Диаграмма исикавы представляет. Причинно-следственная диаграмма Исикавы в Excel

§ 58. ОБЩЕНИЕ ЛЮДЕЙ

Общение - форма совместной жизни людей. Социальная природа человека прежде всего проявляется в том, что обязательным условием его существования является жизнь в обществе. Жизнь в человеческом обществе предполагает постоянный контакт с другими людьми - общение. Общение - форма взаимодействия людей, акт взаимного обмена информацией и эмоцио­нального контакта. Общение может проходить в офи­циальной или свободной форме.

Общение - процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Это сложный, многоплановый процесс в сфере социально-психологических отношений. В процессе общения выявляется степень понимания, духовного взаимовлияния людей.

В понятие общение мы вкладываем следующее:

средство идентификации человека, сближения (или отдаления) людей;

- условие удовлетворения органических и духовных потребностей людей;

- одна из форм жизни людей;

- средство усиления психической деятельности людей;

- средство воспитания.

Отношения между людьми не ограничиваются встречами, беседами двух или более человек. Достижения современного научно-технического прогресса позволяют людям общаться не только с коллегами в сфере профессиональной деятельности или с близкими и знакомыми в быту, но и строить многосторонние, много­ступенчатые отношения с десятками, тысячами, миллио­нами людей. Эти обстоятельства способствуют формиро­ванию норм поведения, выходящих далеко за рамки бытовой и профессиональной сфер, охватывающих отношения с людьми в общественных местах, со старшими, детьми и т. д.

Стороны общения. В- общении различаются три сто­роны: коммуникативная, интерактивная и перцептивная.

Коммуникативная сторона общения (лат. communica - tio - "делаю общим, связываю, общаюсь”) связана собменом сведениями, мнениями, идеями между людьми в процессе познавательно-трудовой деятельности. В ходе коммуникации выявляется специфика информационного процесса между людьми как активными субъектами, устанавливаются отношения между партнерами, выясня­ются их установки, цели, намерения, что приводит не просто к движению информации, но и уточнению и обогащению тех знаний и сведений, которыми обмени­ваются люди. Средствами коммуникативного процесса является прежде всего речь (а также жесты, мимика, пантомима и др.).

Интерактивная сторона общения (англ, interaction - "взаимодействие, воздействие друг на друга”) представляет собой построение общей стратегии взаимодействия. Человек должен уметь определять, как его воспринимает партнер по общению или группа, и соответственно конструировать собственные действия. Различают ряд типов взаимодействия между людьми, прежде всего кооперацию и конкуренцию.

Перцептивная сторона общения (лат. perceptio - "вос­приятие”) включает в себя процесс восприятия, пони­мания и оценки людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп и т.д.). Если говорится о перцептивных способностях артиста, выступающего на сцене, то нужно понимать, что речь идет о его возмож­ностях удовлетворения вкусов зрителей, сидящих в зале.

Виды общения. Общение бывает разных видов. В зависимости от движущих сил (причин), заставляющих людей встречаться и обмениваться информацией, общение можно подразделить на официальное и неофициальное.

Существуют две сферы жизнедеятельности людей. Первая - сфера профессиональной деятельности, вторая - бытовая сфера. Общение людей происходит в этих двух сферах. Соответственно существуют и два вида общения. Общение в общественных местах, в ходе профессиональной деятельности называется официальным. К официальному общению относится всякая встреча, обмен информацией между коллегами, сотрудниками учреждения, между сотрудником и начальником, работниками различных организаций в ходе выполнения задания, решения производственных проблем. Официальное общение имеет свои установившиеся правила. Эти правила называются нормами официального этикета.

Вне сферы производственной деятельности общение людей не прекращается. Дома, на улице, на стадионе, в парке люди общаются с родственниками, друзьями. Такое общение называется неофициальным.

Формы общения. Формы информационного обмена между людьми весьма разнообразны. Среди них самыми распространенными, как в официальном, так и в неофициальном общении, являются прямая и опосредо­ванная формы.

Прямое общение осуществляется при непосредственной, лицом к лицу, встрече людей. Примерами прямого общения могут быть встречи с коллегами по работе, дома с близкими, друзьями или с незнакомыми людьми при других обстоятельствах - на улице, в транспорте и т.д.

