Архитектура барокко презентация к уроку по мхк (11 класс) на тему. Барокко в живописи и архитектуре Архитектурные шедевры стиля барокко презентация

Русский искусствовед М. В. Алпатов © А.И. Колмаков " width="640"

МХК, 11 класс

Урок № 2

Фонтан четырёх рек

( Нил , Дунай, Ганг,

Рио-де-ла-Плата)

на площади Навома .

АРХИТЕКТУРА барокко

Д.З.: Глава 2, ?? (с.21), тв. задания (с.22-23)

выплёскивается за берега.

Русский искусствовед М. В. Алпатов

© А.И. Колмаков


ЦЕЛИ УРОКА

  • Дать представление об особенностях архитектуры барокко;
  • расширять кругозор, навыки анализа художественных произведений;
  • воспитывать национальное самосознание и самоидентификацию, уважение к культуре других народов планеты, к интернациональному культурному наследию.

ПОНЯТИЯ, ИДЕИ

  • Ф.Б. Растрелли;
  • Зимний дворец;
  • Собор Смольного монастыря;
  • классицизм;
  • барочная архитектура;
  • архитектурные ансамбли;
  • Лоренцо Бернини - «гений барокко»;
  • собор Святого Петра в Риме;
  • дворцовый Петербург;
  • эпоха «елизаветинского» барокко

Универсальные учебные действия

  • систематизировать и обобщать описывать и анализировать исследовать причины оценивать значение рассказывать
  • систематизировать и обобщать полученные знания о путях развития и художественных принципах барочной архитектуры;
  • проводить сравнительный анализ архитектурных сооружений барокко с произведениями предшествующих эпох;
  • комментировать научные точки зрения и оценки деятелей культуры;
  • описывать и анализировать памятники архитектуры в единстве формы и содержания;
  • разрабатывать индивидуальный творческий проект архитектурного сооружения в традициях барокко;
  • исследовать причины выдвижения архитектуры на роль ведущего вида искусства в XVII в.;
  • оценивать значение творчества отдельного архитектора в истории мирового и отечественного искусства;
  • определять характерные особенности индивидуального авторского стиля;
  • рассказывать о выдающихся зарубежных и отечественных архитекторах эпохи барокко;
  • высказывать аргументированные суждения о художественных достоинствах конкретных произведений архитектуры эпохи барокко;
  • готовить и проводить заочную экскурсию по памятным местам, связанным с творчеством Ф. Б. Растрелли;
  • снимать любительский видеофильм об архитектурных памятниках барокко

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Задание на урок. Какое значение для Мировой цивилизации и культуры имеет стиль барокко в архитектуре?


подвопросы

  • Характерные черты барочной архитектуры. Основные черты архитектуры барокко. Своеобразие и национальный колорит архитектуры западноевропейского барокко.
  • Архитектурные ансамбли Рима. Лоренцо Бернини. Италия - родина архитектурного барокко. Создание целостных ансамблей. Черты барокко в архитектуре Рима. «Гений барокко» Л. Бернини, многогранность его творческого дарования. Оформление площади перед собором Святого Петра в Риме.
  • Архитектура Петербурга и его окрестностей. Ф. Б. Растрелли. Формирование образа дворцового Петербурга и царских загородных резиденций эпохи «елизаветинского» барокко. Характерные черты стиля Ф. Б. Растрелли и созданные им архитектурные шедевры

Так описывал свои впечатления от архитектуры барокко французский поэт XVII в. Ж. де Сюдери

Характерные черты барочной архитектуры

. . . Но перед красотой и зданья, и фасада

Померкли и фонтан, и мрамор, и ограда.

. . . В орнаменте витом увидишь тут и там

Победоносный шлем и вазы фимиам,

Колонны, капитель, пилястры и аркады

Увидишь всюду ты, куда ни кинешь взгляды,

Амуры, вензеля, вплетённые тайком,

И головы ягнят, увитые шнурком,

И статую найдёшь в великолепной нише,

В узорах и резьбе карниз под самой крышей. . .

