Анализ финансовых результатов предприятия организации. Анализ финансовых результатов на примере ОАО «Серпуховский завод «Металлист

Санкт-Петербургская юридическая академия

реферат

По дисциплине: Муниципальное право

На тему: Гарантии местного самоуправления

Выполнил:

студент 2 курса

Введение. 2

Глава 1. Понятие гарантий местного самоуправления. 3

Глава 2. Виды гарантий местного самоуправления. 5

2.1. Экономические гарантии. 5

2.2. Политические гарантии. 6

2.3.Организационные гарантии. 8

2.4. Социальные гарантии. 8

2.5. Правовые гарантии. 10

2.6. Правовые формы защиты прав местного самоуправления. 12

Заключение. 13

Тема моей контрольной работы по муниципальному праву звучит следующим образом: Гарантии местного самоуправления. Из множества предложенных тем я выбрал ее неслучайно. Она заинтересовала меня своей актуальностью, фундаментальностью, сложностью и глобальностью поднимаемых в процессе её изучения проблем, а также огромной значимостью, как в теоретическом, так и в практическом плане. На первый взгляд, данная тема может показаться банальной и достаточно легко усвояемой, но, погрузившись в неё более глубоко, убеждаешься в обратном.

Местное самоуправление – это особая сфера жизни общества. Оно представляет собой целостную систему общественных отношений, связанных с территориальной самоорганизацией населения, самостоятельно решающего вопросы местного значения, вопросы устройства и функционирования муниципальной власти. Местное самоуправление можно рассматривать в качестве: основы конституционного строя, права населения на самостоятельное решение вопросов местного значения, формы народовластия. Поэтому местное самоуправление, как очень важное, комплексное и многообразное явление, требует особо тщательного изучения и рассмотрения различных его сторон. Моя работа посвящена исследованию и познанию местного самоуправления с точки зрения его гарантированности.

Главные цели, поставленные в моей работе, заключаются в следующем: более тщательно изучить тему «Гарантии местного самоуправления», делая акцент на основных понятиях, терминах, структурных элементах; познакомится с научной литературой по данной теме и на основании ее анализа попытаться систематизировать накопившиеся знания, сделать определенные выводы и разобраться в основных проблемах, связанных с ней. С выбором темы я определился, вопрос заключается в том, удастся ли мне справиться с поставленной задачей, проникнуть в глубины рассматриваемого вопроса и не ошибиться с выводами.

Важнейшим и необходимым условием полного и эффективного осуществления задач и функций местного самоуправления является гарантированность его прав. Что под этим подразумевается? Среди правоведов существуют различные подходы к определению понятия «гарантии местного самоуправления», я хочу рассмотреть основные из них.

Кутафин О. Е. и Фадеев В. И. под гарантиями местного самоуправления понимают всю совокупность условий и средств, обеспечивающих реализацию и правовую защиту местного самоуправления. С их точки зрения, гарантии подразделяются на общие и специальные (юридические). В качестве общих гарантий они рассматривают экономические, политические отношения, духовные устои общества, в качестве специальных – определенные правовые средства. Они говорят о гарантиях, как о реально существующих и действующих явлениях реальной жизни, которые, так или иначе, стимулируют развитие местного самоуправления, обеспечивают устойчивость и стабильность в деятельности его органов, создают реальные возможности для наиболее полной реализации норм, устанавливающих компетенцию органов местного самоуправления.

Профессор Князев под гарантированностью понимает обязательство государства в лице региональных и федеральных органов не только не препятствовать законной деятельности различных управленческих структур, но и благоприятствовать ей (вовремя принимать нужные законы), способствовать защите интересов местного самоуправления. Фактически Князев говорит о том, что государство настолько "обязано" местному самоуправлению, что говорить о самостоятельности местного самоуправления невозможно, так как у государства сплошные обязанности, а у местного самоуправления только права. Князев также выделяет общие и юридические гарантии. Под общими понимаются экономические, политические, социальные условия, оказывающие влияние (как позитивное, так и негативное) на процесс самоуправления.

Постовой Н. В. говорит лишь о классификации гарантий, выделяя экономические, организационные и правовые. Он указывает на источники закрепления гарантий: Конституцию РФ, федеральные законы («Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», «Об основах муниципальной службы в РФ» и др.), законы субъектов РФ, уставы муниципальных образований и иные нормативно-правовые акты органов местного самоуправления.

Профессор Говорилин указывает на то, что согласно законодательству, гарантии определяются и обеспечиваются государством. Он поддерживает традиционную классификацию на общие и специальные (правовые) гарантии, но рассматривает их по иному основанию - с точки зрения субъектов гарантированности: гарантии населения муниципального образования, гарантии прав отдельных граждан, гарантии прав органов и должностных лиц местного самоуправления. Фактически в муниципальном праве это единственная классификация, проведенная не по предметному, а субъектному принципу.

