Что такое таможенная статистика. Таможенная статистика внешней торговли российской федерации

Часть 1. Таможенная статистика внешней торговли

Тема 1. Роль и место таможенной статистики

В научный обиход термин «статистика» 1 ввел немецкий ученый Готфрид Ахенваль в 1746 году, предложив заменить название курса «Государствоведение», преподававшегося в университетах Германии, на «Статистику», положив тем самым начало развитию статистики как науки и учебной дисциплины.

В настоящее время данный термин употребляется в 4 значениях:

1) наука , изучающая количественную сторону массовых явлений и процессов в неразрывной связи с их качественным содержанием – учебный предмет в высших и средних специальных учебных заведениях;

2) совокупность цифровых сведений , характеризующих состояние массовых явлений и процессов общественной жизни; статистические данные , представляемые в отчетности предприятий, организаций, отраслей экономики, а также публикуемых в сборниках, справочниках, периодической печати и в сети Интернет, которые являются результатом статистической работы;

3) отрасль практической деятельности («статистический учет») по сбору,

обработке, анализу и публикации массовых цифровых данных о самых различных явлениях и процессах общественной жизни2 ;

4) некий параметр ряда случайных величин, получаемый по определенному алгоритму из результатов наблюдений, например, статистические критерии (критические статистики), применяющиеся при проверке различных гипотез (предположительных

утверждений) относительно природы или значений отдельных показателей исследуемых данных, особенностей их распределения и пр.3

Как научное направление таможенная статистика характеризуется предметом,

объектом, целью, задачами и методами исследования. Таможенная статистика имеет общие для всех статистических дисциплин предмет и методы.

Предметом таможенной статистики являются массовые явления (статистические совокупности), а также числовое выражение проявляющихся в них закономерностей, а в основе ее методов лежит закон больших чисел, что позволяет использовать в анализе данных таможенной статистики инструментарий теории статистики, а для оценки надежности статистических оценок и выводов – аппарат математической статистики. В самостоятельную дисциплину таможенная статистика, как и другие отраслевые статистические дисциплины, выделяется благодаря обособленным объекту исследования, цели и задачам.

1 От лат. status – состояние, положение вещей; первоначально термин употреблялся в значении «политическое состояние» 2 Эту деятельность на профессиональном уровне осуществляет государственная статистика

Федеральная служба государственной статистики (ФСГС) и система ее учреждений, организованных по административно-территориальному признаку, а также ведомственная статистика (на предприятиях, ведомствах, министерствах и т.д.)

3 Термин «статистика» как параметр, как статистический критерий употребляется преимущественно в математической статистике, некоторые из них (χ2 , t и др.) рассмотрены в соответствующих темах данного пособия

Объектом изучения таможенной статистики являются внешняя торговля РФ и деятельность таможенных органов.

Цель таможенной статистики – обеспечение руководства Федеральной таможенной службы (ФТС), органов законодательной и исполнительной власти информацией о состоянии и развитии внешней торговли Российской Федерации (РФ) и о деятельности таможенных органов. Соответственно определены 2 раздела таможенной статистики: таможенная статистика внешней торговли и специальная таможенная статистика (см. рис. 1).

Таможенная статистика

Таможенная статистика внешней торговли

Статистические величины и их наблюдение

Система показателей и признаков

Ряды распределения

Ряды динамики

Взаимосвязи

показателей

Индексный метод

Особенности стоимостного учета товаров

Специальная таможенная статистика

Статистика

декларирования

Статистика таможенных платежей

Статистика валютного контроля

Статистика таможенных правонарушений

Статистика перемещения транспортных средств и физических лиц

Другие виды специальной таможенной статистики

Рис. 1. Разделы и подразделы таможенной статистики

Ведение и организация таможенной статистики являются одной из функций таможенных органов. Правовой основой ведения таможенной статистики является

Таможенный кодекс (ТК) [ Ошибка! Источник ссылки не найден.], новая редакция которого введена в действие с 1 января 2004 года. Данные специальной таможенной статистики используются таможенными органами исключительно для таможенных целей.

Задачами таможенной статистики внешней торговли являются:

содействие развитию внешнеэкономической деятельности (ВЭД), расширению внешнеторговых связей, разработке внешнеторговой политики РФ;

разработка методологических принципов анализа и системы показателей, характеризующих размеры, динамику и структуру внешней торговли;

обеспечение полного и достоверного учета данных об экспорте и импорте РФ;

анализ основных тенденций, структуры и динамики внешнеторговых товарных потоков РФ в увязке с анализом ее макроэкономической ситуации и конъюнктуры мировых рынков;

информационное обеспечение органов исполнительной и законодательной власти данными таможенной статистики внешней торговли для принятия ими решений в области таможенной политики РФ и государственного регулирования внешней торговли РФ;

представление данных таможенной статистики внешней торговли международным организациям;

представление данных таможенной статистики внешней торговли в целях контроля за поступлением в федеральный бюджет таможенных платежей, валютного контроля, разработки платежного баланса РФ;

расчет различного рода индексных показателей (например, индексов цен и физического объема внешней торговли и т. д.);

подготовка исходных данных для прогнозирования макроэкономических показателей в рамках системы национальных счетов и платежного баланса РФ;

обеспечение сопоставимости данных взаимной торговли между РФ и ее внешнеторговыми партнерами;

представление данных таможенной статистики внешней торговли РФ для анализа эффективности мероприятий в области тарифных и нетарифных мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;

решение иных задач, обусловленных таможенной политикой РФ.

В соответствии с Конституцией РФ общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство РФ. Непосредственное руководство осуществляется Федеральной таможенной службой (ФТС) России, являющейся центральным органом федеральной исполнительной власти. Для реализации всего комплекса таможенных мероприятий создаются специальные таможенные органы, которые составляют единую систему, представленную на рисунках Ошибка! Источник ссылки не

Контрольные вопросы

1. Значения термина «статистика»

2. Особенности таможенной статистики, ее разделы и задачи

3. Структура таможенных органов России.

Тема 2. Статистическое наблюдение в таможенной статистике

Статистическое изучение тех или иных явлений в статистике предполагает как обязательное условие наличие информации, сведений об этих явлениях. Поэтому начало любого статистического исследования сводится к сбору необходимой информации. От того, насколько полными и качественными окажутся собранные первичные данные, зависят в значительной степени и конечные результаты работы, и выводы исследователей.

Особенностями объекта изучения и поставленными задачами определяется специфика системы показателей и атрибутивных признаков, а также формы, виды и методы статистического наблюдения. В таможенной статистике внешней торговли эти вопросы регламентируются Методологией таможенной статистики внешней торговли РФ [Ошибка! Источник ссылки не найден. ] (далее – Методология).

Методология, по статистической сути, является программой статистического наблюдения за внешней торговлей России. Она определяет объект статистического наблюдения, систему показателей и признаков, характеризующих объект наблюдения и представляющие его единицы наблюдения, задает правила сбора статистической информации о внешней торговле и определяет возможности ее дальнейшей обработки и анализа. Методология разработана в соответствии с международными стандартами в области статистики, что делает информацию, полученную на ее основе, пригодной для международных сопоставлений.

Термины и определения, содержащиеся в Методологии, и используемые при формировании таможенной статистики внешней торговли, приведены в соответствие с терминами и определениями ТК РФ 2003 г.