Прямое общение всегда бывает двусторонним. Это означает, что при такой встрече имеются две стороны, вступающие в диалог, - два человека или две группы людей.

При прямом общении люди могут устанавливать отно­шения, обмениваться информацией с десятками, сотнями людей. Однако этого, как правило, бывает недостаточно. Поэтому люди по возможности расширяют круг знако­мых через опосредованное общение.

К опосредованной форме относится общение людей с использованием различных неличностных средств обмена информацией. К ним относятся средства распространения информации, средства связи (газеты, журналы, телеви­дение, радио, кино, другие аудиовизуальные и печатные средства, телефон, письма, телеграммы и т.д.), научные или художественные произведения. Опосредованное общение может быть двусторонним, односторонним или косвенным.

Телефонный разговор или переписка, как правило, бывают двусторонними, но иногда бывают и односторон­ними (например, когда информация, поступившая по телефону, записывается или нет ответа на письмо). Обще­ние через средства массовой информации в большинстве случаев бывает односторонним. Сопереживание герою художественного произведения является примером косвен­ного общения.

Вербальное и невербальное общение. В зависимости от применения или неприменения языковых средств общение может быть вербальным или невербальным. Обмен информацией между людьми с применением какого-либо языка является вербальным общением, а с использованием других неязыковых знаков, символов, схем - невербальным общением.

Современный уровень развития общества требует наличия высокой культуры общения, особенно у тех людей, которые выступают перед большими массами. Культура общения является одним из важных факторов, необходимых для реализации любой задачи, получения удовлетворительного результата в любом деле. Современ­ные ученые - социологи, психологи, философы склоняются к мнению, что для результативности любой совместной деятельности людей необходимы три условия. Первое условие - денежные средства, второе -и иерархия, тре­тье - умение людей устанавливать между собой куль­турные отношения. Информационный взрыв, избыток научной и политико-публицистической информации, предлагаемый современному человеку, заставляет рассма­тривать отношения между людьми уже не только как интериндивидуальный процесс, а как общественно­социальный феномен.

Социально-психологическая компетентность человека начинается с умения вести себя в общественной среде, неукоснительного выполнения своих обязанностей перед другими членами общества. Жесты, слова, мимика, любые нюансы в поведении человека, выступающего перед массами, не остаются без внимания людей, принимающих информацию, обязательно оставляют свой след в их сознании.

Английские психологи, исследуя обычаи разных народов, в том числе и нормы общения, сделали интересные выводы, касающиеся дистанции между собеседниками. Слишком близкое расстояние между собеседниками создает ощущение давления, а слишком дальнее - ощущение безразличия и равнодушия. Это расстояние никто, конечно, не измеряет, оно устанавли­вается несознательно, автоматически.

Вопрос и задание

1.Что вы понимаете под культурой общения?

2. Дайте характе­ристику интер индивидуальной и социальной сторон отношений между людьми.

Лекция №4. Проблемы социально-психологического изучения общения и взаимодействия .

План:

1.Общение как обмен информацией (коммуникация).

2.Общение как взаимодействие (интеракция).

3.Общение как восприятие людьми друг друга (перцепция)

1. Общение как обмен информацией

(коммуникативная сторона общения)

Специфика обмена информацией в коммуникативном процессе . Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, то прежде всего имеют в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и пр. Все это можно рассматривать как информацию, и тогда сам процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией. Отсюда можно сделать следующий заманчивый шаг и интерпретировать весь процесс человеческой коммуникации в терминах теории информации, что и делается в ряде систем социально-психологического знания. Однако такой подход нельзя рассматривать как методологически корректный, ибо в нем опускаются некоторые важнейшие характеристики именно человеческой коммуникации, которая не сводится только к процессу передачи информации. Не говоря уже о том, что при таком подходе фиксируется в основном лишь одно направление потока информации, а именно от коммуникатора к реципиенту (введение понятия «обратная связь» не изменяет сути дела), здесь возникает и еще одно существенное упущение. При всяком рассмотрении человеческой коммуникации с точки зрения теории информации фиксируется лишь формальная сторона дела: как информация передается, в то время как в условиях человеческого общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается.