Васильев Р. Ф. классифицирует гарантии местного самоуправления на экономические, политические, организационные, воспитательные и правовые. Он рассматривает первые четыре группы гарантий в более широком плане, чем правовые, но не так широко, как Кутафин О. Е., и не признает их как реально сложившиеся условия.

Таким образом, в муниципальном праве сложились различные понимания гарантий местного самоуправления:

1. Гарантии понимаются как реально существующие условия и средства, обеспечивающие реализацию местного самоуправления.

2. Как совокупность правовых норм, гарантирующих осуществление местного самоуправления.

3. Гарантии местного самоуправления рассматриваются в первых двух смыслах сообща, это точка зрения большинства.

В отношении классификации можно сказать, что практически все авторы базируются на предметном критерии и выделяют: политические, экономические, социальные, правовые и т.д. гарантии.

Экономические гарантии рассматриваются в виде самостоятельного вида. Экономические гарантии составляет экономическая система общества, в основе которой лежит свобода экономической деятельности, свобода предпринимательства, разнообразие и равноправие форм собственности, их равная правовая защита. Этот подход, в определенном смысле, можно назвать социологическим.

С правовой точки зрения, надо выделять в виде экономических гарантий муниципальную собственность, иные формы собственности, влияющие на развитие местного самоуправления, а также принцип финансово-экономической самостоятельности местного самоуправления.

Профессор Князев детализирует экономические гарантии местного самоуправления, выделяя в их структуре:

· Во-первых, принцип признания и равной защиты государством муниципальной собственности.

· Во-вторых, возможность нахождения в муниципальной собственности земли и природных ресурсов.

· В-третьих, самостоятельное решение населением, органами местного самоуправления вопросов владения, распоряжения и пользования муниципальной собственности.

· В-четвертых, в случае наделения органов местного самоуправления отдельным государственными полномочиями, передача им необходимых материальных и финансовых ресурсов в полном объеме.

Финансовая самостоятельность местного самоуправления является важной экономической гарантией, она проявляется:

· В принципе самостоятельности формирования, утверждения и исполнения местного бюджета.

· Право органов местного самоуправления устанавливать местные налоги и сборы.

· Право выпускать местные займы, лотереи, получать и выдавать кредиты, создать муниципальные банки и иные учреждения

· Право на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений органов государственной власти.

Постовой Н. В., обращая внимание на экономические гарантии, относит к таковым муниципальную собственность, финансовые ресурсы, которыми располагает местное самоуправление, возможность нахождения в собственности муниципального образования земли и природных ресурсов, формирование достаточной налогооблагаемой базы за счет развития местного производства.

На сегодняшний день существует два основных взгляда на экономические гарантии:

1. Как система факторов в области муниципального образования, прежде всего, экономических.

2. Не как совокупность, а как единая экономическая гарантия, в рамках которой рассматриваются все остальные факторы.

Под политическими гарантиями местного самоуправления традиционно понимается политико-правовой режим государства, а именно система государственной власти, основанная на принципах разделения властей, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти её субъектов, принципе идеологического многообразия, осуществление народовластия непосредственно и через органы местного самоуправления, самостоятельность органов местного самоуправления в пределах их полномочий, полнота и гарантированность прав и свобод человека и гражданина и некоторые другие гарантии.

Васильев Р. Ф. указывает на то, что политические гарантии предполагают наличие государственной воли осуществлять и поддерживать развитие местного самоуправления, однако саму суть политических гарантий он не раскрывает.

Коваленко выделяет организационно-политические гарантии, понимая под ними, демократический характер политического режима в стране, который обеспечивает предоставление населению не только права на местное самоуправление, но и поддержку и защиту этого права. Анализируя его позицию, можно сделать вывод о том, что он не относит к политическим гарантиям реально сложившиеся отношения, а принимает во внимание только нормативно закрепленные принципы и определение прав, вне зависимости от степени их действительной реализованности.

Ряд учёных под политическими гарантиями понимает политические основы местного самоуправления, а их рассматривает, как совокупность правовых норм и принципов, закрепляющих политическое и идеологическое многообразие в рамках муниципального образования, а также правовое закрепление прав и свобод человека.

Дмитриев: «Политические права и свободы нацелены на активное вовлечение в политическую жизнь местных сообществ и именно от них зависит устойчивость местного самоуправления, реальность демократизма в местных сообществах».

Практически никто из исследователей не обращает внимания на особую гарантированность политической самостоятельности органов местного самоуправления. Это не случайно, ведь под политическими гарантиями рассматриваются либо собственно политические гарантии, либо правовые гарантии, обеспечивающие некоторые аспекты политической деятельности.

Под организационными гарантиями понимаются организационные основы местного самоуправления, принципы определения компетенции органов местного самоуправления, принципы обеспечения организационной самостоятельность местного самоуправления.