Согласно Методологии таможенная статистика внешней торговли учитывает торговлю товарами и не затрагивает торговлю услугами. То есть объектом изучения таможенной статистики внешней торговли является внешняя торговля товарами. Причем учитываются все товары, которые добавляются к запасам материальных ресурсов страны или вычитаются из них в результате их ввоза или вывоза на территорию РФ. Соответственно не учитываются транзитные товарные потоки и временно (сроком до 1 года) ввозимые и вывозимые товары. В новой редакции Методологии не определен порог статистического наблюдения, хотя в предыдущей редакции он был установлен.

В практике статистики международной торговли традиционно используются две системы учета торговли: общая и специальная . В соответствии с общей системой учет товаров осуществляется при пересечении ими государственной границы страны, а согласно специальной системе учета – при пересечении ее таможенной границы. Эти границы различны при наличии на территории государства свободных таможенных зон и свободных складов, которые находятся вне таможенной территории и, следовательно, действие таможенного законодательства не распространяется.

В рекомендациях Статистической комиссией ООН приоритет отдается общей системе учета торговли. В Методологии установлено, что в таможенной статистике внешней торговли РФ используется общая система учета торговли что способствует обеспечению сопоставимости данных.

Единицами наблюдения в таможенной статистике внешней торговли РФ являются партии товаров, декларируемые при таможенном оформлении (табл. 1).

Таблица 1. Единицы наблюдения в таможенной статистике внешней торговли

товары, вывозимые в соответствии с

товары, ввозимые для выпуска внутреннего

таможенным режимом экспорта

потребления (для свободного обращения);

товары, ввозимые и помещаемые под

государства

завершении

действия

таможенный режим реимпорта

таможенного

переработки

таможенной территории

товары, вывозимые для переработки вне

товары, ввозимые для переработки на

таможенной территории

таможенной территории

товары, вывозимые с таможенной территории

товары, ввозимые после переработки вне

государства

завершении

действия

таможенной территории

таможенного

переработки

внутреннего потребления

товары, вывозимые с таможенной территории

товары, ввозимые в соответствии с

государства и помещаемые под таможенный

таможенным

режимом переработки

режим реэкспорта

внутреннего потребления (для свободного

обращения)

отечественные товары, помещаемые в

иностранные товары, ввозимые для реализации

магазины беспошлинной

торговли

в магазинах беспошлинной торговли

реализации

отечественные товары, временно вывозимые за

иностранные товары, временно ввозимые на

пределы таможенной территории государства

таможенную территорию государства сроком

сроком на один год и более

на один год и более

товары, вывозимые с таможенной территории

товары, ввозимые на таможенную территорию

государства

предназначенные

государства

предназначенные

предупреждения и

ликвидации

стихийных

предупреждения и

ликвидации стихийных

бедствий и иных чрезвычайных ситуаций

товары, ввозимые с территории иностранных

государств и помещаемые под таможенный

режим свободной таможенной зоны и склада

ввозимые товары, от которых лицо

отказывается в пользу государства

Как видно из табл. 1, не все установленные в законодательном порядке виды таможенных режимов4 участвуют в формировании внешнеторгового оборота страны.

Не учитываются в таможенной статистике внешней торговли при общей

4 Перечень всех таможенных режимов перемещения товаров через таможенную границу России приведен в Приложении 3.

1) товары, перемещаемые транзитом через территорию государства;

2) товары, временно ввозимые (вывозимые) на срок менее одного года;

3) товары, помещаемые на таможенный склад, на свободный склад, в свободную зону и предназначенные для вывоза за пределы таможенной территории государства;

4) иностранные товары, уничтожаемые на территории государства;

5) вывозимые товары, от которых лицо отказалось в пользу государства;

6) перемещаемые припасы;

7) товары, вывозимые с таможенной территории государства и предназначенные для обеспечения функционирования посольств, консульств, представительств при международных организациях и иных официальных представительств государства за рубежом;

8) товары, перемещаемые через таможенную границу между воинскими частями государства, дислоцированными на таможенной территории государства и за пределами этой территории;

9) товары, вывозимые в государства – участники СНГ и предназначенные для обеспечения деятельности расположенных на территориях этих государств лечебных, спортивно-оздоровительных и иных учреждений социальной сферы, имущество которых находится в собственности данного государства или субъектов государства, а также для проведения на территориях указанных государств отечественными организациями научно-исследовательских работ в интересах государства на некоммерческой основе;

10) отечественные товары, перемещаемые между таможенными органами через территорию иностранного государства.

Порядок перемещения товаров через таможенную границу, предусматривающий установление таможенных режимов, не является абсолютным. Существуют категории товаров, на которые он не распространяется. Такие товары также не учитываются таможенной статистикой внешней торговли РФ. К ним относятся:

1. Монетарное золото, отечественная и иностранная валюта, ценные бумаги, выпущенные в обращение.

2. Товары, не являющиеся предметом коммерческих операций:

перемещаемые через границу физическими лицами для собственного пользования, в количественном или стоимостном выражении не превышающие норм, установленных национальным законодательством;

периодические издания (газеты, журналы), рассылаемые по прямой подписке для физических лиц;

товары, приобретаемые дипломатическими или другими представительствами иностранных государств, вооруженными силами, научными организациями на территории государства для собственных нужд.

3. Товары, временно ввозимые (вывозимые) на срок менее одного года.

4. Товары, утерянные или уничтоженные после вывоза с экономической территории экспортирующей страны, но до ввоза на экономическую территорию предназначаемой импортирующей страны, не подлежат включению в статистику импорта предназначаемой страны-импортера (но включаются в статистику экспорта страны-экспортера).

5. Товары для обеспечения деятельности отечественных организаций за границей.

6. Товары, перемещаемые трубопроводным транспортом, необходимые для проведения его пусконаладочных работ.

7. Товары (припасы) для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания транспортных средств, осуществляющих международные перевозки, предназначенные для потребления пассажирами и членами экипажа, а также предназначенные для реализации пассажирам и членам экипажа морских и воздушных судов.

8. Предметы материально-технического снабжения и снаряжения, топливо, продовольствие и другое имущество, необходимое для нормальной эксплуатации транспортных средств, осуществляющих международные перевозки.

9. Продукция морского промысла, ввозимая отечественными или арендованными (зафрахтованными) отечественными лицами судами.

10. Топливо и смазочные материалы, вывозимые для бункеровки отечественных транспортных средств или арендованных (зафрахтованных) отечественными лицами судов, находящихся за пределами таможенной территории государства.

11. Воздушные суда, перемещаемые через границу государства в целях технического обслуживания.

12. Товары, перемещаемые через границу государства в целях ремонта.

13. Выставочные экспонаты.

14. Товары, перемещаемые для проведения зрелищных и спортивных мероприятий.

15. Товары, поставляемые в счет залога.

16. Образцы товаров.

17. Перемещаемая через границу «транспортировочная» тара.

18. Товары, ранее ввезенные и помещенные под иной таможенный режим на таможенной территории государства, которые были учтены в импорте государства, при изменении таможенного режима повторно не учитываются в таможенной статистике внешней торговли государства (без изменения направления перемещения товара).

Документальной основой ведения таможенной статистики является информация, содержащаяся в первичном документе – в Грузовой таможенной декларации (ГТД).

Причем для целей таможенной статистики используется только та информация из ГТД, которая не относится к конфиденциальной, то есть не содержит сведений о конкретных внешнеторговых операциях и конкретных участниках внешнеэкономической деятельности.

ГТД представляется участником внешнеэкономических связей таможенному органу и включает официально декларированные данные о товаре, перемещаемом через таможенную границу страны, что позволяет учитывать всю совокупность внешнеторговых операций, каждая из которых с точки зрения таможенного контроля имеет свой конечный результат: вывоз товара за пределы таможенной территории страны (при экспорте) или его ввоз в пределы таможенной территории страны (при импорте).

