Доброхотов а л новая философская энциклопедия. А.Л

Все языческие культы, деятельность хри-стианских миссионеров в германских землях заметно активизиро-валась. Установлено, что между V и X вв. большинство населения Европы приняло христианство. Чаще всего обращение какого-либо варварского народа в христианство начиналось с крещения короля, примеру которого следовала его дружина, а затем и всё племя. Ино-гда христианство насаждалось очень жестокими методами. Так, Карл Великий, воюя с германским племенем саксов, после одного из сражений на р. Везер приказал казнить 4,5 тыс. язычников. Од-нако сам обряд крещения ещё не делал германцев христианами в полном смысле этого слова, поскольку гораздо сложнее было хри-стианизировать сознание .

Огромную роль как в распространении христианства в Европе, так и в развитии европейской культуры в целом сыграли монастыри.

Организатором монастырского движения на Западе стал св. Бе-недикт Нурсийский . На территории Италии он создал множество монастырей, наиболее известным из которых стал монастырь Монтекассино близ Неаполя. Для этого монастыря Бенедикт разра-ботал устав. Кроме молитвы (семь раз днём и один раз ночью), мо-нахи, следующие уставу св. Бенедикта, должны были заниматься сельским хозяйством, изучать Священное Писание, переписывать книги, воспитывать детей, вести миссионерскую деятельность. Бла-годаря такому уставу именно бенедиктинские монастыри стали на-стоящими очагами культуры средневекового общества .

Папа Григорий I (590-604 гг.) обеспечил широкое распространение бенедик-тинского устава среди монастырей Западной Европы. Однако в VII- IX вв. в Европе происходит упадок монастырского движения: ока-завшись под властью королей или князей, монастыри стали центра-ми не столько духовно-религиозной и культурной жизни , сколько политической; уставы соблюдались плохо, монашество теряло ав-торитет среди христиан Запада.

Возрождение монашества начнёт-ся лишь в X в., после того как в 910 г. монастырь Клюни в Бургундии создал Клюнийскую конгрегацию (сообщество) монастырей, высту-павших за строгое соблюдение устава св. Бенедикта, аскетизм и ис-тинное благочестие. Материал с сайта

Особую роль в становлении и распространении христианства в Западной Европе сыграло папство. Франкский король Пипин Короткий в 754 г. со-вершил поход против германского племени лангобардов, которые угрожали Риму и делали само пребывание папы в Вечном городе не-безопасным. После победы над лангобардами Пипин подарил за-воёванные в ходе этого похода территории римской церкви. Таким образом появилась Папская область — государство , в котором па-пы обладали не только духовной, но и светской властью. С этого времени начались притязания пап на светскую власть в Западной Европе.

Претензии римских пап на верховную роль во всей христиан-ской церкви не могли быть приняты патриархами — главами восточных христианских церквей, расположенных на территории Ви-зантии. Давно существовавшие противоречия между западными и восточными церквями по отдельным вопросам христианской дог-матики и вопросам проведения богослужения в этих условиях рез-ко обострились.

Свежайший обзор христианства в Западной Европе.

Христианство

Во всех 15 странах Западной Европы большинство называют себя христианами. ~91% были крещены.

В среднем 22% христиан ходят на церковные мероприятия один раз в месяц или чаще, но количество сильно варьирует в зависимости от страны.

Подавляющее большинство христиан составляют «захожане» и «непрактикующие» христиане. Они считают себя христианами, но посещают церкви редко или не посещают. Больше всего захожан в Финляндии (68%) и Великобритании (55%). Очевидно, сказывается существование национальных церквей. Трудно одновременно официально состоять в церкви и не считать себя христианином.

Больше всего прихожан в Италии (40%), Португалии (35%), Ирландии (34%) и Австрии (28%). Если исторически католические Италия, Португалия и Ирландия не удивляют, то результат Австрии понять сложнее.

Стоит отметить, что эти цифры получены на основании ответов людей о своей жизни. Но в других исследованиях было показано, что люди склонны завышать свою явку на церковные службы. Поэтому эти цифры могут быть немного завышенными.

Примечание. Практикующими христианами были записаны те, кто говорил, что посещает церковь не реже раза в месяц. Непрактикующими христианами были записаны те, кто говорил, что ходит в церковь реже. Другая религия / не определился - это, в основном, мусульмане. Опросы населения в Западной Европе могут не полностью отражать численность религиозных меньшинств, таких как мусульмане. Поэтому значения, представленные на графиках, могут отличаться от ранее опубликованных демографических оценок. Значения были округлены, поэтому при суммировании может получиться чуть больше или чуть меньше 100%.

Вера в Бога

58% говорят, что верят в бога.

Чтобы детальнее представить картину религиозности, социологи ввели уточняющие вопросы. Наиболее интересно, что в Западной Европе 15% респондентов говорят, что верят в бога с абсолютной уверенностью. Для сравнения аналогично отвечают 40% в Центральной и Восточной Европе, 63% в США, 89% в Африке. Самые «уверенные» европейцы живут в Португалии (44%).

Примерно 30% христиан в Швеции, Бельгии, Дании и Финляндии говорят, что они не верят в бога .

11% опрошенных говорят, что молятся ежедневно. 40% не молятся совсем. Больше всего обходящихся без молитв в Швеции и Дании - 62%. Для сравнения о ежедневных молениях сообщают 27% в Восточной Европе, 55% в США, 67% в Латинской Америке, 77% в Африке.

Ещё интереснее, исследователи попытались выделить очень религиозную часть населения. Для этого они собрали европейцев, которые утверждали минимум три из четырёх индикаторов религиозности: абсолютная вера в бога, ежедневная молитва, регулярное посещение служб и признание важности религии в жизни. В итоге 13% европейцев можно считать очень религиозными . Ещё 29% средне религиозны. И 58% слабо религиозны.

Примечание. Индекс сочетает четыре отдельных типа измерения религиозности: самостоятельная оценка своей религиозности, важность посещения церкви, важность молитвы и важность веры в бога в жизни. Респондентам была назначена оценка от 1 до −1 по каждому из четырёх измерений. 1 давалась тогда, когда люди демонстрировали высокий уровень религиозности, оценка 0 - когда они демонстрировали средний уровень религиозности, и оценка −1 по каждому типу измерения, когда они демонстрировали низкий уровень религиозности. Затем баллы суммировались. 2 или выше коррелировала с «высокой» религионостью; оценки -2 или ниже коррелировала с низкой религиозностью, а оценки от −1 до 1 - с умеренной.