Постовой Н. В.: «Организационные гарантии создают условия для осуществления гражданами права на местное самоуправление в виде непосредственной и представительной форм демократии». Доказывая это, он говорит о том, что граждане в Конституции РФ, федеральном законодательстве, получили право на местный референдум, на институт муниципальных выборов и отзыва депутата, правотворческую инициативу и т.д.

Васильев Р.Ф. отмечает то, что организационные гарантии направлены на создание и поддержку демократического порядка формирования и деятельности структур местного самоуправления, на использование форм прямого волеизъявления населения, подготовку кадров для органов местного самоуправления и т.д.

Коваленко, прежде всего, обращает внимание на право муниципального образования на объединения и считает это право прочной организационной гарантией местного самоуправления.

В целом можно констатировать слабую разработанность этой темы в нашей юридической науке.

О социальных гарантиях местного самоуправления стали говорить после принятия Конституции РФ. Согласно Конституции, РФ провозглашена социальным государством, следовательно, это относится и к местному самоуправлению. Социальные гарантии с этой точки зрения означают гарантированность прав и свод в экономической и социальной сфере, в культурной жизни общества, гарантированность прав и свобод человека на уровне местного самоуправления. При этом речь идет о гарантированности образования, культуры, семьи, здравоохранения и иных социальных вопросов на местном уровне.

Когда речь идет о социальных гарантиях, особо рассматриваются гуманистические основы местного самоуправления, под которыми понимаются такие основополагающие принципы, которые закрепляют правовое положение человека, его права и свободы в качестве высшей ценности. Когда речь идет о закреплении прав и свобод, то предполагается их распространение абсолютно на всех людей:

· Без дискриминации.

· Осуществление со стороны органов государства и местного самоуправления действий по обеспечению этих прав.

· Признание прав и свобод человека и гражданина основой любых правовых отношений, в том числе и на местном уровне. Исходя из этого, права и свободы должны выступать главным ориентиром при принятии нормативных актов органами государственной власти и местного самоуправления, и при применении данных нормативных актов.

Профессор Коваленко среди социальных гарантий выделяет такие, как развитие социальной структуры общества, формирование основных социальных групп с определенными социально-экономическими интересами и потребностями, институты гражданского общества. Иными словами под социальными гарантиями он понимает реально сложившиеся условия существования и развития местного самоуправления.

Наряду с социальными гарантиями, он выделяет духовные гарантии , включая в них систему духовных ценностей человека, включая ментальность людей (так как ментальность, ориентированная на участие в местном самоуправлении, является гарантией от злоупотребления властей, и является предпосылкой самостоятельности местного самоуправления). Кутафин О. Е. и Фадеев В. И. также выделяют духовные гарантии в отдельный вид, но при этом практически ничего не говорят о гарантиях социальных.

В заключении можно сказать, что этот вид гарантий изучен недостаточно, ведущую роль в их познании играют работы Дмитриева и Коваленко.

Под правовыми гарантиями понимаются юридические гарантии местного самоуправления, целью которых является обеспечение правовыми средствами организации материально-финансовой самостоятельности местного самоуправления в решении вопросов местного значения, а также защита прав местного самоуправления и создание благоприятной возможности для их наиболее полной реализации. Правовым гарантиями признаются:

1. Положение ст.12 Конституции РФ о том, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

2. Самостоятельность определения населением структуры органов местного самоуправления, а также обязательное наличие на территории муниципального образования хотя бы одного выборного органа местного самоуправления.

3. Организационная самостоятельность местного самоуправления, его обособление в сфере управления, в том числе и в области кадровой политики, когда формирование органов и назначение должностных лиц находится в ведении муниципального образования.

4. Наличие собственной компетенции органов местного самоуправления, прежде всего, по решению вопросов местного значения.

5. Право муниципального образования иметь собственную символику, которая бы отражала исторические, культурные, социально-экономические, национальные и иные традиции.

6. Учет мнения населения при изменении границ территорий, в пределах которых осуществляется местное самоуправление.

7. Контроль государственных органов за деятельностью органов местного самоуправления, этот контроль имеет пределы, обусловленные организационной самостоятельностью муниципального образования.

Постовой Н. В. определяет правовые гарантии как совокупность правовых норм, обеспечивающих деятельность всей системы местного самоуправления, при этом он утверждает, что гарантии местного самоуправления измеряются силой нормативных актов, применяемых в системе местного самоуправления, обязательностью исполнения нормативных актов и ответственностью за их неисполнение.

Васильев Р. Ф. говорит о правовых гарантия, ссылаясь на одноименную главу в законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". При этом он говорит об обязательности решений, принятых местным самоуправлением (органами и населением), говорит о самостоятельности органов местного самоуправления в принятии решений и о том, что самостоятельность гарантируется положением об отмене незаконных решений местного самоуправления. Согласно этому положению, органы, осуществляющие надзор за местным самоуправлением, могут обжаловать в судебном порядке противоречащие закону решения местного самоуправления, а не безусловно их отменить в административном порядке.