ГТД заполняется на каждую партию товаров. При наличии в партии нескольких товарных наименований используются добавочные листы, каждый из которых дает возможность декларировать товары еще трех наименований.

Декларации бывают трех типов: экспортные , импортные и транзитные .

Однако заполнение всех граф ГТД (около 50) осуществляется для режимов «Экспорт» и «Импорт», поскольку к ним применяются все меры экономической политики и для таможенного контроля в этих случаях требуется наиболее полная информация.

В декларациях содержатся такие сведения, как отчетный период, направление товарного потока (ввоз или вывоз), страна происхождения (при ввозе), страна

назначения (при вывозе), статистическая стоимость, код и наименование товара по ТН ВЭД5 , вес нетто, код и наименование дополнительных единиц измерения, количество по дополнительным единицам измерения, вид таможенного режима и т. п. На основе этих сведений и составляется информация о внешней торговле страны, поэтому при заполнении ГТД применяются единые способы учета, а также общепринятые международные или локальные классификаторы и номенклатуры. На основе данных, содержащихся в ГТД, можно анализировать географическое и номенклатурное распределение внешней торговли страны.

В соответствующих графах ГТД содержится характеристика товара: описание товара, вес, стоимость и др. В частности, указываются наименование товаров и их технические характеристики, включая номера моделей, типы, размеры, технические параметры и т.п., что позволяет однозначно классифицировать декларируемые товары в определенную 9-значную подсубпозицию ТН ВЭД. Правильное кодирование товаров является важным условием повышения достоверности данных таможенной статистики внешней торговли страны.

Тема 3. Статистические величины

Как уже было сказано, предметом изучения статистики являются статистические совокупности (массовые явления). Единицы совокупности обладают определенными свойствами, которые принято называть признаками .

5 Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности – подробнее см. тему 4

Признаки различаются способами их измерения и другими особенностями, что дает основание для их классификации 2.

Таблица 2. Основная классификация признаков в статистике

Параметр классификации

Вид признака

Пример признака

По характеру выражения

Описательные (атрибутивные)

Страна происхождения товара

Количественные (числовые)

Вес товара

По способу измерения

Первичные (объемные)

Вес товара

Вторичные (расчетные)

Стоимость товара

По отношению к

Прямые (непосредственные)

Вес товара брутто

характеризируемому объекту

Косвенные

Вес товара нетто

Альтернативные

Не/продовольственный товар

По характеру вариации

Дискретные

Код товара по ТН ВЭД

Непрерывные

Срок хранения товара

По отношению ко времени

Моментные

Температура хранения товара

Интервальные

Стоимость хранения товара

Для характеристики массовых явлений статистика использует

статистические величины (показатели) , которые характеризуют группы единиц или совокупность (явление) в целом. Статистические величины (показатели)

подразделяются на абсолютные, относительные и средние.

Результаты наблюдений таможенной статистики внешней торговли, то есть сведения, получаемые из ГТД, представляют собой абсолютные величины , отражающие уровень развития какого-либо явления (например, величина экспорта/импорта i -го товара в j -ю страну). Абсолютные величины обозначаются X , а их общее количество в статистической совокупности N .

Абсолютные величины бывают моментные (отражают уровень развития явления на определенную дату, например, экспортная цена на нефть) и интервальные (отражают уровень развития явления за определенный интервал времени, например, величина экспорта за месяц, квартал, год и т.п.). В отличие от моментных интервальные абсолютные величины допускают последующее суммирование (например, суммируя величину экспорта товара за январь, февраль и март, получаем величину экспорта за I квартал).

Абсолютные величины всегда имеют свою единицу измерения (размерность), присущую изучаемому явлению (в таможенной статистике – товару). Широко распространены в таможенной статистике следующие виды единиц измерения :

1) натуральные , подразделяющиеся на простые (например, штуки, тонны, метры) и сложные (составные), представляющие собой комбинацию двух разноименных величин (например, киловатт-час);

2) условно-натуральные (например, алкогольные напитки учитываются в дкл 100% спирта, а различные виды топлива соизмеряют по условному топливу с теплотворной способностью 7000 ккал/кг или 29,3 МДж/кг);

3) стоимостные , позволяющие соизмерить в денежной форме товары, которые нельзя соизмерить в натуральной форме (доллары США, рубли и т.д.).

Количество единиц с одинаковым значением признака обозначается f и называется частота 6 . Очевидно, что суммируя число всех величин с одинаковыми значениями признака7 , получаем N , то есть (1):

f N .

Анализируя абсолютные величины, например, статистические данные о внешней торговли РФ, необходимо сопоставлять эти данные во времени и пространстве, исследовать закономерности их изменения и развития, изучать структуру совокупностей. С помощью абсолютных величин эти задачи не выполнимы, в этом случае необходимо использовать относительные величины .

Относительная величина – это результат деления (сравнения) двух абсолютных величин. В числителе дроби стоит величина, которую сравнивают, а в знаменателе – величина, с которой сравнивают (база сравнения). Например, если сопоставить величины экспорта США и России, которые в 2005 году составили 904,383 и 243,569 млрд. долл. соответственно, то относительная величина покажет, что величина экспорта США в 3,71 раза (904,383/243,569) больше экспорта России, при этом базой сравнения является величина экспорта России. Полученная относительная величина выражена в виде коэффициента , который показывает, во сколько раз сравниваемая абсолютная величина больше базисной. В данном примере база сравнения принята за единицу. В случае если основание принимается за 100, относительная величина выражается в процентах (% ), если за 1000 – в промилле (‰ ). Выбор той или иной формы относительной величины зависит от ее абсолютного значения:

если сравниваемая величина больше базы сравнения в 2 раза и более, то выбирают форму коэффициента (как в вышеприведенном примере);

если относительная величина близка к единице, то, как правило, ее выражают в процентах (например, сравнив величины экспорта России в 2006 и 2005 годах, которые составили 304,5 и 243,6 млрд. долл. соответственно, можно сказать, что экспорт в 2006 году составляет 125% от 2005 года );

если относительная величина значительно меньше единицы (близка к нулю), ее выражают в промилле (например, в 2004 году Россия экспортировала в страныСНГ всего 4142 тыс. т нефтепродуктов, в том числе в Грузию 10,7 тыс. т, что составляет 0,0026 , или 2,6 ‰ от всего экспорта нефтепродуктов в страны СНГ).

Различают относительные величины динамики, структуры, координации, сравнения и интенсивности, для краткости именуемые в дальнейшем индексами .

Индекс динамики 8 характеризует изменение какого-либо явления во времени. Он представляет собой отношение значений одной и той же абсолютной величины в разные периоды времени. Данный индекс определяется по формуле (2):

6 f – это начальная буква англ. слова frequency – частота

7 В статистике, в отличие от математики, пределы суммирования не ставятся, а подразумеваются, так как абсолютные величины здесь не абстрактные, а смысловые (суммируются все величины совокупности – с первой по последнюю)

АВТОНОМНАЯ НЕКОМЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

МНОГОУРОВНЕВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС

ВОРОНЕЖСКИЙ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ

Экономический факультет

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ (ТАМОЖНЕ)

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: « Таможенная статистика »

Выполнила студентка 6 курса заочной формы обучения по специальности - «Экономика и управление на предприятии (таможне)»

Руководитель:

г. Старый Оскол

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава 1. Ведение таможенной статистики

1.1. Таможенная статистика…………………………………………..………….4-5

1.2. Специальная таможенная статистика……………………………………….6-7

1.3. Документы и сведения, используемые для статистических целей………8-11

1.4. Задачи и границы таможенной статистики внешней торговли……………12

1.5. Ответственность за правонарушения, связанные с ведением таможенной статистики……………………………………………………………………..……13

Глава 2. Специфика учета системы показателей таможенной статистики внешней торговли

2.1. Учет данных о взаимной торговле при отсутствии таможенного оформления, классификация и статистическая стоимость товаров…………14-23

2.2. Особенности количественного учета товаров………………………….……24

2.3. Распространение данных таможенной статистики, страны – партнеры..25-28

Заключение…………………………………………………………………..….29-30

Список использованной литературы…………………………………………… 31

Приложения...………………………………………............................................. .32

Введение

В целях анализа состояния внешней торговли Российской Федерации, контроля за поступлением в федеральный бюджет таможенных платежей, валютного контроля, анализа состояния, динамики и тенденций развития внешней торговли Российской Федерации, ее торгового и платежного балансов и экономики в целом таможенные органы ведут сбор и обработку сведений о перемещении товаров через таможенную границу.