Социологи также спросили у религиозных европейцев, верят ли они в то, что бог является вселюбящим, всесильным и всезнающим. Только 14% верят в такого бога . Кроме того, 27% европейцев считают, что бог будет судить всех людей. Только в Португалии такого взгляда придерживается большинство (53%). Даже среди практикующих христиан вера в бога-судью в Западной Европе не общепринята, только 60% из них разделяют это убеждение.

Около 40% западных европейцев утверждают, что бог редко или часто общается с ними. 46% или не верят в существование бога, или не имеют такого опыта. Больше всех с богом общаются опять же португальцы, а меньше всех датчане.

Предсказуемо, сильная религиозность положительно коррелирует с возрастом . Больше всего очень религиозных людей среди тех, кто старше 55 лет. Это указывает на продолжение секуляризации со временем. Кроме того, очень религиозных больше среди женщин, чем среди мужчин, что ещё требует хорошо сформулированного объяснения.

Страны с наибольшими долями очень религиозного населения - Португалия (37%), Италия (27%), Ирландия (24%), Испания (21%).

Случаи Португалии, Италии и Испании требуют объяснения с позиций моделей секуляризации. Почему первые две значительно религиозны, а Испания нет. Испания менее религиозна, но имеет большую долю очень религиозного населения. Португалия представляет особый интерес. С одной стороны, сильная религиозность может быть следствием того, что структура общества в стране не была существенно преобразована, и это сохранило влияние старых институтов, включая церковь и религию. С другой стороны, следует вспомнить, что Португалия совсем недавно отказалась от стремления идти по «своему особому пути», который был сопряжён насаждением «своего» культурного паттерна. Возможно, паттерн продолжает самоподдерживаться после отмены особого пути. Оба объяснения не обязательно противоречат друг другу. Аналогичное можно сказать об Испании, но есть различие. Церковь в Испании вступила в конфликт с обществом, в силу чего её авторитет оказался подорванным. В Португалии этого не случилось. Кроме того, Испания явно не столь гомогенна в этническом отношении, как Португалия. По Италии, к сожалению, нет данных о региональных различиях.

Заслуживает внимания Ирландия, которая совсем недавно на референдуме отменила запрет на аборты, защищавшийся Католической церковью. С одной стороны, учитывая общую религиозность страны, долю очень религиозных и низкий процент нерелигиозных (см. ниже), не удивительно, что только сейчас. С другой стороны, очевидно, что существующая религиозность, которая снизилась к сегодняшнему дню, больше не может остановить движение к секуляризации законодательства.

Непрактикующие

Большинство непрактикующих христиан не верят в бога «как он представлен в Библии». Но они склонны верить в высшую или нематериальную силу . В 11 из 15 стран - это ответ большинства. Кроме того, они наряду с практикующими склонны верить в загробную жизнь и существование души отдельно от тела. В данном отношении они отличаются от нерелигиозных, которые в большинстве не разделяют эти верования.

Во всех странах Западной Европы меньшинство непрактикующих полагает, что государство должно поддерживать религиозные ценности. Наибольший показатель - Норвегия (49%). Однако такие взгляды поддерживают и существенные доли нерелигиозных, по 20% в Португалии и Швейцарии.

Существенно, большие доли нерелигиозных в таких странах как Швеция, Норвегия, Финляндия, Дания отвечают, что церкви осуществляют значимую благотворительную работу. Следует ли после этого удивляться существованию в этих странах национальных церквей и терпимости к ним большинства населения.

Непрактикующие больше, чем нерелигиозные, склонны считать, что религиозные организации играют положительную роль в обществе.

Самоопределение нерелигиозных европейцев в пятнадцати исследованных странах: атеисты, агностики и без какой-либо идентификации.

Нерелигиозные

В среднем 24% населения в Западной Европе не имеют религиозной принадлежности. Однако пропорция нерелигиозных резидентов сильно варьируется в разных странах. Больше всего нерелигиозных в Нидерландах (48%), Норвегии (43%), Швеции (42%) и Бельгии (38%). Предсказуемо, меньше всего людей без религии в наиболее религиозных странах - Португалии, Италии, Ирландии - по 15%. В среднем 60% нерелигиозных утверждают, что их воспитывали как христиан. Однако этот уровень сильно колеблется от страны к стране. Больше всего нерелигиозных, оставивших христианство, в Португалии и Испании (~75 и 85% соответственно). Это указывает на недавнее начало секуляризации в Португалии и Испании.

Большой интерес представляет обзор причин отказа от религии родителей, которые называют нерелигиозные люди. Самая популярная причина - отсутствие явной причины. Респонденты говорят, что они постепенно отдалились от религии. Далее по убыванию популярности следуют такие причины как: несогласие с церковными положениями по социальным вопросам, невозможность поверить в религиозные догмы, скандалы вокруг церкви и религиозных лидеров. Наименее распространённые причины - духовная неудовлетворённость, неспособность религии помочь в трудную минуту и брак с человеком других убеждений. По контрасту, бывшие нерелигиозные, которые стали христианами, как правило, ссылаются на некое судьбоносное для них событие, из-за которого они обратились к религии.

Важно подчеркнуть, что нерелигиозные не обязательно являются атеистами. Некоторые из них верят в существование бога, включая тех, кто «абсолютно уверены» в его существовании. От 15% до 40% из них верят в существование некой высшей силы. И примерно четверть нерелигиозных в Испании заявляют, что воспитывают своих детей как христиан.

Мы уже отметили различия в религиозности американских и европейских христиан. Как не странно, аналогичные различия существуют между нерелигиозными. Американские нерелигиозные более религиозны. В частности они чаще молятся, больше верят в бога и больше заинтересованы в религии.

Положительное и отрицательное отношение к религии

В Западной Европе взгляды на роль религии совсем не однозначны. 62% европейцев считают, что религиозные организации помогают нуждающимся. Аналогичное их число уверено, что религии сближают людей. В отношении нормативной роли религии уверенности меньше. 50% считают, что религии способствуют поддержанию и укреплению моральных норм. Меньше всего в этом уверены британцы (39%), а больше других португальцы и финны (67% и 64% соответственно).