Ряд учёных традиционно рассматривает предусмотренные законодательством гарантии и включает в них запрет на ограничение прав местного самоуправления, обращая внимание на обязательность решений, принятых путем прямого волеизъявления гражданами.

Традиционным правовым гарантиям в литературе отводится значительная роль. Эти гарантии являются общепризнанными. Основой правовых гарантий являются соответствующие нормативные акты, которые устанавливают ответственность, и нормы-принципы. Правовые принципы отражаются конституционными положениями и положениями закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". В региональном и муниципальном законодательстве также закрепляются правовые гарантии местного самоуправления.

Конституция РФ, федеральное законодательство, законодательные и иные правовые акты субъектов РФ устанавливают систему правовых мер, направленных как на защиту нарушенных прав местного самоуправления, так и на предупреждение подобных нарушений.

Одновременно выделяется круг субъектов - потенциальных нарушителей, действия которых органы местного самоуправления могут обжаловать в судебном порядке. Прежде всего, речь идет:

1. О государственных органах и их должностных лицах.

2. Об органах и должностных лицах местного самоуправления.

3. О предприятиях, учреждениях и организациях.

4. Об общественных объединениях.

Таким образом, право на судебную защиту играет особую роль во всей системе правовых гарантий местного самоуправления. Необходимо отметить то, что в суд могут обращаться не только органы и должностные лица местного самоуправления, но и граждане, проживающие на территории муниципального образования.

Сегодняшнее законодательство не позволяет органам местного самоуправления защищать свои права в Конституционном суде, вернее можно защищать соответствующее право в Конституционном суде только путём обращений граждан. В основном все исследователи рассматривают судебную защиту прав местного самоуправления, как вид правовой гарантии прав местного самоуправления. Практически все авторы отмечают, что видимо это неправильно, что законодатель лишил органы местного самоуправления права обращать в Конституционный суд РФ (и намекают на необходимость устранения этого ограничения). Традиционно право на судебную защиту, согласно российскому законодательству, органов местного самоуправления трактуется более широко, чем в европейской хартии о правах местного самоуправления (там не говорится о гражданах, а только об органах местного самоуправления). В суд могут быть обжалованы акты как нормативного, так и индивидуального характера.

Гарантией правовой защиты местного самоуправления является обязательность решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов и должностных лиц местного самоуправления.

Также правовая защита местного самоуправления гарантируется определенными государственными органами, которые в рамках своих полномочий обеспечивают защиту прав местного самоуправления, учет их интересов при осуществлении государственной политики в различных сферах жизни общества.

Правовая защита интересов и прав местного самоуправления обеспечивается федеральными и региональными программами развития местного самоуправления. Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 1995 г. утверждена Федеральная программа государственной поддержки местного самоуправления, реализация которой рассчитана на 1996-1998 гг.

Обеспечению правовой защиты местного самоуправления служит также право муниципальных образований объединяться в союзы и ассоциации, главная цель которых – координация деятельности муниципальных образований, более эффективное осуществление своих прав и интересов.

Мне кажется, что сформированные в начале работы задачи удалось разрешить, а поставленные цели – достичь. По крайней мере, я старательно рассматривал и изучал различные подходы к теме «Гарантии местного самоуправления», подчеркивая для себя много важного и интересного. На основании анализа работ ряда авторов, я попытался систематизировать их взгляды воедино, сделать определенные выводы и умозаключения. В своей контрольной работе я рассмотрел основные вопросы по данной теме; понятие гарантий местного самоуправления и все его виды, посвятив каждому виду отдельную главу. Я показал всю важность и значимость рассматриваемой темы, все сложности при её изучении.

Да, необходимо отметить, что, в процессе работы над данной темой я столкнулся с определёнными трудностями. Для меня они начались в ходе теоретического восприятия написанного правоведами на эту тему. Я рассмотрел несколько подходов различных специалистов в области муниципального права к определению понятия гарантий местного самоуправления и их классификации. Позиции и доводы были зачастую противоречивы, но в тоже время весьма убедительны, некоторые авторы делали акцент лишь на какие-то определенные виды, упуская или практически не затрагивая другие. Поэтому я пытался понять не кто из них прав, а что из сказанного ими наиболее соответствует современному состоянию местного самоуправления, его гарантированности. Понять и отобразить в своей работе.


1. Конституция Российской Федерации. М. Проспект, 2000.

2. Федеральный Закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28 августа 1995 г.

3. Баглай М. В. Конституционное право РФ. М. Норма, 1999.

4. Баранчиков В.А. Муниципальное право. М. Норма, 2000.