Поэтому, не исключая возможности применения некоторых положений теории информации при описании коммуникативной стороны общения, необходимо четко расставить все акценты и выявить специфику в самом процессе обмена информацией, когда он имеет место в случае коммуникации между двумя людьми.

Во-первых, общение нельзя рассматривать лишь как отправление информации какой-то передающей системой или как прием ее другой системой потому, что в отличие от простого «движения информации» между двумя устройствами здесь мы имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом: взаимное информирование их предполагает налаживание совместной деятельности. Это значит, что каждый участник коммуникативного процесса предполагает активность также и в своем партнере, он не может рассматривать его как некий объект. Другой участник предстает тоже как субъект, и отсюда следует, что, направляя ему информацию, на него необходимо ориентироваться, т.е. анализировать его мотивы, цели, установки (кроме, разумеется, анализа своих собственных целей, мотивов, установок), «обращаться» к нему, по выражению В.Н. Мясищева. Схематично коммуникация может быть изображена как интерсубъектный процесс (S S). Но в этом случае нужно предполагать, что в ответ на посланную информацию будет получена новая информация, исходящая от другого партнера.

Поэтому в коммуникативном процессе и происходит не простое движение информации, но как минимум активный обмен ею. Главная «прибавка» в специфически человеческом обмене информацией заключается в том, что здесь особую роль играет для каждого участника общения значимость информации (Андреева), потому, что люди не просто «обмениваются» значениями, но, как отмечает А.Н. Леонтьев, стремятся при этом выработать общий смысл. Это возможно лишь при условии, что информация не просто принята, но и понята, осмыслена. Суть коммуникативного процесса - не просто взаимное информирование, но совместное постижение предмета. Поэтому в каждом коммуникативном процессе реально даны в единстве деятельность, общение и познание.

Во-вторых, характер обмена информацией между людьми, а не кибернетическими устройствами, определяется тем, что посредством системы знаков партнеры могут повлиять друг на друга. Иными словами, обмен такой информацией обязательно предполагает воздействие на поведение партнера, т.е. знак изменяет состояние участников коммуникативного процесса, в этом смысле «знак в общении подобен орудию в труде» (Леонтьев). Коммуникативное влияние, которое здесь возникает, есть не что иное как психологическое воздействие одного коммуниканта на другого с целью изменения его поведения. Эффективность коммуникации измеряется именно тем, насколько удалось это воздействие. Это означает, что при обмене информацией происходит изменение самого типа отношений, который сложился между участниками коммуникации. Ничего похожего не происходит в «чисто» информационных процессах.

В-третьих, коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации. На обыденном языке это правило выражается в словах: «все должны говорить на одном языке».

Это особенно важно потому, что коммуникатор и реципиент в коммуникативном процессе постоянно меняются местами. Всякий обмен информацией между ними возможен лишь при условии, что знаки и, главное, закрепленные за ними значения известны всем участникам коммуникативного процесса. Только принятие единой системы значений обеспечивает возможность партнеров понимать друг друга. Для описания этой ситуации социальная психология заимствует из лингвистики термин «тезаурус», обозначающий общую систему значений, принимаемых всеми членами группы. Но все дело в том, что, даже зная значения одних и тех же слов, люди могут понимать их неодинаково: социальные, политические, возрастные особенности могут быть тому причиной. Еще Л.С. Выготский отмечал, что мысль никогда не равна прямому значению слов. Поэтому у общающихся должны быть идентичны - в случае звуковой речи - не только лексическая и синтаксическая системы, но и одинаковое понимание ситуации общения. А это возможно лишь в случае включения коммуникации в некоторую общую систему деятельности. Это хорошо поясняет Дж. Миллер на житейском примере. Для нас, по-видимому, существенно провести некоторое различие между интерпретацией высказывания и пониманием его, так как пониманию обычно способствует нечто иное сверх лингвистического контекста, связанное с этим конкретным высказыванием. Муж, встреченный у двери словами жены: «Я купила сегодня несколько электрических лампочек», не должен ограничиваться их буквальным истолкованием: он должен понять, что ему надо пойти на кухню и заменить перегоревшую лампочку.

