Чем составить панораму из фотографий. Выбор подходящего фото

Как сделать панорамное фото. Пошаговая инструкция! Просто, легко, быстро. March 20th, 2012

Всякий фотолюбитель наверняка когда-нибудь задавался вопросом: как из нескольких снимков сделать одно панорамное фото ? Что для этого нужно? Сложно ли это? Читайте пошаговую инструкцию, с которой вы сможете сделать панорамное фото (панораму) без штатива и без особого труда.

Сегодня я расскажу вам о том, как это сделать легко и просто.

Сделать панораму не просто, а очень просто! Пошаговая инструкция. Современные программы позволяет сделать панораму из снимков, снятых любой камерой, лишь бы кадры накладывались друг на друга. Чтобы у вас не было никаких сомнений относительно способностей вашей камеры делать снимки, подходящие для изготовления панорамы, для этого урока фотографии я сделал камерой телефона.

Приглашаю вас повторить все шаги этой инструкции вместе со мной, используя эти фотографии, которые вы можете

  • скачать по ссылке в архиве с моего Dropbox ,
Если же вы будете использовать свои собственные снимки, при съемке проследите чтобы между снимками было не меньше четверти общего пространства, и лучше чтобы горизонт не "убегал" между кадрами. На деле может хватить и меньшего наложения, но лучшее, как известно, враг хорошего, потому с перекрытием лучше не перебарщивать.

Для сборки панорамы мы будем использовать Hugin последней версии. На момент подготовки этого урока последней была версия 2011.4.0. Hugin есть в версиях для Windows, Mac OS X и Linux. Все инструкции ниже годятся для версии под любую ОС.

Установка Hugin не представляет сложностей, достаточно скачать установочный пакет и следовать инструкциям установщика.

При открытии Hugin автоматически создает новый проект. Выберем фотографии для панорамы, нажав соответствующую кнопку.

Можно добавить сразу все фотографии одним махом.

Hugin сам определяет свойства объектива.

Жмем "Объединить..." и идем пить чай, особенно если у вас не самый современный компьютер или много снимков большого разрешения.

Как только Hugin объединит снимки, нам откроется окно предпросмотра панорамы.

Для лучшего просмотра результата отключим сетку, убрав галочку в верхней части окна.

У предпросмотра панорамы есть несколько вкладок с настройками, часть из которых нам вообще не интересна в силу того, что основную работу по объединению снимков Hugin уже сделал, а другая часть вкладок нам всё ещё может пригодиться.

На вкладке "Проекция" у нас есть возможность менять способ проецирования снимков и некоторые другие настройки. Например, можно посмотреть как будет выглядеть панорама, если бы снимали её объективом "рыбий глаз":

Впрочем, сегодня наша цель не спецэффекты, а готовая панорама, потому выберем эквидистантный режим проекции.

На вкладке "Перемещение на плоскости проекции" у нас есть возможность выравнять горизонт на всех кадрах, если вдруг он не выравнялся автоматически. Также мы можем выгнуть горизонт для пущей эффектности:

Чтобы вернуть горизонт в исходное, ровное, состояние нажмем кнопку "Выровнять":

На следующей вкладке "Кадрирование" жмем кнопку "Автокадрирование" для того, чтобы автоматически обрезать черные края панорамы.

Если результат автоматического кадрирования вас не устроил, можно потянуть за внутренний край рамки и кадрировать так, как нам нужно, например, если мы планируем дорисовать небо и черные поля нас не смущают.

Закрываем окно предпросмотра и жмем "Создать панораму..."

А потом предложит придумать имя файла для готовой панорамы:

Запасаемся терпением, чаем, кофе, вареньем, печеньем, т.п., минут на 5 :-)

Находим файл получившейся панорамы:

Смотрим любым подходящим просмотрщиком.

Для публикации панораму лучше всего преобразовать в JPEG. Этот можно сделать в любом графическом редакторе или в популярных просмотрщиках.