(Перевод Е. Я. Тараховской)


Характерные черты барочной архитектуры.

  • Преобладающиеи модные цвета : приглушенные пастельные тона; красный, розовый, белый, голубой с желтым акцентом.
  • Линии: причудливый выпукло - вогнутый асимметричный рисунок; в формах полуокружность, прямоугольник, овал; вертикальные линии колонн; выраженное горизонтальное членение.
  • Форма: сводчатая, куполообразная и прямоугольная; башни, балконы, эркеры.
  • Характерные элементы интерьера: стремление к величию и пышности; массивные парадные лестницы; колонны, пилястры, скульптуры, лепнина и роспись, резной орнамент; взаимосвязь элементов оформления.
  • Конструкции: контрастные, напряженные, динамичные; вычурные по фасаду и вместе с тем массивные и устойчивые.
  • Окна: полуциркульные и прямоугольные; с растительным декором по периметру.
  • Двери: арочные проемы с колоннами; растительный декор

); использование насыщенных цветов и позолоты, создание оптических визуальных эффектов за счёт преломления и отражения солнечных бликов, бокового освещения, контрастное чередование освещённых и затемненных зон. " width="640"

Характерные черты барочной архитектуры.

Главными особенностями архитектуры барокко являются:

  • тяготение к большим городским и садово - парковым ансамблям, где воедино сливаются архитектура, скульптура и живопись;
  • увеличение масштабов, массивность, искажение классических пропорций, когда ордерные элементы перестают быть соразмерными человеку;
  • появление цельного и единого фасада, который становится своеобразной декорацией здания, рассчитанной на эффект перспективного сокращения;
  • создание нарочито искривлённого, почти иллюзорного пространства за счёт текучести криволинейных форм и объёмов (овал в планах и деталях, эллипс вместо круга, прямоугольник вместо квадрата);
  • усиление декоративного начала, детализация, иллюзорное исчезновение стены в массе украшений, скульптур, зеркал, окон (); использование насыщенных цветов и позолоты, создание оптических визуальных эффектов за счёт преломления и отражения солнечных бликов, бокового освещения, контрастное чередование освещённых и затемненных зон.

Характерные черты барочной архитектуры.

География распространения стиля барокко в архитектуре стран Европы


. П. П. Муратов (историк искусства). Образы Италии Лоренцо Бернини (1598 - 1680), итальянский архитектор " width="640"

Архитектурные ансамбли Рима. Лоренцо Бернини

дворцы и церкви составляют неизменную и типичнейшую

черту города. Надо искать в Риме Рим античный, христианский, средневековый, Рим Возрождения. Но Рим барокко искать нечего - это до сих пор тот Рим, который прежде всего узнаёт каждый из нас. Всё то, что определяет характер города, - его наиболее заметные здания, главные площади,

оживлённейшие улицы, всё это здесь создано барокко,

и всё верно хранит его печать.

  • П. П. Муратов (историк искусства). Образы Италии

Лоренцо Бернини (1598 - 1680), итальянский архитектор


Архитектурные ансамбли Рима. Лоренцо Бернини

  • Лоренцо Бернини (1598 - 1680), итальянский архитектор, скульптор, живописец, комедиограф, режиссёр феерических спектаклей, актёр, создатель сложнейших театральных декораций .
  • В 25 лет он стал знаменитостью, работал над формированием архитектурного облика Рима, выполнял бесчисленные заказы Ватикана. Мастер, гений барокко.

Л. Бернини. Площадь перед собором

Святого Петра.1657-1663 гг. Рим

Главное творение Л. Бернини - оформление площади перед собор ом Святого Петра . Площадь стала колоссальной сценой для торжественных церемоний. Глубина площади 280 м. 96 статуй святых, колонны ( h =19м) в 4 ряда объединены изгибающей лентой балюстрады .


