМ, УВВТ и УАТ установлены нормы, регулирующие ответственность участников перевозок и других отношений, связанных с транспортной деятельностью. Ответственность перевозчика за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира, определяется по правилам гл. 59 ГК, если законом и договором перевозки не предусмотрена повышенная ответственность перевозчика. Соглашения транспортных организаций с пассажирами и грузовладельцами об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика недействительны, за исключением случаев, когда возможность таких соглашений при перевозках груза предусмотрена транспортными уставами и кодексами.

За задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание прибытия такого транспортного средства в пункт назначения (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщениях) перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленным соответствующим транспортным уставом или кодексом, если не докажет, что опоздание или задержка имели место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью пассажиров или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

В случае отказа пассажира от перевозки из-за задержки отправления транспортного средства перевозчик обязан возвратить пассажиру провозную плату.

Перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить, и устранение которых от него не зависело. Ущерб, причиненный при перевозке груза и багажа, возмещается перевозчиком: в случае утраты или недостачи груза или багажа; в случае повреждения (порчи) груза или багажа – в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа – в размере его стоимости; в случае утраты груза или багажа, сданного к перевозке с объявлением его ценности, - в размере объявленной стоимости груза или багажа. Стоимость груза или багажа определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре – исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары. Перевозчик наряду с возмещением установленного ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза или багажа, возвращает отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза или багажа, если эта плата не входит в стоимость груза.

Документы о причинах несохранности груза или багажа (коммерческий акт, акт общей формы и т.п.), составленные перевозчиком в установленном порядке, подлежат в случае спора оценке судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, отправителя либо получателя груза или багажа.

До предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом. Иск к перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем или грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в 30-дневный срок. Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, равен одному году с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами.

Заключение

Одним из принципиальных изменений в политической и социально-экономической жизни современной России является переход к правовому государственному устройству и правовому регулированию общественных отношений. Во время господства административно-командной системы недостатки и «белые пятна» в области права устранялись применением принципа целесообразности с точки зрения господствовавшей идеологии и толкованием общественных отношений чиновниками. Правовое государство предполагает безоговорочный приоритет (диктат) норм права перед любыми авторитетами и мнениями. Если норма права перестает удовлетворять общественным интересам, она сначала должна быть пересмотрена, а лишь затем возможно ее игнорирование.

В настоящее время в России происходит процесс построения правовой базы демократического государства. Необходимость создания такой базы обусловлена исторически. Правовое наследство командно-административного режима непригодно к использованию в современных и перспективных условиях. Сложившаяся правовая ситуация характеризуется как правовой вакуум. Если ранее отсутствие какой-либо необходимой нормы часто подменялось «классовым самосознанием» или «руководящими и вдохновляющими указаниями», то ныне требуется полноценный правовой механизм, свободный от произвола и идеологических пристрастий.

В транспортной отрасли также назрела необходимость в переменах в соответствии с требованиями рыночной экономики и современных реалий. В настоящее время готовится крупная правовая реформа на транспорте. Например, увидели свет Федеральные законы № 17-ФЗ от 10.01.2003г. «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», № 18-ФЗ от 10.01.2003г. «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» и № 29-ФЗ от 27.02.2003г. «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта». Хочется верить, что на этом реформирование транспортной отрасли не закончится, и транспортное законодательство, доставшееся нам в наследство с советских времен, будет приведено в соответствие с требованиями современности.

Список нормативных актов

и использованной литературы

Воздушный кодекс Российской Федерации. СЗ РВ. 1997. №12. Ст. 1383 Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Текст, комментарий, алфавитно-предметный указатель. М. 1996. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации. СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2207 Транспортный устав железных дорог Российской Федерации. СЗ РФ. 1998. №2. Ст. 218. Устав автомобильного транспорта СССР. СП РСФСР. 1969. № 2-3. Устав внутреннего водного транспорта Союза ССР. Сборник законодательства по внутреннему водному транспорту. М., 1964. Витрянский В. Статья «Понятие и виды договоров перевозки. Система договоров перевозки» Журнал «Хозяйство и право», №1, 2001г. Журнал «Право и экономика», раздел «Новое в гражданском и хозяйственном законодательстве». - Издание Союза юристов России. №3, 2003г. Калпин А.Г. (под. ред.) «Гражданское право. Часть вторая». – М. 2002. Ковалевская Н.С. Коммерческое право: Учебник / Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб., 1997. Медведев Д.А., Смирнов В.Т. Глава 38. Транспортные обязательства. – В кн.: Гражданское право: Учебник. Ч. II / Под ред. А.П.Сергеева, Ю.К. Толстого. – М., 1997. Спирин И.В. Транспортное право: Учебное пособие. – М.: Транспорт, 2001.

Имеются в виду статьи ГК.

П. 2, ст.784 ГК.

СЗ РФ. 1998. №2. Ст. 218

СЗ РВ. 1997. №12. Ст. 1383

СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2207

Сборник законодательства по внутреннему водному транспорту. М., 1964

СП РСФСР. 1969. № 2-3

Медведев Д.А., Смирнов В.Т. Глава 38. Транспортные обязательства. – В кн.: Гражданское право: Учебник. Ч. II / Под ред. А.П.Сергеева, Ю.К. Толстого. – М., 1997, с. 388-396

Медведев Д.А., Смирнов В.Т. Указ. соч., с. 308.