Таможенная статистика является составной частью проводимой в стране статистики ее внешнеэкономических связей. В соответствии с п. 11 ст. 10 и ст.ст. 212-215 ТК РФ таможенная статистика подразделяется на таможенную статистику внешнеэкономических связей и специальную таможенную статистику.

О довольно высоком уровне организации статистических работ в области внешнеэкономических связей по сравнению с другими отраслями статистики свидетельствует тот факт, что в настоящее время в большинстве стран мира налажен регулярный выпуск официальных статистических справочников по внешней торговле различной периодизации (месячной, квартальной, годовой).

Эти справочники издаются, как правило, государственными учреждениями (что в целом повышает доверие к публикуемым данным) и содержат достаточно широкий круг показателей, позволяющих судить о развитии внешнеэкономических связей и географической структуре и т. п.. Эти публикации очень разнообразны, но несут в себе, по сути, довольно сходную информацию, которая представлена в разных публикациях в той форме, которая соответствует данному государству. Статистические издания позволяют нам оценить внешнеэкономические связи стран, их географическую структуру и вовлечённость в мировую торговлю. И ещё много другого мы узнаем из статистических справочников и публикаций.

Глава 1. Ведение таможенной статистики

      Таможенная статистика

Таможенная статистика внешней торговли является отраслью экономической статистики, предусматривающей сбор, обработку и анализ данных о перемещении товаров через таможенную границу.

Таможенная статистика представляет информацию о состоянии внешней торговли Российской Федерации, ее торгового и платежного балансов. С ее помощью осуществляется контроль за поступлением в федеральный бюджет таможенных платежей, оценка состояния правопорядка в таможенной сфере и т.д.

Ведение таможенной статистики - одна из функций таможенных органов. Она осуществляется в соответствии с ТК, Положением о ГТК, утвержденным указом Президента РФ. Первоначальный вариант Методологии СНГ был утвержден главами правительств Содружества Независимых Государств 9 декабря 1994 года. Настоящий вариант Методологии СНГ подготовлен в связи с выходом в 1998 году второго пересмотренного варианта публикации «Статистика международной торговли товарами: концепции и определения», подготовленного Статистическим отделом Организации Объединенных Наций, с учетом положений «Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур в редакции Протокола 1999 года».

В настоящее время сбор, обработка и передача данных об экспортно-импортных операциях осуществляется по четырехзвенной системе: таможенные посты; таможни; региональные таможенные управления; ГТК и его Главный научно-информационный вычислительный центр (ГНИВЦ). При ведении таможенной статистики используется методология, обеспечивающая международную сопоставимость с данными государственной статистики, используемой в Российской Федерации. Методология подготовлена на базе Государственной программы с учетом соответствующих нормативных документов статистических подразделений ООН и Европейского союза. Методология определяет объекты статистического наблюдения и учета в таможенной статистике внешней торговли.

Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации учитывает ввоз и вывоз товаров в соответствии с так называемой общей системой учета внешней торговли. Ее объектами становятся все товары (за исключением находящихся в обращении валютных ценностей), ввоз и вывоз которых соответственно увеличивает или уменьшает материальные ресурсы страны. В Методологии определяется порог статистического наблюдения, а также перечень обязательных показателей статистики внешней торговли и порядок сохранения конфиденциальности статистической информации по внешней торговле. Таможенная статистика отражает динамику показателей внешнеторгового оборота, объемов экспорта и импорта в натуральном и стоимостном выражении, изменения географической направленности экспортно-импортных операций.

Учет экспортных и импортных товаров в натуральном выражении предполагает измерение товаров весом брутто и нетто. Под весом брутто принято понимать общий вес товара вместе с тарой. Вес нетто - это чистый вес без внутренней и внешней тары. Ближайшая внутренняя упаковка, в которой находится товар и которая вместе с ним поступает к потребителю, входит в вес нетто. Статистический аппарат ООН рекомендует при учете количественных показателей применять вес нетто, поскольку он удобен для экономического анализа и сопоставления поставок одного и того же товара разными странами. Показатели веса брутто используются при анализе общего объема перевозок. В этом случае регистрация веса брутто ведется при отгрузке товаров.

Таможенная статистика ведет учет экспортных и импортных товаров и в стоимостном выражении. Учет экспортируемых товаров производится по ценам ФОБ или франко-граница страны-продавца, и импортируемых- по ценам СИФ или франко-граница страны-импортера. Таможенная статистика включает в экспорт и импорт все товары, пересекающие таможенную границу страны (за исключением транзитных товаров).

1.2. Специальная таможенная статистика

В соответствии с положениями комментируемой статьи целью специальной статистики является "обеспечение решения иных задач, возложенных на таможенные органы Российской Федерации". К таковым, например, относится правоохранительная деятельность таможенных органов.

Основными задачами статистики правонарушений являются профилактика, учет и анализ нарушений таможенных правил и преступлений в таможенной сфере. Статистика правонарушений ведет учет фактов контрабанды и нарушений таможенных правил. Для этого используется автоматизированная система "Учет нарушений таможенных правил", охватывающая следующие таможенные системы: таможни, региональные таможенные управления, ГТК (Управление по борьбе с контрабандой и ГНИВЦ). Она обеспечивает автоматизированный ввод, хранение и обработку информации, а также ее передачу, прием и актуализацию при движении информации между различными уровнями таможенной системы.

Автоматизированная система "Учет нарушений таможенных правил" создана с целью унификации формирования и ведения специальной таможенной статистики путем разработки формализованных карт регистрации таможенных правонарушений. Иными целями являются обеспечение таможен программными средствами хранения и обработки информации по делам о контрабанде и нарушениях таможенных правил, обеспечение центральных и региональных таможенных органов оперативной и достоверной информацией о состоянии борьбы с таможенными правонарушениями, а также внедрение современной технологии сбора, передачи, хранения и обработки информации правоохранительного характера.

Автоматизированная система "Учет нарушений таможенных правил"состоит из двух частей: автоматизированной подсистемы "Борьба с контрабандой и нарушениями таможенных правил в неторговом обороте" и автоматизированной подсистемы "Борьба с контрабандой и на Отделы по борьбе с контрабандой таможенных управлений формируют региональные базы данных таможенных правонарушений, на их основе готовят региональную отчетность.

Информационным базисом системы "Учет нарушений таможенных правил" являются данные, содержащиеся в протоколе о нарушении таможенных правил. По представлении протокола в отдел организации борьбы с контрабандой и нарушениями таможенных правил таможни сотрудник, ответственный за делопроизводство, определяет, к какому (торговому или неторговому) обороту относится правонарушение. В зависимости от этого принимается решение о регистрации первичных данных о правонарушении в одной из двух подсистем автоматизированного учета нарушениями таможенных правил в торговом обороте".