Наконец, в-четвертых, в условиях человеческой коммуникации могут возникать совершенно специфические коммуникативные барьеры. Они не связаны с уязвимыми местами в каком-либо канале коммуникации или с погрешностями кодирования и декодирования, а носят социальный или психологический характер. С одной стороны, такие барьеры могут возникать из-за того, что отсутствует понимание ситуации общения, вызванное не просто различным языком, на котором говорят участники коммуникативного процесса, но различиями более глубокого плана, существующими между партнерами. Это могут быть социальные, политические, религиозные, профессиональные различия, которые не только порождают разную интерпретацию тех же самых понятий, употребляемых в процессе коммуникации, но и вообще различное мироощущение, мировоззрение, миропонимание. Такого рода барьеры порождены объективными социальными причинами, принадлежностью партнеров по коммуникации к различным социальным группам, и при их проявлении особенно отчетливо выступает включенность коммуникации в более широкую систему общественных отношений. Коммуникация в этом случае демонстрирует ту свою характеристику, что она есть лишь сторона общения. Естественно, что процесс коммуникации осуществляется и при наличии этих барьеров: даже военные противники ведут переговоры. Но вся ситуация коммуникативного акта значительно усложняется благодаря их наличию.

С другой стороны, барьеры при коммуникации могут носить и более чисто выраженный психологический характер. Они могут возникнуть или вследствие индивидуальных психологических особенностей общающихся (например, чрезмерная застенчивость одного из них, скрытность другого, присутствие у кого-то черты, получившей название «некоммуникабельность», или в силу сложившихся между общающимися особого рода психологических отношений: неприязни по отношению друг к другу, недоверия и т.п. В этом случае особенно четко выступает та связь, которая существует между общением и отношением, отсутствующая, естественно, в кибернетических системах. Все это позволяет совершенно по-особому ставить вопрос об обучении общению, например, в условиях социально-психологического тренинга, что будет подробнее рассмотрено ниже.

Названные особенности человеческой коммуникации не позволяют рассматривать ее только в терминах теории информации. Употребляемые для описания этого процесса некоторые термины из этой теории требуют всегда известного переосмысления, как минимум тех поправок, о которых речь шла

выше. Однако все это не отвергает возможности заимствовать ряд понятий из теории информации. Например, при построении типологии коммуникативных процессов целесообразно воспользоваться понятием «направленность сигналов». В теории коммуникации этот термин позволяет выделить: а) аксиальный коммуникативный процесс (от лат. axis - ось), когда сигналы направлены единичным приемникам информации, т.е. отдельным людям; б) ретиальный коммуникативный процесс (от лат. rete - сеть), когда сигналы направлены множеству вероятных адресатов. В эпоху научно-технического прогресса в связи с гигантским развитием средств массовой информации особое значение приобретает исследование ретиальных коммуникативных процессов.

Поскольку в этом случае отправление сигналов группе заставляет членов группы осознать свою принадлежность к этой группе, постольку в случае ретиальной коммуникации происходит тоже не просто передача информации, но и социальная ориентация участников коммуникативного процесса. Это также свидетельствует о том, что сущность данного процесса нельзя описать только в терминах теории информации. Распространение информации в обществе происходит через своеобразный фильтр «доверия» и «недоверия». Этот фильтр действует так, что абсолютно истинная информация может оказаться непринятой, а ложная - принятой. Психологически крайне важно выяснить, при каких обстоятельствах тот или иной канал информации может быть блокирован этим фильтром, а также выявить средства, помогающие принятию информации и ослабляющие действия фильтров. Совокупность этих средств называется фасцинацией. В качестве фасцинации выступают различные сопутствующие средства, выполняющие роль «транспортации», сопроводителя информации, создающие некоторый дополнительный фон, на котором основная информация выигрывает, поскольку фон частично преодолевает фильтр недоверия. Примером фасцинации может быть музыкальное сопровождение речи, пространственное или цветовое сопровождение ее.