Ковалевская Н.С. Коммерческое право: Учебник / Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб., 1997, с. 308.

Витрянский В.В. Понятие и виды договора перевозки. Система договоров перевозки. Статья. Журнал «Хозяйство и право», № 1, 2001.

Закон о прямых смешанных (комбинированных) перевозках до настоящего времени не принят; правила, регулирующие такие перевозки, включаются в отдельные транспортные уставы и кодексы; см., например главу 4 (ст. 68-85) ТУЖД.

1. За перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.

2. Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.

3. Работы и услуги, выполняемые перевозчиком по требованию грузовладельца и не предусмотренные тарифами, оплачиваются по соглашению сторон.

4. Перевозчик имеет право удерживать переданные ему для перевозки грузы и багаж в обеспечение причитающихся ему провозной платы и других платежей по перевозке (статьи 359, 360), если иное не установлено законом, иными правовыми актами, договором перевозки или не вытекает из существа обязательства.

5. В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.

Статья . Подача транспортных средств, погрузка и выгрузка груза

1. Перевозчик обязан подать отправителю груза под погрузку в срок, установленный принятой от него заявкой (заказом), договором перевозки или договором об организации перевозок, исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза.

Отправитель груза вправе отказаться от поданных транспортных средств, не пригодных для перевозки соответствующего груза.

2. Погрузка (выгрузка) груза осуществляется транспортной организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением положений, установленных транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

3. Погрузка (выгрузка) груза, осуществляемая силами и средствами отправителя (получателя) груза, должна производиться в сроки, предусмотренные договором, если такие сроки не установлены транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Статья . Сроки доставки груза, пассажира и багажа

Перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.

Статья . Ответственность за нарушение обязательств по перевозке

1. В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

2. Соглашения транспортных организаций с пассажирами и грузовладельцами об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика недействительны, за исключением случаев, когда возможность таких соглашений при перевозках груза предусмотрена транспортными уставами и кодексами.

Статья . Ответственность перевозчика за неподачу транспортных средств и отправителя за неиспользование поданных транспортных средств

1. Перевозчик за неподачу транспортных средств для перевозки груза в соответствии с принятой заявкой (заказом) или иным договором, а отправитель за непредъявление груза либо неиспользование поданных транспортных средств по иным причинам несут ответственность, установленную транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

2. Перевозчик и отправитель груза освобождаются от ответственности в случае неподачи транспортных средств либо неиспользования поданных транспортных средств, если это произошло вследствие:

непреодолимой силы, а также иных явлений стихийного характера (пожаров, заносов, наводнений) и военных действий;

прекращения или ограничения перевозки грузов в определенных направлениях, установленного в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом;

в иных случаях, предусмотренных транспортными уставами и кодексами.

Статья . Ответственность перевозчика за задержку отправления пассажира

1. За задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание прибытия такого транспортного средства в пункт назначения (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщениях) перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном соответствующим транспортным уставом или кодексом, если не докажет, что задержка или опоздание имели место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

2. В случае отказа пассажира от перевозки из-за задержки отправления транспортного средства перевозчик обязан возвратить пассажиру провозную плату.

Статья . Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа

1. Перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

2. Ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком:

в случае утраты или недостачи груза или багажа - в размере стоимости утраченного или недостающего груза или багажа;

в случае повреждения (порчи) груза или багажа - в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа - в размере его стоимости;

в случае утраты груза или багажа, сданного к перевозке с объявлением его ценности, - в размере объявленной стоимости груза или багажа.

Стоимость груза или багажа определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.

3. Перевозчик наряду с возмещением установленного ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза или багажа, возвращает отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза или багажа, если эта плата не входит в стоимость груза.

4. Документы о причинах несохранности груза или багажа (коммерческий акт, акт общей формы и т.п.), составленные перевозчиком в одностороннем порядке, подлежат в случае спора оценке судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, отправителя либо получателя груза или багажа.

Статья . Претензии и иски по перевозкам грузов

1. До предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом.

2. Иск к перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем или грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в тридцатидневный срок.

3. Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами.

Статья . Договоры об организации перевозок

Перевозчик и грузовладелец при необходимости осуществления систематических перевозок грузов могут заключать долгосрочные договоры об организации перевозок.

По договору об организации перевозки грузов перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец - предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. В договоре об организации перевозки грузов определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозки.

Статья . Договоры между транспортными организациями

Между организациями различных видов транспорта могут заключаться договоры об организации работы по обеспечению перевозок грузов (узловые соглашения, договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов и другие).

Порядок заключения таких договоров определяется транспортными уставами и кодексами, другими законами и иными правовыми актами.

Статья . Ответственность перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажира

Ответственность перевозчика за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира, определяется по правилам главы 59 настоящего Кодекса, если законом или договором перевозки не предусмотрена повышенная ответственность перевозчика.