Результат, увеличивается до 8209 x 1693.

Приветствую вас читатели сайта сайт . В сегодняшней статье мы расскажем вам о съемке панорам и как сделать сферическую панораму для дальнейшего просмотра ее в 3D с помощью Flash. Пример такой панорамы вы можете посмотреть ниже.

Теоретическая часть

Панорама - это широкоформатное фото сделанное из двух и более кадров склеенных вместе, с целью захвата большего угла обзора, чем это может позволить сделать ваш объектив.

Сферическая панорама - это уже панорама сделанная из снимков, которые в склеенном виде охватывают все 360 градусов по горизонтали и 180 градусов по вертикали, включая поверхность под фотографом и над ним. Такая панорама проецируется на внутреннюю поверхность сферы через специальную программу и при ее просмотре, зритель как бы находится внутри сферы и может рассматривать панораму вращая ее в любую из сторон. Подобный пример вы можете увидеть в сервисе Google Street View, который позволяет осматривать улицы городов. Несколько таких сферических панорам можно объединить в один виртуальный тур, но об этом уже в отдельной статье.

Сферическую 3D панораму можно сделать любым фотоаппаратом у которого есть ручные настройки. Ее так же можно сделать без помощи штатива и на обычный смартфон, но увы в таких панорамах будет много нестыковок и ошибок. Проще говоря нормальная сферическая панорама снятая с рук у вас навряд ли получится. Кстати ни для кого не секрет, что теперь можно сделать сферическую панораму с Android смартфона, имеющий прошивку версии Kit-Kat 4.4 с помощью приложения Google camera.

У сферической панорамы есть одна особенность - она не очень подходит для просмотра на прямой плоскости. Есть несколько видов проекции сферической панорамы: эквидистантная проекция, кубическая и проекция в полярных координатах.

Эквидистантная проекция панорамы чаще всего используется для создания сферических панорам и мини-планет. Но без преобразования она наиболее сложная для восприятия. Мы буквально разрезаем сферическую панораму на плоскости и раскладываем их? при этом растягиваю верх и низ фотографии по ширине панорамы.

Кубическая проекция наиболее удобная проекция для ретуширования и обработки, так как в ней отсутствуют искажения присущие предыдущей проекции. Однако я предпочитаю обрабатывать фото до их склейки.

Так же существует и другие проекции, одна из которых это проекция в полярных координатах или проще говоря "Мини-планета". В центре такой проекции находится надир а по краям зенит. Складывается впечатления, будто вы находитесь высоко над местом съемки. О вы можете прочитать в отдельном уроке.

Этапы создания сферической панорамы

Итак после того как мы разобрали типы панорам и что с чем едят, можно перейти к самим этапам создания 3D панорам.

  1. Фотосъемка . Производится фотосъемка местности из которой хочется сделать сферическую 3D панораму.
  2. Сшивка панорамы . Через специальную программу PTGui сшиваются все кадры в одну панораму для дальнейшей обработки и конвертации
  3. Преобразование панорамы в формат Flash . Через программу Pano2VR производим конвертацию готовой эквидистантной проекции панорамы во Flash формат для последующего просмотра в режиме 3D.

Оборудование для съемки панорамы

Как ни странно но основным оборудованием является фотоаппарат. Это может быть как зеркальная камера так и продвинутая цифровая мыльница обладающая ручными настройками съемки. Однако использование зеркального фотоаппарата в паре с широкоугольным объективом облегчит вам работу, в отличие от съемки панорамы на обычную цифромыльницу.

Объектив нужно использовать с маленьким фокусным расстоянием. Для съемки подойдут широкоугольные объективы с минимальным фокусным расстоянием 10-20мм. Однако чем больше фокусное расстояние объектива, тем больше вам придется сделать кадров.

