Благотворительные фонды коммерческие или некоммерческие. Как создать благотворительный фонд: инструкция и советы

Начнём с вопроса: что такое благотворительная организация? Ответ на него Вы легко найдёте в ФЗ №135 от 11.08.1995 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Определение является достаточно простым, содержится в ст. 6 рассматриваемого Закона и звучит следующим образом: благотворительной организацией является неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, которая создаётся для реализации благотворительных целей путём осуществления благотворительной деятельности для отдельных категорий лиц или общества в целом. Определение мало что объясняет, поэтому давайте последовательно разбираться в особенностях благотворительных организаций.

Во-первых, все благотворительные организации являются некоммерческими. Соответственно, в их отношении будут действовать многие положения ФЗ №7 «О некоммерческих организациях». Далее следует обратить внимание на то, что не все организационно-правовые формы некоммерческих организаций подходят для создания благотворительной организации. Статья 7 ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» указывает, в каких формах могут создаваться благотворительные организации. К таким организационно-правовым формам относятся: общественные организации (объединения), фонды и учреждения. Причём благотворительная организация может быть создана в форме учреждения, если её учредитель - благотворительная организация.

Во-вторых, перечень благотворительных целей, для осуществления которых создаётся некоммерческая организация, является исчерпывающим и содержится в ст. 2 ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». К таким целям, например, относятся: содействие защите материнства, детства и отцовства, содействие деятельности в сфере физической культуры и массового спорта, оказание бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения, содействие профилактике социально опасных форм поведения граждан и многое другое.

В-третьих, закон содержит определение благотворительной деятельности. Благотворительная деятельность - это добровольная деятельность физических и юридических лиц по бескорыстной передаче имущества гражданам и юрлицам, бескорыстному выполнению работ, бескорыстному оказанию услуг. Отсутствие корысти при выполнении благотворительной деятельности - основная, самая значимая характеристика такой деятельности. Именно поэтому для благотворительной деятельности характерен труд добровольцев. Благотворительная организация может использовать в своей работе труд добровольцев, которые готовы безвозмездно выполнять работы или оказывать услуги, достигая этим выполнение благотворительных целей организации. Добровольцы осуществляют благотворительную деятельность бесплатно, и, в большинстве случаев, благотворительная организация заключает с такими лицами гражданско-правовые договоры, предметом которых являются безвозмездное выполнение работ либо безвозмездное оказание услуг. Интересной особенность благотворительной организации является то, что высший коллегиальный орган управления благотворительной организацией (часто называется Совет или Правление) также состоит из добровольцев. Таким образом, члены высшего коллегиального органа управления благотворительной организации не получают за свой труд ни копейки. Учредители благотворительной организации также не вправе распределять между собой прибыль, получаемую созданной ими организацией. Посредством таких жестких ограничений законодатель определяет самое главное, приоритетное направление деятельности благотворительных организаций: осуществление благотворительной деятельности в соответствии с закреплёнными в учредительных документах целями.

В-четвёртых, благотворительная организация, как любая некоммерческая организация, вправе заниматься предпринимательской деятельностью только для достижения уставных целей. Об этом не следует забывать при создании такой организации.

Мы успели разобраться с тем, что же такое благотворительная организация, кем она создаётся и какие цели преследует. Теперь давайте поговорим о том, какие ограничения установил законодатель для благотворительных организаций, и какую отчётность они должны представлять в уполномоченный орган.

Начнём с того, что благотворительные организации работают в соответствии с благотворительными программами. Благотворительная программа - это комплекс мероприятий, утверждённый высшим органом управления благотворительной организации, и направленный на решение конкретных задач, соответствующих уставным целям благотворительной организации. Следует запомнить, что на финансирование таких программ необходимо использовать не менее 80% полученных за финансовый год доходов от внереализационных операций, хозяйственных обществ, учреждённых благотворительной организацией, и предпринимательской деятельности.

Ещё одно ограничение для благотворительной организации выглядит следующим образом: она не вправе использовать на оплату труда административно-управленческого персонала более 20% денежных средств, расходуемых благотворительной организацией за финансовый год. Это ограничение не распространяется на оплату труда лиц, которые участвуют в реализации благотворительных программ организации.

Одним из источников формирования имущества благотворительной организации являются благотворительные пожертвования, внесённые благотворителями как в денежной, так и в натуральной форме. Закон содержит следующее требование: 80% благотворительного пожертвования в денежной форме необходимо использовать на благотворительные цели в течение года с момента его получения (если благотворительной программой либо благотворителем не установлено иное). Благотворительные пожертвования в натуральной форме необходимо направить на благотворительные цели в течение одного года с момента их получения (если благотворительной программой либо благотворителем не установлено иное)

Разобравшись с установленными Законом ограничениями, перейдём к отчётности, которую должны предоставлять некоммерческие организации.