5. Дмитриев Ю.А. Муниципальное право Российской Федерации. М. Юристъ, 2000.

6. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. М. Юристъ, 2001.

7. Кутафин О. Е. и Фадеев В. И. Муниципальное право Российской Федерации. М. Юристъ, 1997.

8. Постовой Н. В. Муниципальное право России. М. Юриспруденция, 2001.

Муниципальное право РФ

Г. Н. Чеботарев, М. А. Черепанов, А. А. Шишкин

I. ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Раздел 6. Гарантии местного самоуправления. Ответственность местного самоуправления

ТЕМА 1. Понятие и система гарантий местного самоуправления

План:
1. Понятие гарантий местного самоуправления.

1. Понятие гарантий местного самоуправления.
Гарантии местного самоуправления - это совокупность условий и средств, обеспечивающих реализацию и защиту прав населения муниципального образования на осуществление местного самоуправления.
Деятельность органов местного самоуправления, реализация их прав осуществляется в определенных социально-экономических и политических условиях, которые оказывают влияние на процесс самоуправления. Поэтому в качестве общих гарантий прав местного самоуправления можно рассматривать те экономические, политические отношения, духовные устои и ценности общества, которые стимулируют развитие местного самоуправления, обеспечивают устойчивость и стабильность в деятельности органов местного самоуправления, создают реальные возможности для наиболее полной реализации полномочий органов местного самоуправления.
Специально-юридические гарантии местного самоуправления представляют собой правовые средства обеспечения осуществления местного самоуправления, защиты его прав и создания благоприятных условий для наиболее полной реализации функций.
2. Система гарантий местного самоуправления.

ГАРАНТИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.
- совокупность условий и средств, обеспечивающих реализацию
прав местного самоуправления и их правовую защиту

ОБЩИЕ СПЕЦИАЛЬНО-ЮРИДИЧЕСКИЕ

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДУХОВНЫЕ др.
- признание права - не входят в систему правосознание обязательность
муниципальной органов государства; и правовая культура принимаемых
собственности; - структура определяется населения актов
- возможность самостоятельно;
нахождения в мун. -изменение границ только
собственности с согласия местного
земли и др. при- сообщества;
родных ресурсов; - запрет на ущемление право на
- самостоятельное прав; судебную
распоряжение - контроль ограничен защиту
собственностью; судебной процедурой закрепление
- самостоятельность в компетенции в
реализации бюджетных Конституции РФ
прав; и федеральных законах
- местные налоги и сборы

Различают два вида гарантий: общие и специально-юридические.
Общие гарантии делятся на:
а) экономические:
- признание и равная защита государством муниципальной собственности наряду с иными формами собственности (ст. 8 Конституции РФ);
- возможность нахождения в муниципальной собственности земли и других природных ресурсов (ст. 9 Конституции РФ);
- самостоятельное решение населением вопросов владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью (ст. ст. 130, 132 Конституции РФ);
- передача необходимых материальных и финансовых средств при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями (ст. 132 Конституции РФ);
- самостоятельность местных бюджетов (ст. 132 Конституции РФ);
- право установления местных налогов и сборов (ст. 132 Конституции РФ);
- право на дотации и субвенции (ст. ст. 36, 37 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления");
- право на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти (ст. 133 Конституции РФ);
б) политические:
- принцип разделения властей по вертикали, как составная часть политико-правового режима государства, частью которого можно считать наличие муниципальной власти (ст. ст. 10, 12 Конституции РФ);
- принцип разграничения полномочий между федерацией, органами государственной власти регионов и органами местного самоуправления, наличие законодательно определенных вопросов местного значения, а, следовательно, определение исключительной компетенции местного самоуправления в решении вопросов местного значения (ст. ст. 4-6 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления");
- природа местного самоуправления, заключающаяся в признании за местным самоуправлением одинакового с государственной властью источника - народа РФ, следовательно, признание публичного характера муниципальной власти;
в) организационные;
- исключение органов местного самоуправления из системы органов государственной власти (ст. 12 Конституции РФ);
- принцип самостоятельного определения населением структуры органов местного самоуправления (ст. 131 Конституции РФ);
- принцип учета мнения населения при изменении границ территорий, на которых осуществляется местное самоуправление (ст. 131 Конституции РФ);
г) духовные:
- система духовных ценностей и ориентаций человека в обществе и общества в целом;
- правосознание и правовая культура населения;
- учет национальных, исторических, культурных особенностей, традиций и обычаев конкретных территорий (ст. 2 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления").
Специально-юридические гарантии делятся на:
а) формально-юридические, представляющие собой закрепление местного самоуправления, его прав и гарантий в нормативно - правовых актах, в т.ч. в Конституции РФ, федеральных законах и законах субъектов РФ;
б) судебные, представляющие собой:
- возможность судебной защиты прав муниципальных образований;
-судебный порядок отмены решений, принятых населением или органами местного самоуправления (ст. 133 Конституции РФ, ст.46 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления");
в) ограничительные, представляющие собой:
- запрет на ограничение прав муниципальных образований, предоставленных Конституцией РФ и Федеральными Законами (ст. 133 Конституции РФ, ст. 43 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления");
- устанавливающие пределы государственного контроля за деятельностью местного самоуправления (п. 14 ст. 4, ст. ст. 49, 51 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления");
г) принудительные, представляющие собой закрепление обязательности правовых актов, принятых населением и органами местного самоуправления в пределах их компетенции, для предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан, находящихся на территории соответствующего муниципального образования (ст. 44 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления").

