Баланс белого в фотографировании оперативно быстро. Установка баланса белого по серой карте

Как сделать так, что бы на фотографии получились настоящие цвета? Те цвета, которые вы видите в видоискателе камеры? Почему, снимая в яркий солнечный день, цвета на фотографии могут оказаться синевато-холодными? От чего лица людей на фотографии получаются оранжево-желтыми или сине-зелеными?

Ответ на все эти вопросы один — Баланс Белого. Баланс Белого — важнейший инструмент работы фотографа. Если вы поймете, как правильно управлять балансом белого — вы всегда сможете получить именно те цвета на фотографии, которые вы хотите.

В этой статье мы поговорим именно о том, как управлять Балансом Белого, а значит — управлять цветами на вашей фотографии.

Что такое баланс белого?

Спектральный состав света, отраженного от объекта, зависит от цветовой температуры источника освещения. Человеческий мозг может адаптироваться к изменению условий освещения, поэтому человек воспринимает белый цвет независимо от того, где расположены белые объект — в тени, под прямыми солнечными лучами или освещенные лампой накаливания.

Проще говоря, Баланс Белого — это то, как ваша камера «видит» белый цвет, а значит и все остальные цвета на фотографии.

Цифровые камеры, в отличие от пленочных, могут подобным образом адаптироваться в соответствии с цветовой температурой источника освещения. Этот процесс называется регулировкой «баланса белого». Для получения на снимке естественных цветов нужно установить перед съемкой значение баланса белого, соответствующее источнику освещения.

Для пленочных фотокамер цветовой баланс настраивается правильно подобрано пленкой и использование конверсионных (меняющих цветовую температуру) фильтров.

Идеальный баланс белого

В идеале, фотография должна выглядеть как если все объекты освещались нейтрально-белым светом. Такие условия съемки есть только в фотостудиях, причем там, где стены окрашены в нейтрально серый цвет.

Идеальный баланс белого нужен не всегда. Например, в художественной фотографии баланс белого может быть использован как инструмент для создания настроения снимке. Остальные ситуации требуют правдивой передачи цветового баланса.

Управление балансом белого

На цифровых камерах баланс белого настраивается через меню до съемки. Этого достаточно только для съемки в студии, где все источники света с одной цветовой температурой и их свет не отражается от цветных стен. Тогда можно установить точную цветовую температуру в кельвинах.

В остальных случаях баланс белого «пляшет». Особенно сильно это проявляется на репортажной съемке, когда ситуация и условия освещения постоянно меняются.

Если вы снимаете в RAW формате исправить баланс белого очень легко. Для этого в RAW-конвертерах существует настройка баланса белого, где можно указать либо тип освещения, либо автоматический режим.

Если вы будете недовольны результатом, можете воспользоваться пипеткой. Вы можете выставить значение цветовой температуры вручную. Кроме точности цветопередачи, ручная работа с цветовой температурой дает огромные возможности для художественной обработки кадра.

Для более точной передачи баланса белого в цифровых фотокамерах есть функция определения баланса белого по снимку. В примитивном случае — вы фотографируете белый лист бумаги и камера ориентируется по этому изображению. Но лучше всего использовать так называемую «Серую карту».

Это пластинка серого цвета с помошью которой можно максимально точно выставить Баланс Белого. Почему именно серая? Потомучто 100% белой бумаги не существует. При производстве бумаги, для отбеливания используются различные красители, серая карта — по настоящему серая, т.е. производители гарантирут, что это сочетание только черного и белого цветов. Именно поэтому максимально точный Баланс Белого можно выставить только по серой карте, так как при обработке, цвет серой карты будет браться за эталон серого цвета и в зависимости от него будут изменяться все остальные цвета на фотографиях.

К сожалению, серую карту возможно использовать только при стабильных световых условиях. Т.е. по сути — только во время съемки в студии. В остальных случаях — освещение может измениться, а значит, подобранный по серой карте, ББ будет уже не соответствовать новым условиям съемки.

Итог.