Кроме бухгалтерской отчётности, которую должны вести все юрлица, благотворительные организации должны предоставлять в органы юстиции (в уполномоченный орган, зарегистрировавший благотворительную организации) специальную отчётность. Такая отчётность должна содержать следующие сведения:

Информацию о финансово-хозяйственной деятельности благотворительной организации;

Персональный состав высшего органа управления благотворительной организацией;

Перечень и описание благотворительных программ организации;

Информацию о нарушениях требований ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению.

Отчётность благотворительной организации должна подтверждать соблюдение благотворительной организацией законодательства, в частности отсутствие нарушений в расходовании средств, использовании имущества, оплате труда персонала. Выявленные нарушения могут служить поводом для вынесения предупреждения в письменной форме, а в случае неоднократного предупреждения - поводом для принудительной ликвидации благотворительной организации.

Для создания и работы благотворительной организации необходимо приложить немалые усилия. Возможно, что на этапе создания такой организации нелишним будет обратиться за квалифицированной юридической помощью хотя бы в виде подробной и грамотной консультации.

Фонд представляет собой одну из форм унитарной НКО, деятельность которой направлена не на получение прибыли, а на достижение определенных общественно или социально значимых целей . Учреждение фонда может производиться как физическими, так и юридическими лицами, на основании добровольных имущественных взносов.

В качестве юридических лиц могут выступать как коммерческие, так и некоммерческие российские или иностранные предприятия.

Фонд имеет право:

  • открывать представительства на всей территории России;
  • иметь фирменную символику (бланки, эмблему и пр.);
  • иметь счета в банках;
  • участвовать в деятельности других НКО со схожими целями;
  • осуществлять предпринимательскую деятельность, если это необходимо для достижения указанных в уставе фонда целей.

Фонд в обязательном порядке должен:

  • вести собственную смету и баланс;
  • иметь уставную печать с полным наименованием;
  • вести полный учет доходов и расходов, а также имущества, полученного или приобретенного в период существования фонда;
  • предоставлять актуальную информацию о деятельности организации учредителям и налоговым органам.

Разница между фондом и другими некоммерческими организациями

Для фонда характерно:

  • отсутствие членства;
  • отсутствие ;
  • добровольные имущественные взносы;
  • ежегодное предоставление отчетов об использовании своего имущества;
  • осуществление предпринимательской деятельности, соответствующей прописанным в уставе целям;
  • отсутствие возможности реорганизации (исключение составляют случаи, предусмотренные п. 4 ст. 123.17 ГК РФ).

Еще одна важная особенность устройства фонда заключается в отсутствии возможности увеличения количества учредителей по завершению регистрации. Кроме того, все учредители, кроме аппарата правления, теряют возможность непосредственного влияния на работу организации.

В зависимости от целей создания фонды могут быть следующих направленностей :

  • культурной;
  • социальной;
  • благотворительной;
  • образовательной.

В целях достижения поставленных задач фонды вправе осуществлять коммерческую деятельность, но только в случае учреждения собственных или участия в уже созданных хозяйственных обществах.

Виды и особенности

Самыми распространенными видами фондов являются общественные, благотворительные и автономные некоммерческие организации.

Под благотворительным фондом подразумевается НКО, созданная посредством соединения добровольных имущественных взносов и направляющая эти средства на осуществление той или иной благотворительной деятельности.

Денежные средства на благотворительность фонды изыскивают одним из следующих методов:

  1. Ищут спонсора или назначают учредителем благотворителя, в роли которого может быть как физическое лицо, так и организация или государство.
  2. Самостоятельно зарабатывают средства на осуществление уставной деятельности.
  3. Получают гранты или финансирование от других некоммерческих организаций.
  4. Инвестируют средства фонда в и др.

Устав фонда должен отражать, что он создан непосредственно для реализации социально значимых целей посредством осуществления благотворительной деятельности. К таким действиям нельзя отнести помощь и поддержку политическим партиям и коммерческим организациями.

Кроме того, устав определяет процедуру распределения имущества, если в отношении фонда будет запущена процедура ликвидации. Если данная процедура не отражена в уставе, решение о порядке использования имущества остается за ликвидационной комиссией.

Основное отличие благотворительного фонда от остальных заключается в том, что его невозможно преобразовать в хозяйственное общество или товарищество. Важно также отметить следующие пункты, касающиеся финансов благотворительной организации:

  • запрещено тратить более 20% всех расходуемых за год средств на зарплату административно-управленческому персоналу фонда (ограничение не касается зарплаты сотрудников, непосредственно реализующих благотворительные программы);
  • от 80% пожертвований фонда подлежат распределению на благотворительные цели в течение периода, не превышающего срок в один год, с момента поступления денежных средств на счет фонда.

