Бериев Георгий Михайлович. Краткая биография


Александр Заблотский, Андрей Сальников/ Таганрог Фото из архива ТАНТК им. Г.М.Бериева


Г.М.Бериев. Середина 1970-х гг,


13 февраля 2003 г. исполняется 100 лет со дня рождения выдающегося советского авиаконструктора Г.М.Бериева. Подробное описание его жизненного и творческого пути далеко выходит за рамки небольшой статьи, поэтому мы коснемся лишь некоторых малоизвестных эпизодов биографии Георгия Михайловича, которые, как полагаем, будут интересны читателям.

Г.М.Бериев родился в 1903 г в Тифлисе (Тбилиси), став пятым ребенком в семье скромного рабочего Михаила Соломоновича Бериева. Часто в литературе в отношении Георгия Михайловича упоминают грузинскую фамилию его отца - Бериашвили, но это не совсем верно. Дело в том, что тот поменял свою фамилию на русский лад, как тогда на Кавказе делали многие, еще до женитьбы, и поэтому Георгий с рождения носил фамилию Бериев.

Самолет будущий авиаконструктор впервые увидел в своем родном городе осенью 1910 г. Это был «Фарман», на котором проводил демонстрационные полеты известный русский авиатор С.И.Уточкин. Посмотреть на это невиданное, полуфантастическое зрелище собралось огромное количество народа, среди которого была и семья Бериевых в полном составе. Уже на склоне лет Георгий Михайлович так вспоминал об этом дне: «…Летал Уточкин недолго и не очень высоко, и не над толпой, а в сторону Дигоми. Событие это было необычайным и запомнилось мне на всю жизнь. Я и сейчас помню тот жаркий день и пожелтевшую траву. Очевидно, это первое впечатление о полете человека на аэроплане надолго запечатлелось в моем детском сознании и уже тогда родило во мне мечту о полете в воздухе».

Вплотную приблизиться к осуществлению своей мечты Георгий смог, когда начал учиться на авиационном отделении Ленинградского политехнического института. Начиная с 1930 г., он работал на различных конструкторских должностях в МОС ВАО (Морское опытное самолетостроение Всесоюзного авиационного объединения), ЦКБ завода №39 и Конструкторском отделе опытного самолетостроения ЦАГИ. Признания как авиаконструктор Бериев добился, создав первый свой самолет - морской ближний разведчик ЦКБ-25, ставший впоследствии знаменитым МБР-2. В 1934 г. Георгия Михайловича назначили главным конструктором и начальником Центрального конструкторского бюро морского самолетостроения (ЦКБ МС) в Таганроге, которым он будет бессменно руководить до 1968 г.

Бериев не оставлял и свою мечту научиться летать самостоятельно. Впервые в воздух он поднялся в 1928 г., во время практики на авиазаводе №23 «Красный летчик» в Ленинграде, полетев в качестве пассажира на самолете «Авро-504К». Во время испытаний опытного МБР-2 Бериев принимал участие в полетах с летчиком-испытателем Б.Л.Бухгольцем. Однако это не совсем удовлетворяло Бериева и, возглавив ЦБК МС, он добился выделения своей организации двух У-2 и образовал группу любителей авиационного спорта, в которую вступил и сам. Главный конструктор считал, что личный летный опыт будет весьма полезен для молодых конструкторов КБ и выработает у них более ответственный подход к своему делу.

Бериев оказался способным учеником и быстро стал летать на У-2 самостоятельно. Кроме тренировок, он периодически использовал поликарповский биплан для полетов по служебным делам в Ростов-на-Дону. Летал он и на своих гидросамолетах. Так, при командировках в Севастополь, где в Летно-испытательном институте авиации РК ВМФ проходили испытания созданные в ЦКБ МС машины, Бериев пользовался заводским МБР-2. Обычно он садился на расположенное справа от пилота откидное сиденье механика и после взлета брал управление самолетом на себя (МБР оснащался дополнительным съемным штурвалом). В воздухе главный конструктор практиковался не только в пилотировании, но и в навигации, стараясь выдержать заданный курс.

В начале 1934 г. Бериев был срочно вызван в Москву. Прибыв в столицу, он узнал, что включен в состав группы авиационных специалистов, направляемых в зарубежную командировку для ознакомления с авиапромышленностью Италии, Франции и Великобритании. Его спутниками стали С.А.Кочеригин - широко образованный авиационный инженер, свободно владевший французским и английским языками, и К.Н.Ганулич - военный инженер и морской летчик, который неплохо знал немецкий язык.

Наиболее интересным стал итальянский этап командировки. Советские специалисты смогли посетить все интересовавшие их предприятия. Итальянцы почти ничего от них не скрывали, охотно отвечали на вопросы и показывали свои новинки. Например, в Монфальконе на заводе фирмы «Кантьери риунити дель Адриатикой главный конструктор Ф.Цаппата лично ознакомил советскую делегацию с опытным дальним разведчиком КАНТ Z.501, который впервые поднялся в воздух всего за месяц до этого визита. Во время посещения авиационных подразделений концерна «Фиат» Бериев и его спутники долго беседовали с главным конструктором компании Розателли и его помощниками, из которых Георгию Михайловичу запомнился молодой инженер Габриелли. Ни Бериев, ни Габриелли тогда не могли предполагать, что в следующий раз они встретятся через 32 года, когда главный конструктор «Фиата» профессор Габриелли будет принимать на Международном авиасалоне в Турине главного конструктора Бериева.

На авиационном заводе фирмы «Макки-Кастольди» в Варезе члены делегации познакомились с знаменитым создателем гоночных гидросамолетов М.Кастольди. Им была предоставлена возможность посетить и, так называемую, «школу летчиков-скоростников» на озере Гарда. Пояснения давал сам начальник школы, показавший свои гидросамолеты. Среди них находился и Макки М.72 - через несколько месяцев на нем будет установлен абсолютный мировой рекорд скорости для гидросамолетов. Затем был дан обед, на котором гостей познакомили с летным составом, в том числе и с мировым рекордсменом Гарди Франческо Аджелло. Завершилось посещение школы несколько курьезно. После окончания трапезы начальник школы удалился, сославшись на служебные дела, а советские специалисты отправились вместе с летчиками прогуляться по местному парку. Сначала беседа шла на различные бытовые темы, затем, воспользовавшись отсутствием начальства, офицеры предложили выпить с ними «русской водки». Тут же появился солдат с бутылкой и рюмками. Георгий Михайлович вспоминал: «В бутылке была какая-то подозрительного вида жидкость желтоватого цвета, по вкусу напоминающая кукурузный самогон. Не желая огорчать гостеприимных хозяев, нам пришлось проглотить по рюмке этого напитка».