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:
1. Определите понятие гарантий местного самоуправления.
2. Какова система гарантий местного самоуправления?
3. Назовите общие гарантии местного самоуправления.
4. Назовите специальные гарантии местного самоуправления.

ТЕМА 2. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления.
План:
1. Понятие ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления.

1. Понятие ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления.
Ответственность представляет собой связь между двумя субъектами, при которой одна сторона (субъект ответственности), обладающая свободой воли и выбора, обязывается в силу своего статуса строить свое поведение в соответствии с ожидаемой моделью, а другая сторона (инстанция ответственности) контролирует, оценивает такое поведение и (или) его результаты и вправе определенным образом реагировать.
Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления относится к специфическому виду ответственности - конституционной ответственности.
2. Виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

ГОСУДАРСТВО
1. За нарушение Законов 2. За неисполнение
переданных полномочий

ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
за ущерб, причиненный
утрата доверия неправомерными
действиями,
решениями
ЮРИДИЧЕСКИЕ
НАСЕЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИЕ
ЛИЦА

По инстанции ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления подразделяется на:
1) ответственность перед населением муниципального образования.
Природа - выборный характер органов и должностных лиц. Поскольку население выбирает их, доверяя осуществлять свои полномочия, следовательно, вправе и спрашивать за качество выполнения таких функций.
Основание - утрата доверия.
Реализуется в виде досрочного прекращения полномочий (Думы, депутата, Главы муниципального образования) в случаях:
а) положительного результата голосования об отзыве в соответствии, например, с Законом Тюменской области "Об отзыве выборного лица местного самоуправления в Тюменской области";
б) самороспуска;
формы - отзыв (депутата, Главы);
- роспуск (Думы);
2) ответственность перед государством.
природа:
- территориальный характер местного самоуправления. Местное самоуправление осуществляется в границах территории Российского государства, следовательно в полном объеме подпадает под его юрисдикцию и обязано соблюдать и подчиняться действующему законодательству РФ и ее субъектов;
- членом муниципального образования является в первую очередь гражданин РФ, который не теряет этой правовой связи с государством. Следовательно государство, доверяя заботу о гражданине местному самоуправлению, не снимает с себя ответственности за него и вправе спрашивать с органов и должностных лиц за качество жизни граждан;
- к компетенции органов местного самоуправления относятся также отдельные государственные полномочия, переданные на время или на постоянной основе. Следовательно, государство, как передавший субъект, вправе контролировать осуществление переданных функций и применять меры ответственности в случае отрицательного результата.
основания:
а) нарушение Законов РФ или субъектов РФ;
реализуется в виде досрочного прекращения полномочий соответствующего лица или органа.
Форма определена в ст. 49 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления".
В Тюменской области, например, существует прецедент реализации этого вида ответственности принятием Закона Тюменской области "О прекращении полномочий главы Горьковского муниципального образования Тюменского района Кирилловой Т. Ф. и назначении новых выборов";
б) ненадлежащее осуществление переданных полномочий;
реализуется в виде изъятия полномочий.
Формы предусматриваются соответствующим законом о передаче полномочий.
В Тюменской области, например, действует Закон "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере использования лесов", определяющий, что если при осуществлении государственных полномочий, переданных Законом, органы местного самоуправления систематически нарушают Лесной кодекс Российской Федерации, другие нормативные правовые акты Российской Федерации и Тюменской области, регулирующие лесные отношения, в областную Думу вносится предложение о прекращении исполнения органами местного самоуправления переданных полномочий. Прекращение осуществления переданных государственных полномочий в сфере использования лесов закрепляется областным законом. Принятие областного закона о прекращении осуществления органами местного самоуправления переданных государственных полномочий в сфере использования лесов влечет за собой прекращение поступления финансовых средств, передаваемых для их реализации, в порядке, установленном областным законодательством;
3) ответственность перед юридическими и физическими лицами;
природа - в административном характере взаимоотношений между органами местного самоуправления и лицами, находящимися на территории муниципального образования, который позволяет органам издавать общеобязательные нормы, а лиц обязывает им подчиняться. Поскольку нет никакой гарантии того, что эти нормы будут законными и обоснованными и не нарушающими или ущемляющими права лиц, последние должны иметь право воздействия на орган или лицо, принявшее такой акт.
Основание - ущерб от неправомерных действий и решений.
Реализуется в виде отмены, изменения акта и возмещения ущерба.
Формы - добровольное;
- судебное.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:
1. Определите понятие и классифицируйте ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления.
2. Назовите виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления.
3. Определите природу и основания ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением муниципального образования.
4. Определите формы и порядок применения ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением муниципального образования.
5. Определите природу и основания ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством.
6. Определите формы и порядок применения ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством.