Про Баланс Белого написано множество статей, тонкости настройки ББ подробно разбираются в профессиональной фотолитературе. Но работая с ББ самое главное — запомнить три основные вещи:

  • От настроект ББ зависят все цвета на фотографии.
  • При смене условий съемки, ББ необходимо настраивать заново.
  • Точный ББ можно выставить только по серой карте при неизменных условиях освещения.

Соблюдая эти три простых правила цвета на ваших фотографиях будут именно такие, какие вы захотите. И не пугайтесь настройки ББ — постепенно вы научитесь быстро определять, какие именно настройки надо выставить.

Баланc белого - это настройка, которая необходима для обеспечения правильной цветопередачи на фотоснимке. Вероятно, вы обращали внимание, что фотографии, сделанные без вспышки дома при свете люстры, часто заметно отдают в желтизну, а фотографии в яркий солнечный день - наоборот, в синеву. Очень наглядно можно увидеть разницу в цветовом оттенке во время заката солнца и после заката:

Обратите внимание на цвет асфальта - на первой фотографии он чуть окрашен в желтизну, так как освещается закатным солнцем, на втором - преобладают синие оттенки, так как солнце ушло и основным источником света является голубое небо.

В чем измеряется баланс белого?

На самом деле, вопрос поставлен некорректно, однако именно такую трактовку часто приходится слышать. Баланс белого не является самостоятельной физической величиной - это что-то вроде компенсации цветового оттенка, точно также как экспокоррекция меняет уровень экспозиции снимка.

Баланс белого тесно связан с таким понятием как цветовая температура источника света. Вы когда-нибудь пробовали поднести иголку к пламени газовой плиты? Иголка нагревается и начинает светиться. Сначала этот свет едва заметный и имеет темно-красный оттенок, затем иголка становится ярко красной, оранжевой. Если еще сильнее поднять температуру, свет становится желтым, затем белым и, наконец, голубым. На газовой плите довести иголку до "белого каления" вряд ли получится, тем не менее, принцип понятен - при нагреве до разных температур тело светится разными цветами. Это и есть "цветовая температура", а измеряется она в Кельвинах.

Каждый источник света имеет свою цветовую температуру. Вероятно, вы обращали внимание, что на энергосберегающих лампах есть надписи вроде 2700К ("теплый свет"), 4200K ("дневной свет") или 5500К ("холодный свет").

Вот краткий перечень цветовых температур для разных источников освещения (источник - Википедия):

  • 1500-2000 К - свет пламени свечи;
  • 2200 К - лампа накаливания 40 Вт;
  • 2680 К - лампа накаливания 60 Вт;
  • 2800 К - лампа накаливания 100 Вт (вакуумная лампа);
  • 3400 К - солнце у горизонта;
  • 4000 К - люминесцентная лампа холодного белого света;
  • 4300-4500 К - утреннее и вечернее солнце ("режимное" время);
  • 5000 К - солнце в полдень;
  • 5500 К - облака в полдень;
  • 5500-5600 К - фотовспышка;
  • 6500 К - стандартный источник дневного белого света, близкий к полуденному солнечному свету;
  • 6500-7500 К - облачность;
  • 7500 К - дневной свет, с большой долей рассеянного от чистого голубого неба;
  • 7500-8500 К - сумерки;
  • 9500 К - синее безоблачное небо на северной стороне перед восходом Солнца;
  • 15 000 К - ясное голубое небо в зимнюю пору;
  • 20 000 К - синее небо в полярных широтах.

Как выставить правильный баланс белого?

Чтобы обеспечить "нейтральную" цветопередачу мы должны выставить в своем фотоаппарате такой баланс белого, который максимально бы соответствовал цветовой температуре источника освещения. Как правило, функция "баланса белого" имеет несколько предустановок - солнечно, пасмурно, тень, лампа накаливания и так далее. Каждой предустановке соответствует определенная цветовая температура. Только вот в чем проблема - одной предустановкой невозможно охватить все тонкости и нюансы данных условий освещения. К примеру, установка "лампа накаливания" даст приемлемую цветопередачу, если мощность ламп составляет 100 Вт, но при освещении "сороковками" картинка заметно уйдет в желтизну. Как быть? Есть несколько вариантов...