Отрицательные оценки религии менее распространены, но разделяются существенными частями населения. 48% европейцев считают, что религии слишком озабоченны предписанием норм . Особенно этим недовольны в Бельгии (69%), Финляндии (61%) и Португалии (74%). Присутствие Португалии в данном перечне несколько неожиданно, учитывая сказанное о ней выше и, вероятно, свидетельствует о росте недовольство в отношении Католической церкви в этой стране. 45% европейцев считают, что церкви слишком озабочены деньгами и властью. Эта оценка распространена в больше мере в Бельгии и Португалии. Наконец, 39% европейцев считают, что церкви слишком вовлечены в политику. Больше всего этим недовольны в Норвегии (53%). Как обычно, пожилые европейцы разделяют более положительные оценки религии, чем молодые. Единственное исключение составляют Нидерланды, в которых прослеживается противоположная зависимость.

«Горячие проблемы» и религия

Отдельные «горячие проблемы» не являются горячими для Западной Европы. Так однополый брак поддерживает большинство населения… большинство нерелигиозных и даже большинство христиан. Поддержка однополых семей высока даже среди очень религиозных христиан, 41% из них в среднем одобряют в какой-то мере узаконивание таких браков. Более того, в некоторых странах солидное большинство очень религиозных христиан придерживаются таких воззрений, 69% в Дании, 60% в Нидерландах.

Сходных представлений европейцы придерживаются в отношении свободного доступа к аборту. 81% населения соглашается, что женщины должны иметь доступ к аборту. Эта точка зрения большинства и религиозных, и нерелигиозных. Почти половина (47%) очень религиозных христиан разделяют данное убеждение. И в ряде стран их согласие ещё выше, 76% в Швеции, 73% в Дании.

Особо стоит обратить внимание, что такие представления прямо противоположны официальной позиции Католической церкви, которую она неустанно отстаивает. То же справедливо для некоторых протестантских церквей в Европе. Однако часть прихожан этих церквей явно отклоняют их учение, не порывая в то же время с ними. Подобное положение дел свидетельствует о том, что церкви, по крайней мере, в некоторых вопросах не в состоянии склонить умы своей паствы к желаемым убеждениям .

Трайбализм

Распространено представление о христианстве как о религии, которая несёт в себе позитивные ценности; или даже как о религии, благодаря которой такие ценности вообще существуют и лежат в основе европейской цивилизации. В свою очередь сами предполагаемые позитивные ценности понимаются как те, которые способствуют общественной гармонии, добродетельному поведению и высокой личной морали. Однако в последние десятилетия получил распространение и другой взгляд, согласно которому христианство представляет собой защитный культурный барьер от представителей других культур, которых считают нежелательными. Конечно, распространение данного взгляда связано с миграционными потоками. Социологи приложили значительные усилия, чтобы определить, как религиозная принадлежность затрагивает отношение к мигрантам и национализму. Результаты, по-видимому, приходят в противоречие с несколькими стереотипами.

Большинство населения Западной Европы положительно относится к мусульманам и иудеям. Европейцы согласны жить с ними в одном районе. 43% считают существующие миграционные нормы оптимальными. Некоторые высказываются даже за увеличение числа мигрантов (11%). Ни в одной из 15 стран люди, придерживающиеся негативного отношения к мусульманам или иудеям, не составляют большинства . Стоит подчеркнуть, что данные результаты были собраны в разгар миграционного кризиса.

Христиане в среднем более негативно относятся к религиозным меньшинствам, чем нерелигиозные европейцы. И это отношение существенно не отличается у практикующих и не практикующих христиан. Но религия не является единственным фактором. Правая политическая идеология, низкий уровень образования и низкий опыт межкультурного общения так же связаны с повышенным негативным отношением к мусульманам. Кроме того, католики в среднем более негативно относятся к мусульманам, чем протестанты. Мы уже отметили, что больше всего практикующих христиан в Италии. В этой стране наиболее негативное отношение к мусульманам. Не удивительно поэтому, что две партии, выступающие за сокращение миграции, сформировали коалиционное правительство в Италии.

Таким образом, можно констатировать, что христианство так или иначе связано с трайбализмом, то есть с противопоставлением «свой - чужой» . Однако оно не получает дополнительного распространения как объединяющий фактор против мигрантов. Если существуют западные европейцы, решившие стать христианами, чтобы тем самым отгородиться от приезжих, статистически такие неофиты не обнаружимы.

Хотя неприязнь к мигрантам нигде не доминирует, в ряде стран существенные доли населения недовольны их присутствием, что говорит о конфликте в обществах стран Западной Европы.

Резюме

Полученные Pew результаты позволяют оценить религиозность европейцев и проверить несколько умозрительных идей о ней. Религиозность и секулярность распространены в Западной Европе очень неравномерно в зависимости от страны . Очевидно, секуляризация затрагивает страны по-разному и в каждой стране протекает по-своему. Из-за неравномерной религиозности говорить о Западной Европе или Европе вообще, как о религиозной или секулярной не имеет смысла .

Приведённые данные показывают, что популярное и назойливое клише «Европе отказалась от христианства» не соответствует действительности. Вряд ли тут могли быть сомнения, так как само клише явно является пропагандистским мифом. И генезис мифа так же очевиден. Он берет своё начало в попытках нащупать культурную границу «они и мы». В XIX веке в периоды обострения отношения (войны с Наполеоном, Революции 1840-ых, Крымская Война…) это было «православие vs западное христианство». В советский период религиозная идеология не могла быть задействована, и разделение проводилось по линии «советский vs буржуазный». Парадоксально, что в современных условиях граница проходит по «у нас традиционное христианство - у них отказ от христианства». Однако, как можно видеть, объявляют себя христианами в Западной Европе и России примерно равные доли населения, а посещаемость церквей в разы выше именно ближе к Атлантике. Таким образом, если относиться к мифу серьёзно (а смысла в этом нет), больше оснований утверждать, что Россия отказалась от христианства, а не Европа. Впрочем, в мифах всегда важнее, какую потребность удовлетворяет миф, а не то, насколько он верен .

Тем не менее, Западная Европа остаётся наименее религиозным регионом в мире. В то же время простое и интуитивно притягательное разделение на «религиозных» и «нерелигиозных» явно устарело и не отражает фактическое положение дел. Религиозность следует описывать не как состояние, которое может быть либо включено, либо выключено, а как континуум . Он включает очень религиозных христиан, прихожан, непрактикующих христиан, людей без религии, но с религиозными верованиями, нерелигиозных и атеистов, разделяющих некоторые религиозные идеи.