Юридические гарантии представляют собой правовые средства обеспечения деятельности местного самоуправления. В законодательстве еще можно встретить термин «правовые гарантии местного самоуправления». Между общими и специальными гарантиями существует тесная взаимосвязь. Общие гарантии являются определяющими по отношению к специальным, обуславливают существование последних. В то же время специальные средства представляют правовую форму выражения общих гарантий. По мнению Н.Л. Пешина, юридические гарантии можно разделить на общие и специальные. К общим гарантиям относятся конституционные гарантии, гарантии, закрепленные в федеральном законодательстве, и гарантии, закрепленные в законодательстве субъектов Российской Федерации. Специальные же гарантии - это дополнительные меры, устанавливаемые с целью обеспечения осуществления местного самоуправления с учетом специфики той или иной сферы общественных отношений. В свою очередь специальные гарантии могут быть закреплены как в Конституции Российской Федерации, федеральном законодательстве, так и в законодательстве субъектов Российской Федерации. Думается, что данный подход требует некоторого уточнения. Следуя подобной логике, среди общих гарантий можно было бы выделить и гарантии, закрепленные в уставах муниципальных образований и нормативных актах органов местного самоуправления, которые также содержат правовые средства обеспечения деятельности местного самоуправления. Мнения о том, что в уставах муниципальных образований могут содержаться гарантии местного самоуправления, придерживаются и другие ученые. В уставы муниципальных образований включаются положения об организации местного самоуправления, о компетенции и порядке деятельности органов местного самоуправления. Следовательно, в них конкретизируются гарантии местного самоуправления, содержащиеся в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов Российской Федерации. Юридические гарантии по своему характеру могут быть материальными и процессуальными. Например, право на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, закрепленное в статье 133 Конституции Российской Федерации, является материальной гарантией. Процессуальной же гарантией будет порядок компенсирования данных расходов, определенный в федеральном законодательстве, где указывается, что размер компенсации определяется одновременно с принятием соответствующего решения теми органами, которые приняли это решение. Решения органов государственной власти, влекущие дополнительные расходы органов местного самоуправления, реализуются органами местного самоуправления в пределах переданных им в качестве компенсации средств. В зависимости от целевого назначения специальные (юридические) гарантии можно разделить на три группы:

1) Гарантии, обеспечивающие финансовую и экономическую самостоятельность местного самоуправления.

Самостоятельность местного самоуправления возможна лишь при наличии соответствующих материально-финансовых ресурсов, которые должны быть соразмерны тем функциям и полномочиям, которые законодательство закрепляет за органами местного самоуправления.

Важнейшей общей гарантией, обеспечивающей самостоятельность местного самоуправления в решении вопросов местного значения, выступает закрепляемая законодательством финансово-экономическая база местного самоуправления.

Закон о местном самоуправлении 2003 года закрепляет в качестве обязательных атрибутов муниципального образования муниципальную собственность и местный бюджет. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, которая признается и равным образом защищается государством наряду с другими формами собственности. Органы местного самоуправления вправе совершать с муниципальным имуществом любые сделки, разрешенные законом. Органы местного самоуправления вправе создавать предприятия, учреждения, и организации для осуществления хозяйственной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации. Они определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий, учреждений и организаций, утверждают их уставы, назначают и увольняют руководителей данных предприятий, учреждений и организаций. Соответствующие органы государственной власти обязаны финансировать осуществление отдельных государственных полномочий, которые законом могут быть переданы органам местного самоуправления. Кроме того, они обязаны компенсировать органам местного самоуправления дополнительные расходы, вызванные решениями, принятыми федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Финансовая самостоятельность местного самоуправления гарантируется конституционным правом органов местного самоуправления самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный бюджет;

2) Гарантии, обеспечивающие организационную самостоятельность местного самоуправления. К гарантиям, обеспечивающим организационную самостоятельность местного самоуправления, относятся закрепляемые законодательством о местном самоуправлении организационные основы местного самоуправления, принципы определения компетенции органов местного самоуправления.

Статья 3 Конституции Российской Федерации устанавливает, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Следовательно, государство признает местное самоуправление в качестве самостоятельного уровня осуществления народом принадлежащей ему власти. Отсюда вытекает, что власть местного самоуправления должна быть организационно обособлена от государственной власти и может действовать в известных пределах автономно.