Задать цветовую температуру вручную

Это, по сути, самый правильный метод. Если помещение освещено лампами на 5500K, устанавливаем в фотоаппарате баланс белого на 5500К и получаем "беспристрастную" цветопередачу, при которой цвета на фотоснимке будут максимально приближены к реальности - как при съемке днем на улице.

Этот метод имеет много плюсов:


При всех своих плюсах, у данного метода установки баланса белого в Кельвинах есть и недостатки.

  • Ручная установка ББ снижает оперативность при съемке (зато сокращает объем обработки).
  • На глаз точно определить температуру сложно, особенно новичку. Приходится ориентироваться на картинку, которая отображается на экране фотоаппарата, но экран не всегда точно отображает цвета. Я заметил, что у Olympus PEN E-PM2 цвета на экране теплее, чем на фотографии. Canon EOS 5D отображает картинку более точно, но все равно разница с монитором есть.

Устанавливать баланс белого в Кельвинах я могу рекомендовать в следующих случаях:

  • Вам точно известна цветовая температура источников света
  • Вы умеете "видеть кадр до щелчка затвора" и знаете, какой оттенок на фотографии должен преобладать - это приходит только с опытом
  • Ваш фотоаппарат позволяет устанавливать баланс белого в Кельвинах:)

Никто не мешает экспериментировать с балансом белого в Кельвинах новичкам. Цена ошибки в данном случае практически нулевая, если вы снимаете в RAW, можно легко исправить ошибку без потери качества.

Задать баланс белого по серой карте (или белому листу)

Чтобы не морочиться с Кельвинами есть еще один вполне годный алгоритм установки баланса белого вручную - по серой карте. Серая карта - это кусок картона или пластика нейтрально серого цвета. Если ее поместить в наши условия съемки и сфотографировать ее, то по этому фотоснимку легко можно настроить "пользовательский" баланс белого. Серая карта часто заменяется обычным белым листом бумаги - эффект тот же. После этого выбираем настройку "Пользовательский ББ" и фотоаппарат просит указать снимок "серой карты".

В моем случае (Canon EOS 5D) это выглядит так:

Выбираем снимок с серой картой и, следуя инструкции на экране, жмем кнопку SET. Важно, чтобы лист бумаги был освещен равномерно преобладающим источником освещения.

Все, пользовательский баланс белого настроен, осталось только выбрать его среди предустановок. Обозначается он такой пиктограммой:

Достоинства установки баланса белого по листу бумаги:

  • Можно установить баланс белого быстро и точно, безо всяких заморочек с цифрами
  • Функция есть практически во всех фотоаппаратах

Недостатки

  • Не недостаток, а особенность - нужно разобраться, как это работает конкретно на вашей фотокамере
  • Нужно иметь серую карту или, на худой конец, лист чистой белой бумаги. Устанавливать можно и по другим объектам - белым стенам, элементам одежды, но точность при этом будет заметно ниже.
  • Баланс белого выставляется "беспристрастно" - принудительно сделать оттенок чуть теплее или холоднее уже не получится.

Воспользоваться автоматическим баланса белого

При "обычных" условиях освещения этот метод вполне годится и для любительской и для профессиональной съемки. Под "обычными" условиями понимается, скажем, съемка днем на улице или съемка со вспышкой. В этом случае автоматика любой камеры прекрасно справится с задачей установки баланса белого. Однако, есть нюансы...


Еще раз напоминаю, даже если автоматический ББ серьезно промахнулся, его легко поправить, если снимаете в RAW.

Предустановки баланса белого

Это самый плохой вариант! Предустановки не могут учесть всю специфику источников освещения - мощность ламп накаливания, цветовую температуру энергосберегающих и светодиодных ламп. Даже солнце в разных широтах светит по-разному, поэтому применять предустановки ББ я не рекомендую, так как это пустая трата времени, все равно потом с 99% вероятностью придется исправлять баланс белого.

Выводы

Баланс белого - важная, но не критичная настройка, если мы снимаем в RAW. Она позволяет регулировать цветопередачу снимка на этапе съемки, что очень удобно, если снимаете большую серию снимков при одинаковом освещении - один раз правильно настроил и вперед! Количество постобработки будет сведено к минимуму. Даже если ошиблись с настройками - не беда, RAW все стерпит (помните, мы ведь договорились все снимать в RAW ?)