Корабельные разведчики КОР-1 (слева) и КОР-2 были выпущены в небольшом количестве



Опытный дальний морской разведчик МДР-5. 1938 г.



Опытный экземпляр самолета для аэрофотосъемки Ан-24ФК. 1967 г.



Г.М.Бериев (в центре) у самолета местных воздушных линий Бе-32. 1976 г,


Под конец пребывания делегации в Италии Георгий Михайлович отстал на несколько дней от своих спутников, чтобы посетить военно-морскую базу Специя. Здесь ему представилась возможность побывать на тяжелом крейсере «Больцано» и ознакомиться с его авиационным вооружением. Эта информация представляла особый интерес, поскольку подобный самолет необходимо было создать для отечественного флота. Такая машина в бериевском КБ будет сделана и получит обозначение КОР-1.

В своей первой зарубежной командировке Бериев, сверх всяких ожиданий, пробыл более пяти месяцев. Намеченные планы были изменены, и кроме европейских стран, делегация посетила США. На родину Бериев и его коллеги вернулись 15 июля 1934 г.

Из 1930-х гг. перенесемся к временам и событиям не столь от нас отдаленным. Мало кому известно, что ОКБ ПМ.Бериева много и плодотворно взаимодействовало с украинскими создателями авиатехники, прежде всего, с коллективами А.И.Ивченко и О.К.Антонова. Георгий Михайлович заложил основы тесного, продолжающегося по сию пору, сотрудничества таганрогских самолетостроителей и запорожских двигателистов, выбрав для установки на амфибию Бе-12 турбовинтовые двигатели АИ-20. Как показала жизнь, выбор оказался удачным. Двигатели, созданные под руководством Ивченко, стали одним из слагаемых долгой службы этих машин, продолжающейся и сейчас.

Во второй половине 1960-х гг. началась совместная работа конструкторских бюро Бериева и Антонова. Для Георгия Михайловича и его сотрудников это был непростой период, поскольку интерес заказчиков к гидроавиации упал, и главному конструктору пришлось взяться за разработку сухопутных машин различного назначения. В 1964 г. появился совместный проект реактивного пассажирского самолета для местных воздушных линий Ан-Бе-20 (подробно см. «АиВ», №4"97). Таганрогские специалисты прини* мали участие в создании специализированного сельскохозяйственного варианта Ан-2 - самолета Ан-2М. Наиболее широкомасштабной работой стало создание в Таганроге на базе пассажирского Ан-24 самолета для аэрофотосъемки Ан-24ФК. В 1965 г. был закончен эскизный проект и прошла макетная комиссия. На опытном заводе к лету 1967 г. в такой вариант переоборудовали серийный Ан-24 (заводской №57302003), который 21 августа впервые поднялся в воздух. В июле следующего года завершились совместные заводские летные испытания, проходившие в Таганроге, а также на летно-испытательной базе ОКБ О.К.Антонова в Гостомеле и на одном из среднеазиатских аэродромов. В 1971 г. при участии конструкторов ОКБ Бериева Ан-24ФК был запущен в серию под обозначением Ан-30 на киевском авиационном заводе, где до 1980 г. построили 115 таких машин,

В заключение этого краткого рассказа хочется отметить, что главным итогом работы Георгия Михайловича Бериева стало создание уникальной конструкторской школы, являющейся сегодня мировым лидером в создании гидросамолетов и самолетов-амфибий. После многолетнего перерыва в Таганроге был построен и впервые поднялся в воздух в декабре 1986 г. противолодочный самолет-амфибия А-40 «Альбатрос». Сегодня это самая большая реактивная амфибия в мире, обладающая уникальными летно-техническими и мореходными характеристиками. Сейчас специалисты Таганрогского АНТК им. Г.М. Бериева работают над совершенствованием и продвижением на международный рынок новых самолетов-амфибий Бе-103 и Бе-200. Не прекращается разработка машин следующего поколения. Поэтому можно с уверенностью сказать, что история гидросамолетов с маркой «Бе» продолжится и в XXI веке.

ТАНТК имени Бериева Г. М. (Открытое акционерное общество «Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени. Бериева Г. М») - авиастроительное предприятие, размещающееся в Таганроге. В 1993 году на заводе возрожден Бе-32, самолёт, который продемонстрировали на авиасалонах в Москве, Париже, Берлине и Дубае. Установка на него современных моторов фирмы Pratt&Whithey/Климов дало возможность значительно улучшить его технико-летные характеристики. Были спроектированы грузовой, пассажирский, десантный, административный и санитарный варианты. Бе-103, лёгкий самолёт-амфибия также является самой последней разработкой трудового коллектива ТАНТК им.. Бериева Г. М.

Он демонстрировался в Геленджике на Международной выставке гидроавиации в 1998 году и в данный момент проходит испытания. Сейчас на Таганрогском авиационном научно-техническом комплексе имени Бериева Г. М. готовится к появлению на конвейерной ленте Бе-103 самолёт-амфибия, предназначающийся для транспортировки пяти-шести пассажиров. Бе-114 и Бе-112(многоцелевые самолёты-амфибии) находятся на этапе разработки.

Также разрабатываются перспективные идеи будущих огромных самолётов-амфибий, имеющую взлетную массу свыше тысячи тонн. И по другим перспективным темам коллектив завода ведет работы. Руководство и собственники Основными акционерами предприятия являются: 39,6 процента у НПК «Иркут», 38 процентов у открытого акционерного общества "Авиационная холдинговая компания «Сухой».

Руководство ТАНКТ имени Бериева Г. М. сегодня осуществляет воспитанник данного предприятия В. А Кобзев. Другие знаменитые личности завода Виктор Яковлевич Литвинов, - организатор авиационной промышленности и советский авиаконструктор, Два раза Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии СССР (1946, 1950), почётный таганрогский гражданин, депутат Верховного Совета РСФСР пятого и шестого созывов, четыре раза кавалер орденов Ленина, два раза Кавалер ордена Красного Трудового Знамени, делегат 19, 20 и 22 съездов КПСС. . Павел Степанович Кутахов, (03.08.1914, с. Малокирсановка, Ростовской области - 03.12.1984, Москва) - советский военачальник, дважды Герой Советского Союза (награжден 1 мая 1943, и 12 августа 1984), с 1972 года главный маршал авиации, с 1966 года заслуженный боевой лётчик СССР. Роберт Людвигович Бартини (настоящее имя Roberto Oros di Bartini), 14.05.1897, Фиуме, Австро-Венгрия - 06.12.1974, Москва) - советский учёный, авиаконструктор, комбриг. В разной степени и в разное время с Бартини были связаны: Ильюшин, Королёв, Мясищев, Яковлев, Антонов и многие другие.