Благодаря усилиям Pew мы можем отметить, что происходит с религиозностью христиан, которые перестают участвовать в организованной религии, то есть становятся непрактикующими. Когда прихожанин перестаёт посещать религиозные собрания, но продолжает ассоциировать себя с христианством, церкви значительно теряют возможность формировать его религиозные убеждения. Представления непрактикующих христиан дрейфуют от тех, которые составляют учения церквей. Непрактикующие не склонны верить в бога Библии, представлять страшный суд и загробную жизнь в целом. Бог в их воззрениях утрачивает христианские атрибуты и может трансформироваться в некую слабо осознаваемую «высшую силу». Религиозность стала настолько расплывчатой, что её проблематично измерить. Социологи отмечают, что количество религиозных людей существенно меняется в зависимости от того, как формулировать вопрос о вероисповедании. Если у респондентов спрашивать, являются ли они религиозными и только при положительном ответе уточнять, какова их религия, то религиозных оказывается меньше, чем в том случаи, если в вопрос включить несколько религий на выбор. Иными словами, религиозный человек может сразу не вспомнить, что он религиозный, если ему не напомнить, что он ассоциирует себя с католицизмом или протестантизмом .

Пожалуй, наиболее существенным в религиозности Западной Европы является эволюция христианства как такового. Христианство всё больше утрачивает эсхатологические черты и становится всё ближе к идеологии . В Западной Европе спрос на избавление от грехов и спасение в загробной жизни значительно снизился. Христианство даже большинством христиан воспринимается как национальное наследие, культурная традиция и благотворительность. В этой связи попытки религиозных организаций защититься от секуляризации, указывая на традиции, могут дать неожиданный эффект. Они могут мотивировать последователей считать христианство данью традиции, а не исповеданием.

За шесть первых веков истории христианства были достигнуты значительные успехи, позволившие христианской религии устоять перед лицом многочисленных угроз. Многие завоеватели с севера принимали христианскую веру. В начале 5 в. Ирландия, до 9 в. остававшаяся за пределами Римской империи и не подвергшаяся нашествиям иноземцев, превратилась в один из главных центров христианства, и ирландские миссионеры отправились в Британию и в континентальную Европу. Еще до начала 6 в. некоторые германские племена, обосновавшиеся в бывших пределах империи, приняли христианство.

В 6-7 вв. были обращены англы и саксы, вторгшиеся в Британию. В конце 7 и в 8 вв. большая часть территории современных Нидерландов и долины Рейна становится христианской. Еще до конца 10 в. началась христианизация скандинавских народов, славян Центральной Европы, болгар, Киевской Руси, а позднее венгров. До того, как арабское завоевание принесло с собой ислам, христианство успело распространиться среди некоторых народов Центральной Азии, а также исповедовалось небольшими общинами в Китае. Христианство распространилось также вверх по течению Нила, на территории, в настоящее время занимаемой Суданом.

Вместе с тем к первой половине 10 в. христианство во многом утратило свою силу и жизнеспособность. В Западной Европе оно стало сдавать свои позиции среди недавно обращенных народов. После непродолжительного возрождения в эпоху Каролингской династии (8 - начало 9 вв.) монашество вновь пришло в упадок. Римское папство до такой степени ослабло и уронило свой престиж, что, казалось, его ожидает неминуемая гибель. Византия - наследница Восточной Римской империи, население которой было преимущественно греческим или грекоязычным, - устояла перед лицом арабской угрозы. Однако в 8-9 вв. восточную церковь потрясали иконоборческие споры, связанные с вопросом о допустимости почитания икон.

Со второй половины 10 в. начинается новый расцвет христианства, продолжавшийся около четырех веков. Христианство было официально принято скандинавскими народами. Христианская вера распространилась среди негерманских народов на побережье Балтийского моря и на равнинах России. На Иберийском полуострове ислам оттеснялся к югу, и в конце концов он удержался только на крайнем юго-востоке - в Гранаде. На Сицилии ислам удалось вытеснить полностью. Христианские миссионеры несли свою веру в Центральную Азию и Китай, жители которых были знакомы также с одной из восточных форм христианства - несторианством. Однако к востоку от Каспия и Месопотамии лишь небольшие группы населения исповедовали христианскую веру.

Особенно бурный расцвет христианство переживало на Западе. Одним из проявлений этого возрождения явилось возникновение новых монашеских движений, создавались новые монашеские ордена (цистерцианцы, а несколько позже францисканцы и доминиканцы). Великие папы-реформаторы - прежде всего Григорий VII (1073-1085) и Иннокентий III (1198-1216) - добились того, что христианство стало играть важную роль в жизни всех классов общества. В народе или в ученой среде возникали также многочисленные течения, которые церковь осуждала как еретические. Воздвигались величественные готические соборы и обычные приходские церкви, выражающие в камне веру христиан. Теологи-схоласты трудились над тем, чтобы осмыслить христианское вероучение в терминах греческой философии, прежде всего аристотелизма. Выдающимся теологом был Фома Аквинский (1226-1274).

Восточно-западная схизма. Возрождение переживали также христианские церкви православного Востока - прежде всего Византийская церковь, в сфере влияния которой находились Греция, Малая Азия, Балканы и Россия. Это возрождение носило отчасти монашеский, а отчасти богословский характер.
Однако со временем возникла и стала расширяться трещина, разделившая западную ветвь церкви, возглавляемую папой Римским, от восточной ее ветви, главой которой был патриарх Константинопольский. Причины раскола носили отчасти социальный характер, поскольку постепенно развивавшиеся и обострявшиеся культурные и языковые различия проявились в долгом соперничестве за первенство авторитета и власти двух имперских столиц, восточной и западной, и, соответственно, - двух церквей, олицетворяемых этими столицами. Не последнюю роль сыграли также и различия в восточной и западной богослужебной практике. Споры возникли и по поводу западной формулировки Никейского символа веры, в котором первоначально говорилось об исхождении Святого Духа от Отца и в который Западная церковь включила слова, указывающие на то, что Дух исходит не только от Отца, но и «от Сына».