ББ может рассматриваться как один из творческих приемов. Если хотим создать в кадре "теплую и ламповую" атмосферу, можно смело сместить баланс белого на 200-500К в сторону желтизны - этого как правило достаточно для ощущения теплоты и в то же время желтизна не будет бить по глазам. Наоборот, для создания чувства тревожности и драматичности можно чуть сместиться в сторону холодных тонов. "Технически правильный" баланс белого и "творческий" баланс белого - не всегда одно и то же!

Контрольные вопросы и задания

1. Для чего нужен баланс белого?

2. Как баланс белого связан с цветовой температурой источника света?

3. Какую цветовую температуру нужно выставить при съемке днем на улице? Попробуйте разные варианты и выберите лучший.

4. Научитесь выставлять баланс белого по серой карте или листу бумаги.

5. Попробуйте пофотографировать с настройкой ББ "лампа накаливания" при свете ламп на 25, 50, 60, 100Вт и убедитесь, что это не очень хорошая идея:)

Если вы по каким-то причинам фотографируете не в . Однако это не всегда удобно и лучше заранее настроить ББ на камере перед съемкой, чтобы впоследствии избежать лишней обработки. Я думаю, что все сталкивались с ситуацией, когда автоматическая настройка баланса белого дает неправильный результат. Особенно часто это случается при съемке в помещении с несколькими разными источниками света. На самом деле, чтобы избежать этого негативного эффекта достаточно просто выставить настройки вручную, а не доверять автоматике камеры.

На сегодняшний день все цифровые фотокамеры позволяют использовать заранее запрограммированные режимы типа «Солнечно», «Лампа накаливания» и т.п., но эти настройки редко дают действительно точный результат. Поэтому мы поговорим о полностью ручной настройке, которая еще называется настройкой по белому (или серому) листу.

Давайте представим себе такую ситуацию: вы заходите в помещение, делаете пробный снимок и видите какие-то нереальные оттенки. на самом деле все довольно просто, при условии, что освещение не будет меняться, достаточно выставить баланс белого один раз и на протяжении всей съемки у вас будут естественные цвета. Для этого понадобится лист белой бумаги, желательно немятый, чтобы не было лишних теней, либо специальная насадка на объектив, что удобнее, но и дороже.

Кладем наш «эталонный» образец белого цвета так, чтобы он был равномерно освещен, и фотографируем. При этом обязательно должна быть заполнена центральная часть кадра, лучше если весь кадр. Если фотоаппарат не может сфокусироваться на белом поле, просто переключите его на ручной фокус, даже если снимок будет размытим, это не важно. Так же не играет роли, какой режим баланса белого у вас выставлен в настройках на момент получения фотографии. После этого заходим в меню фотоаппарата и находим пункт «Ручной ББ» и выбираем сделанный снимок, настройки будут сохранены автоматически. Остается переключиться в пользовательский режим ББ.

Ручной ББ - последняя настройка справа

Обычно пользовательские настройки баланса белого изображаются пиктограммой в виде цветочка (крайняя правая на снимке) в меню баланса белого. В случае изменения условий освещения, вы можете заново настроить этот параметр, при этом предыдущие настройки будут заменены или перейти в любой другой предустановленный режим, настройки сохранятся. Пользуясь ручным ББ, будьте внимательны и не забывайте его менять при изменении освещения.

Прелесть этого способа заключается в его простоте и отсутствии необходимости что-то покупать, но иногда он может давать ощутимые ошибки, да и не всегда удобно носить с собой кусок бумаги.

Одной из наиболее известных таких насадок является Expodisc производства компании ExpoImaging.

Есть множество аналогичных устройств, которые могут сильно отличаться ценой и даже внешним видом, но принцип их работы одинаков. Со стороны объектива это равномерный белый фон, а с внешней, в случае expodisc, микролинзы, которые смешивают свет и отсекают его часть таким образом, что внутренний фон для камеры становится тем самым 18% серым. Несмотря на кажущуюся простоту, эта насадка позволяет практически идеально оценить баланс белого даже в самых неблогоприятных условиях.