Владимир Георгиевич Редькин, 14.01.1934, г. Котельнич, СССР - 13.01.2007, г. Таганрог) - заслуженный машиностроитель Российской Федерации. Начиная с 1958 года непосредственно принимал участие в летных испытаниях самолетов опытно-конструкторского бюро, таких как: Р-1, Бе-12, Бе-30/32/32к, Бе-10, Ан-30, А-50, А-40, Ан-2М, Бе-103, Бе-200. Производимая деятельность Прибыль с продаж составила 275 миллионов рублей.

Выручка предприятия в 2007 году достигла 1,616 миллиарда рублей. (в сравнении с показателями 2006 года - 2,011 миллиарда рублей), чистая прибыль составила 14,148 миллиона рублей. (в сравнении с показателями 2006 года миллиона рублей.). Выручка (без учета НДС) в 2008 году достигла 1,893 миллиарда рублей. (на внешний рынок) и 939 миллионов рублей. (на внутренний рынок). ОАО "ТАВИА" в апреле 2011 года вошло в состав открытого акционерного общества "ТАНТК им. Г.М. Бериева".

Среди выдающихся деятелей Советского Союза почетное место занимает Бериев Георгий Михайлович. Возможно, его имя не известно всем и каждому, но в сфере самолетостроения - это человек-легенда. Он более чем кто-либо из его коллег преуспел в создании самолетов-амфибий, которые по сегодняшний день являются одними из лучших на планете. Они выпускаются под маркой «Бе» (первый слог фамилии создателя). Бериев оставил потомкам не только множество моделей самолетов, но еще и школу, в которой его ученики продолжают проектировать гидросамолеты.

Детские годы

В грузинском городе Тбилиси (Тифлисе) 13 февраля 1903 года родился Бериев Георгий Михайлович. Национальность его - грузин. Фамилия его отца изначально звучала, как Бериашвили. Но поскольку подавляющее большинство жителей Тбилиси были русскими, Михаил Соломонович чувствовал себя не очень уютно и видоизменил фамилию. Все четверо его детей росли уже Бериевыми.

Трудился отец будущего авиаконструктора простым чернорабочим, а мать - Екатерина Прохорова (судя по всему, была русской) - работала прачкой.

Юному Георгию очень повезло со школой. Ее директор, будучи большой энтузиасткой, старалась обеспечить ученикам качественное образование, обогащая стандартную программу. Детей постоянно возили на экскурсии и расширяли их кругозор разными другими способами. Впечатления школьных лет навсегда остались в памяти Бериева. А еще огромным потрясением детства стал для него увиденный впервые полет аэроплана, совершенный асом Сергеем Уточкиным. Возможно, именно во время того авиашоу у мальчишки и зародилась мечта о небе.

Но, окончив школу, пятнадцатилетний Георгий Михайлович Бериев, пошел не в летчики, а на чугунолитейный завод. Правда, проработал он там всего пару лет.

Образование

Родители парня, хоть и были очень бедны, но считали, что образование своим детям дать они обязаны. Поэтому сделали все возможное для поступления Георгия в Высшее начальное училище Тбилиси. Учеба давалась юноше легко, особенно же нравились технические предметы. В 1916 году Бериев успешно окончил это училище и сразу же поступил в другое - железнодорожное, где получал специальность механика.

Окончить учебное заведение парню не удалось. Все сильнее разгоралась Гражданская война, и Бериев Георгий Михайлович, являясь пылким поклонником большевиков, вступает сначала в комсомол, а затем уходит добровольцем в Красную Армию.

Только спустя несколько лет ему удалось продолжить образование. На сей раз выбор пал на политех в Тбилиси.

Мечта о небе

Анализируя судьбу выдающегося деятеля, сегодня можно сказать, что Бериев Георгий Михайлович родился «крылатым». Мечта о небе, зародившаяся еще в детстве, в юности стала еще острее. Парень пытался поступить в Егорьевскую школу летчиков, но не сложилось - пришлось учиться в политехе. Только Георгий был не из тех, кто сдается. Спустя год после поступления он нашел компромиссный вариант, переведясь из Тбилиси в Ленинград, где в политехническом институте был кораблестроительный факультет и авиационное отделение. Жизнь входила в нужное русло… Мечта была все ближе.

Практиковались студенты на заводе «Красный летчик» - крупнейшем производителе самолетов в стране. Во время практики 27-летний Бериев Георгий Михайлович впервые поднялся в небо. Правда, пока что только как пассажир.

Начало карьеры

20-30-е годы ознаменовались бурным развитием гидроавиации во многих странах мира, в том числе и в Союзе. Для развития данной отрасли советским правительством специально был создан ОМОС (Отдел морского опытного самолетостроения). Сюда и пришел работать выпускник политеха.

Следующим местом работы Бериева стало конструкторское бюро под руководством французского авиаконструктора Поля Ришара. Георгий Михайлович сначала занимал должность расчетчика, а затем конструировал узлы.

КБ функционировало три года и за это время не отметилось какими-либо значимыми достижениями. Поэтому контракт с французом не продлили, а бюро расформировали. Отдельные сотрудники, среди которых был и Бериев, перешли в ЦКБ ЦАГИ. Высококлассному специалисту здесь доверили пост замначальника морского отдела Центрального конструкторского бюро-39.

Бериев Георгий Михайлович трудится не покладая рук и очень скоро создает самолет, который в следующие двадцать лет был незаменим в авиации военно-морского флота СССР. Речь идет о самом массовом аппарате тех лет - цельнометаллическом гидросамолете МБР-2.

Зарубежный опыт

После запуска в производство МБР-2 его конструктор был замечен и отмечен правительством. Власть решила, что Бериев Георгий Михайлович, биография которого являлась просто безупречной (родился в пролетарской семье, вступил в партию, воевал в составе Красной Армии), достоин поездки за рубеж с целью перенимания опыта.

Командировка длилась 6 месяцев, и за это время Бериев успел побывать на авиастроительных предприятиях Англии, Франции, Италии и даже Соединенных Штатов Америки. На родину делегация советских авиаконструкторов вернулась в июле 1934-го.

Главный конструктор ЦКБ морского самолетостроения

После возвращения Бериева перевели в Таганрог, где на авиационном заводе, занимая должность главного конструктора, он буквально с нуля создает КБ.