Сама по себе информация, исходящая от коммуникатора, может быть двух типов: побудительная и констатирующая. Побудительная информация выражается в приказе, совете, просьбе. Она рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-то действие. Стимуляция в свою очередь может быть различной. Прежде всего это может быть активизация, т.е. побуждение к действию в заданном направлении. Далее, это может быть интердикция, т.е. побуждение, не допускающее, наоборот, определенных действий, запрет нежелательных видов деятельности. Наконец, это может быть дестабилизация - рассогласование или нарушение некоторых автономных форм поведения или деятельности.

Констатирующая информация выступает в форме сообщения, она имеет место в различных образовательных системах и не предполагает непосредственного изменения поведения, хотя косвенно способствует этому. Сам характер сообщения может быть различным: мера объективности может варьировать от нарочито «безразличного» тона изложения до включения в текст сообщения достаточно явных элементов убеждения. Вариант сообщения задается коммуникатором, т.е. тем лицом, от которою исходит информация.

ЛУРИЯ АЛЕКСАНДР РОМАНОВИЧ (1902-1977) - выдающийся сов. психолог, широко известный своими работами в различных областях психологии. Как соратник и последователь Л . С . Выготского он разрабатывал проблемы социальной, общественно-исторической детерминации психики человека (в рамках культурно-исторической концепции развития высших психических функций ), ее биологической (генетической) детерминации, опосредствования высших психических функций знаками (прежде всего языком - как основной знаковой системой), системной организации психических функций и сознания в целом, соотношения теории и практики в психологии и др.

Л. наиболее известен как основоположник отечественной нейропсихологии . Им разработаны теоретические основы этой науки (вытекающие из его общепсихологических представлений), предложены и апробированы различные методы исследования психических функций (и прежде всего метод синдромного анализа), собран огромный фактический материал по нейропсихологии речи, восприятия, внимания, памяти, мышления, произвольных движений и действий. Л. создал новые классификации нарушений речи (афазий ), движений (апраксий ), памяти (амнезий), разработал нейропсихологическую синдромологию - описание различных синдромов, возникающих при локальных поражениях головного мозга (см. Синдромы нейропсихологические , Памяти расстройства ). Им сформулированы общие положения о соотношении мозга и психики, известные как «теория системной динамической локализации высших психических функций ». Помимо клинической и экспериментальной нейропсихологии Л. создал особое нейропсихологическое направление, посвященное теории и методам восстановления высших психических функций , нарушенных вследствие локальных поражений мозга. Заслугой Л. является создание отечественной нейропсихологической школы, имеющей последователей в разных странах. Труды Л. переведены на многие языки.

Л. сделал серьезный вклад в культурно-историческую психологию . Используя материалы экспедиций в Среднюю Азию, он экспериментально доказал справедливость основного положения «культурно-исторической теории» об общественно-исторической детерминации познавательных процессов и положил начало новому направлению, изучающему межкультурные различия в высших психических функциях с помощью экспериментального метода.

Еще в 1920-1930 гг. Л. С. Выготский и Л. с группой сотрудников (А . В . Запорожцем , Л . И . Божович , Р . Е . Левиной , Н . Г . Морозовой и др.) изучали знаковое опосредствование как основной способ формирования высших психических функций у ребенка. При этом анализировался переход от внешних способов опосредствования к внутренним. Позднее процесс интериоризации (превращения внешней предметной деятельности во внутреннюю) становится одной из центральных тем исследований в детской психологии . Значительное место в творчестве Л. занимают работы, посвященные изучению роли речи в психическом развитии ребенка, анализу формирования регулирующей функции речи и ее нарушений в патологии.

Хорошо известны его работы в области дефектологии. В 1950-е гг. Л. с коллективом сотрудников провел цикл исследований, посвященных анализу нейродинамических основ нарушений психических функций у детей с разными формами умственной недостаточности. Исследовались физиологические механизмы нарушений психических функций (особенности ориентировочных реакций и др.) и было положено начало «физиологическому» направлению в отечественной дефектологии. С успехом проводились диагностические исследования детей.

Безусловен вклад Л. в «психологически ориентированную» физиологию. Он автор оригинальной психофизиологической методики «сопряженных моторных реакций», направленной на выявление аффективных комплексов (эта методика успешно использовалась в функции детектора лжи ). Им и коллективом сотрудников проводились психофизиологические исследования речи, внимания, зрительного восприятия, памяти. В результате на стыке нейропсихологии и психофизиологии возникло новое направление - психофизиология локальных поражений головного мозга .