Невозможно назвать точную дату окончательного раскола между Восточной и Западной церквами. Обычно в качестве такой даты называют 1054, однако позже единство церкви было опять восстановлено, так как после того, как в 4-м крестовом походе (1204) крестоносцами был захвачен и разграблен Константинополь, византийский престол занял Балдуин Фландрский (1171-1205), провозгласивший объединение Восточной и Западной церквей под властью папы Римского. Впрочем, греки ненавидели латинян, и в 1261, когда крестоносцы были изгнаны из Византии, установленная ими уния распалась. Последующие попытки возобновить эту унию - с целью заручиться поддержкой Запада в борьбе против Османской империи - завершались успехами в высших эшелонах власти, но не находили сочувствия среди населения.

Крестовые походы. Характерной чертой средневекового христианства в Западной Европе стали крестовые походы. Первый поход был предпринят по призыву папы Урбана II в 1096, чтобы получить контроль над святыми местами в Палестине, которые постоянно посещались христианскими паломниками. Был захвачен Иерусалим и несколько других палестинских городов и установлено латинское Иерусалимское королевство. Последующие крестовые походы предпринимались для того, чтобы защитить это королевство или возвратить ему утраченные территории. Однако в результате этих походов мусульмане не только не были вытеснены из Палестины, но, напротив, объединились между собой и укрепились, что позволило им в конце концов одержать верх и стать безраздельными хозяевами этих земель. Последний оплот крестоносцев пал в 1291. Крестоносцы посеяли недоверие к себе и ненависть среди местного населения, что привело к резкому обострению отношений между Западом и Ближним Востоком в 12 в.

Османская экспансия. Начиная с середины 14 в. территории, где было распространено христианство, существенно сократились, под угрозу было поставлено само его существование. В 1453 османы захватили Константинополь, центр православия. В том же веке они появились под стенами Вены, успев захватить всю Грецию и Балканы и едва не превратив Средиземное море во внутреннее море своей империи. Османы не искореняли христианство в захваченных ими областях, однако лишали христиан почти всех прав. В результате вселенские патриархи были фактически вынуждены покупать свой сан у султанов, и многие из епископов, назначаемых в балканские церкви, не владели даже языком своей паствы. Принятие ислама монголами, под властью которых находилась вся Средняя Азия, и особенно походы Тамерлана (1336-1405) привели к значительному сокращению числа христиан в этом регионе и к полному исчезновению христианства во многих землях.

НЕИЗВЕСТНАЯ ВОЙНА.

В предыдущей главе мы кратко коснулись того, как в средневековой Европе, управляя правящей верхушкой и католическим первосвященником, претворяли в жизнь свои планы иудеи и их хозяева.

И вполне возможно, что у читателя может сложиться мнение, что иудо-христианская экспансия после принятия Римом христианства прокатилась по Европе без штриха и задоринки.

Это далеко не так. Начиная с четвертого века, сразу же после начала христианского наступления, в Европе вспыхивает долгая изнурительная кровопролитная война. Северные ведические общества, понимая, куда может привести новая религия, видя, кто за ней притаился, стали объединяться в долгосрочные союзы и силой оружия отстаивать свою политическую и духовную свободу.

Скандинавские страны: Дания, Норвегия и Швеция, объединившись между собой, стали стремиться к союзу с Балтийской Русью. В свою очередь, Венедская Русь: славянские племенные объединения - Рина, Рейна, Лабы, дунайские Моравы, предки поляков, балканских хорватов и сербов стали искать в борьбе с наступающими на них силами иудо-христиан и их пособников, союза с Русью восточной.

Между тем в VI веке на территории Италии и Франции усилиями христиан и иудеев сложилась могущественная империя Меровингов, по иудейской легенде, с одной стороны, потомков библейского Давида, с другой, (это уже для христиан) самого Иисуса Христа.

В VII веке империю франков возглавил легендарный полководец и правитель Карл Великий. Но вместо того, чтобы помочь Византии отстоять свои земли от нашествия мусульман, или остановить их продвижение в Испании, император франков двинул свои силы на восток за Рину или - Рейн на извечного традиционного противника - на конфедерацию русских племен и их союзников.

Уже с VI века все снова повторилось: Запад стал наносить удары, Восток должен был снова защищаться. Но на этот раз, в отличие от прошлого, Запад имел в лице христианства еще и могучее идеологическое оружие. Надиудейское жречество, на примере прошлых войн, убедилось, что с потомками Орианы - Гипербореи, пока они придерживаются своего древнего ведического мировоззрения, силой оружия не справиться.

Поэтому воинство империи Меровингов после своей победы над каким-либо славянским народом, сразу же стремилось обратить уцелевших руссов в «истинную веру». Тех же, кто не хотел ее принимать, поголовно истребляло. Впереди же франкских армий, по всем свободным от христианского дурмана землям, двигались полчища монахов - проповедников - миссионеров.

С одной стороны, они пытались показать «язычникам» преимущество новой христианской веры, с другой, рассказывая о могуществе Франкской империи, вселяли ужас и сомнение в собственных силах. Целью миссионерской деятельности было создание на территории ведического сообщества христианской пятой колонны. Тех внутренних сил, которые со временем, по замыслу жрецов-кукловодов, разложив ведический мир изнутри, должны бросить его под ноги иудо-христианства. Конечно, с христианскими миссионерами на просторах ведической Европы велась серьезная борьба.

Недаром столько у христиан святых и великомучеников. Но все равно, корни такой идеологической экспансии были выпущены, и это надо признать. Не иди впереди христианских армий эти вот светоносцы и страдальцы за веру, Европа и тем более восточная Русь никогда не стали бы христианскими.

Мы когда-то, изучая историю средних веков, проходили разбойничьи набеги скандинавов - викингов: До чего же жуткими были эти предки датчан, норвежцев и шведов! Ужас, что они творили в Европе! В своих набегах скандинавы захватили Британию, разграбили и присвоили себе север Франции, разоряли города в Нидерландах и Испании.

С особой жестокостью разделывались в Средиземноморье с византийцами и арабами! Жгли монастыри, церкви, истребляли монахов и христианских монархов... Творили беспредел и только! И никому из нас в те времена, когда учителя истории эмоционально рассказывали нам о злодеяниях викингов, не приходило в голову - почему эти рубаки и грабители не терзали своими набегами ни Балтийскую Русь, ни Пруссию, ни Литву, не вторгались с войною на Русь Восточную?