Гарантиями организационного обособления и самостоятельности местного самоуправления в системе управления обществом и государством являются:

1. Закрепляемое статьей 12 Конституции Российской Федерации положение о том, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Это означает, что органы местного самоуправления не являются звеньями единой иерархической системы органов государственной власти, построенной на основе принципов строгой подотчетности нижестоящих органов вышестоящим, руководства вышестоящих органов нижестоящими органами (что было характерно для советской организации власти на местах).

2. Самостоятельность определения населением структуры органов местного самоуправления гарантируется Конституцией Российской федерации (ст. 131). Следовательно, население вправе непосредственно (например, путем референдума), а также через выборные органы местного самоуправления определять формы и пути реализации местного самоуправления, его организационную структуру и процедуры деятельности.

В соответствии со статьей 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. Устав муниципального образования, отражающий особенности организации и осуществления местного самоуправления и учитывающий исторические и иные местные традиции, принимается представительным органом местного самоуправления или выносится на местный референдум. В нем указываются: структура и порядок формирования органов местного самоуправления; наименование выборных и других органов местного самоуправления; срок полномочий депутатов представительных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления; формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения.

Субъекты Российской Федерации, регулируя деятельность органов местного самоуправления, не вправе предусматривать обязательное формирование каких-либо иных (кроме выборных) органов местного самоуправления.

3. Организационная самостоятельность местного самоуправления, его обособление в системе управления предполагает, что назначение должностных лиц местного самоуправления, образование органов местного самоуправления, кадровая политика находятся в ведении муниципальных образований .

4. Контроль государственных органов за деятельностью органов местного самоуправления имеет известные пределы, обусловленные организационной самостоятельностью муниципальных органов. Решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда.

5. Для самостоятельного решения местных вопросов и возлагаемых на них задач органы местного самоуправления наделяются собственной компетенцией.

Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, устанавливающие нормы муниципального права, не могут противоречить Конституции Российской Федерации, Закону о местном самоуправлении 2003 года, ограничивать гарантированные им права местного самоуправления. Закон закрепляет предметы ведения местного самоуправления, перечисляя вопросы местного значения, которые самостоятельно решаются органами местного самоуправления.

6. Гарантией организационной самостоятельности местного самоуправления является право муниципальных образований иметь собственную символику (гербы, эмблемы, другую символику), отражающую исторические, культурные, социально-экономические, национальные и иные местные традиции.

Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, согласно статье 131 Конституции Российской Федерации допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий. При этом субъекты Российской Федерации устанавливают законом гарантии учета мнения населения при решении вопросов изменения границ муниципального образования ;

3) Судебная и иные правовые формы защиты местного самоуправления.

О судебной форме защиты местного самоуправления речь пойдёт в следующем параграфе.

В некоторых работах гарантии местного самоуправления подразделяются на экономические, организационные и юридические. Но по содержанию они очень похожи на виды специальных (юридических) гарантий.

В зависимости от того, для кого предоставляются гарантии, разделяют гарантии прав населения, отдельных граждан Российской Федерации, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления . Возможно разделение гарантий местного самоуправления и в зависимости от сферы их действия на международно-правовые, внутригосударственные, региональные. Исходя из того, что гарантии местного самоуправления могут содержаться в уставах муниципальных образований, можно также выделить гарантии, действующие на территории муниципального образования. Международно-правовые гарантии закрепляются в Европейской хартии местного самоуправления, которая была ратифицирована в Российской Федерации Федеральным Законом от 11.04.1998 № 55-ФЗ «О ратификации Европейской Хартии местного самоуправления». В соответствии с пунктом 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры являются составной частью правовой системы нашей страны. При этом конвенция распространяет свое действие не только на территорию России, но и на территорию других государств, её ратифицировавших. В ней формулируются такие основополагающие вопросы местного самоуправления как сфера компетенции местного самоуправления, условия осуществления полномочий на местном уровне, правовая защита местного самоуправления и т.д. Внутригосударственные гарантии закрепляются в Конституции Российской Федерации и иных правовых актах государства. Так, ряд гарантий местного самоуправления определен в статьях 131, 132, 133 Конституции Российской Федерации, большое количество гарантий содержится и в целом ряде статей федеральных законов. Эти гарантии действуют на территории всей Российской Федерации. Региональными следует признать гарантии, которые получили свое отражение в законодательстве субъектов Российской Федерации. Региональные гарантии применимы на территории отдельного субъекта федерации. В разных субъектах гарантии могут отличаться друг от друга . Подводя итог, необходимо отметить, что, несмотря на условный характер многих классификаций, они, тем не менее, дают достаточно полное представление о существующих гарантиях местного самоуправления.