Таможенная статистика ВЭД России - это основной аналитический инструмент, дающий полную информацию по статистике импорта-экспорта, включая объем импорта-экспорта и все остальные показатели, позволяющие выполнить анализ импортно-экспортных операций с высокой степенью достоверности. Объективная картина ситуации на рынке и довольно точные данные о конкурентах - главные причины, из за которых таможенная статистика довольно успешно используется маркетологами.

Таможенные представители ведут сбор и обработку данных по внешней торговле товарами в соответствии с методами комиссии таможенного союза и образующих таможенную статистику. Таможенная статистика содержит данные не представляющие государственную, коммерческую либо иную тайную информацию и является ценным источником получения данных по состоянию и развитию рынков товаров, а так же основным поставщикам.

При выполнении кабинетных маркетинговых исследований информация должна браться только из достоверных статистических источников. Таможенная база данных ВЭД России является одним из таких надежных источников, имеющихся в нашем распоряжении.

Таможенная статистика ВЭД представляет собой:

базу данных грузовых таможенных деклараций (ГТД), оформленных при импорте-экспорте товаров. База содержит в себе статистическую информацию о всем спектре товарных позиций и дает возможность наблюдать не только за объемом импорта-экспорта, но и отслеживать динамику процессов, происходящих на рынке внешней торговли. Таможенная статистика представлена всеми товарными позициями в соответствии с классификатором ТН ВЭД и позволяет безошибочно определять динамику изменений развития большинства товарных рынков. Подробно анализируя таможенную статистику, можно получить много полезной информации для принятия решения о возможности ведения успешного бизнеса в низкоконкурентной нише как в РФ, так и за рубежом.

Цели таможенной статистики:

Таможенная статистика импорта-экспорта дает возможность судить об общем состоянии внешней торговли РФ, об объемах импорта-экспорта конкретных товаров, их динамике поставок, колебаниях цен и основных транспортных потоках. Также, таможенная статистика позволяет проследить тренды рынка по отдельным товарам или компаниям за длительный период времени, начиная с конца 90-х годов. Влияние сезонного фактора на объемы экспорта и импорта. Кроме того, статистика импорта-экспорта обогащает дополнительными сведениями по цене товаров при импорте-экспорте и позволяет подробно проанализировать деятельность конкурентов. На основе таможенной статистики можно так же наиболее конкурентоспособные регионы экспорта - импорта продукции и их показатели.

Наша таможенная статистика импорта-экспорта содержит информацию о таможенных постах при пересечении границы, странах - импортерах-экспортерах, дате оформления товара, условиях поставки, таможенной стоимости товаров при экспорте-импорте и т.д. Анализ экспорта и импорта большого ассортимента товаров позволяет выбрать для анализа перспективности бизнеса самые конкурентоспособные товары, а также статистика импорта (экспорта) позволяет выбрать наиболее перспективных деловых партнеров.

Обновляется таможенная статистика ежемесячно.

В каких случаях необходима таможенная статистика:

  • при планировании расширения существующего предприятия, увеличение присутствия компании на внутренних и внешних рынках;
  • осуществление какую-либо деятельность, связанной с таможенными услугами (грузоперевозки, консалтинг и пр.);
  • создание нового бизнеса, связанного с производством продукции и ее экспортом или импортом;
  • разработка и планирование маркетинговых стратегий выхода на новые рынки;
  • практическое подкрепление теорий практической передовой аналитикой;
  • анализировании информации по внешнеэкономической деятельности.
Таможенная статистика содержит объективные, достоверные и актуальные данные по ситуации и развитию рынка конкретного товара. Могут использоваться делать анализ состояния дел конкурентов. Находить потенциальных и проверенных поставщиков.

Актуальные исследования по анализу импорта, экспорта

Мы также выполняем комплексные маркетинговые исследования рынков. Ниже Вы можете видеть новые работы:


Внешнеторговая деятельность является важнейшей составляющей экономики любого государства. Количественные показатели динамики движения через границу изучает таможенная статистика. Она является эффективным инструментом анализа ситуации на внешнеэкономическом рынке.

Значение ТСт

Отслеживание внешнеторговых операций необходимо:

  • для формирования единой торговой политики государства в отношении других стран;
  • обеспечения безопасности в сфере национальных интересов;
  • контроля над опасными видами оружия.

Задачи таможенной статистики определяются нормативными документами государства и заключаются:


  • при анализе конъюнктуры ;
  • при подготовке отчетности о деятельности профильных служб.

С 2004 года существует четырехуровневая система организации таможенной статистики:

  • федеральный уровень представлен Управлением с Центром ТСт;
  • отделы ТСт в регионах;
  • статотделы сбора на каждой таможне;
  • функция сбора первичной информации на проверочных постах.

Объекты таможенной статистики включают:

  • параметры товарных потоков в количественных и ценовых характеристиках;
  • географическую ориентированность товарных потоков;
  • изучение ряда специальных показателей.

Цели таможенной статистики состоят в предоставлении госорганам полной информации в сфере внешней торговли. С учетом цели выделяют два обширных направления. Задачи таможенной статистики внешней торговли:

  • подготовка достоверной информации;
  • анализ главных трендов и структуры товарных потоков в зависимости от состояния макроэкономики;
  • подготовка аналитических данных для разработки способов регулирования ВЭД.

Специальная таможенная статистика занимается сферой:

  • таможенных платежей;
  • перемещения транспорта и граждан через границу;
  • особенностей декларирования;
  • проблем валютного контроля.

Анализ полученной информации позволяет:

  • оптимизировать структуру таможенных служб;
  • упростить порядок прохождения процедур;
  • усилить противодействие нарушениям.

Метод таможенной статистики соответствует единой методологии ТС. Он преимущественно зависит от принципа учета: в общей или специальной системе. Первый вариант – регистрация товаров происходит во время пересечения государственной границы. Второй вариант – при прохождении таможенной границы.

Ведение таможенной статистики внешней торговли учитывает нормативную базу ООН и обеспечивает сопоставимость показателей с данными международной учетной системы. Ввоз/вывоз товаров учитываются по общей системе. При определении количественных параметров товара используется вес нетто, более удобный в применении.

Показатели таможенной статистики используют вес брутто при отгрузке товара для указания общего объема поставок. Что касается стоимостных показателей:

  • экспортный товар учитывается по ценам ФОБ;
  • импортная продукция регистрируется по ценам СИФ.

Определение стоимости

Статистика таможенной стоимости имеет особое значение, так как является основой для расчета налоговой базы. Таможенным соглашением стран ЕАЭС устанавливается определение показателя по стоимости сделки с ввозимыми товарами. Так оценивается более 90% экспортно-импортных операций в мировой практике. Статистика таможенных сборов характеризует состояние фискальной деятельности ТС и служит основой:

  • для планирования резервов отчислений в бюджет;
  • разработки стратегии регулирования внешнеторгового оборота.

За 2016 год в бюджет поступило 4,4 трлн. руб. таможенных платежей. Таможенная статистика показывает, что доля составила 2,09 трлн. руб. Доля – 2,31 трлн. руб. Изменение структуры платежей связано:

  • со снижением экспорта в денежном выражении;
  • с переносом налоговой нагрузки на нефть из сферы экспортных пошлин по ее добыче.

База данных

База таможенной статистики преимущественно формируется из грузовых деклараций, оформляемых на товар. В таможенной декларации фиксируется:

  • производитель, отправитель, получатель товара;
  • стоимость товарной партии;
  • количество или объем груза;
  • дата составления декларации.