Они не трогали даже своих соседей финнов. И финские и русские походы начались позже, когда скандинавы приняли христианство. Как такое понимать? К сожалению, ортодоксальная наука на подобные вопросы не отвечает. Тогда получается, что коллективное сознание скандинавов поразил маниакальный психоз? Дались же им эти христиане?! Все свои походы викинги в основном направляли против них.

Вообще-то и мусульманам тоже доставалось, наверное, за пристрастие к единобожию - под одну гребенку с христианами. Яснее ясного, что набеги скандинавов на Европу диктовались не столько меркантильными интересами, сколько союзническими. Шла жестокая война двух миров, двух мировоззрений, ведического и христианского. И в этой войне скандинавские эскадры играли немаловажную роль, особенно если они подкреплялись кораблями венетов и флотилиями из Новгорода и Киева.

Достаточно вспомнить походы киевских князей на Византию: в союзе с русским флотом, как повествуют не только русские летописи, но и скандинавские саги, участвовали корабли шведов, эскадры норвежцев и даже датчан. Нам еще в школе внушили, что путь из «варяг в греки» был торговым, коммерческим. Дескать, им пользовались купцы из Прибалтики и Скандинавии. Ходили по нему Псковичи и Новгородцы.

Возможно, этот путь позднее, в эпоху христианства, и стал торговым, но во времена великого противостояния, он был сугубо военным. По нему из Скандинавии и Балтийской Руси двигались на соединение с киевскими кораблями эскадры союзников. А о торговле в те грозные времена и не помышляли. Тем более торговой жилки никогда у скандинавских ярлов не было. Им была близка и понятна война.

И, конечно же, воинское достоинство и честь, которые торговыми сделками они никогда не принижали. Заслуживает внимание и еще один закрытый вопрос истории. Речь идет о Прибалтийской Венедской Руси. Как известно, Западную Русь мировая историческая наука не признает. Это и понятно: признание Западной Венедской Руси может повлечь за собою непредсказуемые последствия. Надо будет согласиться, что вся Германия, от Рейна до границ с Чехией и Польшей стоит на захваченных территориях славян, что бывшие хозяева этих земель поголовно вырезаны германцами.

Тогда придется похоронить миф о миротворческой объединительной миссии христианства и забыть о злодеяниях «язычников». Короче, потребуется новая правдивая история становления европейской цивилизации. Такого, конечно же, допустить нельзя. Один истинно изложенный факт потянет за собою сотню других. Ну и что тогда станет с самим проектом? Все труды по оболваниванию насмарку!

Нет, западная историческая наука категорично не отрицает, что на территории Германии когда-то жили славяне. Несколько злобных диких племен. Они терзали своими набегами сначала империю франков, позднее христианскую Саксонию. Нападали они и на рейнские области Германий. Недаром одно из них называлось лютичами, т.е. волками. Но в XII веке славян с божьей помощью удалось усмирить и обратить в истинную веру. Из славянских городов западниками обычно упоминается Венета, как рассадник балтийского пиратства, и иногда Ретра, как столица лютичей.

А между тем, в той же стране лютичей стоял Бранибор, который после их гибели, стал называться Брандебургом, город Микулин Бор германцы переименовали в Макленбург, Гамбор стал у них называться Гамбургом, Стрелов превратился в Стрелиц, Лужице в Лаузац, Будисин в Баонен, Лиц в Лейпциг, Русислау в Руслау, Дроздяны в Дрезден, Прусаков в Прусен, Вельбор в Велинберг, Острог в Остероде, Кровелец в Кенинсберг, Колобрег в Кольберг, Поморье стало Помиранией, река Лаба превратилась в Эльбу, а Рина в Рейн. Обыватель, часто пользуясь словами, выражениями, названиями городов или местности, об их происхождении не задумывается. Этим и пользуются психологи Запада. Взять, к примеру, город Радегаст или ненавистную в Европе Ретру.

Почему-то никто не пытается проанализировать откуда пошло известное выражение: «Ты - ретроград». Оно означает старомодность, пристрастие к отжившему, забытому. Не говорят же: «Ты - парижград» или берлинград, лондонград и т.д.

Почему? Да потому, что Ретра или град Радегаст был самым древним городом Венетии или Европы. Он был построен в Прибалтике в незапамятные времена тогда, когда шло заселение Европы арийским народом, как повествуют ведические предания, в пятом тысячелетии до н. э. Тогда, когда не было в проекте ни Афин, ни Рима, ни священных городов Этрурии. И не по этой ли причине, развалины Ретры до сих пор так и не найдены.

Похоже, город был не просто захвачен, он был до основания разрушен, превращен в пепел, чтобы не осталось даже руин. Ведь в развалинах города могут сохраниться фащы далекой древности, не дай Бог, письменное наследие Орианы, факты наличия высокой культуры, образованности и духовности. Как видим, наша мозаика снова сложилась. И не надо ничего тянуть за уши. Но вернемся к теме. Что же тогда получается?

Выходит, что все древние города Германии имеют славянские корни. Включая и ее столицу Берлин! И от этого никуда не деться. Факты остаются фактами. Германцы, объединенные франкской империей Меровингов, поддерживаемые иудо-христианским Западом, в конце пятого века перешли славянскую Рйну (Рейн) и за семь с половиной веков движения на Восток, бесконечной жестокой войны, отняли у русского народа ту часть европейской равнины, которая ныне зовется Германией.

Недаром некоторые честные историки, в том числе и немецкие, называют эту территорию славянским кладбищем. Но мы немного отвлеклись. Отвлеклись, для того чтобы читателю были понятны масштабы той неизвестной в Европе войны, и почему военные флотилии Венедской Руси часто объединялись со Скандинавскими. Например, все походы викингов против Византии не обходились без кораблей Венеты, Арконы, эскадр из Щецина, Ретры и Новгорода.

Арабские летописи подробно рассказывают как объединенные флоты руссов и скандинавов наносили удары по скоплениям кораблей Византии, по эскадрам Халифата и по приморским колониям Генуи и Венеции. Шла жестокая, тяжелая и затяжная война, и не важно признает Запад ее или нет. Важно, что она была, и мы должны о ней знать.