К таганрогскому периоду деятельности Георгия Михайловича относятся такие его «детища», как гражданская версия МБР-2 - МП-1, представленная в двух модификациях - для перевозки пассажиров и грузов.

Сотрудникам завода под управлением Бериева удалось создать первый в СССР катапультный самолет-амфибию КОР-1. Модель не была доведена до совершенства, но ее запустили в производство.

Среди значимых достижений тех лет также усовершенствованный МБР-2, получивший «имя» МБР-7; МДР-5, созданный для морской дальней разведки; разработки аппарата КОР-2, относящегося к классу катапультных монопланов, и другие.

Мечта сбылась

Работая в Таганроге, Бериев Георгий Михайлович - авиаконструктор высочайшего класса, продолжал мечтать о небе. Он хотел не просто создавать крылатые аппараты, но и управлять ими!

И тогда в голову ему приходит мысль найти единомышленников и создать аэроклуб. Задумано - сделано! Власти пошли на уступки именитому конструктору и выделили ему два самолета У-2. На них все желающие учились летать. Получил «корочку» пилота и Бериев.

В будущем он не раз садился за штурвал, в том числе и своего детища - МБР-2. А однажды даже, управляя последним, попал в сложную ситуацию. У самолета отказал мотор, и пилотам пришлось в условиях непогоды сажать аппарат на воду. Балансируя на волнах, привели в порядок «сердце птицы», взлетели и благополучно добрались до аэропорта.

Таким образом, Бериев Георгий на практике доказал, что создал достойную модель. А еще - сбылась, наконец, его детская мечта!

Великая Отечественная война

Продуктивная деятельность была вероломно прервана вторжением фашистов. Началась Великая Отечественная война. Бериева эвакуировали в Омск, где продолжилась работа над жизненно необходимым стране КОР-2. Времени было в обрез, власть торопила, хотя истинные ее мотивы вначале были непонятны.

Позже выяснилось, что КОР-2 должен был исполнять функции легкого бомбардировщика во время морских боев. С этой целью бюро несколько переделало модель, и ее запустили в серийное производство.

1943 годом, когда КБ трудилось уже в Красноярске, датируется проект первой летающей лодки, созданный Бериевым. Это был корабль нового поколения. Но, к сожалению, повоевать он не успел. Первый экземпляр ЛЛ-143 (или Бе-6) был собран как раз к победе - в мае 45-го, а выпуск аппаратов страна начала в 1946-м. Производство осуществлялось в Таганроге.

За настоящий прорыв в отечественном авиастроении Бериев Георгий Михайлович награды получил высокие:

  • 2 ордена Трудового Красного Знамени.
  • Медаль «За боевые заслуги».
  • Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».
  • Именное оружие.
  • второй степени.
  • Госпремию СССР.

После войны

По окончании Великой Отечественной войны конструирование самолетов получило новый виток развития. Таганрогское КБ выпускало одну модель за другой.

Бериев Георгий Михайлович, фото которого уже было знакомо читателям советских газет, вскоре после легендарного Бе-6 подарил стране многоцелевой гидросамолет Бе-8, долгое время служивший летающей лабораторией (на нем испытывали подводные крылья).

Следующим детищем бюро стал морской разведчик Бе-Р1, а за ним пришел черед увидеть свет Бе-10, который впервые оснащался стреловидными крыльями. Самолет презентовали во время многолюдного авиашоу, а позже на нем было совершено двенадцать мировых рекордов. Правда, век Бе-10 оказался до обидного короток, ибо аппарат создавался из крайне недолговечного алюминиевого сплава.

Военная промышленность развивалась во всем мире, и на «подиум» вышли атомные подводные лодки. Их уничтожение - вот цель, которую теперь должны были преследовать конструкторы самолетов-амфибий. И Бериев создает очередной шедевр - Бе-12, ласково именуемый «чайкой». Этот агрегат мог находить и уничтожать подлодки. За него конструктор получил еще одну награду - Государственную премию. «Чайка» дала возможность установить сорок два мировых рекорда.

Некоторым отхождением от «темы» стало создание под руководством Георгия Михайловича самолета-снаряда П-10. К амфибиям он отношения не имел никакого.

Последние годы

Последние годы своей трудовой деятельности Бериев посвятил созданию проектов, большинство из которых так и остались нереализованными. Среди них, например, поражающие воображение «экранопланы», которые могут летать над любой плоскостью за счет воздушной подушки. Некоторые разработки попросту не успели внедриться в жизнь, ибо потеряли актуальность. А другие все еще ждут своего часа и до сих пор выглядят фантастикой.

В конце 1960-х, после повторного инфаркта, Георгий Михайлович покидает КБ. Но на пенсии не сидит без дела, продолжая аналитическую и исследовательскую работу. Пытается спрогнозировать будущее авиации. Состоит в различных научно-технических советах страны. До самых последних дней остается в строю Бериев Георгий Михайлович. Генерал-майор покинул этот мир 12 июля 1979 года.

Наследие

Уроженец Тбилиси, сын простого чернорабочего, большой мечтатель и неутомимый труженик прошел интересный путь. После себя оставил не только легендарные модели самолетов, которым даже ставят памятники (среди таких, например, Бе-6), но и уникальную школу. В КБ имени Бериева по сей день ведутся разработки и конструируются модели самолетов, лавирующих между двумя стихиями - воздухом и водой. Школа Георгия Михайловича является мировым лидером в сфере гидроавиации.

Учителю удалось бросить хорошие зерна. И почва оказалась благодатной…

Годы жизни: 1902-1979

Cоветский авиаконструктор, генерал-майор инженерно-технической службы. После окончания Политехнического института (Ленинград) в 1930 начал работать конструктором ОКБ в МОС ВАО, возглавляемом французским конструктором Полем Эне Ришаром. Затем это КБ вливается в состав ЦКБ ЦАГИ. Здесь, в бригаде морского отдела ЦКБ И. В. Четверикова, Г. М. Бериевым в 1930 г. был предложен проект морского ближнего разведчика МБР-2. После успешного испытания опытного самолета в мае 1932 г. принимается решение о запуске его в серийное производство. В 1933 в ЦКБ-39 Бериев возглавляет бригаду № 5. 1 октября 1934 согласно приказу по ГУАП СССР № 44/260 от 6 августа 1934 г. к в г. Таганроге создается ЦКБ морского самолетостроения. Его главным конструктором был назначен Георгий Бериев. Серийно выпускался и гражданский вариант МБР-2 — МП-1.