К примеру, имея зеркальный фотоаппарат с кропнутой матрицей и стандартный китовый объектив 18-55мм, вам предстоит сделать 3 ряда по 15 фотографий в каждом в результате чего у вас всего выйдет 47 кадров, в то время как с объективом типа "рыбий глаз" вам хватит сделать всего 4-8 снимков, что значительно меньше времени займет на съемку и склейку фотографий.

Теперь переходим к самому интересному - штатив. Для съемки сферических панорам в идеале вам понадобится штатив с панорамной головкой, но если такого нет, то можно воспользоваться и обычным штативом с шаровой головкой. Вы спросите "А в чем же разница? ". А в том, что при использовании панорамной головки, фотоаппарат будет вращаться таким образом, что параллакс между кадрами будет минимален или отсутствовать вовсе, и панорама будет сшивать без каких либо проблем. С шаровой головкой на штативе будут трудности при склеивании панорамы, особенно снятой в тесном пространстве, так как параллакс будет очень заметен и мешать склеиванию кадров. Но об особенностях параллакса и нодальной точке объектива вы прочитаете подробней уже в отдельной статье. Так же сам штатив должен быть крепким и устойчивым и желательно иметь высоту от 150см и выше.

Подготовка и съемка панорамы

Теперь переходим непосредственно к съемке панорамы. Рассмотрим все пункты к которым нужно уделить особое внимание. Первым делом выбираем живописное место и устанавливаем штатив с фотоаппаратом туда, откуда вы хотите получить обзор на все 360 градусов.

Начинать съемку панорамы нужно с низу вверх. То есть сначала вы делаете снимок земли или пола (Надир), находящийся прямо под штативом. Затем снимаете нижний ряд, потом средний ряд, верхний ряд и в финале снимаем небо, либо потолок над собой (Зенит).

Снимать нужно таким образом, чтобы каждый последующий кадр перекрывал предыдущий на 30% - это нужно для того, чтобы при склеивании фото в панораму, программа могла поставить на снимках контрольные точки. Если же вы снимаете большой участок без каких либо деталей, например стена или голубое небо, то стоит делать перекрытие кадров на 50%. Сложней всего снимать панораму с большим участком безоблачного неба, поэтому старайтесь выходить на съемку в облачную погоду, чтобы программе при склеивании панорамы было за что "ухватится" в небе. У вас должны получиться примерно так как показано на картинке ниже.

Как я уже писал выше, количество рядов фотографий будет зависеть от вашего фокусного расстояния объектива. В моем примере использовался объектив с фокусным расстоянием 17мм в паре с кропнутой зеркалкой. Так что на полнокадровой зеркалке в паре с объективом 10мм у вас выйдет в разы меньше кадров.

Настройки камеры

1. В первую очередь нужно установить минимальное фокусное расстояние на объективе, чтобы угол обзора камеры был максимальным.

2. Далее устанавливаем фокусировку объектива в ручной режим и фокусируемся на средний план вашей панорамы. Это нужно для того, чтобы при каждой смене кадра фокус не менялся. В моем случае я фокусировался на Колесе обозрения, так как оно является ключевой фигурой в нашей сферической панораме.

3. Чтобы в кадре все было резким, нужно установить значение диафрагмы в районе f/7 - f/11. Категорически не рекомендуется снимать панораму на максимальной открытой диафрагме, так как тогда глубина резкости уменьшится до минимума и половина панорамы будет не в фокусе.

4. Значение светочувствительности ISO устанавливаете в зависимости от освещенности и установленной диафрагмы.

5. Выдержку подстраиваете по освещенности кадра, но так чтобы не было пересветов и слишком темных областей. В крайнем случае тени можно будет вытянуть в редакторе, а вот с пересветами бороться сложней.

6. Снимайте в режиме RAW либо - это даст вам возможность в RAW файлах подправить баланс белого, экспозицию, вытянуть тени, добавить резкости и убрать шумы.

Съемка панорамы

А теперь когда вы все установили и настроили можно начинать съемку.

Последовательно делайте один кадр за другим не забывая о том, что следующий кадр должен перекрывать предыдущий на 30%.