Заслуги Л. перед отечественной и мировой наукой состоят не только в создании нейропсихологии, но и в существенном продвижении др. отраслей психологии: общей, культурно-исторической, детской, специальной, криминальной психологии, психофизиологии, психосемантики, нейро- и психолингвистики. Л. - автор более 500 научных работ, заслужил огромный межд. научный авторитет. См. Метод семантического радикала , Харьковская школа . (Е. Д. Хомская.)

В процессе коммуникации в ходе совместной деятельности люди обмениваются представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками (обмениваются информацией).

При всяком рассмотрении человеческой коммуникации с точки зрения теории информации фиксируется лишь формальная сторона дела: как информация передаётся , в то время как в условиях человеческого общения информация не только передаётся, но и формируется, уточняется, развивается. Поэтому необходимо выделить специфику в самом процессе обмена информацией, когда он имеет место в случае коммуникации между двумя людьми.

Специфика обмена информацией между людьми:

1. В отличие от простого "движения информации" между двумя устройствами здесь мы имеет дело с отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом: каждый участник предполагает активность также и в своём партнёре (он тоже субъект), т. е. нужно анализировать его мотивы, цели, установки. Коммуникация - интерсубъективный процесс (S - S), или субъект-субъектное отношение. Кроме того, важную роль в человеческом обмене информацией играет для каждого участника значимость информации, потому что люди не просто "обмениваются" значениями, но стремятся при этом выработать общий смысл (Леонтьев). Это возможно лишь при условии, что информация не только принята , но и понята , осмыслена . Суть коммуникации - не просто взаимное информаирование, но совместное постижение предмета. Единство деятельности, общения и познания.

2. Посредством системы знаков партнёра могут повлиять друг на друга: психологическое воздействие одного участника коммуникации на другого с целью изменения его поведения или его представлений, знаний о чём-либо. Эффективность коммуникации измеряется именно тем, насколько удалось такое воздействие.

3. Коммуникационное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда коммуникатор и реципиент обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации. Тезаурус - общая система значений, принимаемых всеми членами группы. При этом у общающихся должны быть идентичны не только лексическая и синтаксическая системы, но и одинаковое понимание ситуации общения, что возможно в случае включения в некоторую общую систему деятельности. В этом состоит различие между интерпретацией высказывания и пониманием, которому способствует нечто иное сверх лингвистического контекста, связанное с этим конкретным высказыванием.

4. В условиях человеческой коммуникации могут возникать коммуникативные барьеры, которые не связаны с уязвимыми местами в каком-либо канале коммуникации или с погрешностями кодирования и декодирования, а носят социальный или психологический характер. Отсутствие общего понимании ситуации может быть связана с различными социальными (политическими, религиозными, профессиональными) различиями, которые обуславливают различное мироощущение и интерпретацию понятий. Барьеры при коммуникации могут носить и чисто выраженный психологический характер. Они могут возникнуть или вследствие индивидуальных писхологических особенностей общающихся (например, чрезмерная застенчивость, скрытность), или в силу сложившихся между ними особого рода психологических отношений: неприязни, недоверия. В соц. психологии специально разрабатываются проблемы лжи и доверия.

Но некоторые термины из теории информации всё же можно использовать, например, при построении типологии коммуникативных процессов: по характеру "направленности сигналов" выделяют а) аксиальный коммун. процесс (сигналы направлены единичным приёмникам) и б) ретинальный (когда сигналы направлены множеству вероятных адресатов).

Распространение информации в обществе происходит через своеобразный фильтр "доверия" и "недоверия": абсолютно истинная информация может оказаться непринятой, а ложная - принятой. Важно выяснить, при каких обстоятельствах тот или иной канал информации может быть блокирован этим фильтром, а также выявить средства, помогающие принятию информации и ослабляющие действие фильтров. Совокупность этих средств называется фасцинацией, включающей в себя различные сопутствующие средства, выполняющие роль сопроводителя информации, создающие некоторых дополнительный фон, на котором основная информация выигрывает (пример - музыкальное, пространственное или цветовое сопровождение).