  • Франческо Бартоломео Растрелли (1700-1771) – сын скульптора, итальянец по происхождению, родившийся во Франции.
  • Получив образование за границей, он затем работал только в России, ставшей его второй родиной. Всё, что было им построено в России, вызывало восхищение и восторженные оценки современников.

Характерными приёмами стиля

Ф. Б. Растрелли были: контрастное

сопоставление форм и объёмов,

ритм вертикалей, эффект зрительного

колебания плоскости стены,

использование пластики сдвоенных

колонн, отступающих и

выдвигающихся ризалит ов (часть

здания, выступающая за основную

линию фасада), использование

статуй, вазонов, провалы огромных

окон, волюты, овальные окна.

Большой дворец в Петергофе (1745-1755). Архитектор Ф.Б. Расстрелли


Архитектура Санкт- Петербурга и его окрестностей. Ф. Б. Растрелли

  • К архитектурным шедеврам Растрелли относятся Зимний дворец в Петербурге (1754-1762), загородные резиденции -Большой дворец в Петергофе (1745-1755), Екатерининский дворец в Царском Селе (1752-1757), частные городские дворцы М. И. Воронцова (1749-1757) и Строгановых (1752-1754), церкви и монастыри - Андреевская церковь в Киеве (1748-1762), Смольный монастырь в Петербурге (1748-1754).

Архитектура Санкт- Петербурга и его окрестностей. Ф. Б. Растрелли

Ф. Б.

Растрелли.

Вид на Зимний

дворец со

стороны

Дворцовой

Площади.

В наши дни в

нём

располагается

художественный

музей Эрмитаж

Общая протяжённость фасадов, составляет 210 м. Дворец был одним

из самых высоких сооружений. На уровне кровли балюстрада с

каменными скульптурами и вазами. 22 типа (!) обрамления наличников

огромных окон. Дворец имел более 1050 отдельных помещений и

комнат, 1886 дверей, 1945 окон и 177 лестниц.


Архитектура Санкт- Петербурга и его окрестностей. Ф. Б. Растрелли

Собор Смольного монастыря

был заказан мастеру

императрицей Елизаветой

Петровной. Традиционное русское

пятиглавие , воплощённое в

вычурных формах барокко, здесь

органично сливалось с основным

объёмом здания. Средняя глава

собора представляет собой высокий

двусветный купол, увенчанный

луковичной главкой на световом

барабане. Четыре высокие

двухэтажные башни, почти вплотную

прижатые к центральному куполу,

Придают пятиглавию удивительную

монолитность и мощь.

Декоративное убранство

собора поражает нарядностью.

Чёткие выступы стен, оформленные

пучками колонн, фронтонами

различной формы, мягко

закругляющимися волютами,

нависающими карнизам.

Первый женский монастырь Петербурга –

Воскресенский Новодевичий монастырь построен

на месте бывшего Смоляного двора. Отсюда

Растрелли .


Екатерининский дворец

В Царском селе

Большой дворец с

водяным каскадом. Петергоф


  • Знаменитый русский архитектор, итальянского происхождения. Наиболее яркий представитель русского барокко. Ф. Б. Растрелли соединил элементы европейского барокко с русскими архитектурными традициями, почерпнутыми им прежде всего из нарышкинского стиля, такими как колокольни, крыши, цветовое решение.
  • В 1763 г., с приходом к власти Екатерины II , подал в отставку и покинул Петербург .

Бартоломео Франческо де Расстрелли (Варфоломей Варфоломеевич) (1700-1771) - российский архитектор, художник-декоратор и график.


Контрольные вопросы

1. Чем можно объяснить, что в XVII в. архитектура являлась

ведущим видом искусства? Каковы характерные черты

архитектуры западноевропейского барокко? Что, на ваш

взгляд, отличало сооружения барокко от творений зодчих

эпохи Ренессанса? Почему архитектура барокко вызывала

крайне противоречивые суждения?

2. Почему Италию называют родиной архитектурного

барокко, а Рим - его столицей? Докажите справедливость

этих утверждений на примере известных вам произведений

Лоренцо Бернини. Что отличает художественную манеру

зодчего?