Если во время съемки резко меняется освещение, то корректируйте экспозицию путем изменения выдержки.

Не забывайте что при съемке панорамы в кадр могут попасть люди или машины. Так как при сборке панорамы вы можете обнаружить на ней людей с половиной тела, либо же человека который будет клонирован в результате попадания несколько раз в кадр. Поэтому при съемке придерживайтесь одного простого правила - если в кадре объект двигается в одном направлении, то вам нужно проводить съемку в противоположном направлении. То есть - если человек идет мимо вас слева на право, то вам нужно поворачивать ваш фотоаппарат справа на лево, чтобы не допустить попадания этого человека несколько раз в вашу панораму.

Кстати наиболее сложным в съемке сферической панорамы - это снять пол под собой (Надир). Для этого вам нужно снять камеру со штатива, держа ее в той же точке где она была на штативе, вытянуть на прямой руке и снять кадр под собой. Смотрите чтобы в кадр не попали ваши ноги. Это можно сделать как показано на картинке ниже.

Снять небо над собой (Зенит) достаточно просто, можно просто повернуть фотоаппарат на штативе вверх и сделать кадр, либо сделать снимок с рук. В этом трудностей не должно возникнуть.

На этом съемка панорамы закончена, теперь следующим шагом будет " "и " ". У вас остались вопросы? Задавайте их в комментариях!

Фотошоп имеет мощный инструмент монтажа для создания панорамы из ряда фотографий. В этом уроке вы научитесь использовать инструмент Photomerge (Фотомонтаж) в Photoshop CS3 для «сшивания» ряда фотографий в панораму.
Мы с моей женой недавно отправились в Crested Butte Колорадо на весенний отдых. Несколько дней катались на сноубордах и наслаждались природой, делая в пути некоторые снимки. Когда вам нравится окружающий пейзаж, единственная верная вещь - создание панорамного фото. Вам не нужен широкоугольный объектив для того, чтобы захватить обширное пространство пейзажа.

Техника, которую использую я и многие другие фотографы, заключается в создании перекрывающих друг друга снимков пейзажа и дальнейшее их слияние в Photoshop.

Для начала, давайте пробежимся по основным моментам создания такого рода фотографий:
1) Надеюсь, вы используете зеркальную камеру с регулируемой скоростью затвора и диафрагмой. Не позволяйте скорости съемки и диафрагмы меняться между снимками; поскольку результат монтажа снимков получится невзрачным. Некоторые части фото получились бы заснятыми с большей выдержкой и экспозицией и меньшей скоростью. Соответственно и глубина не соответствовала бы настройкам диафрагмы. Поэтому используйте ручной режим и помните, что настройки скорости съемки и диафрагмы должны быть одинаковыми для каждого снимка.
2) Сфокусируйтесь на первой фотографии, установите объектив на ручную фокусировку. Такой метод позволит вам контролировать фокус для каждого снимка, который должен быть одинаковым для них всех.
3) Сделайте снимок, удерживая камеру в вертикальном положении, так вы больше охватите верхнюю и нижнюю часть снимка.
4) Убедитесь, что каждый снимок делается с перекрытием предыдущего на четверть. Нам нужно избежать любых промежуточных областей между снимками.
5) Перед первым снимком, сфотографируйте любой объект, например руку или перчатку в снегу в данном случае. После последнего снимка сделайте то же самое. Благодаря этому приему вы определите, какой снимок первый в вашем панорамном ряде, а какой последний при дальнейшей загрузке папки в ваш компьютер.

Вспомогательные файлы
Прежде, чем начать, скачайте файл, содержащий шесть изображений, которые вы будете использовать в течение данного урока.