Свою тысячелетнюю борьбу с восточным противником Запад всегда скрывал. Как рассказали выше, неизвестно кто у него разгромил Кира, какие-то массагеты... Племена скифов разнесли в пух и прах Дария, следом эти же племена нанесли ряд поражений Александру Великому, после него остановили экспансию Рима... И в средневековую «неизвестную» войну опять те же самые племена.., опять, окаянные, встали на пути цивилизатора Запада. И дерутся, как всегда, здорово.

Сколько же можно врать? История циклична, она повторяется. И никуда от этого не деться. Как мы упомянули выше, все опять пошло по стародавнему кругу. Конфедерация Руси со своими союзниками, на этот раз финнами, Литвой и скандинавами преградила дорогу силам глобализации Запада.

Единственное с чем не успела в VII веке справиться конфедерация племенных союзов, так это оказать своевременную помощь Рейнским славянам. И дело тут было не в дезорганизации или не желании помочь своим братьям, а совсем в другом. В 525 году на территорию Восточной Руси из глубин Азии, уходя от натиска тюрков, пришли авары. Народ сильный и жестокий.

Кстати, авары пришли на Русь в разгар «неизвестной войны» тоже неспроста. Их привели на равнины Восточной Европы наверняка те же самые силы, что и толкнули на Восток Карла Великого. Но это другая тема и мы ее касаться пока не будем. Важно то, что внезапный удар аваров с Востока разгромил южнорусское объединение антов, за ним пал Прикарпатский союз дулебов. Авары несколько лет хозяйничали на степных просторах Причерноморья. Не совались они тодыео на Север.

И война с ними требовала огромных сил и средств. Стабилизация в Восточную Европу пришла только после наступления на авар последнего племенного союза славян Сибирской Руси— савиров. Интересно, что о Сибирской Руси в раннем средневековье знали и в Индии, и Иране, и даже в Аравии. Существуют летописные сввдетельства о государстве савиров и о походах сибирских руссов в Среднюю Азию и Иран.

Но зато ничего о савирах не знают в Европе. Как будто их не было. А между тем Сибирь называется и в наше время их именем. Русские ис-1 торики не отрицают савиров. Они даже согласны с тем, что славянское; племя северян их прямые потомки. Но в тоже время, упорно не признают их славянами. Как это понимать? А как угодно.

Например, савиры по Л. Гумилеву - самодийское племя, родственники ненцев, нганасанов, си-; бирских селькупов. А между тем, в древнерусском языке нет ни одного самодийского слова. На чисто русском языке всегда говорили и их потомки Северяне. Но Бог с ними с Гумилевыми, понятно под чью дудку они; все пляшут. Вернемся к теме. Савиры, понимая, что под натиском аваров может погибнуть заволжская Русь, снялись со своих территорий и в 527; году, весной, двинулись в Восточную Европу.

В Сибири савиры занимали: пространство от Урала до Енисея, Ими была заселена полоса лесостепи и южная часть таежной зоны. Уходя они оставили свои города и крепости, развалины которых и сейчас хорошо видны на высоких берегах Оби и ее притоков. Савиры бросили на произвол судьбы и свою столицу Грастиану. Ее рвы, валы, площади различимы и в наше время.

Земли савиров очень скоро были заняты пришедшими с юга тюрками. Вот почему у Томских, Чулымских, Барабинских и Тобольских татар бытуют предания о том, что до них в Сибирской лесостепи жили когда-то белые, русоволосые и голубоглазые люди. Вот почему приход на берега Иртыша и Оби донских: казаков во главе с Ермаком Тимофеичем местным населением был принят; как явление вполне закономерное.

Мы снова вынуждены были отвлечься. Думаем, что читатель поймет; и простит. Авары не рассчитывали на войну с савирами. Тем более, что тяжелая конница савиров, как и их предков сарматов превосходила аварскую. Под: ударами нового врага авары спешно переселились из Причерноморья в Панонию. На берегах Дуная им удалось победить конфедерацию моравов и с их поддержкой начать боевые действия против Константинополя.

Волей или неволей, но в той неизвестной всеевропейской, а скорее и мировой; войне, потому, что в нее очень скоро втянулись и тюрки, и даже китайцы, дунайские авары стали естественными союзниками ведических руссов. Понятно, что последних интересовала только нажива, и славяне для них были тоже противниками, но, тем не менее, они охотно вступили в войну на стороне русской конфедерации. Запад, конечно же, на такое не рассчитывал.

Его аналитики прокололись на неполном понимании психологии руссов. А знатоки Каббалы и полевого управления человеческой психикой проиграли своим непримиримым противникам русским жрецам.

В частности, волхвам савиров которые и привели на Русь в самое трудное для союзников время свой народ. Приход в Европу савиров спутал христианам и их хозяевам все карты. Очень скоро савиры построили недалеко от Киева свою столицу - Чернигов, а их мощная конница обратила в бегство сунувшихся было на Волгу тюрок. Но все это полбеды. Хуже обстояло дело на Балканах и в Сирии.

Там события разворачивались для христиан катастрофически. Авары в союзе со славянами чуть было не взяли столицу Византии — Константинополь. Его еле удалось спасти. А в Сирии войска Ирана, разгромив армии Византии, стали всерьез угрожать Малой Азии. Война стала приобретать для христиан крутой оборот. И чтобы спасти положение, темному жречеству нужно было срочно принимать какие-то меры. Необходимо было как можно скорее нейтрализовать хотя бы Сасанидский Иран. Мощное арийское государство юга, как и во времена Великих парфян, выступило в одной коалиции с Русью.

И с этой задачей темное жречество хорошо справилось. С ее помощью византийский император Ираклий получил надежного союзника в лице западно-тюркского кагана Тун-Джабгу. Тюрки на Волге не смогли одолеть северян-савиров, но они пришли на помощь христианам против Ирана. Тун-Джабгу и Ираклий встретились у Тбилиси. Два месяца и тюрки, и византийцы пытались взять город, но не смогли. Иранцы и грузины его отстояли.

Тогда император Византии двинул свою армию к столице Ирана. В 628 году он осадил столицу Персии Ктезифану. И случилась самая настоящая беда: иранских шах Хосрой, как говорят летописи, лишился разума. Своих полководцев он объявил изменниками и всех приговорил к смерти.