Таможенная статистика ГТД содержит данные по всем операциям по ВЭД, которые прошли через ФТС:

  • с реквизитами организаций из базы данных Росстата;
  • расширенным описанием товара;
  • данными по странам.

Данные таможенной статистики содержат также код номенклатуры – ТН ВЭД. Он применяется для единой классификации товаров участниками внешнеторговых операций в странах ЕАЭС. Наличие кода ТН ВЭД упрощает расчет таможенных платежей.

Использование базы ВЭД

База данных таможенной статистики позволяет провести исследование рынка:

  • по сезонной структуре товарных потоков;
  • размерам экспорта-импорта по заданной товарной группе;
  • динамике и условиям поставок;
  • колебаниям ;
  • транспортной направленности.

Таможенная статистика ВЭД помогает разработать стратегию внешней . Она отслеживает информацию:

  • о компаниях-конкурентах, осуществляющих операции на внешнем рынке, и их контрагентах;
  • о , участвующих в финансовых сделках;
  • о товарах, пользующихся наибольшим спросом.

Сайт таможенной статистики предоставляет свободный доступ к информации, которая требуется при анализе структуры экспорта/импорта. Данные можно посмотреть за последние три года. Сведения по субъектам РФ располагаются на региональных сайтах.

Платные услуги

Анализ таможенной статистики играет важную роль в деятельности – участников внешней торговли. Однако разобраться в структуре данных достаточно сложно. Проще заказать платную услугу «Таможенная статистика онлайн» по составлению отчета за требуемый период.

Подобные услуги предоставляет компания «Мониторинг-ВЭД». База данных ГТД будет предоставлена с гарантией полноты и достоверности информации. Преимущества сотрудничества с компанией:

  • таможенная статистика импорта/экспорта каждую неделю обновляется;
  • отчеты представляют собой развернутый обзор с расширенными данными;
  • уровень сложности заказа не имеет значения;
  • умеренные цены.

Чтобы оценить качество работы можно заказать бесплатный отчет по собственной организации. Статистика таможенных услуг условно делит их на государственные и частные. Первые включают:

  • обслуживание реестров участников ВЭД;
  • информационные и консультационные услуги;
  • вопросы о принятии предварительных решений;
  • услуги таможенного агента.

К частным услугам относится:

  • консалтинг;
  • складирование и хранение груза;
  • вопросы сертификации.

Особенности торговли в ЕАЭС

Формирование таможенной статистики должно происходить по принципу зеркального отражения. Объем импорта и экспорта должны быть равны. Однако существует принцип взаимной торговли, который касается торговых операций, совершаемых между странами ЕАЭС.

Таможенная статистика взаимной торговли ведется обособленно, уполномоченными органами стран ЕАЭС. В России учет операций взаимной торговли осуществляет Росстат. Собранные сведения по согласованному перечню показателей передаются в департамент статистики ЕАЭС.

Система контроля

Важной частью международной торговли является таможенный контроль. Статистика свидетельствует об эффективности новой системы учета. Система основана на принципе управления рисками. Вся товарная продукция, ввезенная на территорию страны, считается находящейся под таможенным контролем в течение трех лет. За январь-март 2017 года было проведено 1025 проверок. Бюджет получил дополнительные начисления в размере 1,4 млрд. руб.

Статистика таможенных правонарушений занимается анализом и профилактикой . За первые три месяца 2017 года было выявлено:

  • административных правонарушений – 1399;
  • уголовных – 99.

Создание единой информационной системы ФНС и ФТС позволяет отслеживать перемещение товаров с момента пересечения границы. В 1 квартале 2017 года взыскано 266 млн. руб.

Федеральная таможенная статистика отмечает:

  • ускорение процедуры декларирования;
  • снижение риска ввоза на территорию страны контрафактной продукции;
  • недобросовестные участники ВЭД начинают покидать рынок.

Показатели 2017 года

Показатели статистики Таможенного союза за 8 месяцев составили 34 млрд., что на 27,5% больше, чем в 2016 году. Из них:

  1. Армения – 317,4 млн.
  2. Беларусь – 8,8 млрд.
  3. Казахстан – 3,2 млрд.
  4. Кыргызстан – 384,3 млн.
  5. Россия – 21,3 млрд. долларов.

Статистика взаимной торговли Таможенного союза в процентном отношении:

Таможенная статистика ЕАЭС демонстрирует незначительное увеличение показателей по пропорциям во взаимной торговле в 2017 году. Удельный вес валовых показателей в общем объеме внешней торговли:

Структура взаимной торговли в ЕАЭС:

  • минеральное сырье – 27,9%;
  • и оборудование – 17,7%;
  • сельскохозяйственное сырье и продукты – 15,4%;
  • металлопродукция – 13,2%.

Статистика таможенных органов отмечает, что основная часть поставок минеральных продуктов идет из России. На ее долю приходится более 84%. Она лидирует также по продажам на рынке ЕАЭС:

  • машины и оборудование – 55%;
  • продукция химических отраслей – 63,5%;
  • металлы и изделия из них – 61,4%.

Статистика таможенной службы демонстрирует изменение динамики экономического развития стран ЕАЭС. За период с января по сентябрь 2017 года вырос общий показатель ВВП на 1,9%. По странам:

  1. Армения – на 5%;
  2. Белоруссия – на 1, %;
  3. Казахстан – на 4,3%;
  4. Кыргызстан – на 5%;
  5. РФ – на 1,6%.

Беларусь на рынке ЕАЭС

На общий рынок более всего ориентирована Беларусь. Таможенная статистика РБ показывает, что темпы роста объемов торговли (экспорт/импорт) за 9 месяцев 2017 примерно составляют 123,2% и 124,0%. В общем объеме преобладают торговые отношения с Россией:

  • экспорт увеличился на 21%;
  • импорт – на 23,8%.

Таможенная статистика Республики Беларусь в 2017 году демонстрирует улучшение показателей экспорта несырьевой продукции на общий рынок. Объем увеличился на 24,4% в стоимостном выражении. Увеличение объемов экспорта исправило ситуацию в промышленном производстве. Его показатели выросли на 6,1%.

Таможенная статистика Беларуси показывает, что основную часть взаимной торговли обеспечивают крупные промышленные предприятия. На их долю приходится 65% экспорта и 63% импорта продукции.

Казахстан на общем рынке

Таможенная статистика Казахстана в 2017 году показала значительный рост объемов торговли на рынке ЕАЭС. За 9 месяцев показатели увеличились на 30%. Таможенная статистика РК отмечает также увеличение экспорта во внешней торговле товарами за пределами ЕАЭС. Прирост составил 31,1%. На общем рынке основным партнером Казахстана является Россия. На ее долю приходится:

  • 88,6% экспорта;
  • 93,5% импорта на единый рынок.

Показатели РФ

Таможенная статистика Российской Федерации характеризует индекс интенсивности взаимной торговли, как самый высокий среди членов ЕАЭС. За 9 месяцев 2017 года объем внешнеторговых операций на рынке увеличился на 27,5%. Таможенная статистика РФ отмечает среди основных ее торговых партнеров:

  1. Беларусь – 56,4% экспорта и 68,8% импорта.
  2. Казахстан – 36,2% экспорта и 27,5% импорта.

Таможенная статистика России показывает рост показателей взаимной торговли:

  1. Беларусь – на 23,3%;
  2. Казахстан – на 35,6%;
  3. Армения – на 26,9%;
  4. Кыргызстан – 31,7%.