Материалы для урока:

Шаг 1. Итак, начнем. Для этого примера я не пользовался своим зеркальным фотоаппаратом, поскольку у меня не было желания возить с собой огромный Canon Rebel, во время катания на сноуборде, тем более, что он намного дороже, чем тот, что я купил, Canon Powershot. Я могу положить Powershot в свой карман во время катания на сноуборде, что намного удобнее. Но использование зеркалки идеально по причинам, описанным выше. Продолжим и запустим Photoshop CS3. Вот шесть фотографий, которые мы будем использовать из вспомогательных файлов.

Шаг 2. Зайдите в File > Automate > Photomerge (Файл > Автоматизация > Фотомонтаж).

Шаг 3. Команда откроет окно с несколькими различными настройками. “Auto” (Авто) дает команду Photoshop выбора лучших настроек и их применение. Она менее гибкая, но быстрая в применении. “Perspective” (Перспектива) устанавливает изображение в перспективе, которое включает меньшее цилиндрическое искажение, в то время, как “Cylindrical” (Цилиндрическая) имеет большее цилиндрическое искажение. “Reposition Only” (Только перемещение) просто перемещает изображения, но не меняет перспективу. “Interactive Layout” (Интерактивный макет) предоставляет немного больше опций, поэтому давайте выберем его.

Шаг 4. Нажмите Browse (Загрузить) и выберите изображения из вспомогательных файлов путем выделения их всех в диалоговом окне. Нажмите Ок, и теперь изображения переместятся в наше диалоговое окно. Если бы у нас фотографии были загружены ранее, то они бы появились сразу в этом окне. Нажмите Ок, чтобы слить фотографии.

Шаг 5. Функция “Reposition Only” (Только перемещение) показывает, как бы выглядели фотографии, если их просто скопировать и вставить друг за другом.

Шаг 6. Выбор опции “Perspective” (Перспектива) справа добавляет фотографии перспективу, а не плоский вид.

Шаг 7. Инструменты с левой стороны позволят вам выделить и подвинуть фотографии (selection tool (инструмент выделения)), переместить вид (move view tool (инструмент перемещения вида)), а также инструменты зума (zoom) и поворота (rotate) позволят вам повернуть и изменить масштаб фотографий. Еще один инструмент vanishing point tool (инструмент исчезающей точки), который может использоваться, когда выбрана перспектива. Нажмите где-нибудь, чтобы применить vanishing point tool (инструмент исчезающей точки). Этот пример показывает перемещение исчезающей точки к краю фотографии.

Шаг 8. Я нажал Ctrl-Z, чтобы отменить этот инструмент. Выберите любое: “Perspective” (Перспектива) или “Reposition Only” (Только перемещение), нажмите Ок, чтобы слить фото.

Шаг 9. Обратите внимание, что каждый слой с фотографией частично замаскирован.

Шаг 10. Выберите инструмент crop tool (кадрирование) и вырежьте пустые пиксели.

Использование инструмента photomerge (фотомонтаж) - отличный способ создать захватывающие дух пейзажные фотографии. Вот несколько примеров:

Примечание: Чем больше вы сделаете снимков, тем шире будет ваша панорама, соответственно, больше пейзажа в нее войдет. Не забудьте, что помимо горизонтальной панорамы, можно создать и вертикальную панораму, например, какого-нибудь водопада. Успехов!

Как правило, панорамной фотографией называют кадр с большим углом обзора. А 3D-снимок, в свою очередь, должен проецироваться на куб или сферу, предоставляя возможность рассмотреть все его детали со смещением точки обзора.

Даже на обычных фотоаппаратах есть режим Но производители техники за последние годы несколько расширили это понятие. Необязательно пользоваться специальными настройками, чтобы создать сферическую панораму. Можно сделать несколько удачных кадров, а потом "сшить" их в единую композицию. Также широко используется метод сканирования пикселей матрицы при повороте фотоаппарата.

Создание сферических панорам различными методами дает разные результаты. В этой статье мы рассмотрим, как можно создавать 3D-снимки, и обсудим, какие программы для этого лучше всего использовать.

Сферическая панорама - это одна из которая предназначается для демонстрации на компьютере с помощью специального программного обеспечения.