Корабельный катапультный самолет КОР-1 (Бе-2) был построен небольшой серией, а морской дальний разведчик МДР-5 и МБР-7 были построены всего в 2 экземплярох. Летающая лодка КОР-2 (Бе-4) выпускалась малой серией во время ВОВ уже в Сибири. Вслед за заводом КБ было эвакуировано в Омск, а затем в Красноярск. В эвакуации ОКБ занималось перспективным проектированием. В 1943 был разработан проект летающей лодки ЛЛ-143, а в 1944 макет грузо-пассажирского ПЛЛ-144. Это позволило после испытаний ЛЛ-143 в 1945, уже в 1949 создать летающую лодку Бе-6, а в 1948 многоцелевую амфибию Бе-8. На Бе-8 были испытаны в качестве взлетно-посадочных устройств подводные крылья.

Вслед за экспериментальной летающей лодкой Р-1 (1949) с двумя ТРД, появляется разведчик-торпедоносец М-10 (Бе-10) со стреловидным крылом. Он строился серийно (24 самолета) с 1956 по 1961 г. В 1961 на Бе-10 была достигнута рекордная для гидросамолета скорость — 912 км/ч и были установлены мировые рекорды высоты. На серийном противолодочном самолете-амфибии Бе-12 (М-12) «Чайка» с более экономичными ТВД также были установлены рекорды высоты полета.

С началом «ракетизации всей страны» в начале 60-х были закрыты работы по сверхзвуковому гидросамолету, а также гигантской стратегической летающей лодке ЛЛ-600 (со взлетным весом до 1000 т). В этих условиях ОКБ-49 создает крылатую ракету П-10 и прорабатывает проект КР П-100 в вариантах средней и межконтинентальной дальности.

Начинает разработку самолета для замены Ан-2 на местных авиалиниях. В 1968 совершил первый полет пассажирский 14-местный самолет Бе-30. Как и его развитие — Бе-32, он имел также транспортный и санитарный варианты.

ОКБ Бериева участвует в создании специализированного сельскохозяйственного Ан-2 М, совместно с КБ О. К. Антонова разрабатывает проект пассажирского самолета для местных авиалиний Ан-Бе-20 (ставший впоследствии самолетом Як-40) и создает самолет аэрофотосъемки Ан-24ФК, запущенный в серию под названием Ан-30.