3. Какие черты стиля вы могли бы отметить в творчестве

Ф. Б. Растрелли? Что отличает созданные им сооружения от

известных вам произведений архитектуры

западноевропейского барокко? В какой мере зодчему

удалось воплотить традиции древнерусской архитектуры?

Аргументируйте свой ответ.


организовать вокруг себя пространство в виде целого ансамбля? 2. Какие градостроительные идеи выдвинуло искусство барокко и в чём суть их образности? Попробуйте проиллюстрировать свои наблюдения, опираясь на главное творение Л. Бернини - площадь собора Святого Петра в Риме. 3. Что обеспечивает стилистическую целостность ансамблей загородных резиденций, созданных Ф. Б. Растрелли (Большого дворца в Петергофе или Екатерининского дворца в Царском Селе)? Как в них решается проблема синтеза искусств (скульптурный декор, интерьеры, мебель и др.)? " width="640"

Творческая мастерская

1. Сравните известные вам сооружения, созданные в стиле барокко, с архитектурными творениями Ренессанса. Как вы думаете, почему барочному зданию организовать вокруг себя пространство в виде целого ансамбля?

2. Какие градостроительные идеи выдвинуло искусство барокко и в чём суть их образности? Попробуйте проиллюстрировать свои наблюдения, опираясь на главное творение Л. Бернини - площадь собора Святого Петра в Риме.

3. Что обеспечивает стилистическую целостность ансамблей загородных резиденций, созданных Ф. Б. Растрелли (Большого дворца в Петергофе или Екатерининского дворца в Царском Селе)? Как в них

решается проблема синтеза искусств (скульптурный декор, интерьеры, мебель и др.)?


Темы презентаций, проектов

  • «Шедевры архитектуры западноевропейского барокко»;
  • «Достижения итальянского барокко»;
  • «Лоренцо Бернини - гений барокко»;
  • «Рим - столица архитектурного барокко»;
  • «Национальное своеобразие развития стиля барокко в России»;
  • «Петербург Ф. Б. Растрелли»;
  • «Дворцовые ансамбли Ф. Б. Растрелли в Санкт-Петербурге и его пригородах».

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я научился…
  • Я смог…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…

Литература:

  • Программы для общеобразовательных учреждений. Данилова Г. И. Мировая художественная культура. – М.: Дрофа, 2011
  • Данилова, Г. И. Искусство/ МХК. 11 кл . Базовый уровень: учебник / Г.И. Данилова. М.: Дрофа, 2014.
  • Архитектура барокко. Автор Селезнёва

Слайд 1

Барокко

Слайд 2

Барокко (итал. barocco, буквально – причудливый, странный), один из главенствующих стилей в архитектуре и искусстве Европы и Латинской Америки конца 16 – середины 18 вв. Барокко было связано с дворянско-церковной культурой эпохи расцвета абсолютизма. Был призван прославлять могущество церкви и светской аристократии, тяготел к парадной торжественности и пышности.
Барокко получило распространение во Фландрии (знаменитые представители барокко во Фландрии – П.П. Рубенс, Ф. Снейдерс, Я. Йорданс, А. ван Дейк), в Испании, Португалии, на юге Германии, в Австрии, Чехии, Словакии, Хорватии, на западе Украины, в Литве. Во Франции барокко слилось с классицизмом в единый пышный стиль.

Слайд 3

Коронование девы Марии, 1595-1598
У истоков традиции Барокко искусства в живописи стоят два великих итальянских художника - Караваджо и Аннибале Карраччи, создавшие самые значительные работы в последнее десятилетие 16 века - первое десятилетие 17 века. Для итальянской живописи конца 16 века характерны неестественность и стилевая неопределённость. Караваджо и Карраччи своим искусством вернули ей цельность и выразительность.