В ее основе находится изображение в кубической или сферической проекции, созданное из огромного количества отдельных картинок. Характерная черта кадров такого типа - огромный угол охвата, который дает возможность запечатлеть все окружение.

Виртуальные туры и 3D-панорамы

3D-панораму получить очень легко, достаточно наложить кубическую или сферическую проекцию на куб или сферу соответственно.

Несколько скомпонованных панорам превращаются в виртуальный тур. Наверняка вы уже видели что-то подобное на сайтах учебных заведений или библиотек. Виртуальный тур - это экскурсия в режиме онлайн, перемещение в которой происходит путем нажатия на точки перехода. Именно они и перемещают пользователя к следующей панораме.

Поэтапное создание сферической панорамы

Создание классической 3D-панорамы происходит в несколько этапов:

  1. местности, из которой вы планируете сотворить сферическую панораму.
  2. Сшивка кадров. Эта процедура предполагает объединение всех фотографий в программе PTGui для дальнейшей обработки.
  3. Преобразование панорамы в формат Flash. Конвертация готовой проекции в необходимый формат для просмотра в режиме 3D.

Подготовка к съемке

Сферическая панорама - это изображение, которое требует некой сноровки и подготовки. Перед тем как приступить к процессу ее создания, рассмотрим нюансы, на которые стоит обратить особое внимание.

Сначала необходимо выбрать интересное место для съемки и установить штатив в центральную точку композиции. За основу берется фото земли. Далее снимается нижний, средний, верхний ряды, композиция завершается съемкой неба. Помните, что все последующие кадры должны на треть перекрывать предыдущие - это облегчит этап склеивания панорамы.

Настройка фотокамеры

В первую очередь необходимо отрегулировать на объективе. Оно должно быть минимальным, а угол обзора аппарата - максимальным.

Фокусировку объектива фотоаппарата лучше всего выставить в ручной режим и сконцентрировать на среднем плане панорамы. Это обезопасит вас от изменения фокуса при каждом последующем кадре.

Для нужной резкости изображения значение диафрагмы должно находиться в диапазоне f/7 - f/11. Не стоит делать снимки при ее максимальном значении, так как до минимума уменьшится и многие элементы выпадут из фокуса.

Параметры светочувствительности стоит выбирать, опираясь на установленную диафрагму и освещенность места.

Выдержка также подбирается по освещенности композиции. Следите, чтобы не было пересветов и слишком темных участков на фотографиях.

Для съемки выбирайте режим RAW. Это позволит по окончании работы исправить экспозицию, баланс цветов, убрать шумы и добавить резкости.

Съемка панорамы

После установки аппаратуры и ее настройки можно приступать непосредственно к съемке. Сферическая 3d-панорама - это композиция, требующая нескольких последовательных кадров, частично замещающих друг друга. При смене освещения в процессе работы придется подкорректировать выдержку.

Наиболее сложный момент в съемке сферической панорамы - это поверхности под штативом. Для этого вам придется взять в руки камеру, держа ее в той же точке, вытянуть руку вверх и снять кадр под собой. Обязательно следите за ногами - их не должно быть на снимке.

Чтобы запечатлеть небо, фотоаппарат необходимо повернуть вверх на штативе либо же сделать кадр, используя ту же технологию, что и при фотографировании земли.

После успешного прохождения всех этих этапов вам останется лишь скомбинировать фото и преобразовать их в нужный 3D-продукт.

Как сделать сферическую панораму на Android

Немного отступим от классического понятия сферической панорамы и перейдем к изучению технологии, которой может воспользоваться каждый обладатель устройства с операционной системой Android. А сделать это поможет программа "Google Камера", а конкретнее - режим Photo Sphere в ней.

Сферическая панорама должна быть качественной. Для этого необходимо занять стойкое положение, а планшет либо телефон держать на уровне лица. Объектив стоит отцентрировать по синей точке, появившейся на экране.