Выберите: «Российская Ассоциация Морских и Речных Бункеровщиков» «ПФК ЭТМ» «Промышленные Грузы» «Проммаштрейд» «Прометей, Инженерно-Технологический Центр» «ПРОМА Северо-Запад» «ПроЛайн, Проектно-дизайнерское бюро» «ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОМБИНАТ» «Прикладная гидронавтика» «Порт Тураево» «Радио Комплекс» «Радио-навигатор» «Росморпорт» «РОАР» «Риттал» «РиМ Maрин» «Риверсайд» «РЖД-Партнер, Журнал» «РечДизельСервис» «Радионавигационные системы» «Радиома оборудование связи и радиокоммуникации» «Полярная морская геологоразведочная экспедиция» «Полтраф СНГ» «ОВМС» «Обуховское» «Проект «Штандарт» «НОРТА МИТ» «Нордвег» «Норд Вест Сервис» «Новик сервис» «Нептун 21 Век» «Невский судостроительно-судоремонтный завод» «Окская судоверфь» «Онежский судостроительный завод» «Стропа» «Полар СПб» «Пневмо-Альянс» «Петрошип» «Петрософт» «Петробалт ПКБ» «Петербургские канаты» «Палмали» «Парок» «Нева-Металл Трэйд» «Российские судовые модульные системы» «ФУРУНО ЕВРУС» «Технорос» «Техномарин» «ТерриКон» «ТЕНЗОР» «Судостроительный завод «Залив» «Судостроение и судоремонт, Журнал» «Судомодельный центр Альбатрос» «Судомеханизм» «Судоверфь Хотча» «Технотерм-С» «Технофлот, ПО» «Уралтермосвар» «Тюменьсудокомплект» «ТурбоБалт» «Торола» «Подшипники СПб» «Торговый Дом ЛЭЗ» «ТК Ремдизель» «ТК Нева» «Техсервис» «Нижегородский завод элементов трубопроводов» «Стапель» «Северное море» «Сварочное и вентиляционное оборудование» «САИТ» «Рыбинсккабель» «РУМО» «Россудосервис» «РоссНор Марин» «Российский Речной Регистр» "Российский морской регистр судоходства" «Северо-Западное пароходство» «Севкабель-Холдинг» «Союз российских судовладельцев» «Сориус-судосервис» «Совкомфлот» «Систем Сат» «Симбия» «СИЗОД» «Седервалль и Ритм» «СММ» «Севморгео, научно-производственное предприятие» «Российский гидрометеорологический университет» «Навис» «Компания Квазар ТM» «Интер-Трэйд Электроникс» «ИНМОР» «Инженерный центр судостроения» «ИнВент» «Ильичевский морской торговый порт» «Илада» «Завод «Экватор» «Завод точной механики» «Завод Дизельной Аппаратуры» «ИнТехСнаб» «ИСТА» «БРИЗ-Марин» «Коммерческий центр, транспорт и лес» «Кокум Соникс АБ», (Швеция), российский филиал «Клинцовский завод поршневых колец» «Квадрат СГ» «Каховский завод электросварочного оборудования» «КАСКАД» «Канат» «Камминз» «Завод гидромеханизации» «Евротрейд» «Гипрорыбфлот-Сервис» «Георг Фишер Пайпинг Системс», представительство «Геоматика» «Гедоре Веркцойге» «Гарант, НПК» «ВЭЛДТЭК» КБ "Вымпел" «Выборгский судостроительный завод» «Волжское пароходство» «ГлавМорСнаб» «Морская академия имени адмирала С.О. Макарова» «Евробласт» «Дюкон, Промышленная группа» «Драккар» «Диалог-Техника» «Дело» «ДВК - электро» «Данфосс» «ГТ Морстрой» «Грузовая оснастка» «Волжский дизель имени Маминых» «Компания Технополь» «Мюльхан Морфлот» «Микстмарин» «Мидель, судостроительно-судоремонтный завод» «Мёбиус Центр Информационных Технологий» «Металлоцентр» «Мелком комплект» «МедиаКомпас» «ГЕА Машимпэкс» «Мареко» «МАГНИТ плюс» «Моринтех» «Морская Биржа, информационно-аналитический журнал» «МТК» «МРС Электроникс» «Морской вестник, Журнал» «Морское Инженерное Бюро - СПб» «Морские спасательные средства» «Морские Пропульсивные Системы» «Морские программные комплексы и технологии» «Морские вести России» «Морская техника» «Ломоносовский Завод Судового Оборудования» «ЛИСТ СПб» «КОРТЕМ-ГОРЭЛТЕХ» «Коррект Марин Ентерпрайз» «Концерн Энерготехника» «КОНСАР» «Компрессор» «Композит» «Компас - Р» «Компания Эра-Сервис» «Компания Энергоремонт» «Красный якорь» «Феррум» «Ленморниипроект» «Ленинградский судостроительный завод «Пелла» «Ладожский транспортный завод» «Ладога-Сервис» «Курганстальмост» «Круиз» «Кронштадтский морской ордена Ленина завод» «Крон СПб» «Крогиус Инжиниринг» «Компания ТОП МАРИН» КБ Приборостроения им. академика А.Г. Шипунова ЗАО "ЦНИИ "Судового машиностроения" АБС ЗЭиМ Автоматизация АО "Рэут" ЗАО НПП подводных технологий "Океанос" ООО "АБС Гидро" ЗАО "ПКК "Миландр" ФГУП "ВНИИФТРИ" ООО "НИИ "Энергетических технологий" ГК "Технорос" НПП "Энергетические системы" ООО "Технос-М" ОАО ЭОКБ "Сигнал" им А.И. Глухарева Концерн Моринформсистема-АГАТ Спецсудопроект ТВЭЛ ЗАО "НП фирма "Доломант" ОАО "Теплоприбор" ОАО "Сарапульский электрогенераторный завод" ОАО "Саранский приборостроительный завод" ЗАО "НПК "Атри" НТЦ "Гамма" ОАО "Судоремонтно-судостроительная корпорация" Институт сетевых технологий БалтКомплект ООО "Ямя-Инжиниринг" ПТ Электроникс ЗАО "Адмирал" ООО "Элепром.ру" ООО "Роде и ШВАРЦ РУС" ООО "Олсам" ООО "Арсенал-Брокер" ОАО "НПО "Гидромаш" АО "НПК "Техмаш" НПО Автоматики ООО "Имотех" ЗАО "ПО "Дизель-Энерго" ООО "Уральский дизель моторный завод" ООО "НИМИ" ГК Электронинвест ООО "Норд-пульс" ООГИС ОАО НИИ Электромера Холдинг Кабельный Альянс ОАО "ГНИНГИ" Группа компаний "МСС" Судостроительно-судоремонтный завод ЗАО "РИФ" ГК "Би питрон" EVO Logics ЗАО "НПФ "Микран" АСО Проектинтертехника НИИФ Южного федерального университета ЗДТ "Реком" АО "Внешнеэкономическое предприятие "Судоэкспорт" "Кингисеппский машиностроительный завод" "Издательский дом Арт Волхонка" НЕОСТИЛ ГРУПП СПБ Марин "Спецмедтехника" АО "Армалит" Гидроком-Моторс ООО "Уралшина" ООО "Праймсофт" Художественная Литейная мастерская Подорожного Б.А. ООО "Строймонтаж" КБ "Кибершельф" ОАО "ТД "РТИ" ОАО "Манатомь" ООО "Транзит" Финсервис ЗАО "Уралэлектромаш" ЗАО "РТСофт" ООО "Абрис" China Marine Equipment Association ЗАО "Турборус" ООО "ИТСК" ООО "Завод приборных подшипников" НПО "Радиоволна" ОАО "КБ "Дисплей" ООО "Лазер-Граффити" ОАО "ВНИИ Холодмаг - Холдинг" ПАО "Елецгидроагрегат" ОАО "ПТС" ООО "Морская энергетика" МГТУ имени Н.Э. Баумана Самарский государственный технический университет ОАО "Теплоконтроль" ООО "МОВЕН" ООО "Скоростные катера "Мобиле Групп" «Гейзер-Телеком» «Ижевский мотозавод «Аксион-холдинг» «НПА «Корпоративные системы связи» «ЛОТЕС ТМ» «Электронтех» «Научно-технический учебный тренажерный центр» «Морсвязьсервис» «ИТЦ «Контур» «Ярославский радиозавод» «Москабелькомплект» «Радиотехнический институт имени академика А.