Общий товарооборот на едином рынке в январе-сентябре 2017 года составил 37581,6 млн. . Таможенная статистика внешней торговли выросла на 25,1%.

Основную часть экспорта в 2017 году составили товары топливно-энергетической группы. Их объем вырос:

  • в денежном выражении – на 27,1%;
  • в физическом – на 1,7%.

Новая отчетность

В конце января 2017 года вступили в силу изменения в ТК РФ. Теперь каждый участник внешнеторговой деятельности обязан представлять в отдел таможенной статистики новую форму отчетности с параметрами перемещения товара.

За невыполнение сроков и условий сдачи отчетной документации нарушителей ждет штраф. Размер взыскания для организаций – 20–50 тыс. руб. Сумма увеличивается вдвое при повторном нарушении.

Форму отчетности можно заполнить на официальном сайте во вкладке «Таможенная статистика – личный кабинет» после регистрации пользователя. На представление документа дается 8 рабочих дней следующего месяца. Документально подтверждать указанные цифры не нужно.
Таможенная статистика Таможенного союза формируется на основании показателей регулярной отчетности, поступающей от участников рынка.

Информационные технологии в таможенном деле

1. Информационные системы и информационные -технологии в таможенном деле

Этим вопросам посвящена глава 40 ТК РФ (ст. 423 - 427), положения которой отражают современные тенденции развития общества и государст­ва, возросшую роль информации в деятельности всех органов государствен­ной власти, в том числе таможенных.

Таможенные органы осуществляют разработку, создание и использова­ние информационных систем, информационных технологий и средств их

обеспечения.

Информационные системы, информационные технологии и средства их обеспечения, разрабатываемые и производимые таможенными органами или приобретаемые ими, находятся в федеральной собственности. Правомо­чия собственника осуществляются ФТС России, которая устанавливает по­рядок формирования и использования информационных ресурсов таможен­ных органов, определяет требования к документированию такой информа­ции.

Согласно статье 427 ТК РФ защита информации и прав субъектов, уча­ствующих в информационных процессах и информатизации, соответствие уровня защиты информации определяемой категории информации и кон­троль за соблюдением требований к защите обеспечиваются таможенными органами, в ведении которых находятся информационные ресурсы.

1. Понятие, цели и виды таможенной статистики -внешней торговли

Таможенная статистика является одним из элементов таможенного де­ла в Российской Федерации и служит изучению и анализу количественной стороны явлений и процессов, происходящих во внешней торговле. С ее по­мощью осуществляется контроль за поступлением в федеральный бюджет таможенных платежей, оценка состояния правопорядка в таможенной сфе­ре и т.д.

Ведение таможенной статистики - одна из функций таможенных орга­нов. Она осуществляется в соответствии с ТК РФ (ст. 26-28) и иными нор­мативно-правовыми актами.

Целями таможенной статистики являются:

Обеспечение высших органов государственной власти, иных государ­ственных органов полной, достоверной и своевременной информацией о со­стоянии внешней торговли Российской Федерации;

Контроль за поступлением в федеральный бюджет таможенных по­шлин, налогов;

Анализ состояния и развития внешней торговли России, ее торгового и платежного балансов и состояния российской экономики в целом.

Таможенная статистика подразделяется на таможенную статистику внешнеэкономических связей и специальную таможенную статистику.

Предметом наблюдения и изучения в таможенной статистике внешней торговли является внешнеторговый оборот страны, т.е. экспорт и импорт то­варов в их количественном и стоимостном выражении, а также географиче­ская, направленность экспорта и импорта.



Федеральная таможенная служба определяет объекты статистическо­го наблюдения и учета стран - торговых партнеров по импорту и экспорту и перечень обязательных показателей таможенной статистики внешней тор­говли.

Наиболее полно количественный учет отражает объемы международ­ного товарооборота. Кроме данных о количестве экспортных и импортных товаров таможенная статистика внешней торговли включает стоимостную оценку. Данные таможенной статистики представляются в форме кварталь­ных и годовых публикаций. Издание и распространение данных таможенной статистики внешней торговли на коммерческой основе на внутреннем и внешнем рынках производится исключительно с разрешения таможенных органов России.

Специальная таможенная статистика - это совокупность данных, ха­рактеризующих итоги деятельности отдельных таможенных органов как в целом, так и на отдельных направлениях их деятельности по оперативным, экономическим и правоохранительным составляющим, куда входят следую­щие объекты изучения:

Статистика декларирования, характеризующая вывоз и ввоз товаров по видам таможенных режимов, учитываемых таможенной статистикой внешней торговли;

Статистика таможенных платежей, характеризующая долю и роль та­моженных платежей в формировании доходной части федерального бюд­жета;

Статистика валютного контроля, ведущая учет экспортных товаров в количественном и стоимостном выражении в привязках к срокам поступле­ния и суммам валютной выручки;

Статистика конфискатов, характеризующая количество случаев на­рушений таможенных правил во внешнеторговом обороте;

Статистика международных почтовых отправлений, отражающая учет посылок и других почтовых отправлений, выпущенных с территории России и, наоборот, пропущенных на нее;

Статистика международных перевозок, отражающая учет транспорт­ных средств, пересекающих границу России как на въезд, так и на выезд;

Статистика пассажирооборота, отражающая учет физических лиц, проследовавших через границу России.

Как правило, данные специальной таможенной статистики используют­ся таможенными органами при подготовке справочно-аналитических мате­риалов, позволяющих принимать управленческие решения, и информацион­но-аналитических материалов для информирования о деятельности тамо­женных органов федеральных, а в необходимых случаях - местных органов государственной власти и управления, а также средств массовой информа­ции.

2. Страны происхождения товара

Таможенная политика любого государства по отношению к различным странам не одинакова. Связано это со многими факторами, в том числе с преференциями и запретами на ввоз (вывоз) товаров из какого-либо госу­дарства, которые установлены в конкретной отдельно взятой стране. Анало­гичная ситуация характерна и для России.

Таможенное оформление товаров, перемещаемых через таможенную границу России, производится с учетом таких характеристик товара, как страна его происхождения и классификационный код, присваиваемый това­ру в строгом соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТНВЭД). Обязанность четко определять эти два важных свой­ства товара вызвана необходимостью применения мер таможенно-тарифно­го регулирования, а также запретов и ограничений, установленных в соот­ветствии с российским Законодательством о государственном регулирова­нии внешнеторговой деятельности, и зависит от страны происхождения товаров.

В главе 6 ТК определен порядок определения этих характеристик. Так, страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной переработке в соот­ветствии с критериями или в порядке, установленными Таможенным кодек­сом. При этом под страной происхождения товаров может пониматься груп­па стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, ес­ли имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров.

В то же время товарами, полностью произведенными в данной стране, согласно статье 31 ТК РФ считаются:

Полезные ископаемые, добытые из недр данной страны, в ее терри­ториальном море или на его морском дне;

Продукция растительного происхождения, выращенная или собран­ная в данной стране;

Животные, родившиеся и выращенные в данной стране;

Продукция, полученная в данной стране из выращенных в ней живот­ных;

Продукция, полученная в результате охотничьего и рыболовного про­мысла в данной стране;

Продукция морского рыболовного промысла и другая продукция мор­ского промысла, полученная судном данной страны; продукция, полученная на борту перерабатывающего судна данной страны исключительно из выше­перечисленной продукции;

Продукция, полученная с морского дна или из морских недр за преде­лами территориального моря данной страны, при условии, что данная страна имеет исключительные права на разработку этого морского дна или этих морских недр;

Отходы и лом (вторичное сырье), полученные в результате производ­ственных или иных операций по переработке в данной стране, а также быв­шие в употреблении изделия, собранные в данной стране и пригодные толь­ко для переработки в сырье;

Продукция высоких технологий, полученная на космических объектах, находящихся в космическом пространстве, если данная страна является го­сударством регистрации соответствующего космического объекта;

Товары, изготовленные в данной стране исключительно из вышепе­речисленной продукции.