Возможность учреждения фонда есть как у граждан, так и у юридических лиц, поскольку Гражданским кодексом не регламентированы какие-либо специальные требования. Единственное ограничение заключается в том, что участниками благотворительных организаций и фондов не могут являться органы власти и муниципальные предприятия .

Процесс регистрации благотворительного фонда целиком осуществляется территориальными органами Министерства Юстиции России, на основании следующих поданных документов:

  1. Заявления по форме №РН0001.
  2. Учредительных документов, в частности, устава (в трех экземплярах), протокола об учреждении и учредительного договора.
  3. Квитанции об оплате государственной пошлины в размере 4000 тыс. руб.

Общественный фонд , в отличие от благотворительного, является добровольной, самоуправляемой, некоммерческой организацией, созданной для реализации закрепленных в уставе целей и задач.

Другие характерные особенности:

  • не менее трех учредителей в составе, причем это могут быть и физические, и юридические лица (преимущественно общественные объединения);
  • участниками и учредителями общественных организаций и фондов не могут являться органы власти и муниципальные предприятия.
  • возможность приступить к осуществлению своей уставной деятельности с момента принятия учредителями решения об основании фонда, утверждения устава и определения руководящих органов (при этом он не будет являться юридическим лицом);
  • юридическая правоспособность возникает по завершении процесса государственной регистрации (который несколько отличается от процесса ).

Типы фондов по территориальному признаку:

  • международного уровня (в иностранных государствах должно быть создано и должно функционировать как минимум один филиал или подразделение);
  • общероссийского уровня (при создании филиалов или подразделений на большей территории регионов Российской Федерации);
  • межрегионального уровня (при создании филиалов или подразделений на территории некоторых регионов Российской Федерации);
  • регионального уровня (при создании филиалов или подразделений на территории одного региона Российской Федерации);
  • местного уровня (при создании филиалов или подразделений на территории органа местного самоуправления).

Порядок регистрации общественного фонда происходит практически таким же образом, как и регистрация благотворительного фонда.

Процесс осуществляется территориальными органами Министерства Юстиции России на основании нотариально заверенного заявления РН0001, а также пакета обязательных документов, включающих решение об основании организации, учредительные документы, сведения о видах осуществляемой деятельности, сведения о юридическом адресе и квитанцию об оплате госпошлины.

Автономный некоммерческий фонд учреждается группой лиц, действующих на основании объединения добровольных имущественных взносов, целью которых является предоставление культурных, образовательных, медицинских, спортивных или иных услуг.

Имущество, передаваемое участниками организации, становится ее собственностью. Учредители фонда освобождены от взаимных обязательств и вправе пользоваться услугами организации на равных с другими лицами.

Учредительные документы фонда:

  • устав;
  • учредительный договор.

Допустимо осуществление предпринимательской деятельности автономным некоммерческим фондом в случае, если данная деятельность соответствует целям его создания. При его ликвидации оставшееся имущество распределяется между участниками организации; при этом действуют те же правила, что и в отношении выхода из фонда.

Порядок регистрации и необходимые документы

Пошаговая инструкция регистрации фонда состоит из следующих шагов:

Длительность процедуры в среднем составляет один месяц. Сумма пошлины, взимаемой за регистрацию, составляет 4000 руб.

Пакет документов, требуемых для регистрации фонда:

  1. Заявление РН0001 с подписью, ФИО, адресом постоянного места жительства и номером телефона заявителя (два экземпляра). Один экземпляр должен быть заверен нотариально, второй необходимо прошить и заверить у учредителя. Поскольку основной вид деятельности фонда заключается в получении и направлении денежных средств на уставные цели, в заявлении указывается 65.23.
  2. Учредительная документация фонда (устав) в трех экземплярах. Устав регистрируемого фонда, помимо основных сведений, должен включать название (непосредственно с использованием слова «фонд»), цели создания организации, информацию об управляющих органах фонда, отражающую порядок назначения на управляющие должности и порядок освобождения от них, о местонахождении регистрируемого фонда. о распределении имущества в случае, если будет запущена процедура ликвидации, Протокол об основании организации (два экземпляра): при наличии двух и более учредителей необходимо оформить как протокол собрания учредителей, при одном учредителе необходимо оформить как решение единственного учредителя.
  3. Адрес организации (два экземпляра) – в форме договора аренды с приложением копий свидетельства о праве собственности или гарантийного письма.
  4. Данные об учредителях организации (два экземпляра), включая следующую информацию для физического лица — ФИО, адрес регистрации и телефон, для юридического лица — , ИНН, полное наименование, адрес местонахождения и телефон.
  5. Оригинал и копия квитанции об оплате пошлины .