Слайд 4

Один из главенствующих стилей в европейской архитектуре и искусстве конца 16-середины 18 вв., барокко утвердилось в эпоху интенсивного сложения наций и национальных государств (главным образом абсолютных монархий). Барокко воплотило новые представления о единстве, безграничности и многообразии мира, о его драматической сложности и вечной изменчивости, интерес к реальной среде, к окружающей человека природной стихии барокко пришло на смену гуманистической художественной культуре

Слайд 5

Караваджо Микеланджело (1573-1610), итальянский живописец. Учился в Милане (1584-1588); работал в Риме (до 1606), Неаполе (1607 и 1609-1610), на островах Мальта и Сицилия (1608-1609). Караваджо, не принадлежавший к определенной художественной школе, уже в ранних произведениях противопоставил индивидуальную выразительность модели, простые бытовые мотивы (“Маленький больной Вакх”, “Юноша с корзиной фруктов” - оба в галерее Боргезе, Рим) идеализации образов и аллегорическому истолкованию сюжета, свойственным искусству маньеризма и академизма.

Слайд 6

Рени Гвидо (4 ноября 1575, Болонья - 18 августа 1642, там же), итальянский живописец, мастер барокко. Рени был выпускником Болонской академии художеств, проводником и наследником ее живописной традиции и педагогической системы. Непосредственно он учился у Аннибале Карраччи, был, как и он, поклонником античности и Рафаэля.

Слайд 7

Барокко воплотило новые представления о единстве, безграничности и многообразии мира, о его драматической сложности и вечной изменчивости; его эстетика строилась на коллизии человека и мира, идеальных и чувственных начал, разума и иррационализма.

Слайд 8

Искусству барокко свойственны грандиозность, пышность и динамика, патетическая приподнятость, интенсивность чувств, пристрастие к эффектной зрелищности, совмещению иллюзорного и реального, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени.

Слайд 9

Искусству Барокко характерны: обилие внешних эффектов и элементов. Фигуры рисунка и их группы изображены торжественно, выражения лиц чувственны. В 17 веке исключительное место в искусстве занимает живопись. Эпоха Барокко расширила круг изображаемых предметов, обогатила эту область искусства новыми жанрами. Художники любили тёплые тона и нежные переходы цвета, их притягивала игра света и тени, контрасты света и тьмы, большое внимание уделяли материалистическому изображению.

Слайд 10

Самые характерные черты Барокко - броская цветистость и динамичность - соответствовали самоуверенности и апломбу вновь обретшей силу римской католической церкви. За пределами Италии стиль Барокко пустил самые глубокие корни в католических странах, а, например, в Британии его влияние было незначительным.

Слайд 11

Искусство барокко сложилось и расцвело в Италии, где работали крупнейший архитектор и скульптор Л. Бернини, живописец, глава демократического реализма Караваджо, последователи академизма братья Карраччи и др.
«Сусанна и старцы» 1647

Слайд 12

В изобразительном искусстве этого периода преобладали сюжеты, в основе которых был заложен драматический конфликт, - религиозного, мифологического или аллегорического характера.

Слайд 13

Человек в искусстве барокко предстаёт многоплановой личностью, со сложным внутренним миром, вовлечённым в круговорот и конфликты среды.

Слайд 14

Создаются парадные портреты, предназначенные для украшения интерьеров.

Слайд 15

"Ослепление Самсона" 1636

Слайд 16

"Ночной дозор" 1642 Рейкс музеум, Амстердам

Слайд 17

"Даная" 1636 Эрмитаж, Санкт-Петербург

Слайд 18

Слайд 19

"Торжество Валтасара" 1635

Слайд 20

Слайд 21

Мария Магдалена Ок. 1600

Слайд 22

Св. Иероним и ангел 1635

Слайд 23

Похищение Европы 1630-1640

Слайд 24

Архитектура в стиле Барокко

Слайд 25

Карло Мадерна Церковь Святой Сусанны, Рим
Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, Б. Ф. Растрелли в России) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волюты, большое число раскреповок, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. Петра в Риме. Характерные детали барокко - теламон (атлант), кариатида, маскарон.
Квинтэссенцией барокко, впечатляющим слиянием живописи, скульптуры и архитектуры считается капелла Коранаро в церкви Санта-Мария-делла-Витториа (1645-1652 гг.).