Снимая сферическую панораму, необходимо следовать за точкой синего цвета, аккуратно поворачиваясь вместе с девайсом. Звуковое оповещение подскажет вам, когда нужно совершить следующий поворот. Нажатие на зеленую галочку по прохождении круга автоматически запустит обработку отснятых кадров.

Создание 3D-панорам на устройства с системой iOS

Вы уже знаете, как создать объемную картинку на Android, а теперь владельцы устройств с iOS узнают, как сделать сферическую панораму.

В этом случае стоит использовать приложение Google Street View, которое идентично программе "Google Камера". По окончании круга нужно нажать кнопку "Стоп". Результат можно просмотреть, открыв стандартную галерею Apple Photos.

Просмотр и публикация панорамного изображения

Новую фотосферу можно снять сразу же после обработки предыдущей композиции, но если вы хотите просмотреть только что созданную панораму, смахните справа налево по экрану.

Полезные советы, которые помогут сделать фотосъемку более удачной

Фотография будет смотреться намного выигрышней, если окружающая картинка не будет чересчур пестрой и контрастной. Следите за тем, чтобы в объектив фотоаппарата не попадали автомобили и люди, ведь след, оставленный ими на снимке, испортит всю композицию.

Но это вовсе не значит, что сферическая панорама не может содержать сторонних объектов. К примеру, человек может стать частью композиции. Чтобы он в нее хорошо вписался, нужно лишь попросить его некоторое время не двигаться. Но, с другой стороны, если человек в кадре будет двигаться в том же направлении, что и вы, это создаст некий волшебный эффект.

Съемка сферических панорам - это творческий процесс, к которому нужно приложить капельку усилий и фантазии. Незавершенные фотосферы, дублированные люди, интересные композиции - это все, что можно создать собственными руками с помощью фотоаппарата.

Эта статья рассказала вам, как делать сферические панорамы различными способами. Используйте эти знания во благо и развивайтесь!

Пост для тех, кто хочет самостоятельно попробовать сделать .
Профессионалы часто используют Adobe Photoshop с кучей соответствующих плагинов, но цена этого софта по карману разве что специализированным фирмам. Поэтому я расскажу о том, как сделать то же самое без всяких затрат, при помощи свободного программного обеспечения (СПО, freeware). Например, так:

(на фото озеро Таир, Марий-Эл)

Эта панорама сделана при помощи Imagic 4.0 Free Browser , что бесплатно, но потребовало очень много неудачных попыток и последующей ручной работы. С тех пор прошло несколько лет, и я теперь вынужден принести большую благодарность Microsoft"у за великолепный подарок, обеспечивающий удивительное качество склейки панорам, например:

Или даже так, всего из трёх фото:

Но достаточно ли функциональности у СПО?
А это смотря для какой задачи.

Например, посмотрим особый вид панорамы - мини-планеты (сферическая панорама в полярной проекции), как у demyanof :

Кроме упомянутого Фотошопа, такие проекции умеет делать PTGui и некоторые другие (платные) программы.
Upd: Правда, уже появилась бесплатная программа для Android , что порадует владельцев смартфонов!

Для обычных панорам функциональности свободного программного обеспечения вполне достаточно. Только всё не получается делать в одном месте - приходится пользоваться рядом отдельных программ. Всё довольно просто на самом деле, и совершенно бесплатно причём! Итак, поехали.

1) Берём кучу последовательных кадров с перекрытием по 20-30% с каждой стороны (если лениво, то лучше вертикальных - чтоб по высоте больше захватить; если не лениво, то и в несколько рядов); о точности можно не беспокоиться, можно спокойно снимать с рук.
Но здесь есть важные особенности съёмки:

Более чем желательно снимать с ручными настройками, одинаковыми для всех снимков, иначе панорамный софт не сможет идеально выровнять яркость. К сожалению, обладатели телефонов и простых мыльниц лишены такой возможности, поэтому далее я подробнее расскажу, что можно сделать в процессе обработки фото;