В отношении определения критериев переработки действуют следую­щие правила: если в производстве товаров участвуют две страны и более, страной происхождения товаров считается страна, в которой были осущест­влены последние операции по переработке или изготовлению товаров, отве­чающие критериям достаточной переработки (ст. 32 ТК РФ).

Если в отношении отдельных видов товаров или какой-либо страны осо­бенности определения страны происхождения товаров, ввозимых на тамо­женную территорию России, особо не оговариваются, применяется общее правило: товар считается происходящим из данной страны, если в результа­те осуществления операций по переработке или изготовлению товаров про­изошло изменение классификационного кода товаров по ТН ВЭД на уровне любого из первых четырех знаков. Таким образом, законодатель отсылает нас к одному из основополагающих таможенных документов - ТН ВЭД при определении степени переработки товара.

Для определения страны происхождения товаров также используются в порядке, определяемом Правительством РФ, следующие критерии доста­точной переработки:

Выполнение определенных производственных или технологических операций, достаточных для того, чтобы страной происхождения товаров считалась страна, где эти операции имели место;

Изменение стоимости товаров, когда процентная доля стоимости ис­пользованных материалов или добавленной стоимости достигает фиксиро­ванной доли в цене конечной продукции (правило адвалорной доли).

Помимо того, Кодекс устанавливает ряд случаев, когда действия, про­изведенные над товаром, не отвечают критериям достаточной переработки.

К ним относятся:

Операции по обеспечению сохранности товаров во время их хранения

или транспортировки;

Операции по подготовке товаров к продаже и транспортировке (деле­ние партии, формирование отправок, сортировка, переупаковка);

Простые сборочные операции и иные операции, осуществление кото­рых существенно не изменяет состояние товара, по перечню, определяемо­му Правительством РФ;

Смешивание товаров, происходящих из различных стран, если харак­теристики конечной продукции существенно не отличаются от характеристик смешиваемых товаров.

Установлены некоторые особенности определения страны происхожде­ния товаров (ст. 33 ТК РФ). Так, товары в разобранном или несобранном ви­де, поставляемые несколькими партиями по причине невозможности их от­грузки одной партией в силу производственных или транспортных условий, а также товары, партия которых разделена на несколько партий в результате ошибки, должны рассматриваться по желанию декларанта как единый товар при определении страны происхождения товаров.

Принадлежности, запасные части и инструменты, предназначенные для использования с машинами, оборудованием, аппаратами или транспортными средствами, считаются происходящими из той же страны, что и машины, оборудование, аппараты или транспортные средства, при условии, что эти принадлежности, запасные части и инструменты ввозятся и используются совместно с машинами, оборудованием, аппаратами или транспортными средствами в комплектации и количестве, которые обычно поставляются с этими устройствами.

Упаковка, в которой товар ввозится на таможенную территорию Рос­сии, считается происходящей из той же страны, что и сам товар, за исключе­нием случаев, когда упаковка подлежит декларированию отдельно от това­ра. В этих случаях страна происхождения упаковки определяется отдельно от страны происхождения товаров.

По общему правилу, закрепленному в статье 35 ТК РФ, документом, удостоверяющим страну происхождения товаров, может служить деклара­ция о происхождении товара, составленная в произвольной форме, при ус­ловии, что в ней указаны сведения, позволяющие определить страну проис­хождения товаров. В качестве такой декларации могут использоваться ком­мерческие или любые другие документы, имеющие отношение к товарам, содержащие заявление о стране происхождения товаров, сделанное изгото­вителем, продавцом или экспортером в связи с вывозом товаров.

Согласно статье 37 ТК РФ представление документа, подтверждающе­го страну происхождения товаров, не требуется, если:

Ввозимые на таможенную территорию России товары заявляются к таможенному режиму международного таможенного транзита или таможенному режиму временного ввоза с полным освобождением от уплаты тамо­женных пошлин, налогов, за исключением случаев, когда таможенным орга­ном обнаружены признаки того, что страной происхождения товаров являет­ся страна, товары которой запрещены к ввозу в Россию или транзиту через ее территорию в соответствии с международными договорами России или российским законодательством;

Общая таможенная стоимость товаров, перемещаемых через тамо­женную границу, отправленных в одно и то же время одним и тем же спосо­бом одним и тем же отправителем в адрес одного получателя, составляет менее 20 тыс. руб.;

Товары перемещаются через таможенную границу физическими ли­цами в соответствии с главой 23 ТК РФ и др.

На практике с необходимостью указания страны происхождения товара чаще всего сталкиваются компании, осуществляющие систематические опе­рации по ввозу-вывозу товара на территорию России, в то время как физи­ческие лица, перевозящие товары в сопровождаемом багаже, в большин­стве своем избавлены от этого.

Согласно требованию Таможенного кодекса товары при их деклариро­вании таможенным органам подлежат классификации, т.е. в отношении то­варов определяется классификационный код (классификационные коды) по ТН ВЭД

ТН ВЭД утверждается Правительством РФ исходя из принятых в меж­дународной практике систем классификации товаров. Он представляет со­бой своего рода справочник, в котором содержатся названия всех возмож­ных товаров, разбитых в зависимости от их вида на соответствующие груп­пы и подгруппы. Каждой группе (подгруппе) соответствует определенный числовой код, которые в совокупности и составляют классификационный код конкретного товара, пересекающего таможенную границу России. В за­висимости от этого классификационного кода лицо, перемещающее товар, обязано уплатить соответствующие налоги и сборы, представить необходи­мые разрешительные документы. Кроме того, наличие классификационного кода облегчает таможенным органам осуществление учета ввозимых (выво­зимых) товаров.

Таким образом, ТН ВЭД применяется для осуществления мер таможен­но-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности, а также для ведения таможенной ста­тистики внешней торговли России.

3. Товарная номенклатура

внешнеэкономической деятельности

Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности утвер­ждается Правительством РФ исходя из принятых в международной прак­тике систем классификации товаров и регулируется Таможенным кодек­сом (ст. 39 - 44).

Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности - .это классификатор, который применяется для осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности, ведения таможенной статистики внеш­ней торговли.

От ведения товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельно­сти, классификации и кодирования товаров зависит обоснованное начисле­ние и взимание таможенных платежей. В соответствии с принятой системой классификации всем товарам, товарным группам, подгруппам присваивают­ся специальные коды. Кодовая система классификатора позволяет давать необходимую информацию в форме, удобной для ее сбора, передачи и по­следующей обработки.

Таможенные органы России осуществляют ведение ТН ВЭД СНГ, а именно:

Обеспечивают слежение за изменениями и дополнениями междуна­родной основы ТН ВЭД международными пояснениями и другими решения­ми по толкованию этой основы;

Приводят ТН ВЭД СНГ в соответствие с международной основой;

Разрабатывают и утверждают пояснения и другие решения по толко­ванию ТН ВЭД СНГ и обеспечивают их опубликование;

Осуществляют иные функции, необходимые для ведения ТН ВЭД СНГ.

Итоговая информация по товарной структуре внешней торговли пред­ставляется в ежеквартальных бюллетенях и ежегодных сборниках «Тамо­женная статистика внешней торговли Российской Федерации».

.Участие Российской Федерации