Всю документацию, подаваемую в Министерство на регистрацию, нужно прошить, пронумеровать и подписать на прошивке заявителем. Подача документов может осуществляться как лично заявителем, так и через доверенное лицо (по оформленной в соответствии с действующим законодательством доверенности).

Процесс регистрации фонда занимает около 30 дней. По истечении этого периода, соответствующие изменения вносятся в ЕГРЮЛ, выдается свидетельство и фонд официально считается зарегистрированным.

Дальнейшие шаги заключаются в постановке на учет во внебюджетных фондах, решении вопросов с открытием счетов, получением печати и статистических кодов и осуществлением других организационных мероприятий.

Сложности

Зарегистрировать фонд — процесс сложный и долгий, и не каждый сможет успешно выполнить эту задачу. Основная сложность заключается в том, что регистрацию НКО осуществляет Министерство Юстиции , которое регулярно меняет регламент. По статистике, большинство отказов происходят из-за несоответствия подаваемых документом установленным нормативам или ошибок, допущенных при оформлении документов.

Кроме того, повышенные требования предъявляются и к юридическому адресу регистрируемого фонда, а этому не всегда уделяется должное внимание. Несмотря на все сложности, ежегодно в нашей стране регистрируется большое количество фондов и некоммерческих организаций, и единственная возможность избежать отказа — тщательно проверять документы на соответствие установленным Министерством Юстиции нормативам .

Дополнительную информацию по регистрации фонда можно узнать в данном видео.

Благотворительные фонды в современном мире получили широкое распространение. Их популярность вызвана ростом социальной активности граждан. Работа благотворительных фондов, прежде всего, направлена на решение жизненно важных проблем: поддержку социально не защищенных слоев населения (престарелых, матерей – одиночек, детей – отказников), лечение и реабилитацию страдающих алкогольной или наркотической зависимостью. Нередко благотворительные фонды создаются для поддержания жизни неизлечимо больных.

Нормативной базой, регулирующей деятельность благотворительного фонда, является Гражданский кодекс РФ (часть первая); Федеральный закон «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ от 12.01.1996 года; Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» № 135-ФЗ от 11.08.1995 года.

В силу прямого указания в законе органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также государственные и муниципальные унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения не могут выступать учредителями благотворительного фонда.

Что касается численности учредителей, то закон в качестве минимального количества учредителей благотворительного фонда устанавливает одно лицо. Максимальное количество учредителей законом не ограничено.

По своему правовому статусу благотворительный фонд является некоммерческой унитарной организацией. В отличие от корпорации, учредители благотворительного фонда как некоммерческой унитарной организации не становятся его участниками и не имеют прав членства.

Учредители собственно создают организацию – благотворительный фонд. Формируют и утверждают его устав. Делают добровольные имущественные взносы. Проходят процедуру государственной регистрации.

В силу отсутствия прямого запрета в законе, учредители вправе войти в состав органов управления фондом.

Вопрос о порядке формирования органов управления фондом, а также компетенции органов управления решается в законе и уставе фонда.

Закон дает право учредителю выйти из состава учредителей и устанавливает порядок выхода.

Учредители благотворительного фонда вправе выйти из состава учредителей в любое время без согласия остальных учредителей. Для выхода из состава учредителей достаточно направить сведения о выходе в регистрирующий орган (налоговую инспекцию).

В случае выхода из состава учредителей последнего либо единственного учредителя он обязан до направления сведений о своем выходе передать свои права учредителя другому лицу в порядке, определенном уставом фонда, если иное не предусмотрено в законе.

Правомочия учредителя фонда в случае его выхода из состава учредителей прекращаются со дня внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц.

Учредитель, вышедший из состава учредителей, обязан направить уведомление об этом фонду в день направления сведений о своем выходе из состава учредителей в регистрирующий орган (налоговую инспекцию).

Вопрос об ответственности учредителя благотворительного фонда в законодательстве решается следующим образом.

Имущество фонда как сказано выше, формируется, в том числе за счет добровольных взносов учредителей.

Учредители фонда не имеют имущественных прав в отношении созданного ими фонда. Это значит, что имущество, переданное в качестве добровольного взноса, становится собственностью фонда. Действующим имуществом фонда учредители также не вправе владеть, пользоваться и распоряжаться. Учредители по общему правилу не участвуют в распределении прибыли фонда, а также имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов.

В связи с этим, взаимная ответственность фонда и его учредителей исключена: учредители не отвечают по обязательствам фонда, а фонд, в свою очередь, не отвечает по обязательствам своих учредителей.