Слайд 26

В России развитие искусства барокко, отразившего рост и укрепление дворянской абсолютной монархии, приходится на 1-ю половину 18 в. Стиль барокко в России был свободен от экзальтации и мистицизма (характерных для искусства католических стран) и обладал рядом национальных особенностей. Русская архитектура барокко, достигшая величественного размаха в городских и усадебных ансамблях Петербурга, Петергофа (Петродворец), Царского Села (Пушкин) и др., отличается торжественной ясностью и цельностью композиции зданий и архитектурных комплексов (арх. М. Г. Земцов, В. В. Растрелли, Д. В. Ухтомский); изобразительные искусства обращались к светским, общественным темам, получил развитие портрет (скульптуры Б. К. Растрелли и др.) Эпоха барокко отмечена повсеместно подъёмом монументального искусства и декоративно-прикладного искусства, тесно взаимосвязанных с архитектурой. В 1-й пол. 18 в. барокко эволюционирует к грациозной лёгкости стиля рококо, сосуществует и переплетается с ним, а с 1770-х гг. повсеместно вытесняется классицизмом.

Слайд 27

Городской ансамбль, улица, площадь, парк, усадьба - стали пониматься как организованное, развивающееся в пространстве художественное целое, многообразно разворачивающееся перед зрителем. Дворцы и церкви барокко благодаря роскошной, причудливой пластике фасадов, беспокойной игре светотени, сложным криволинейным планам и очертаниям приобрели живописность и динамичность и как бы вливались в окружающее пространство. Парадные интерьеры зданий барокко украшались многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой; зеркала и росписи иллюзорно расширяли пространство, а живопись плафонов создавала иллюзию разверзшихся сводов.
Архитектор: Вист А. Ф. Год постройки:1764-1768 Стиль: Барокко
Собор св. Андрея Первозванного

Слайд 28

Архитектор: Кваренги Д. Год постройки:1761-1769, 1783 Стиль: Барокко
Собор Владимирской иконы Божией Матери с колокольней

Слайд 29

Архитекторы: Чевакинский С. И. Год постройки:1753-1755 Стиль: Барокко
Дворец И. И. Шувалова

Слайд 30

Собор св. равноапостольного князя Владимира - Князь-Владимирский собор
Архитекторы: Земцов М. Г. Ринальди А. Старов И. Е. Год постройки:1789 Стиль: Барокко

Слайд 31

Архитекторы: Трезини Дж. Год постройки:1730-1740 Стиль: Барокко
Здание Первого Кадетского корпуса

Слайд 32

Летний дворец Петра I в Летнем саду
Решетка Летнего сада. Арх. Юрий Матвеевич Фельтен (1770-1784 гг).

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Архитектура барокко

Архитектура барокко - период в развитии архитектуры стран Европы и Америки, охвативший примерно 150-200 лет. Период начался в конце XVI века и завершился в конце XVIII. Барокко (как стиль) охватило все виды искусства, но наиболее ярко отразилось в живописи, театре и архитектуре.

Характерные черты барокко Барокко воплощает новые представления о вечной изменчивости мира. Отличается грандиозностью, пышностью и динамикой, пристрастием к эффектным зрелищам, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени, совмещением иллюзорного и реального. Благодаря причудливой пластике фасадов, сложным криволинейным планам и очертаниям дворцы и церкви барокко приобретают живописность и динамичность. Они как бы вливаются в окружающее пространство. Интерьеры барокко украшаются многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой; зеркала и росписи иллюзорно расширяют пространство, а живопись плафонов создает иллюзию разверзшихся сводов.

Типы сооружений барокко Для барокко характерны усложненность планов, пышность интерьеров с неожиданными пространственными и световыми эффектами, обилие кривых, пластично изгибающихся линий и поверхностей; ясности классических форм противопоставляется изощренность в формообразовании. В архитектуре широко используются живопись, скульптура, окрашенные поверхности стен.