Информация , исходящая от коммуникатора, может быть двух типов :

1) побудительная;

2) констатирующая.

Побудительная инф. выражается в приказе, совете, просьбе; рассчитана на то, чтобы стимулировать каоке-то действие. Стимуляция может быть разной: активизация (побуждение к действию в заданном направлении), интердикция (побуждение, не допускающее определённых действий, запрет), дестабилизация (рассогласование или нарушение некоторых автономных форм поведения или деятельности).

Констатирующая инф. выступает в форме сообщения, она не предполагает непосредственного изменения поведения, хотя косвенно способствует этому.

Вербальная коммуникация.

Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, т. е. систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь - самое универсальное средство коммуникации, т. к. при передаче инф. с помощью речи менее всего теряется смысл сообщения. Использованию речи сопутствуют процессы, препятствующие достижению взаимопонимания: два типа значений - денотативные (формальные определения, дефиниции: молоток - инстр. для заб. гвоздей) и коннотативных (связ. с эмоц. ассоциациями: молоток - нето тяжёлое, холодное); полисемия (многозн. толкование слова) и синонимия .

При помощи речи осущ. кодирование (коммуникатор) и декодирование (реципиент). Способом подачи инф. с помощью речи явл. текст (говорение и слушание).

Последовательность действий говорящего и слушающего с точки зрения передачи и воспр. смысла сообщ.: ассиметричная линия "коммуникатор - сообщение - реципиент". Ассиметрия: интенция - смысл - кодирование - текст - а реципиенту остаётся только декодирование, одновременно с которым раскрывается смысл (раскрытие смысл немыслимо вне ситуации совместной деятельности).

Диалог представляет собой последовательную смену коммуникативных ролей, в ходе которой выявляется смысл речевого сообщений, т. е. происходит обогащение, развитие информации. Важный инструментом этого процесса является обратная связь - сообщения, кот. человек посылает в ответ на сообщения другого. Обратная связь может быть безоценочной (уточнения, переспрашивание) и оценочной (негативной или позитивной). Отсюда вытекает проблема толерантности - соблюдения норм реагирования на выск. другого, допущение того, что он имеет принципиально отличную точку зрения, которую не обязательно принимать.

Успешность верб. коммуникации и согласованность действий участников диалога зависит от их включённости в общий контекст деятельности , от дистанции между парнтёрами (кто-то вникает в обст. диалога, кто-то отстраняется), а также от стиля говорящего и слушающего (умение или неумение слушать).

Активный, двусторонний характер взаимодействия (наличие интенций, мотивов) предопределяет необходимость внимания к собеседнику, способности понимать смысл вербальной коммуникации, от чего зависит успешность коммуникации, успешность познания другой личности. Участники воздействуют друг на друга, ориентируют друг друга в предмете обсуждения; это может проявляется в виде манипуляции (навязывания позиции) или актуализации партнёра (раскрытие в нём каких-то новых возможностей).

Повышение эффективности речевого воздействия достигается через преодоление коммуникативных барьеров. Выражением сопротивления принятию инф. может быть отключение внимания слушающего, умышленное снижение в своём представлении авторитета коммуникатора; тогда задача коммуникатора - привлечь внимание, подтвердить свой авторитет. Другая группа барьеров - барьеры непонимания - умышленное или неумышленное "непонимание" сообщения: фонетическое , семантическое , стилистическое (структура фразы), логическое . Коммуникатор должен обладать умением преодолевать каждый из этих барьеров.

Совокупность мер, направленных на повышение эффективности реч. воздействия, получила название убеждающей коммуникации . Различные предложенные модели коммуникации нужны для того, чтобы при повышении эффективности воздействия не упустить ни одного элемента процесса. Модель коммуникативного процесса, по Лассуэллу (для изуч. убежд. возд. СМИ), включает пять элементов: 1) кто? - коммуникатор; 2) что? - сообщение; 3) как? - канал; 4) кому? - аудитория; 5) с каким эффектом? - эффективность. По поводу каждого элемента этой схемы предпринято много разнообразных исследований.