Процесс работы с ней аналогичен настройке по листу, вы надеваете диск на объектив, а дальше последовательность действий идентична описанным выше. Процесс надевания/снятия очень прост, в оправе стоят подпружиненые шарики, поэтому она просто нащелкивается на объектив и так же быстро снимается. Это позволяет ускорить процесс настройки и сделать его максимально удобным. Единственный минус — цена, которая еще и ощутимо растет в зависимости от диаметра объектива. Кстати совсем необязательно покупать насадки под каждый диаметр ваших объективов, достаточно выбрать самый большой, а к линзам меньшего размера ее можно просто прикладывать.

Какой из приведенных способов выбрать решать вам. Единственное, что хочу отметить — предварительная настройка баланса белого может ощутимо снизить время обработки фотографий, а в некоторых случаях и вовсе от нее отказаться.

Если вы хотите сделать качественную фотографию, не надо никуда торопиться. Сделайте тестовый кадр, посмотрите что получилось сразу же на экране, проанализируйте результат. Очень часто требуется скорректировать экспозицию и подправить баланс белого.

Если искажение цвета не является вашей художественной задумкой, то скорей всего, вы озаботитесь получением естественных цветов. Не всегда это возможно в автоматическом режиме, особенно при искусственном освещении, в этом случае требуется скорректировать баланс белого в ручном режиме. Я буду рассказывать как это делается на Никонах, а на всех остальных аппаратах вы сами легко догадаетесь, как этого добиться. Самое главное – понять, что вы хотите получить.

Вообще, зеркалки Nikon отлично работают в автоматическом режиме, но если вы снимаете при тусклом свете лампы накаливания или при уличном освещении вечером, то никакая камера уже не справится. Даже Nikon D700 и D3, которые в автоматическом режиме работают просто фантастически, иногда пасуют. В предыдущей статье Костя показал, как спасти цвета на фото с помощью автомата, но внимательный читатель обратит внимание на то, что желтизна осталась.

А это тот же самый мужик в том же самом клубе, но я уже был вооружён Nikon D700 :

Как видите, новая камера лучше справилась с настройкой баланса белого, отчасти это связано с тем, что в ней FX-сенсор .

Если у вас одно колесо на камере, то всё. Если два, то читайте продолжение.

Если у вас два колеса, то зажимая WB и вращая переднее, вы обнаружите много интересных вещей. В автоматическом режиме на некоторых камерах можно делать коррекцию режима в диапазоне A6, A5, … 0 … B5, B6. В области “А” цвета будут теплее, в “B” – холоднее. Всего 6 градаций в каждую сторону. Это полезно, когда вас полностью устраивает автоматический режим, но вдруг захотелось чуть-чуть теплее. PRE вас в такой ситуации не спасёт, а температуру подбирать – долго. На заглавной фотке как раз режим А с коррекцией A2 (тёплые тона).

Цветовая температура отлично передаёт настроение, поэтому рекомендую этим пользоваться, если вы хотите, чтобы ваши фотографии вызывали эмоции.

Если в режиме PRE вращать переднее колесо, на дорогих камерах будет d-0, d-1, … d-4. Ваши предустановленные значения баланса белого (по визитке или ещё по чему-нибудь) можно сохранять, всего можно запомнить 4 значения на D700 , например. Последний замер всегда сохранятся в d-0. Это полезно, когда надо запомнить настройки для уличного освещения, потому что оно везде более-менее одинаковое, и такая функциональность вам сэкономит время, особенно ночью, когда прохожего в белом просто нет.

По поводу регулировки температуры, то это самый редкий случай, с которым вы будете сталкиваться. На некоторых аппаратах это режим K в списке режимов WB, либо через меню, как на недорогих камерах. Просто задаёте температуру в кельвинах и всё. Это скорее интересно для исследовательских целей, в реальной жизни у вас на это не будет времени. Не забывайте после фотосессии возвращать баланс белого в автоматический режим, чтобы на следующий день не удивляться, почему у вас всё синее.

Следите за балансом белого в своём организме и на фотографиях.

Баланс белого - это функция видеокамеры, предназначенная для компенсации искажения различных цветов, которые возникают при разных источниках освещения.