Возникновение барокко Стиль барокко рождается в Италии и распространяется в большинстве европейских стран, приобретая в каждой свои особые национальные черты. Произведения барокко отличаются несоблюдением правил ренессансной гармонии ради более эмоционального взаимодействия со зрителем.

Шедевры итальянского барокко Характерные черты итальянского барокко нашли наиболее яркое воплощение в творчестве двух зодчих, создавших целую эпоху в развитии архитектуры, - Франческо Борромини и Лоренцо Бернини.

Борромини по возможности избегает прямых линий - вертикальных или горизонтальных, а также прямых углов. Предпочтение отдается сложным изогнутым планам Франческо Барромини Сан-Карло-алле-Куаттро-Фонтане - пример радикальной интерпретации стиля со стороны Борромини

Главным архитектурным творением Лоренцо Бернини стало оформление площади перед собором Святого Петра. Архитектору предстояло решить сразу несколько задач: создать торжественный подход к главному храму католического мира, добиться впечатления единства площади и собора. Пространство перед храмом он превратил в единый ансамбль из двух площадей. Первая - в форме трапеции, а вторая в излюбленной форме барокко – овале. Она обращена к городу и обрамлена величественной колоннадой, которая легко и изящно охватывала площадь.

Московское барокко Наиболее ярко и самобытно черты русского барокко проявились в так называемом нарышкинском, или московском, стиле. Свое название он получил благодаря заказчикам строительства, в числе которых были Нарышкины – родственники Петра I . По их инициативе в Москве было возведено немало красивых и нарядных зданий – дворцов, церквей, беседок и парковых павильонов.

Церковь Покрова в Филях. 1693-1694. Москва. Блестящим образцом нарышкинского барокко является церковь Покрова в Филях. Она стоит на невысоком холме, над речным берегом, повторяя себя причудливым отражением в воде.

Плоскость стены почти исчезла за обилием карнизов, пилястр, полуколонн, наличников и порталов. Храм венчали декоративное пятиглавие и три ряда кокошников, придающих особую праздничную торжественность. Церковь Троицы в Никитниках. 1631-1634 гг. Москва.

Церковь Николы в Хамовниках. XVII в. Москва.


АРХИТЕКТУРА БАРОККО

Характерные черты архитектуры барокко

Обилие пышных декоративных украшений, подчеркнутая театральность, искажение классических пропорций, оптический обман, преобладание сложных криволинейных форм действительно создавали особый, неповторимый облик архитектурных сооружений барокко. Желание удивить, восхитить и даже ошеломить зрителя становилось главной задачей архитекторов.

Самые значительные перемены коснулись оформления фасадов зданий. Размеры дверей, окон стали превышать всякие разумные границы. Фронтоны и наличники приобрели богатые украшения в виде причудливых завитков, гирлянд из листьев, трав и человеческих фигур. От спокойной ясности не осталось и следа.

Излюбленная форма барокко – овал, дающие некоторую неопределенность общей форме.

Характерные особенности становления и развития барокко:

В Италии новый стиль заявил о себе уже в конце 16 – начале 17 в.

В Бельгии, Австрии и на юге Германии – в 18 в.

В России – ближе к середине 18 в.

Голландия, страны Скандинавии, Северная Германия остались равнодушными к барокко.

Во Франции барокко присутствовало во внутреннем убранстве сооружений.

В Англии этот стиль появился в смешанной форме («обароченный классицизм»).

В Испании и Португалии мавританский и готический стили удивительным образом сочетались с барокко.

Шедевры итальянского барокко. Лоренцо Бернини

Родиной архитектурного барокко по праву считается Италия, а столицей – Рим.

Характерные черты итальянского барокко нашли яркое воплощение в творчестве Франческо Борромини и Лоренцо Бернини.