Фотоаппарат крутить надо не вокруг себя, а вокруг так называемой нодальной точки (которая находится внутри объектива), иначе близко расположенные объекты на соседних кадрах не совпадут из-за параллакса, и софт, если даже сможет склеить такие снимки, даст при склейке много дефектов:

Удивительно, что у него вообще что-то получилось, потому что на правой фотографии неисправляемые пересветы, а на левой - почти полная темнота.
Но результат можно улучшить, просто сделав альфа-коррекцию левого снимка. Тогда при склейке панорамы получается достаточно ровный фон:

Небо, к сожалению, сильно пересвечено. Но, если у нас всего два снимка, ничего не поделаешь - потому что правый снимок необратимо испорчен (потеряна информация о цвете - получился чисто белый).
Исправить ситуацию можно двумя путями:

Для профессионалов: всё-таки постараться "спасти" исходные снимки. К сожалению, для JPG при пересвете сделать уже ничего нельзя. Но при съёмке в формате RAW есть запас в несколько ступеней за теми значениями яркости, что при конвертации формата в JPG отображаются как белый и чёрный;

Для всех остальных: использовать побольше кадров с возможно большим перекрытием. Тогда панорамный софт сможет понять и сделать значительно качественнее:

Обе панорамы сделаны из одних и тех же исходных снимков, только верхняя - прошлогодней версией Microsoft ICE, а нижняя - свежей. Видно, что старая не смогла использовать все фотографии, а новая не только смогла, но и гораздо правильнее рассчитала коррекцию яркостей каждого используемого снимка.

Итоговый результат (прошлогодняя версия, после предварительного ручного выравнивания яркости нескольких фото) получился у меня такой (лень было как следует выравнивать яркость слева, поэтому у неба всё-таки остался неправильный градиент цвета и яркости):

Здесь хорошо видна ещё одна проблема непрофессиональных камер (а особенно телефонов) - неравномерность яркости в центре кадра и по краям.
В результате на панораме получаются заметные затемнения в районе стыков кадров.
Эту проблему, вероятно, можно устранить при обработке исходных кадров специальными фильтрами в том же фотошопе, но в бесплатном софте такой возможности я не встречал...

Наконец, можно подвинуть линию горизонта, которую программа подобрала автоматически:

Здесь готовых рецептов дать нельзя, каждый работает в меру своего владения графическим редактором и художественного вкуса.

На левом снимке вы видите, что после исправления (деформация выделенной области или копирование с другого снимка) на границе области остались нестыковки в плотности фона неба. Такие дефекты мне кажется более удобным (и качественным) исправлять ретушированием в FastStone Image Viewer (см. ниже). А в простейших случаях его будет достаточно для исправления всех подобных дефектов.

К сожалению, произвольную деформацию отдельных областей FastStone Image Viewer делать пока не умеет, поэтому вмятину на линии горизонта (правый снимок) приходится исправлять в GIMP.

5) Открываем полученную панораму в FastStone Image Viewer и ретушируем возможные артефакты панорамного софта, и этим же способом заполняем пустые поля (в разумных пределах, конечно). То же самое можно сделать и в графическом редакторе, но именно здесь мне уж очень нравится инструмент ретуширования!

Сначала выполняем клонирование (выбрать "штамп"), чтобы полностью заполнить пустые области, затем переключаем в режим ретуширования и проходим по полученной границе клона и оригинала. С облаками великолепно работает этот способ! Повторять ретуширование можно сколько угодно, с разных исходных точек - и так можно нарисовать совершенно непохожие облака.
Так же хорошо этот метод работает с травой, землёй или асфальтом (например, легко убрать окурок или продолжить дорогу в обрезанных склейкой местах.
А вот с волнами на воде - уже не очень, потому что волны движутся и между соседними кадрами сопрягаются с трудом (панорамный софт иногда даже искажает картинку, обнаружив похожую волну совсем не в том месте).

6) Качаем бесплатный