Невербальная коммуникация.

Знаковые системы, используемые в невербальной коммуникации:

1) оптико-кинетическая;

2) пара- и экстралингвистическая;

3) организация пространства и времени коммуникативного процесса;

4) визуальный контакт.

Функции: дополнение речи, замещение речи, репрезентация эмоциональных состояний партнёров; значение зависит от культуры.

Оптико-кинетическая система знаков включает в себя жесты , мимику , пантомимику (позы). Именно общая моторика различных частей тела отображает эмоц. реакции человека, что придаёт коммуникации некоторые нюансы, значение которых различается в зависимости от культуры. Этими проблемами занимается кинесика . Все эти знаки сигнализируют партнёру об эмоц. состоянии собеседника, о предпочитаемом типе отношений.

Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков (просодика) представляет собй также "добавку" к вербальной коммуникации. Паралингвистика - это система вокализации (качество голоса, диапозон, тональность). Эти характеристики способствуют выражению эмоц. состояния коммуникатора, а также некоторых характеристик его личности (энергичности, решительности, либо неуверенности). Экстралингвистика - включение в речь пауз, других вкраплений (покашливания, плача, смеха), тем речи. Паузы, например, подчёркивают особую значительность предлашаемого текста. Все эти проявления увеличивают семантически значимую инф. посредством "околоречевых" приёмов. При исследованиях лжи обращается внимание на рассогласованность этих знаковых систем со звучащей речью.

Организация пространства и времени коммуникативного процесса (проксемика, Холл; "экологическая психология") выступает также несёт смысловую нагрузку как компонент коммуникативной ситуации. Так, например, размещение партнёров лицом друг к другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему, в то время как окрик в спинк также может иметь определённое значение отрицательного порядка. Экспериментально доказано преимущ. некоторых пространственных форм организации общения. Временная организация также выступает как своего рода дополение к семантически значимой инф. (пунктуальность или специальные опоздания). Э. Холл: интимное расстояние (0-45 см), персональное (45-120), социальное (120-400), публичное (400-750).

Визуальное общение (контакт глаз) связано с исследованием движения глаз (частота обмена взглядами, их длительность, смена статики и динамики взгляда, избегание контакта). Функции визуального контакта, информационный поиск, стремление скрыть или обнаружить своё "Я", сигнализировать о готовности поддержать и продолжить общение, демонстрация степени психологич. близости.

Проблемы: выделение единиц , локализация , интерпретация . Все невербальные знаковые системы помогают раскрыть полностью смысловую сторону информации ("семантически значимую информацию" - ту, которая влияет на поведение, имеет смысл). Для этого нужно, чтобы другой участник понимал значение знаков, с чем связана проблема выделения единиц в системе неверабльной коммуникации по аналогии с единицами в системе речи. Бёрдвистл предложил выделить единицу телодвижений человека (кинему), из которых можно составить алфавит телодвижений, хотя само понятие кинемы (кина) оказалось неопределённым и спорным. Более точными являются предложения о построении словаря жестов. Для классификации выражений лица П. Экман предложил методику FAST (Facial Affect Scoring Technique): лицо делится на три зоны горизонтальными линиями, затем выделяются шесть основных эмоций (радость, гнев, удивление, отвращение, страх, грусть), которые фиксируются "по зоне". Проблема интерпретации связана с многозначностью, спонтанностью, ненамеренностью невербальной коммуникации.

Общение как взаимодействие.

Взаимодействие - это организация совместной деятельности, выражающаяся в совместных попытках развить деятельность, организовать её на основе достигнутого взаимопонимания в результате коммуникативного процесса. Интеракция - это та сторона общения, которая фиксирует не только обмен ифнормацией, но и организацию совместных действий, позволяющих партнёрами реализовать некоторую общую для них деятельность. Такое решение исключает отрыв взаимодействия от коммуникации, но и исключает отождествление их.

Психологическое содержание процесса обмена действиями включает в себя три момента: а) учёт планов, "созревших в голове другого", и сопоставление их с собственными планами; б) анализ "вкладов" каждого участника взаимодействия; в) осмысление меры включённости во взаимодействие каждого из партнёров.