Л. Минца» «МТУ Дальняя Связь» «ГВАРДИЯ-ПЛЮС» «СОЮЗСПЕЦСВЯЗЬМОНТАЖ» «Монтажно-технологическое управление «Икар» «ТЕЛРОС» «ЦНИИ «Волна» «СУЛАК» «НПП «Супертел» «Корпорация - Новосибирский завод Электросигнал» «НПП «Исток» «МВП Талисман» «Звукотехника» «ЭСАБ» «Мариметр» «Электродный завод» «Экошельф-Балтика» «Шип-Мастер» «Чарт Пилот» «Циклон» «ЦНИИ и проектно-конструкторский институт морского флота» «Центр Водных Технологий» «Юрмаш-Групп» «Якорь» «РЕМДИЗЕЛЬМАШ» «Праймпостачсервис» «Кварт» «Военно-морская академия им. Н.Г. Кузнецова» «Санкт-Петербургский военно-морской институт» «Военно-морской институт радиоэлектроники им. А.С. Попова» «Техногрупп» «Морской Технический Центр» «Марко Лтд.» «Херсонский судостроительный завод» «Радиозавод им. Попова - «РЕЛЕРО» ГК "Ростовский порт" (ЗАО РИФ) ООО «ТЕРМЭЙД» ООО "Marineq" ООО "Аквамарин" ООО «Защита и безопасность» ООО «ТЕРМО» «НТЦ «РИНТ» Московское конструкторское бюро "Компас" ОАО «Завод «Красное Сормово» Журнал "Оборонный заказ" ОАО "Системы управления и приборы" ООО «ГирАкс» ОАО "НПП "Радар ММС" ГК "Дизельзипсервис" "НПП "СпецТек" "КЭП - Комплексные электротехнические проекты" NICKELOR Company Tepmo «Морской индустриальный комплекс» IFS Russia&CIS FLIR Systems «Эвольвента» «Охтинская верфь» «НПО «Карат» ООО ТПФ «Купол» «Морские Технологии» «Дальневосточный завод «Звезда» «Росподшипник» «Лазерный центр» «Юрмаш-Универсал» «Союзспецмонтажстрой» «Соболевский завод» «Мера» ООО «ПКФ «СпецНефтеПродукт» «ПАК «ПАМИР» «Читинский машиностроительный завод» «Вертумн» «Ротан» «Научно-исследовательский институт резиновых покрытий и и... «ВитаРеактив» «Одесский завод резинотехнических изделий» «Судосервис и Сварочные технологии» «Авиатехмас» «Радиокомп» «Волгодизельаппарат» «РИП Импульс» «Уральский завод электрических соединителей «Исеть» "Омское производственное объединение "Иртыш" «ИНФОСОФТ» «ИнфоМир» «ИНТЕРМЕХ» «Информационные телекоммуникационные технологии» «Интеграл СПб» «Научно-техническое издательство «Судостроение» «Издательство «Машиностроение» «НИАИ «Источник» «Казанский электротехнический завод» «Центральный научно-исследовательский институт «Комета» «Коломенский завод» «Ковровский электромеханический завод» «Санкт-Петербургский клуб моряков-подводников» «КБ точного машиностроения имени А.Э. Нудельмана» «Конструкторское бюро навигационных систем» ЗАО «Катав-Ивановский приборостроительный завод» «КАМПО» «Национальная компания «Казахстан инжиниринг» «НПКГ «ЗОРЯ-МАШПРОЕКТ» «Златоустовская оружейная компания» «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» «НПП «Завод «Экватор» «Завод «Фиолент» «Завод «Топаз» «Светотехнический завод «Сатурн» «Завод «Ладога» «Завод «Дагдизель» «Завод «Буревестник» «ЕМТ Р» «Завод им. А.А. Кулакова» «Завод им. Козицкого» «ЗИКСТО» «Издательский дом «Зеркало Петербурга» «Зеленодольское проектно-конструкторское бюро» «Зеленодольский завод имени A.M. Горького» «Центр судоремонта «Звездочка» «Звезда» «Завод «Элекон» «Завод «Транзистор» «Завод им. В.А. Дегтярева» «Долгопрудненское научно-производственное предприятие» «НПП «Компенсатор» «Научно-Исследовательский Институт Системотехники» «Морские испытания» «Морсвязьспутник» «Моркнига» «ПКФ «Мнев и К» «Мобильные Компьютерные Системы» «Морские Комплексы и Системы» «Минибот-Техфлот» «НПФ «Меридиан» «НПП «МЕРА» «Морские навигационные системы» «НИИ мортеплотехники» «НИИ приборостроения им. В.В. Тихомирова» «Научно-исследовательский институт дальней радиосвязи» «НИИ гидросвязи «Штиль» «НИИ автоматизированных систем и комплексов связи «НЕПТУН» «Невское проектно-конструкторское бюро» «Научно-техническое предприятие «Нави-Далс» «Издательская Группа Мьонк» «Муромский радиозавод» «Муромский приборостроительный завод» «Машиностроительный завод им. С.М. Кирова» «НПО «Марс» «Научно-технический комплекс «Криогенная техника» «Завод «КРИЗО» «Красногорский завод им. С.А. Зверева» «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» «Концерн «Системпром» «Концерн «Радиотехнические и Информационные Системы» «Континент-Сервис» «Консистент Софтвеа Дистрибушн» «Коннектор» «Концерн средне- и малотоннажного кораблестроения» «ЦНИИ «Курс» «Манотомь» «МАН Дизель и Турбо Рус» «Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит» «Ленинградское оптико-механическое объединение» «ЛИТ-ФОНОН» «АО по производству лопастных гидравлических машин» «Центральное конструкторское бюро «Лазурит» «Лагук-Медиа-Люкс» «Российский научный центр «Курчатовский институт» «Компонент-АСУ» «Конструкторское бюро «Дисплей» АО "Армалит" Судостроительная фирма "Алмаз" «Морская инжиниринговая компания «Аква-сервис» «Научно-производственный центр «Аквамарин» «Центральное конструкторское бюро «Айсберг» «Азовский оптико-механический завод» «Азовский кабель» АО "Адмиралтейские верфи" «АГС плюс» Концерн «Научно-производственное объединение «Аврора» «МНИИРЭ «Альтаир» «Альтаир - научно-технический производственный центр» «Арктика-М» «Северное Производственное Объединение «Арктика» «Арис» «НПП «Авиационная и Морская Электроника» «Амурский кабельный завод» «НПО «Автоматизация машин и технологий» «Конструкторское бюро «Аметист» «Научно-технический центр «Альфа-М» «АЛЬФА-БАНК» «Авро-МКС» «ПРИБОР» опытно-конструкторское бюро «АВИААВТОМАТИКА» «CRM S.p.A.» «Журнал «CAD/CAM/CAE Observer» «AVEVA Group» «AUTODESK» "51 ЦКТИС" Минобороны России ПАО "Судостроительный завод "Северная верфь" «Федеральная Служба по военно-техническому Сотрудничеству» «Первый Центральный Научно-Исследовательский Институт» «Общероссийское движение поддержки флота» «CSoft - Bureau ESG» «DEFENCE 21 PUBLISHING GROUP» «Zeiss Optronik» «Центральный Военно-Морской Портал» «UGS» «Thales» «СолидВоркс Р.» Raytheon Anschütz GmbH «Филиал корпорации «Нэшнл Инструментс Раша Корпорэйшн» «MTU Friedrichshafen» «GOM» «Экспертный научно-технический совет" НПФ «Центральное конструкторское бюро арматуростроения» «Уральское проектно-конструкторское бюро «Деталь» «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» «Судостроительный завод «Волга» «Военный Парад» «Военный дипломат» «Газета «Военно-промышленный курьер» «Журнал «Военно-морские силы» «Водтрансприбор-Пуск» «Водтрансприбор» «Всероссийский