а) Франческо Борромини (1599-1667): в создании криволинейных, изгибающихся поверхностей и прихотливых геометрических сочетаний он не знал равных. Экспрессивность архитектурных форм, стремление к парадности и театральности, контрастность масштабов, игра света и тени – отличало его творческую манеру архитектора. Церковь Сант Аньезе на площади Навона В Риме – одно из лучших творений архитектора.

б) Лоренцо Бернини (1598-1680): по праву называют «гением барокко». Талантливый архитектор, скульптор, живописец, комедиограф, режиссер феерических спектаклей, актер, создатель сложнейших театральных декораций, стал знаменитым уже в 25 лет, работал над формированием архитектурного облика Рима, поражали грандиозность замыслов и смелость их осуществления, необычная работоспособность и тонкий художественный вкус великого мастера.

Главное архитектурное строение - оформление площади перед собором Святого Петра (стр.30).

Создать торжественный подход к главному храму католического мира;

Добиться впечатления единства площади и собора;

Принимать в свои объятия город и весь мир;

Превращаться в колоссальную сцену для проведения торжественных церемоний.

Получилось:

Пространство перед храмом он превратил в единый ансамбль из двух площадей (1 – в форме трапеции, 2 – в форме овала);

В центре огромной площади возведен обклиск, по обеим сторонам которого расположены два фонтана;

Колонны расположены в 4 ряда, все они объединены изгибающейся лентой балюстрады, на которой установлены 96 статуй с изображениями святых.

краткое содержание других презентаций

«Тюменский театр кукол и масок» - В штате театра – на 1 января 2004 г. 17 актеров. Тюмень - 2009. Главный художник с 1991 г. – Сергей Михайлович Перепелкин. Моу сош № 36. Выполнила: ученица 9-а класса Смольникова Алёна Владимировна. История Тюменского государственного театра кукол и масок. О театре.

«Архитектура барокко» - Барокко в архитектуре. Характерные детали барокко - теламон (атлант), кариатида, маскарон. Барокко в современной интерпретации. Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, Б. Ф. Растрелли в России, Ян Кристоф Глаубиц в Речи Посполитой) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Архитектура барокко в России (первая половина XVIII века).

«Архитектура XVII» - Однако сходство с европейским барокко было чисто внешнее. Дивная каменная резьба, многообразие декора, арки с висячими гирьками. Первые портреты назывались «парсунами» (от лат. личность). Зодчество XVII в. также имело тенденцию к светскости, «обмирщению». Заказчиками церквей всё чаще становились купцы и посадские общины. Повторение. Украшено здание двумя поясами лазурных изразцов.

«Британский музей» - В XIX веке Британский музей переживал особенно бурный период роста. Так родилась Британская библиотека. Создание музея было утверждено актом Британского парламента. В 1814-1815 годы парламент выкупил у лорда Эльджина бесценные шедевры из афинского Парфенона. Библиотека. Первоначально музей разместился в Монтегю-хаусе - аристократическом особняке, расположенном в лондонском районе Блумсбери. История. И. Ленин.

«Кукольный театр» - Происхождение кукол. Плоские рисованные куклы прислоняются к экрану и подсвечиваются. Виды театральных кукол. Цели работы. Куклы-автоматы. В театрах Древней Греции куклы использовались при исполнении трагедий. Выполнила Смирнова Юлия, ученица 9 «А» класса. © МОУ СОШ №19, г. Рыбинск, 2007. Что такое сцена? Что такое театр? Главное – силуэт.

«Стили архитектуры 20 века» - Постмодерн. Архитектура. Деконструктивизм. Конструктивизм. Церьковь в Роншоне, Франция Ле Корбюзье. Адмиралтейского наб.к., 15 Галерная ул., 40 модерн. Деконструктивизм как направление в архитектуре 20 века появляется в конце 80-х годов. Модерн. Ф.Л.Райт дом над водопадом. Яцков Юрий 9 ,б”. Органика. Здание почты в Торонто. Отель «Мариото» Сан-Франциско. Библиотека Академии наук. Художественная культура ХХ века. Комплекс концертных залов. Жилой дом.