Интересно, что его приказы были «перехвачены» греками и доставлены прямо в руки приговоренных. Как это могло случиться? Понятно, что с самого начала шах Ирана попал под влияние тех, кто был заинтересован в разгроме его империи. Старая надежная практика управления. Она безотказно работала и во времена Кира, и во времена Артарксеркса, и в период правления Дариев. Шах лишился разума, но не раньше не позже, как раз когда надо! И все его приказы в руках заклятых противников!

Как мы знаем, случайностей не бывает. Любая случайность всегда закономерность. Обвиняемый шахом Хосроем иранский полководец Шахвараза тут же заключил с византийцами перемирие и, подняв свою армию, пошел на столицу. Иранские полководцы свергли и казнили безумного Хосроя и возвели марионетку Константинополя Ковада Ширая. Естественно, с Византией был заключен мир, и войска Ираклия были вновь брошены против северного противника.

Пока происходили все эти события, было потеряно драгоценное время. Этим и воспользовались христиане. В Европе ими была завоевана сначала Рейнская область, позднее, в правление Карла Великого, под их ударами погибли славянские племена южного течения Лабы и Одры, но Венедская Прибалтийская Русь, в то сложное для конфедерации время, устояла. А с начала восьмого века ситуация в Европе стала меняться в пользу конфедерации.

В военном отношении Запад традиционно проигрывал, и вся надежда была теперь не на силу, а на новую, подкупающую своими рабскими обещаниями идеологию. Не зря же целых три столетия, а то и больше, христианские миссионеры обрабатывали сознание «языческих» правителей. Сначала все их старания разбивались о гнев и непонимание. Но со временем в психологии князей нашлось несколько слабых мест.

Не все государи были согласны с народным собранием - вече, которое утверждало или отвергало не только воевод, но и самих правителей. Некоторым князьям хотелось власти, независящей от вече, как у христиан — наследственной.

Но больше всего им не нравилось подчинение жреческому сословию. Русь, как ядро северной цивилизации, в течение многих тысяч лет наследовала и сохраняла общественное устройство Орианы-Гипербореи, где высшим сословием считалось жреческое: тот, кто знает больше, тот и обладает высшей законодательной властью.

Все справедливо. Вторым сословием были управленцы — бояре. Из их среды выбирался самый достойный, он назывался князем. С древнего языка «к-асс» или конный совершенный воин и управленец. В древности подобное жизнеустройство общества имели все народы планеты.

Это было время солнечных культов. Время развития духовных сфер человека, становление его творческого потенциала и связи с высшим разумом. Но, как мы показали выше, темному жречеству на территории Северной Африки, Передней Азии и Центральной Европы со временем удалось провести лунную реформу. В результате чего на всех выше упомянутых территориях к законодательной власти пришло второе сословие.

То сословие, которым на психическом плане можно манипулировать... Для этого, собственно, и создавались лунные культы. Постепенно под влиянием темных сил правители-лунники превратились в деспотов, самодуров и духовных убийц своих же собственных народов.

Это с их подачи, очевидно, для запугивания граждан и самоутверждения, псевдо жрецами приносились, теперь уже мнимым богам, кровавые жертвы. А изуверские пытки и гладиаторские бои стали в таких обществах театральными представлениями. Понятно, и мы об этом говорили, что лунные культы создавались для; дискредитации солнечной, жизнеутверждающей ведической религии, которая, собственно, религией не являлась, а скорее сводом законов о мироздании. Но об этом ниже.

Для чего нужна была дискредитация ведического миропонимания темным? Да для того, чтобы люди могли сделать выводы — принять какую угодно религиозную концепцию лишь бы она не несла страх и страдание. Лунники не проникли на Скандинавию, но их идея пришла туда из Британии от римлян. Надо сказать, что до человеческих жертвоприношений там не дошло, но жреческое сословие законодательной власти лишилось.

Скандинавские ярлы с шестого века стали передавать свою власть по наследству, и с десятого упразднили и народное собрание. Для них принятие христианства означало укрепление того, чего они уже достигли. Поэтому правители датчан, норвежцев и шведов, выслушивая христианских проповедников, стали понимать, что им выгодно быть христианами. Опасность была в одном: примет ли новую религию народ?

Но это детали. В конце концов, с мнением народа можно и не считаться. Понятно, что на психику скандинавских князей действовали не только попы. Одними призывами и рассказами о выгодах быть христианином и о будущем Рае можно было бы и ничего не добиться. Безусловно, в дело были брошены и тайные знания. И этому имеется множество подтверждений.

Например, для чего надо было ярлам Норвегии поголовно уничтожать свое национальное жречество? Кому оно мешало? Христианам и иудеям - да, но не норвежцам. Ведь кончилось все бунтом и переселением части населения Норвегии в Исландию. Тоже самое проделали со своими жрецами и датчане, и шведы.

Какое-то время правящую верхушку Скандинавии охватило самое настоящее безумие. Князья творили то, чего они никогда не делали. Их не удерживали близкие друзья и даже родственники. Десятый век -время принятия на Скандинавии христианства, грозный, кровавый период смуты и всеобщего умопомрачения. Но еще хуже сложились события в Моравии и Польше.

Моравские князья, после разгрома и гибели аварского каганата в VIII веке, спешно проводят репрессии против своего национального жречества. А после его уничтожения в начале девятого века силой оружия обращают свой народ в христианство. Польшу же привел в христианскую веру князь Мешко I , по легенде в молодости он ослеп, а один из христианских миссионеров восстановил ему зрение. И князь снизошел.

В спешном порядке вырезал свое национальное жречество, запретил вече и силой оружия заставил креститься подданных. Зато теперь он один из самых уважаемых святых. А то, что его стараниями были уничтожены тысячи ведических книг, превращена в ничто мудрость предков, вроде бы не считается. Но, несмотря на то, что вышли из войны скандинавы, стала нейтральной Польша, враждебной Моравия, в десятом веке «неизвестная война» не только не затихла, но стала еще более ожесточенной.

Дело в том, что из южнорусских степей, через северное Причерноморье, в Европу пришли тенгриане-мадьяры. Первый свой удар они нанесли христианской Моравии и на части ее территории построили свое королевство. Отсюда мадьяры-угры устремились на Польшу, завоеванную Византией, Болгарию и на Валахские христианские княжества.

Одновременно с ними обрушился на Византию и последний русский ведический правитель Светослав.

Из книги Г. Сидорова „Хронолого-эзотерический анализ развития современной цивилизации”

Подпишитесь на нас