Видеосъемка может производиться при солнечном свете, в помещении, освещенном лампой накаливания, люминисцентной или галогеновой лампой, вечером при свете костра и пр.

Каждый источник света обладает своим спектром излучения. Полный спектр, включающий все цвета, имеет солнечный свет. Близким к нему является спектр ламп дневного света, хотя они отличаются недостатком желтого цвета. Спектр лампы накаливания смещен в красно-желтую часть, т.е. недостает лучей сине-фиолетового цвета.

Все видеолюбители знают, что видеокамеры при смене освещения начинают искажать цвета. Если снятое видео имеет неестественные цвета или оттенки, то нужно настраивать баланс белого. Белый цвет является эталонным, потому что его проще всего отличать и настраивать.

Баланс белого – это эталонная точка, на которую видеокамера ориентируется для правильного, без искажений отображения всей гаммы цветов при съемке.

Во всех современных видеокамерах есть функция автоматического баланса белого цвета, направленная на воспроизведение относительно естественных цветов. Однако автоматика не всегда в состоянии правильно отреагировать на разнообразные источники освещения.

Если белый предмет на видео имеет желтый, синеватый или другие оттенки, это вызвано освещением и требует настройки, т.е. установки баланса белого.

Типичный пример, когда съемка при домашнем освещении дает характерное отображение объектов в желтоватых тонах:

Чтобы избежать подобных искажений цвета во многих видеокамерах предусмотрены различные функции для получения оптимальных цветов при разных вариантах освещения.

Предустановки или шаблоны

В некоторых видеокамерах есть готовые предустановки для съемки в определенных условиях. Такие предустановки могут иметь названия: дневной свет, люминесцентное освещение, свет лампы накаливания, флуоресцентный свет, галоген, солнечно (солнце), пасмурно (облака) и т.п.

В разных камерах могут быть разные наборы таких предустановок, названия могут отличаться вследствие разного перевода, но принцип действия у них одинаков.

Предустановки баланса белого рассчитаны на коррекцию конкретных искажений цвета. Например, режим "свет лампы накаливания " устраняет оранжевый оттенок, возникающий при съемке в комнате, который мы видели на картинке выше. Предустановка "люминесцентное освещение " направлена на удаление зеленоватого оттенка, возникающего при освещении люминесцентной лампой.

Если перед началом съемки установить соответствующий режим, получится более правильное воспроизведение естественных цветов. Также, некоторые операторы используют различные предустановки для получения интересных, нестандартных цветовых решений при видеосъемке.

Поэтому, если ваша камера имеет режимы различных предустановок, попробуйте их в действии, возможно, качество снимаемого видео вас вполне устроит.

Ручная установка баланса белого

Необходимо понимать, что предустановки не всегда позволяют получить правильную цветопередачу при видеосъемке. Ведь это стандартные программы, а реальные условия не всегда им соответствуют.

Простой пример - смешивание искусственного и дневного света, которое возникает, если в комнате недостаточно света из окна, и включают дополнительно какую-то лампу. Смешивание цветовых палитр естественного и искусственного освещения приведет к искажению всей цветовой гаммы.

В таких случаях нужно воспользоваться ручной настройкой баланса белого. Это очень важная функция, на которую надо обязательно обратить внимание при выборе видоекамеры.

Для ручной установки баланса белого видеокамеру переключают из автоматического в ручной режим. Далее надо "показать" камере, как выглядит белый свет при данном освещении, т.е. вам понадобится что-то белое.

Проще всего использовать белый лист бумаги, или полотна, или белую стену. Если используется белый лист, надо направить на него камеру так, чтобы в объективе был только он и не попадало ничего постороннего. Затем нажимают кнопку балансировки белого и камера калибруется на этом белом листе.

После этого можно снимать, и видео будет иметь естественную цветовую палитру.

При этом следует помнить, что если вы установили баланс белого при освещении в помещении, то при дальнейшей съемке на улице или в помещении с другим освещением, нужно опять установить баланс белого. Если этого не сделать, то цвета будут сильно искажаться.

Опытные операторы всегда перед съемкой в конкретном помещении первым делом настраивают баланс белого, чтобы получить правильную цветопередачу.