научно-исследовательский институт «Сигнал» «Судостроительный завод «Вымпел» «Корпорация «Галактика» «Завод «Двигатель» «Дайвтехносервис» Концерн "Гранит-Электрон" «Головной центр сервисного обслуживания и ремонта концерн... «Городецкий СРЗ» «Горизонт» «Инженерный Центр Глубина» «Морское подводное оружие - Гидроприбор» «ГЕТНЕТ Консалтинг» «ВиТэк» «Научно-производственный центр «Вигстар» «Балтийский завод» Судостроительная компания «Аэроход» «Аэроприбор-Восход» «Производственный комплекс «Ахтуба» «Арктическая торгово-транспортная компания» «НИИ «Атолл» «Аскольд» «АРТСОК» «Машиностроительный завод «Арсенал» Баранчинский Электромеханический Завод «БГТУ «Военмех» им. Устинова» «Приборостроительный завод «Вибратор» «Вестник авиации и космонавтики» «ТД Вепрь Северо-Запад» «НИИ «Вектор» «ВАЛКОМ» «Научно-исследовательский институт «Бриз» «Биус» «ПО «Бином» «Би Питрон Электрик» «Конструкторское бюро «Арсенал» имени М.В. Фрунзе» «Научно-технический институт «Радиосвязь» «Концерн «ЦНИИ «Электроприбор» «Группа Компаний «Электронинвест» «Научно-производственный центр «ЭЛВИС» «Экспериментальный завод» «ЭВС» «Эврика» «Штурманские приборы» «Чкаловская судоверфь» «ЧипЭКСПО» «Электронная компания «Элкус» «Электротехническая производственная компания «Элпроком» «Пермский Пороховой Завод» «Научно-производственный центр «Полюс» «Амурский судостроительный завод» «Агат Дизайн Бюро» «Ярославский судостроительный завод» «Южное НПО по морским геологоразведочным работам» «Научно-производственная компания «Эталон» «ЭлектроРадиоАвтоматика» «ЭНИКС» «Центр Подводной Войны Военно-Морских Сил США» «ЦНИИ автоматики и гидравлики» «Уральский завод «Зенит» «Уральский оптико-механический завод им. Э.С. Яламова» «Удачная экспедиция» «Турборус» «Акционерная компания «Туламашзавод» «Технические системы и технологии» (ТСТ) «Триумф» «ТРИТМЭНТ» «Транстех» «Верхнеуфалейский завод «Уралэлемент» «Феодоровский завод АВ» «Центр Технологии Судостроения и Судоремонта» «ЦНИИ судового машиностроения» ФГУП "Крыловский государственный научный центр" «ЦКБ по судам на подводных крыльях им. Р.Е. Алексеева» «Научно-исследовательский институт «Центрпрограммсистем» «Центральный военно-морской музей» «Центр речевых технологий» «Хенкель Россия. Подразделение Локтайт - Терозон «РУСХЕНК» «ВП Финсудпром» «Трансмашхолдинг» «СВД Встраиваемые Системы» «Винт» «Аэрогеодезия» «Астраханское Судостроительное Производственное Объединение» «Ассоциация судостроителей Украины «Укрсудпром» «Арктический и антарктический НИИ» «АНТАРСАТ» «Альянс Электро» «Альянс Сварщиков С-Пб и Северо-Западного региона» «Альфа-Корабел» «Альфа Лаваль Поток» «Балтийское Морское Агентство» «Балтия СВ» «Винета, машиностроительное предприятие» «Винджаммер» «Велес» «Бум Техно» «Бош Рексрот» «Богородский машиностроительный завод» «Белоярская Фабрика Асбокартонных изделий» «Барнаултрансмаш, ХК» «Балткран» «Агни-Прогресс» «Агатис» «Завод им. Гаджиева» «Егоршинский радиозавод» «Брянский машиностроительный завод» «Ассоциация судоремонтных компаний» «АРС Плюс» ЗАО «Аквамарин» «Завод АИТ» «Электровыпрямитель - завод специальных преобразователей» «Научно-производственное объединение «Электромашина» «Завод по производству систем программного управления» «КАНАТ» «Автоматизация, научно-производственный комплекс» «Mеталлургия Специальных Сплавов» «Express Diesel Shipservice Co.» «Erne Sale & Purchase» «Dredging International N.V.», представительство в России «Морская газета» «Киевский завод автоматики им. Г.И. Петровского» «Судостроительный завод КАМА» «КАМАК» «Управление навигации и океанографии МО РФ» «Транзас» «Ростовский завод «Прибор» «Научно-производственное предприятие «ПРОМПРИБОР» «ЦНИИ конструкционных материалов «Прометей» «Пролетарский завод» «Гусевский завод светотехнической арматуры «Прожектор» «ПРИМА аудит» «Таганрогский завод «Прибой» «Полярный конвой» «НИИ «Поиск» «Компания ПОИНТ» «Научно-производственный Концерн «Промэлектроника» «Фирма «ПРОСОФТ» «Научно-производственное предприятие «Респиратор» «Реом» «НПП «Регион» «Рациональное Управление Предприятием» «РАТЕП» «Раменский приборостроительный завод» «ГМКБ «Радуга» им. А.Я. Березняка» «Промышленное предприятие «Равенство» Группа Кронштадт «НПО Пожарная автоматика сервис» «Пермская приборостроительная компания» «Нордимпекс» «НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» «Опытное конструкторское бюро «Новатор» «Научно-инженерное предприятие - Информатика» «Научно-исследовательский машиностроительный институт» «Николь» «НИИ Энергетики ЮРГТУ» «НИИХИТ-2» «Научно-исследовательский институт телевидения» «НПО «Прибор» «Объединенная Промышленная Корпорация» «Проектно-конструкторское бюро «РИО» «Холдинговая компания «Пигмент» «ПетроИнТрейд» «Осатек» «Омский научно-исследовательский институт приборостроения» «ОМЗ-Спецсталь» «Концерн «Океанприбор» «Опытное Конструкторское Бюро Машиностроения имени И.И. А... «Особое конструкторское бюро кабельной промышленности» «Научно-исследовательский институт систем автоматизации» «Рособоронэкспорт» «НПП «Топаз» «Научно-производственное предприятие «Старт» «Судоремонтно-судостроительная корпорация» «Сплав» «НПП «Спецкабель» НПО «СОКЛА» «Соединитель» «Страховая Группа «СОГАЗ» «Совтест ATE» "Средне-Невский судостроительный завод" «СТАТУС» «НИИ «Субмикрон» «ТИМОС» «Техприбор» "Тетис Про" «Концерн «Термаль» «Торговый Дом «Союз» "ТАНТК им. Г.М. Бериева" «Тантал» «ТАНГРАМ» «Калужский приборостроительный завод «Тайфун» «Швейная фабрика «Славянская» «Холдинг Спецкомплектресурс» «Сбербанк России» «Научно-производственное объединение «Сатурн» «Научно-производственное предприятие «Салют» «СайнАрт» «ЦКБ МТ «Рубин» «РТСофт» «РТД-Универсал Электроникс» «Российский институт радионавигации и времени» «Российский Институт Мощного Радиостроения» «Свирская судоверфь» «Север Трэйд Плюс» «ФПГ «Скоростной флот» «Специальное конструкторское бюро котлостроения» НПП«Система» «СП «Свердловский инструментальный завод - Пумори» «Си Проект» ОАО «ПО «Севмаш» «Северный Рейд» «Северный Пресс» Северное проектно-конструкторское бюро «Русское общество специализированного оружия»